Скачать 232.5 Kb.
|
ТехнологияПояснительная запискаРабочая программа разработана на основе следующих нормативно правовых документов: Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении» (СанПиН 2.4.2.2821 – 10); Учебного плана МБОУ СОШ с. Большой Самовец; УМК «Школа России»; Планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. М. Геронимус «Технология»(2012г.) Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений. Цель учебного курса: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Образовательные задачи курса:
Воспитательно-развивающие задачи:
Общая характеристика курса Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строиться с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различный материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяется возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерными особенностями учебного предмета являются: - практико-ориентированная направленность содержания обучения; - применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для расширения технических и технологических задач; - применение поученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Программой предусматривается обязательное изучение обще трудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов. Формы организации учебного процесса: - индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Формы организации образовательного процесса: .Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок экскурсия, урок- игра- импровизация. Вариативная часть программы предполагает взаимосвязь уроков технологии и различных форм дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся. Технологии обучения: - технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - игровая технология; - здоровьесберегающие технологии; - проектная технология; - технология разноуровнего обучения; - технология опорных конспектов; - информационные технологии. Методы формирования ключевых компетенций обучающихся: - практическая деятельность ; -обобщающая беседа по изученному материалу; - различные виды работ (поделка, изделие, макет) - составление учащимися авторской творческой работы; Виды и формы контроля: Текущий, создание изделия, творческий отчёт, выставка, самооценка, взаимооценка. Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом, где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля. Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы. Проекты выполняются учащимися на добровольной основе. Место курса в учебном плане На изучение курса «Технология » в 1 классе отводится 1 ч в неделю - 33 часа (33 учебные недели), во 2 – 4 классах по 2 ч в неделю - по 68ч (34 учебные недели). Программа рассчитана на 237 ч. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Содержание курса
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 1 года обучения. К окончанию обучения курса “Технология” в 1-м классе обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 2 года обучения. К окончанию обучения курса “Технология” во 2-м классе обучающиеся должны знать: • названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой; • правила: – безопасности труда при работе с ручным инструментом; – разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля; – сгибания бумаги и картона по линиям разметки; – резания ножом с помощью пальцев и линейки; • приемы соединений (разъемные, не разъемные). Обучающиеся должны уметь: • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; • составлять план предстоящей работы; • обрабатывать ручными инструментами различные материалы; • изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов; • экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию. Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями: • под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия; • самостоятельно: – размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов; – выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 года обучения. К окончанию обучения курса “Технология” в 3-м классе обучающиеся должны знать: • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, ткани); • простейшие способы достижения прочности конструкций; • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; • линии чертежа; • правила безопасной работы с канцелярским ножом; • технику выполнения косой строчки, ее варианты, назначение. Обучающиеся должны уметь: • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; • читать простейшие чертежи (эскизы) разверток; • соблюдать последовательность выполнения разметки развертки (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов; • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж; • изменять конструкцию изделия по заданным условиям; • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; • выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа; • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами. • с помощью учителя искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 года обучения. К окончанию обучения курса “Технология” в 4-м классе обучающиеся должны знать: • правила культуры труда; • названия изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение; • правила безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой; • правила планирования и организации труда; • способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой; • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота). Обучающиеся должны уметь: • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; • составлять план предстоящей работы; • обрабатывать ручными инструментами различные материалы; • изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов; • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления или выбранных самостоятельно изделий; • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий; • эстетично оформлять изделия. Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями: • с помощью учителя: – выбирать темы для практических и проектных работ; – искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем; • самостоятельно: – разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; – распределять обязанности в группе; – организовывать рабочее место и подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления в соответствии с разработанным проектом; – экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах. Тематическое планирование уроков технологии 1 класс 1 четверть (9 ч): • Урок-экскурсия “Красота окружающей природы”. • Плоская аппликация из семян на картонной основе. • Композиция из засушенных соцветий на открытке. • Тематические аппликации из засушенных листьев “Лес после дождя”, “Подводное царство”, “Бабочки на лугу”. • Работа с бумагой. Правила складывания оригами. Поделки “Собачка”, “Кот”. • Оригами. Поделки “Мышка”, “Рыбка”. • Окрашивание бумаги “Клякса”. Гофрированная бабочка из самостоятельно окрашенной бумаги. • Плоские бумажные аппликации с небольшими мозаичными фрагментами. • Многоцветные резаные мозаичные аппликации сложного контура: “Петушок”, “Рыбка”. 2 четверть (7 ч): • Картонный поднос, украшенный переводными картинками. • Именные карточки для стола с аппликациями. • Ребристые елочные игрушки: “Шар”, “Груша”, “Яблоко”. • Гнутые елочные игрушки из квадратов “Самоцвет”. • Ажурные изделия из складной заготовки “Снежинка”. • Подвеска из яичной скорлупы “Фонарик светлячка”. • Снеговик из ватных шариков, обсыпанных блестками. 3 четверть (9 ч): • Бумажная аппликация из рваных деталей “Лес зимой”. • Поролоновый игольник. • Сервировочная салфетка с бахромой и мережечной дорожкой. • Вышивка швом “вперед иголку” по мережечной дорожке. • Автомобиль и другие игрушки из спичечных коробков. • Гараж-ракушка из плотной бумаги. • Игрушки из картонных трубочек: “Баба-Яга”. • Игрушки из картонных трубочек: “Пушка”, “Солдатик”. • Бумажный плетеный коврик с каймой. 4 четверть (7 ч): • Выпуклая аппликация “Утренний цветок”. • Выпуклая аппликация “Ваза с цветами”. • Пасхальные сувениры: роспись скорлупы фломастером. • Пасхальные сувениры: украшение скорлупы резаной мозаикой. • Игрушки из объемных природных материалов: “Совенок”, “Мышонок”. • Работа с природными материалами: “Лесная поляна”. • Вертушка. 2 класс 1 четверть (9 ч): • Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне. • Объемные игрушки из природных материалов. • Композиции из семян. • Складная коробка для отходов. • Оригами. “Лебедь и утка”. • Оригами. “Цветы”. • Обрывная аппликация “Дельфин”. • Объемная аппликация “Рыбка”. • Мозаика из обрывных кусочков. 2 четверть (8 ч): • Аппликация из геометрических фигур “Ежик”. • Объемная аппликация “Аквариум”. • Аппликация с использованием симметричных изображений. • Игрушки из бумажных полосок. • Елочная подвеска из гнутых полос. • Объемные ребристые игрушки из повторяющихся деталей. • Новогодние подвески из конуса. • Композиция на тему “Мастерская Деда Мороза”. 3 четверть (10 ч): • Швы: “вперед иголку”, “стебельчатый”. • Салфетка, вышитая стебельчатым швом. • Швы: “вперед иголку”, “через край”. • Однослойная прихватка. • Однослойная прихватка (отделка работы). • Мартинички – человечки из ниток. • Мартинички – человечки из ниток (декор работы). • Куколки-головки из целой яичной скорлупы. • Пасхальные сувениры из скорлупы. • Праздничная открытка “Зайчик”. 4 четверть (7 ч): • Игрушки из спичечных коробков. • Игрушки из спаренных спичечных коробков. • Игрушки из “киндер-сюрпризов”. • Изготовление записной книжки. • Декоративная отделка записной книжки. • Пришивание пуговиц. Панно на основе пришитых пуговиц. • Творческая работа “Художественные образцы из готовых форм”. 3 класс 1 четверть (18 ч): • Приемы складывания коробки с крышкой. Складная “коробка-матрешка”. • Экскурсия. Сбор природных материалов. • Правила хранения природных материалов. • Правила приклеивания и сушки листовых природных материалов. Настенное панно из листьев “Каркуша”. • Приемы создания фактурной поверхности на картонной заготовке для будущей аппликации. • Соотношение окраски лицевой и изнаночной поверхностей. Аппликация “Букет”. • Приемы обработки соломки. Правила подбора заготовок по цвету, блеску, направлению волокон. • Плоские аппликации из разглаженной соломки. • Разновидности плоских мозаичных аппликаций. “Прищипанные” аппликации. • “Прищипанные” аппликации. Приемы отрывания и наклеивания “лепестков” аппликации. • Выпуклые аппликации. Поздравительная открытка. • Двойная поздравительная открытка с объемными цветами. Разметка на глаз. • Прорезная (ажурная закладка). Правила чтения эскиза. • Лабораторное занятие “Производство бумаги. Свойства бумаги”. • Приемы разметки одинаковых деталей на складной заготовке. Изделие “Друзья на празднике”. • Приемы вырезания внутренних углов. “Друзья на празднике” (продолжение работы). • Переплетные работы. Папочка-игольница. • Переплетные работы. Папочка-игольница (продолжение работы). 2 четверть (13 ч): • Раскрашивание бумаги под мрамор. • Приемы закрепления краски на поверхности, на бумаге. • Картонный поднос-сет, украшенный мраморной бумагой и блестками. • Фигурки из бумажных салфеток. Простой и двойной конусы. • Использование готовых форм (картонных цилиндров) как опоры для игрушки. • Елочная подвеска “Фонтанчик”. • Правила разметки циркулем. Приемы склеивания конуса. Елочная подвеска “Колокольчик”. • Приемы разметки по линейке и угольнику. Елочная подвеска “Жар-птица”. • Особенности операции нарезания сложенной вдвое заготовки. Приемы разметки по линейке. • Прямоугольные прорезные изделия. Ажурный фонарик. • Ажурная гирлянда. • Прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю. Елочная подвеска “Зимнее солнышко”. • Правила вырезания заготовки по внутреннему контуру. “Полумаска” с кружевами. 3 четверть (18 ч): • Деление круга на секторы складыванием. Приемы склеивания дугообразного края в фунтик. • Изделия из рассеченных кругов. “Цветок-булавочница”. • Изделия из рассеченных кругов. “Ежик”. • Изделия из рассеченных кругов. “Ежик” (продолжение работы). • Петельный шов. • Приемы вырезания деталей с отверстием внутри. Игольница в форме сердечка. • Игольница в форме сердечка (продолжение работы). • Происхождение шерстяных тканей, их свойства. • Приемы пришивания пуговиц в прокол. • Работа с текстильными материалами. Грелка на чайник. • Грелка на чайник (продолжение работы). • Разметка на полимерных материалах. Мартишоры “Цветы из кругов”. • Мартишоры “Цветы из кругов” (продолжение работы). • Приемы использования обрезков старых ниток. Колобок из помпона. • Колобок из помпона (продолжение работы). • Приемы продавливания линий сгиба фальцовкой. Приемы разметки на просвет. • “Папочка для вкусностей” (кулинарных рецептов). • Изгибание заготовки в двух плоскостях. “Лепестковые цветы”. 4 четверть (17 ч): • Приемы использования старых обрезков цветной бумаги. “Веселые струйки”. • Варианты аппликации на гнутой поверхности. Декоративные настольные куклы из цилиндра. • Объемные игрушки из природных материалов: “Путешественницы”, “Бедная Баба Яга”, “Веселые медвежата”. • Приемы подготовки яичной скорлупы к работе. Аппликация из дробленной яичной скорлупы. • Игрушки из нитяного ажурного кокона. Технология изготовления ажурного нитяного кокона. Отделка кокона бумажными деталями. • Практика работы на компьютере (12 ч): – Информационные технологии. – Знакомство с компьютером. Компьютеры в школе. – Правила поведения в компьютерном классе. Экскурсия в компьютерный класс. – Основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь. – Включение и выключение компьютера. Рабочий стол на экране компьютера. Практическая работа. – Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа. – Компьютерная графика. Графические редакторы. – Основные операции при рисовании. Практическая работа. – Создание рисунков. Практическая работа. – Компьютерная анимация. – Компьютерное проектирование. – Компьютерные игры. 4 класс 1 четверть (18 ч): • Экскурсия в парк за природными материалами. Сортировка и закладка на хранение собранного материала. • Объемные игрушки из природных материалов: “Райская птичка”, “Папа и сыночек”, “На отдыхе”, “Лесные строители”. • Работа с соломкой. Приемы изгибания на фальцовке деталей из распластанной соломы. • Выпуклая аппликация из соломки “Бабочка”. Приемы окрашивания деталей “набрызгом”. • Игрушки из нескольких помпонов. Связывание нескольких помпонов в цепочку. • Игрушки из нескольких помпонов “Совенок”. Жесткое соединение помпонов шпилькой. • Ребристая упаковка для объемного подарка “Секретик”. Деление окружности на три части циркулем. • Переплетные работы. Правила сшивания деталей в три приема. “Тетрадка-малышка”. • Виды картона, происхождение, свойства. Приемы соединения деталей скобами. Блокнот для записей. • Приемы склеивания части круга в конус. “Лягушонок-озорник” из бумажных конусов. • Правила безопасного резания тонкого металла. Приемы сгибания металлических полос. • Подсвечник из металлической банки. • Фигурки из бумажных салфеток: “Лилия”, “Шляпа кардинала”, “Королевская мантия”. • Выпуклые плетеные изделия. Плетеный браслет. • Приемы склеивания кожаных и текстильных деталей. “Сумочка-сюрпризница”. • Переплетные работы. Конструктивные элементы книги. Устройство составной переплетной крышки. “Папочка-игольница”. • Складные изделия со щелевым замком. Раскладной конверт. • Складные изделия со щелевым замком. Подарочный конверт с аппликацией. 2 четверть (14 ч): • Виды текстильных материалов: ткань, нитки, тесьма, лента. Швы. • Работа с текстильными материалами. Склеивание деталей полиэтиленом. Однослойная прихватка. • Однослойная прихватка. Декоративная отделка изделия. • Особенности шитья изделий шарообразной формы из ткани. • Работа с текстильными материалами. “Браслет-булавочница”. • “Браслет-булавочница”. Дизайн изделия. • Некоторые разновидности термопластов. Свойства поролона. • Игрушки из поролона. • Елочное украшение “Складная звезда”. • Елочная подвеска “Золотая рыбка”. • Приемы деления круга на четыре части складыванием. Приемы склеивания конусов. • Подвеска из конусов “Петрушка”. • Правила изготовления ажурного нитяного кокона. Приемы отделки коконов. • Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона “Сова”. 3 четверть (19 ч): • Приемы подвижного соединения деталей. Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. • Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. Декоративная отделка изделия. • Технология получения папье-маше на неразрезанной упругой форме. Отделка работы жесткими деталями. • Копилка из папье-маше на резиновой форме “Поросенок”. • Папье-маше. Копилка “Поросенок”. Декоративная отделка работы. • Нитяной кокон. Приемы разрезания кокона пополам, уплощения отдельных участков. • Конфетница из половины нитяного ажурного кокона. • Работа с искусственной кожей. Кожаный брелок для ключей. • Приемы разметки по шаблону, на просвет и по выкройке. “Кармашек для мелочей”. • “Кармашек для мелочей”. Декоративная отделка изделия. • Работа с картоном, бумагой и лентой. Подвес для прищепок “Обезьянка”. • Подвес для прищепок “Обезьянка”. Декоративная отделка изделия. • Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Штопка. • Устройство лобзика. Правила заправки пилки в лобзик. Приспособления для выпиливания. Приемы пиления. Разметка фигурок, выпиливание. • Фигурки из пенопласта на подвижном подвесе “Лебединое озеро”. • Пенопластовые фигурки “Лебединое озеро”. Декоративная отделка изделия. • Игрушка из полуфабрикатов “Японка”. • Игрушка из полуфабрикатов “Японка”. Декоративная отделка изделия. • Общественно полезный труд. Правила подготовки изделия к демонстрации на выставке. 4 четверть (17 ч): • Основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе. • Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа. • Файлы и папки (каталоги). • Операции с файлами и папками. Практическая работа. • Компьютерное письмо. • Правила клавиатурного письма. Практическая работа. • Операции при создании текстов. Практическая работа. • Оформление текстов. Практическая работа. • Организация текстов. Практическая работа. • Создание печатных публикаций. • Иллюстрации, схемы и таблицы в публикациях. Практическая работа. • Создание электронных публикаций. • Гиперссылки в публикациях. • Звуки, видео и анимация в электронных публикациях. • Поиск информации. • Поисковые системы. Поисковые запросы. • Сохранение результатов поиска. Список литературы
|
Пояснительная записка рабочая программа по географии 6 9 классов... Рабочая программа по географии 6 – 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка рабочая программа по изо 5 9 класс разработана... Рабочая программа по изо 5 – 9 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов | ||
Пояснительная записка: 3-17 нормативно правовые документы; 3 цели... Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов | Пояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов | ||
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка Рабочая адаптированная основная общеобразовательная... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка. Статус документа Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Аннотация к программе по Мировой художественной культуре 8-11 классы Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа по информатике и икт для 11 класса на 2012-2013... Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно... Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно правовых документов | ||
Пояснительная записка Общие замечания: Программа внеурочной деятельности... Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно — правовых актов | Пояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе:... Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред от 10. 03. 2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Целью изучения курса является создание условий для успешного усвоения учащимися первоначальных химических понятий, зависимости свойств... | Пояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |