Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс





НазваниеУчебнику Л. Н. Боголюбова. Класс
страница1/7
Дата публикации06.09.2014
Размер0.95 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Право > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7
Рабочая программа курсу Обществознания для 10 класса (базовый уровень) по учебнику Л.Н. Боголюбова.
Класс: 10

Уровень: базовый

Учитель: Янченко Алла Константиновна

Количество часов за учебный год – 68, в неделю – 2 часа.

Планирование составлено на основе примерных программ по учебным предметам (обществознание)

Всеобщая история:

  1. учебник: Обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., Просвещение, 2008 г.

Пояснительная записка

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
 Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическаяфункция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
  Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знанийоб экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениямиполучать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опытаприменения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, т.е. на 2 часа в неделю.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов


Планируемые результаты изучения курса обществознания


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать

· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;

·  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;

· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;

· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:

· характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; 

· анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

· раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

· осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

·   применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

· совершенствования собственной познавательной деятельности;

· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

· предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;        

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ



  Базовый уровень. (68 ч).
Раздел 1. Общество и человек (16ч).
Глава 1. Общество (4 ч).
   Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.
    Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Глава 2. Человек (12 ч).
    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
   Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
    Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
     Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
     Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 ч).
Глава 3. Духовная культура (8 ч).
    Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
     Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
     Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
      Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Глава 4. Экономика (4 ч).
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
Глава 6. Социальная сфера (14 ч).
  Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
  Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
  Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
  Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
   Глава 7. Политическая сфера (11ч).
    Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
    Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
     Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
     Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
      Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Раздел 3. Право.
Глава 8. Право как особая система норм (11 ч).
      Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
  Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
   Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.
  Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
  Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
Повторение (4часа)


Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


I.Учебники.
1. Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009.- 414 с.
2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова
3. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбовой
II. Дополнительная литература для учеников
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2008. – 480 с.
2. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2008. – 320 с.
3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2009
III. Методическая литература для учителя
1. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2009. – 384 с.
2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 320 с.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2009. – 160 с.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов  и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2009.- 159-191 с.
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
6. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2009. – 288 с.
7. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. — М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 160 с.
8. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово — РС», 2009. – 224 с.
9. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск: «Курсив»,2009. – 340 с.
10. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009. – 192 с.
IV. Материалы для проведения тестирования.
1. Обществознание: Тесты для 11 кл. варианты и ответы централизованного тестирования – М.: Центр тестирования МО РФ, 2009. – 107 с.
2. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2005. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 144 с.
3. Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство «Экзамен», 2009.- 96 с.
4. Тесты. Обществознание 11 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2009. – 96 с.
5. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
V. Нормативные документы.
1. Стандарт среднего (полного)  общего образования по обществоведению (базовый уровень)
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию.

VI. Учебный кабинет оборудован необходимой аудиовизуальной техникой, компьютерной техникой. С помощью копировальной техники осуществляется более качественная организация учебной деятельности за счет оснащения образовательного процесса необходимым раздаточным материалом.



Календарно – тематическое планирование



урока

Тема урока

Деятельность учащихся

Форма
контроля

Формируемые общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Параграф
(или страница учебника)

с начала года

по теме




4

Общество.

1 -2

1-2

Что такое общество.

Эвристическая беседа с опорой на актуализацию знаний, знакомство со структурой учебника, комментирование целей урока, классическая рефлексия




- оперирование понятиями: общество, природа, культура - работа с основными компонентами учебника - определение индивидуальных и коллективных учебных задач - сравнение полученных результатов с учебной задачей

§ 1 читать

Зад. 1,3 письменно


3 — 4

3 — 4

Общество как сложная динамическая система

Школьная лекция, самостоятельная работа с текстом учебника

тест

оперирование понятиями: система, сферы жизни общества, социальные институты, - работа с основными компонентами учебника

-выявление существенных признаков объекта

- определение соотношения компонентов объекта

- составление на основе текста таблицы, схемы

-составление тезисов, конспектирование

§ 2 читать, зад. 2




12

Человек.

5 -6

1-2

Природа человека

Урок – практикум по формированию умений с использованием презентации, словарей, дополнительного текста учебника, эвристических заданий.Рефлексия




-оперирование понятиями: человек, индивид, антропосоциогенез, эволюция,- работа с основными компонентами учебника,

- установление причинно-следственных связей

- использование различных видов информации

§ 3 читать, отвечать на вопросы

7-8

3-4

Человек как духовное существо

Урок-беседа с элементами самостоятельной работы. Составление конспекта «Формы проявления морали»

Составление таблицы: «Типы мировоззрения»

Рефлексия

Работа над документами

-оперирование понятиями: духовная жизнь, ценности, мораль, идеал, совесть, гражданственность, патриотизм, мировоззрение

работа с основными компонентами учебника

- составление тезисов, конспектирование

§ 4 читать

Зад. 1,3,4 - устно

9-10

5-6

Деятельность- способ существования людей.

Урок – педагогическая мастерская по составлению опорных схем на основе содержания текста учебника

Рефлексия


тест

-оперирование понятиями: деятельность, потребности, сознание

- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов

- классификация информации, составление на основе текста схемы

- организация совместной деятельности

§ 5 читать , задания 2-3 -письменно

11-12

7-8

Познание и знание.

Урок – беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Составление опорных конспектов: «Особенности научного познания», «Критерии истины», «Многообразие форм знания»

тест

- оперирование понятиями: познание, знание, гносеология, агностицизм, истина

- работа с основными компонентами учебника: основной текст, конспектирование

- классификация информации

- оценивание учебной деятельности

§ 6 читать, отвечать на вопросы к параграфу

13-14

9-10

Человек в системе социальных связей.

Урок - школьная лекция, словарная работа, составление конспекта, составление таблицы «Факторы формирования личности»




- оперирование понятиями:

человек, индивид, индивидуальность, личность

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач

- конспектирование, составление на основе текста таблицы

§ 7 читать, выучить понятия

15-16

11-12

Повторительно- обобщающий урок

Урок – практическая работа

тест

-оперирование понятиями, суждениями

-определение соотношения компонентов объекта

- подбор и группировка материалов по определенной теме

-владение различными формами самоконтроля, взаимоконтроля

- организация совместной деятельности







8

Духовная культура.

17-18

1-2

Культура и духовная жизнь общества.

Урок – школьная лекция

Составление схемы: «Культура: материальная и духовная»

Составление конспекта: «Функции культуры»

Рефлексия




- оперирование понятиями: духовная жизнь, материальная и духовная культура

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач

- сравнение полученных результатов с учебной задачей

- составление на основе текста таблицы, схемы, конспектирование

§ 8 читать, подготовить сообщения

19-20

3-4

Наука. Образование.

Урок – школьная лекция,

Урок – самостоятельная работа с текстом учебника

Рефлексия

Защита проектов

- оперирование понятиями: наука, образование, самообразование, НТР, НТП

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

сравнение полученных результатов с учебной задачей

§ 9 читать, ответить на вопросы в тетради

21-22

5-6

Мораль и религия.

Урок-беседа по составлению характеристики нравственности и ее основных категорий

Урок- встреча со священнослужителем

Составление вопросов

Составление эссе «Религия и нравственность – духовные основы жизни», «Нравственная культура общества: проблемы и перспективы»




- оперирование понятиями: мораль, нравственные категории, принципы, нормы, религия, нравственная культура

-постановка целей самообразовательной деятельности.

- использование различных видов информации

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

§ 10 читать

23-24

7-8

Искусство и духовная жизнь.

Урок –школьная лекция, отработка и закрепление понятий

Урок с использованием ИКТ. Просмотр и обсуждение фильма П. Лунгина «Остров». Составление письменного отзыва

Защита проектов

- оперирование понятиями: искусство, художественный образ, эстетика

- качественное описание изучаемого объекта

- постановка целей самообразовательной деятельности

- владение приемами риторики

- подготовка рецензии

§ 11 Составление рецензии




4

Экономика.

25-26

1-2

Роль экономики в жизни общества…

Урок – беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника и материалами прессы.

Рефлексия




-- оперирование понятиями: экономика, экономические процессы, уровень жизни, ВВП

§ 12 читать

27-28

3-4

Экономическая культура.

Урок – дискуссия. Составление Кодекса чести предпринимателя

Составление конспектов: «Содержание экономической культуры», «Социальная ответственность бизнеса»

Рефлексия




-- оперирование понятиями: экономическая культура, экономические интересы, экономические отношения, деловая этика

-выслушивание мнения других, оценка разных точек зрения

-владение компонентами доказательства;

формулирование проблемы и определение способов ее решения

- ведение дискуссии

- конспектирование

§ 13 п.3-4.

Прокомментировать выводы




14

Социальная сфера.

29-30

1-2

Социальная структура общества.

Урок - школьная лекция с составлением различных видов конспекта: схемы, плана, тезисов, определений понятий

Урок – самостоятельная работа по заданиям 1-4 § 14 с использованием текста учебника, практических выводов, документа и использованием сети Интернет




-оперирование понятиями: социальная структура, социальное неравенство, дифференциация, стратификация, социальная мобильность, социальные интересы

- классификация информации

- владение разными формами изложения учебного текста

работа с основными компонентами учебника

- использование различных видов информации

§14

Зад 1-4 стр. 161

?1-5 устно

31-32

3-4

Социальные взаимодействия.

Урок – беседа с элементами практической работы и использованием мультимедиапрезентации

Рефлексия





-оперирование понятиями: социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт, культура труда

- качественное и количественное описание изучаемого социального объекта, выявление его существенных признаков

§ 15

Составить конспект п.4

Выполнить задания в тетради

33-34

5-6

Социальные нормы и отклоняющее поведение

Урок – практикум формирования умений, составление мультимедиапрезентаци, анализ данных.
Рефлексия





-оперирование понятиями: социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль, преступление, правонарушение

- владение различными формами устных публичных выступлений

- владение культурой речи

- использование справочной и дополнительной литературы, подготовка доклада, анализ информации,

-формулирование проблемы и определение способов ее решения

§ 16, подготовка устных ответов, выполнить задания в тетради

35-36

7-8

Нации и межнациональные отношения.

Урок – беседа с лабораторной работой по тексту документа, закрепление понятий

Рефлексия


Защита проектов

-оперирование понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, национальность, национальное самосознание, социальная группа

- использование дополнительной литературы

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

§17 п.1-2

37-38

9-10

Семья и быт.

Урок – беседа с элементами практической работы по решению ситуационных задач

Рефлексия


тест

- оперирование понятиями: семья, брак, социальная роль, социальная группа

- использование разных видов социально-ситуационного моделирования

- выявление существенных признаков объекта;

определение соотношения компонентов объекта

§18 п. 1-2, подготовка проекта «Счастливая семья»

39-40

11-12

Социальное развитие и молодежь.

Урок – школьная лекция с элементами групповой работы по составлению характеристики социальной роли в юношеском возрасте: семьянин, работник, учащийся, гражданин




- оперирование понятиями: молодежь, социальная роль, социальная группа

- составление плана-конспекта

- классификация информации

§ 19

Составление устных ответов по результатам составления таблицы

41-42

13-14

Повторительно- обобщающий урок

Письменная контрольная работа (тестирование)

тест

- определение индивидуальных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

- оперирование понятиями, суждениями







11

Политическая сфера.

3-44

1-2

Политика и власть.

Урок – школьная лекция с вводной повторительной беседой на основе актуализации знаний обучающихся и составлением опорных схем: «Политика как вид человеческой деятельности», «Политические институты», «Политические отношения»




- оперирование понятиями: политика, политические институты, партии, государство, политические отношения

- составление планов различных видов

- составление на основе текста схемы

§ 20

Практические выводы

Исследовательское задание

45-46

3-4

Политическая система.

Урок – практикум, включающий в себя деятельность по отработке понятий, составление схемы, тезисного плана, таблицы, решение ситуационных задач

Рефлексия


тест

-оперирование понятиями: система, политическая система, власть, государство, внутренняя и внешняя политика, политическая культура

- владение различными формами самоконтроля

- составление на основе текста таблицы, схемы,

составление тезисов

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

§ 21 читать, отвечать на вопросы

47-48

5-6

Гражданское общество и правовое государство.

Урок – школьная лекция с использованием сообщений обучающихся «История российского парламентаризма», «Создание парламентской системы в 1990-е гг.», «Структура и особенности российской парламентской системы»




- оперирование понятиями: гражданское общество, правовое государство, местное самоуправление, демократия

- использование справочной и дополнительной литературы, подготовка доклада

- выявление существенных признаков объекта

§ 22

49-50

7-8

Демократические выборы и политические партии.

Урок- беседа с использованием словарной работы, составлением сравнительной таблицы, проведением деловой игры «Выборы»

Рефлексия

Защита проектов

-оперирование понятиями: демократия, выборы, партия, пропорциональная, мажоритарная, смешанная система, электорат, электоральная культура

- выявление существенных признаков объекта, сравнение

- использование разных видов моделирования

§ 23 читать

51-52

9-10

Участие гражданина в политической жизни.

Урок – беседа с элементами практической работы по выполнению заданий на повторение. Составление тезисного плана - конспекта «Формы политического участия»

Рефлексия




- оперирование понятиями: политический процесс, политическое участие, политическая культура, суждениями

- составление планов, конспектирование

- выявление существенных признаков объекта

§ 24

Повторить §§ 20 – 23, записи в тетради

Подготовиться к проверочной работе

53

11

Повторительно- обобщающий урок

Письменная контрольная работа (тестирование)

тест

- определение индивидуальных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

- оперирование понятиями, суждениями







11

Право.

54-55

1-2

Право в системе социальных норм.

Урок – школьная лекция с самостоятельной работой по тексту учебника и составлением сравнительной таблицы «Система норм социального регулирования»

Составление эссе: «Роль права в жизни общества» в форме научного текста, публицистической статьи, тезисов выступления




- оперирование понятиями: право, мораль, религия

-сравнение

- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

-выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

-сравнение полученных результатов с учебной задачей

- различение и правильное использование разных литературных стилей

§ 25 читать, отвечать на вопросы

55-57

2-4

Источники права.

Урок – беседа с элементами групповой практической работы по составлению Конституции класса, школы.

Рефлексия

тест

- оперирование понятиями: источники права (норма, обычай, договор), закон, Конституция

- использование разных видов моделирования

- выявление существенных признаков объекта

- организация совместной деятельности

§ 26 читать, выполнить задания 3-6

58-59

5-6

Правоотношения и правонарушения.

Урок – лекция со словарной работой

Урок-практикум по работе с законодательными актами и составлением мультимедиапрезентации

Составление материалов по теме: «Юридическая ответственность несовершеннолетних»




- оперирование понятиями: правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность

- использование справочной и дополнительной литературы

- подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов

-определение объектов анализа и синтеза и их компонентов

§ 27 читать, закончить таблицу

60-61

7-8

Современное российское законодательство.

Урок – беседа со словарной работой и выявлением особенностей отраслей права. Выявление связи отраслей права с определенными видами человеческих отношений, приведение в качестве доказательств примеров из жизни




- оперирование понятиями: система права, структура права, отрасли права

- подбор и группировка материалов по определенной теме

- классификация информации

- владение компонентами доказательства

§ 28 читать

62-63

9-10

Предпосылки правомерного поведения.

Урок - практикум. Определение содержания правовой культуры, выделение ее элементов. Рефлексия. Составление текста «Правомерное поведение в различных правовых системах» с помощью Интернет - ресурсов: научное исследование, публицистическая статья, выступление перед большой аудиторией. Рефлексия

тест

- оперирование понятиями: правомерное поведение, отклоняющееся поведение, правосознание, правовая культура

- владение различными формами самоконтроля;

- оценивание своей учебной деятельности

- различение и правильное использование разных литературных стилей

- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов

§ 29 читать, отвечать на вопросы

64

11

Повторительно- обобщающий урок

Письменная контрольная работа (тестирование)




- определение индивидуальных учебных задач

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи

- оперирование понятиями, суждениями




65-66

12-13

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс.

Урок - беседа с использованием ИКТ (мультимедиапрезентации, Интернет – ресурсы)

Рефлексия





- оперирование понятиями: прогресс, регресс, формация, цивилизация, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество

- использование различных видов информации

- установление причинно-следственных связей

§ 30

67-68

14-15

Современный мир и его противоречия.

Урок – практикум по составлению мультимедиапрезентаций по теме: «Глобальные проблемы современности и пути их решения»

Урок – дискуссия «Пути и перспективы развития современного мира»Итоговая рефлексия по курсу




- оперирование понятиями: глобальный мир, глобализация, глобальные проблемы

- выслушивание мнения других;

- владение различными формами устных и публичных выступлений

- оценка разных точек зрения

- формулирование проблемы и определение способов ее решения

- использование разных видов моделирования

-организация совместной деятельности

- ведение дискуссии



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconРабочая программа по обществознанию 7 класс Пояснительная записка...
Программа разработана к учебнику обществознание 7 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерное планирование по интегрированному курсу «Обществознание». 10 класс. (70 часов, 2 часа в неделю) по учебнику «Обществознание»....
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconУрок №5 «познай самого себя» урок разработан Медведевой С. Е. учителем...
Медведевой С. Е. учителем истории и обществознания гбоу сош №1291 г. Москвы, к учебнику обществознание 6 класс под редакцией Л. Н....
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Медведевой С. Е. учителем истории и обществознания гбоу сош №1291 г. Москвы, к учебнику обществознание 7 класс под редакцией Л. Н....
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconПримерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе...
Обществознание. 7 класс: учебн для общеобразоват учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М., 2010
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconБоголюбова Л. Н
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др Программы образовательных учреждений...
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обществознанию в 7 классе
Ммы общеобразовательных учреждений по обществознанию для 7 класс (авт Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева...
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconПояснительная записка рабочая программа
Л. Н. Боголюбова, “Просвещение “ 2006 год. Рабочей программе по обществознанию 10-11 класс ( профильный уровень ) под редакцией Л....
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconПрограмма ориентирована на использование учебника Л. Н. Боголюбова «Обществознание»
Рф от 07. 08. 2014 №08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» и на основе авторской программы...
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconРабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного...
Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева «Обществознание. 10-11 классы». Базовый уровень. М.: «Просвещение»,...
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11кл к учебнику Л. Н. Боголюбова
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconКонспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconХvi международная научно-практическая конференция "экономика природопользования и природоохраны"
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconУчебно-методический комплекс Для учащихся: Обществознание. 8 класс:...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Учебнику Л. Н. Боголюбова. Класс iconТематическое планирование по обществознанию Класс
Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/профильный уровень. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск