Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями





Скачать 128.3 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями
Дата публикации18.08.2014
Размер128.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок

Урок русского языка в 1-м классе

Тема "Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши"


Скотницкая Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

МОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа №2»

Дата проведения урока 23 апреля 2009г.

Тема урока: “Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши»

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

  1. Образовательная: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши.

  2. Развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.

  3. Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка.

  4. Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф Базарного

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник.

Средства обучения для учащихся: учебник, карточки.

Структура урока: 1.Организация внимания учащихся. 2. Гимнастика для пальцев.
3. Чистописание.
4. Развитие учебной мотивации. * Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций. 5. Стимулирование реакций обучающихся. * Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.
* Заучить правила.

Физкультурная минутка.

6. Обеспечение обратной связи. * Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.
* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию.
* Руководство мыслительной деятельностью.

7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

* Контроль и анализ с последующей корректировкой.

8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.
9. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация внимания учащихся

(Презентация - слайд )

Дети выбирают отпечаток ладони, соответствующий цвету своего настроения: жёлтый – радостное, фиолетовый – грустное). Учитель начинает урок со стихотворения и использует его только для организации внимания. (Слайд – Внимание.)

Звенит веселый колокольчик.
Игрушки все свои оставь,
Нам нужно дружно поздороваться.
И у столов красиво встать. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели, На меня все посмотрели.

- Грамоте учиться - всегда пригодится! На каком уроке можно стать грамотеем?

2. Гимнастика для пальцев. Дружат в нашем классе… (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены; касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза)

Девочки и мальчики. (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза)

Мы с тобой подружим… (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены; касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза)

Маленькие пальчики. (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза)

Раз, два, три, четыре, пять… (Касаемся кончиками пальцев левой руки, кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз)

Мы закончили считать . (Хлопки руками – 4 раза)

Раз, два, три, четыре, пять… (Касаемся кончиками пальцев левой руки, кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз)

Начинаем мы писать . (Хлопки руками – 4 раза)

3. Чистописание. 1. Число, месяц. (слайд) 2. Вид работы.

(Переход на слайд – щелчок через 6 секунд звук змеи, через 3 секунды звук жука автоматически.)

- Нам нужно посмотреть фрагмент (слайд) и определить какой звук произносится?

- Давайте все вместе дружно пошипим и пожужжим. Пошипели? Пожужжали?

- Какими буквами на письме обозначаются звуки (ш), (ж)?

Запись в тетрадь: ж, ш

- Следующий вопрос: можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте. (Слайд)

-Что, не получается? А какие это звуки, всегда? (Твердые)

4. Развитие учебной мотивации

(Слайд).

- Сегодня, на уроке русского языка, Муравьишка предлагает отправиться на экскурсию в весенний лес, в гости к … А вот к кому мы с вами узнаем в конце урока.

-Что это за плакат висит на дереве?(Слайд )

- Дождем смыло последние слоги в словах. Восстановите предложения. (Запись жи, ши)

Постараемся определить тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (слайд ) Прочитать тему и цели.

-Что же мы будем делать на уроке? ( Учиться ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ орфограмму в словах, ПРИМЕНЯТЬ правило при написании слов.)

5.Стимулирование реакций учащихся

  • Индивидуальная работа по карточкам.

- Ребята, давайте проверим, правильным ли маршрутом мы идем? А для этого, вам понадобятся карты. Муравьишка их для вас приготовил. (Приложение1 Таблицы со слогами для индивидуальной работы.) На них вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно?

- Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (4)

- Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3)

- Все мы идем правильным маршрутом?

Физкультурная минутка.

В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. (Шаги на месте.) Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по леву шуршит. (Наклоны туловища.) - Ты куда? - К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу. (Наклоны головы.) Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Тихо, Шорох, не шурши. (Приседания.) Навостри-ка уши - Тишину послушай. (Потянулись и сели на место)

  • Работа в парах. (слайд)

Гусеницы объели часть листиков. Восстановите слова.

каранда.. ма .. на стри..



ё .. к мы.. чи..



лы.. .. повник

6. Обеспечение обратной связи.

(Слайд)

Жыли мыши, не тужыли, Шышки на зиму сушыли,

Из шыповника с малиной Чай варили витаминный.

Прочитайте про себя, затем один ребёнок читает вслух. Помогите мышатам исправить ошибки.

- Спишите первую часть стихотворения, вставьте нужные буквы.

- Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.

(Проверка - слайд). Оцените себя сами по шкале. (Приложение 2)

- Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить. (Для каждой строки – щелчок.)

В сочетаниях жи ши
Только и всегда пиши!

- Вот, ведь, как интересно получается: звуки Ж и Ш всегда твердые, но в буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить.

7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений

Работа с учебником. Упр.43

В ходе этой работы нужно добиться того, чтоб ребята четко запомнили орфограммы ЖИ, ШИ.

8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

- Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?

- Звуки Ж и Ш всегда твердые, - Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмма, которую нужно запомнить.
9. Рефлексия

-Вот и закончилось наше путешествие.

(Слайд).

Ваше впечатление и настроение после этого урока?

У домика мышек растет яблоня. -Если урок прошёл отлично и вы остались довольны, сорвите с дерева красное яблоко.

-Если – хорошо, но могло быть лучше, - желтое яблоко.

-Если совсем напрасно было потрачено время на уроке – зелёное яблоко.

Благодарю за урок, всем спасибо.

Дополнительный материал.

  • Послушайте сказку:

“Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.

  • Игра называется “Угадай и запиши последнее слово”. Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь.

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
И понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка) (Подчеркнуть орфограмму)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)

Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин)

Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе … (живот)

  • Вставив недостающие буквы, вы узнаете, что это за животные. И уже лучше запомните, что ЖИ и ШИ пишется через И.

Ё__к и ёр__к — колючи, но всё же
Ё__к и ёр__к совсем не похожи:
Ёр __к при виде врагов не трево_тся,
Ё__к тотчас же пытается съё_ться.

Домик мышат


Приложение 1




КА жи ди


ща Ши ва ры

мо тя Ши
сы

ави гу ча зы

фу

ШИ жи по

ЧУ

ШИ жи



КА жи ди


ща Ши ва ры

мо тя Ши
сы

ави гу ча зы

фу

ШИ жи по

ЧУ

ШИ жи



Пиши чисто, красиво и аккуратно Приложение2






Пиши без ошибок Приложение 2





САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Скотницкая Ольга Геннадьевна

Дата: 23.04.2009 года

Класс: 1 «в»

Предмет: «Русский язык»

Тема: «Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Преподавание русского языка ведется по учебнику

Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. (5 ч в неделю).
Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы»

Была поставлена дидактическая цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

Цель реализовывалась через следующие аспекты:

  1. образовательный: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши.

  2. развивающий: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.

  3. воспитательный: воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка.


Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Это урок освоения новых знаний, десятый урок темы «Звуки и буквы».
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

  1. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается отгадать загадки, решить кроссворд и отгадать ключевое слово, раскрывающее тему и цели данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, в данном уроке – кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

( Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный (карточки с заданиями). )

Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали загадки-слайды, обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.

На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстрации в справочной литературе) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды, с работой по учебнику и в рабочих тетрадях и практическим ().

По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась компьютерная программа, позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.

Завершающим этапом была подведение итогов, оценка учащимися своих результатов урока.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о далёком прошлом Земли, познакомились с удивительными животными прошлого – динозаврами, учились рассуждать, логично излагать свои мысли, использовали в речи новые для себя термины.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, я использовала метод эмоционального стимулирования. Стихотворения, физкультминутки. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. Следует отметить, что почти 30 процентов учащихся слабо успевают, и основное внимание уделяла привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. (Сильные учащиеся)

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера). Если использовать мультимедийные технологии на уроках , то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено.
Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка Тема : Проверка написания слов с парными согласными на конце слова
Развивать умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное, обосновывать написание проверяемого слова
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка. 1 класс. Тема: «Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща.»
Формировать у учащихся навык правописания слов с с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Закреплять другие изученные правила
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconТема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
План – конспект урока русского языка в 1 классе умк «Планета знаний» с икт и электронного приложения
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка в 7 классе, 1 час Тема: «Различие частицы не и приставки не»
Цель: систематизировать знания учеников о частице не и приставке не, развивать орфографические и пунктуационные навыки, учиться различать...
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка в первом классе тема: обобщающий урок “прощай азбука”
Цель: повторить основные вопросы из пройденного, проверить уровень усвоения пройденного материала, закрепить навыки звуко-буквенного...
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов...
Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала...
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка во 2 классе Тема: «Произношение и обозначение...
Обучающая: создать условия для углубления знаний о парных согласных, для овладения учащимися практических умений и навыков проверки...
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «Разделительный мягкий знак»
Познакомить с правилом употребления ь,формировать умение соотносить произношение слова и его написания
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconТема: Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
Зун на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать...
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка во 2 классе. Тема урока: «Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»
Оборудование: учителя презентация к уроку, карточки со слогами, карточки с текстом с ошибками для работы в парах, выставка толковых...
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка в 3-м классе «Б» по теме «Непроизносимые согласные»
Объяснить, какие согласные считаются непроизносимыми, учить проверять написание слов с непроизносимыми согласными, развивать навык...
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconДидактический материал к уроку русского языка в 7 классе
Задание Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание суффиксов к и ск в прилагательных
Проследить закономерность образования прилагательных с суффиксами к и ск, и их написание
Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями iconУрок русского языка в 7 классе Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Восстановите алгоритм рассуждения о слитном и раздельном написании не с причастиями


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск