Институт инновационной экономики
Центр индикативного планирования инновационной экономики Шестак В.П.
директор Центра, профессор, д.т.н.,
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Дисциплины относятся к магистерской программе«Государственное управление в социальной сфере» (код 081100.68)
Программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (ОС вуза) по направлению подготовки081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация магистр), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 123 (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 1975), с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
.
Содержание
| Теория и механизмы современного государственного управления ………………………………………………….
|
1
|
| Управление в социальной сфере ………………………….
| 15
|
| Сравнительный анализ образовательных систем и государственная политика в образовании ………………..
|
33
|
| Стратегии управления образованием ……………………..
| 53
|
| Методы управления образовательными учреждениями (организациями) ……………………………………………
|
72
|
1. ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Семестр
| Трудоемкость час
| Лекций,
час
| Практич. занятий,
час
| СРС,
час.
| Форма промежуточного контроля
| 1
| 144
| 2
| 6
| 132
| зачет
| Итого
| 144
| 2
| 6
| 132
| зачет
|
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Теория и механизмы современного государственного управления» является овладение каждым обучающимся знаниями, умениями, навыками и компетенциями, способствующими овладению магистерской программой «Государственное управление в социальной сфере».
В результате освоения дисциплины каждый обучающийся должен знать:
структуру государства, функции и задачи, решаемые системами и подсистемами государства;
основные теории государственного управления;
основные механизмы государственного управления и особенности их применения в социальной сфере;
содержание основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти в социальной сфере;
основные направления повышения эффективности государственного управления в социальной сфере.
В результате освоения дисциплины каждый обучающийся должен уметь:
критически оценивать результаты внедрения известных управленческих технологий в социальной сфере;
анализировать и критически оценивать социальные и экономические программы, “дорожные карты” и программные концепции в социальной сфере.
В результате освоения дисциплины каждый обучающийся должен иметь навыки (приобрести опыт):
работы с нормативными актами, иными документами, а также текстами по теории государственного управления;
разработки проектов нормативных правовых актов, их технико-экономического обоснования;
разработки административных регламентов, проектов должностных регламентов государственных и муниципальных служащих, должностных обязанностей сотрудников организаций;
обоснованияи анализа исполнения социальных и экономических программ;
поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственного управления и подготовки предложений по их решению.
Каждый обучающийсядолжен приобрести следующие общекультурные ипрофессиональные компетенции (ОК и ПК соответственно):
компетенция общественного служения. Стремление работать для общества (ОК-1);
компетенция этического поведения. Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями. Нетерпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц. Гражданская ответственность и требовательность к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
способность и готовность к лидерству, умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь (ОК-4);
компетенция командной работы в коллективе. Умение исполнять свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-5);
способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-6);
компетенция аналитической работы. Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (ОК-10);
компетенция самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-13);
компетенциями самосовершенствования, саморазвития. Способность к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-14);
умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей (ОК-15);
понимание современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-10);
владение современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-11);
способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-13);
компетенция критической оценки информации (ПК-15);
уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-16);
выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17);
компетенция использования знания, методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении анализа ситуации (ПК-19);
владеть методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-20).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина «Теория и механизмы современного государственного управления»относится общенаучному циклу ООП магистратуры. Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке магистров. Дисциплина находится в логической и содержательной взаимосвязи с другими частями ООП. Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин:
«Правоведение», «Микро- и макроэкономика», «Институциональная экономика», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Социология», «Политология» и служит основой для освоения дисциплин:
«Экономика и финансирование социальной сферы», «Управление образовательными системами», «Информационные технологии в образовательной деятельности», «Социальное проектирование», «Кадровая политика и кадровый аудит организации», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», «Управление в социальной сфере», «Сравнительный анализ образовательных систем и государственная политика в образовании», «Современные проблемы развития науки и образования в России», «Образование как ресурс социально-экономического развития», «Финансы бюджетных организаций», «Маркетинговая деятельность образовательного учреждения», «Государственная инновационная политика в социальной сфере», «Стратегический менеджмент в социальной сфере», «Управление конфликтными ситуациями», «Управление социальной защитой населения».
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и механизмы современного государственного управления» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). № раздела
| Наименование
раздела дисциплины
| Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
| Лекции, часов
| Практические занятия, часов
| СРС, часов
| Всего, часов
| 1
| Государство
| 1
| 2
| 33
| 36
| 1.1
| Структура государства как объекта управления
| 1
| -
| 10
| 11
| 1.2
| Сферы деятельности государства
| -
| 2
| 10
| 12
| 1.3
| Теории современного государственного управления
| -
| -
| 13
| 13
| 2
| Механизмы государственного управления
| -
| 2
| 33
| 35
| 2.1
| Законодательные механизмы
| 1
| -
| 11
| 12
| 2.2
| Политические механизмы
| -
| 2
| 11
| 13
| 2.3
| Экономические механизмы
| -
| -
| 11
| 11
| 3
| Эффективность государственного управления
| 1
| 1
| 33
| 35
| 3.1
| Критерии результативности деятельности органов власти
| -
| -
| 11
| 11
| 3.2
| Показатели эффективности деятельности органов власти в социальной сфере
| -
| -
| 10
| 10
| 3.3
| Международные стандарты эффективности государственного управления
| 1
| 1
| 12
| 14
| 4
| Модернизация государственного управления в современной России
| -
| 1
| 33
| 34
| 4.1
| Административная реформа в Российской Федерации
| -
| -
| 10
| 10
| 4.2
| Федеральные целевые программы
|
| 1
| 12
| 13
| 4.3
| Реформы в социальной сфере
| -
| -
| 11
| 11
| ИТОГО:
| 2
| 6
| 132
| 140
|
Содержание дисциплины
Тема 1.Государство
Раздел 1.1. Структура государства как объекта управления
Системный подход в государственном управлении. Субъекты и объекты управления. Федеральные и муниципальные органы власти. Цели, задачи и функции государства. Государственное управление как циклический информационный процесс. Эффективность государства. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» как план развития социальной сферы.
Раздел 1.2. Сферы деятельности государства
Основные сферы общественной жизни: социальная (народы, нации, классы, здравоохранение, социальная защита и т.д.);экономическая (производительные силы, производственные отношения);политическая (государство, партии, общественно-политические движения);духовная (религия, культура, наука, образование). Критерии успешности управления государством.
Раздел 1.3. Теории современного государственного управления
Государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность, функции, классификация. Понятие и виды управленческих решений, технология их подготовки и реализации. Понятие и сущность государства, признаки, суверенитет, политический режим. Исторический экскурс в государственное управление. Вопросы внутреннего и внешнего государственного управления. Доктрины, концепции и стратегии. «Дорожные карты» как путь реализации управленческих решений. Инновационные и социальные технологии государственного и муниципального управления.
|