Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для всех профессий НПО. Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»
Разработчики:
Мусатов П.В., преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум». Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО). Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20___ г. СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6
| условия реализации учебной дисциплины | 18
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 21
|
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 151902.03 Станочник (металлообработка). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является базовой общеобразовательной дисциплиной. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
• освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; \
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 104 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часа;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 104
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 76
| в том числе:
|
| практические занятия
| 46
| контрольные работы
| 2
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 28
| в том числе:
|
| выполнение реферата
| 18
| работа с учебной и справочной литературой
| 10
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| Введение
| Содержание учебного материала
| 1
|
| Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности
| 1
| Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
|
| 16
|
| Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни
| Содержание учебного материала
| 1
| Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
| 1
| Изучение факторов, способствующих укреплению здоровья.
Изучение роли двигательной активности, закаливания организма и занятий физической культуры в укреплении здоровья. .
| 2
| Практические занятия
| 2
|
| Способы закаливания организма
| Влияние двигательной активности на здоровье человека.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Выполнение реферата по темам:
Здоровье и здоровый образ жизни.
Способы закаливания организма.
Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья.
Физические факторы, способствующие формированию, росту и укреплению здоровья человека.
| Тема 1.2. Вредные привычки и их профилактика
| Содержание учебного материала
| 1
| Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика
| 1
| Изучение влияния алкоголя на здоровье человека, социальных последствий употребления алкоголя и снижения умственной и физической работоспособности.
| 2
|
| Изучение влияния курения на состояние здоровья. Изучение составных частей табачного дыма. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
|
| 2
| Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании.
| 1
| Практические занятия
| 2
|
| Влияние курения на здоровье человека
| Алголь и социальные последствия. Влияние алкоголя на здоровье человека.
| Влияние наркотиков на здоровье человека. Распространение ВИЧ.
| Социальные последствия наркомании.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 1
| Выполнение реферата по темам:
Что мы знаем о табачном дыме.
Можно ли побороть вредные привычки.
Алкоголь – причина многих бед.
Вредные привычки в моей семье.
Вредные привычки и наше будущее.
Детство и алкоголь.
Последствия наркомании.
Наркомания – привычка или болезнь?
Как противостоять среде?
| Тема 1.3. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
| Содержание учебного материала
| 1
| Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества
| 1
| Практические занятия
|
| Репродуктивное здоровье населения.
| Современные средства контрацепции
| Самостоятельная работа обучающихся
| 1
| Выполнение докладов по темам:
Современные средства контрацепции.
Аборт и его последствия?
Здоровое поколение
|
Тема 1.4. Основные инфекционные болезни.
| Содержание учебного материала
| 1
|
| Основные инфекционные болезни. Классификация и профилактика
| 1
| Практические занятия
|
| Кишечные инфекции
| Инфекции дыхательных путей
| Кровяные инфекции
| Самостоятельная работа обучающихся
| 1
| Подготовка докладов по темам:
Пути передачи кишечных инфекций.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Профилактика инфекционных болезней.
Туберкулез. Пути передачи последствия.
Вирусные гепатиты.
ВИЧ-инфекция.
Как лечить инфекционного больного?
Чем опасна дизентерия?
Роль социально-бытовых факторов в распространении инфекционных заболеваний
| Тема 1.5. Первая медицинская помощь
| Содержание учебного материала
| 1
| Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и остановке сердца
| 1
| Практические занятия
| 1
|
| Первая медицинская помощь при травмах и ранениях
| Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
| Первая медицинская помощь при остановке сердца
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 1
|
|
| Подготовка докладов по темам:
Первая медицинская помощь при отравлениях.
Первая медицинская помощь при обморожениях.
Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Первая медицинская помощь при ожогах.
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.
Первая медицинская помощь при обмороке.
Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей.
Первая медицинская помощь при переломах.
| Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
|
| 20
| Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
| Содержание учебного материала
| 1
| Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
| 1
| Практические занятия
| 4
|
| Правила поведения при пожарах и взрывах.
| Правила поведения при наводнениях и землетрясении.
| Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
| Правила поведения при буре, урагане, смерчи
| Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
| Подготовка докладов по темам:
Правила поведения при наводнении.
Правила поведения при ДТП.
Правила поведения при пожаре и обрушении здания.
Правила поведения при землетрясении.
Правила поведения при химической аварии.
Правила поведения при радиационной аварии.
Правила поведения при отравлении аварийными химически опасными веществами.
| Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
| Содержание учебного материала
| 4
|
| РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций
| 1
| Определение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны.
Изучение задач гражданской обороны, структуры и органов управления гражданской обороной.
Изучение современных средств поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
| 2
| Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
| 1
| Изучение организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Изучение назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Изучение правовых основ организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
| 2
| Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
| 1
| Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
| 1
| Практические занятия
| 6
|
| Оповещение и информирование населения об опасностях,- возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
| Правила поведения в защитных сооружениях
| Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
| Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
| МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
|
| Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
|
|
| Служба скорой медицинской помощи.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 3
| Подготовка докладов по темам:
История создания РСЧС.
Органы управления гражданской обороны.
Защитные сооружения и правила поведения в них.
МЧС России
Служба скорой помощи.
Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях
Милиция как орган защиты населения от противоправных действий.
| Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность
|
| 68
| Тема 3.1. История Вооруженных сил России
| Содержание учебного материала
| 2
| Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
| 1
| Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы
| 1
| Практические занятия
| 4
|
| Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, реформы XIX века.
| Структура советских Вооруженных Сил
| Вооруженные Силы Российской Федерации
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 2
|
| Подготовка рефератов по темам:
Вооруженные силы Московского государства в XIV—XV веках.
Военная реформа Ивана Грозного I.
Военные реформы в России во второй половине XIX века
Создание советских Вооруженных Сил.
| Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных сил России
| Содержание учебного материала
| 4
| Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
| 1
| Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
| 1
| Практические занятия
| 14
|
| Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
| Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение; структура.
| Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
| Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
| Космические войска: история создания, предназначение, структура.
| Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
| Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
| Самостоятельная работа обучающихся
| 7
| Подготовка докладов по темам:
Геральдика Вооруженных сил РФ.
Сухопутные войска.
Военно-воздушные силы.
Военно-Морской флот.
Ракетные войска стратегического назначения.
Космические войска.
Командование Вооруженными Силами.
Железнодорожные войска
Войска гражданской обороны МЧС.
|
| Контрольная работа №1 по теме
| 1
|
| Тема 3.3. Воинская обязанность
| Содержание учебного материала
| 4
| Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету.
| 1
| Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
| Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе
| Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части
| Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
| Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
| Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
| Практические занятия
| 5
|
| Назначение и организация первоначальной постановки граждан на воинский учет.
| Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
|
| Военная служба. Права и обязанности военнослужащих.
|
|
| Военная служба по контракту.
| Альтернативная гражданская служба.
| Дисциплинарная и уголовная ответственность военнослужащих.
| Самостоятельная работа обучающихся:
| 3
| Подготовка докладов по темам:
Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности.
Обязанности и права призывников.
Право на отсрочку.
Правовое положение военнообязанных.
Пребывание в запасе.
Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации.
Служба по контракту.
Назначение и особенности альтернативной гражданской службы. Преимущество и недостатки гражданской службы.
Преступления против военной службы.
| Контрольная работа №2 по теме
| 1
| Тема 3.4. Соблюдение норм международного гуманитарного права
| Содержание учебного материала
| 3
| Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя, в России, народа и Отечества..
| 1
| Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ
| Изучение воинской дисциплины, ее сущности и значения.
| 2
| Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индиви-дуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
| 1
| Изучение видов воинской деятельности и их особенностей. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
| 2
| Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
| 1
|
| Практические занятия
| 7
|
| Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
| Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
| Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)
| Воинская дисциплина
| Самостоятельная работа обучающихся
| Подготовка докладов по темам:
Психические и моральные этические качества призывника.
Анализ особенностей воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил.
Значение и сущность воинской дисциплины.
Обязанности и права призывников.
Качества личности военнослужащего.
| 4
| Тема 3.5. Как стать офицером Российской Армии
| Содержание учебного материала
| 2
| Изучение основных видов военных образовательных учреждений профессионального образования.
| 2
| Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
| 1
| Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
| 1
|
| Практические занятия
| 2
|
| Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
| Боевые традиции Вооруженных Сил России.
| Дни воинской славы России — дни славных побед.
| Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
| Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
| Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку
| Самостоятельная работа обучающихся
| 1
| Подготовка докладов по темам:
Основные качества военнослужащего.
Ритуалы вооруженных сил.
Ритуалы вооруженных сил.
Дни воинской славы.
|
| Дифференцированный зачет по всем разделам программы
| 1
|
|