Скачать 0.61 Mb.
|
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Утверждаю» Проректор по учебной работе, профессор ______________ В.Б. Мандриков «____» __________ 2011 г. Рабочая программа дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии» Для специальности: 060105 Медико-профилактическое дело Квалификация (степень) выпускника: специалист врач Факультет: лечебный Кафедра: иностранных языков с курсом латинского языка Курс – I Семестр - I, II Форма обучения - очная Практические занятия – 84 час. (I, II семестры) Самостоятельная внеаудиторная работа – 42 час. Экзамен – II семестр, 36 час. Всего часов – 162 час. Волгоград 2011 год Разработчики программы: зав. каф. ин. яз. с курсом лат.яз, доцент В.В. Жура ст. преподаватель Н.В. Баракат Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры иностранных языков с курсом латинского языка протокол № 1 от « 27 » апреля 2011 года Зав. кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка, доцент В.В. Жура Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией лечеб- ного факультета протокол № _____ от «____» ____________ 2011 года Председатель УМК, декан лечебного факультета, профессор С.В. Клаучек Внешняя рецензия дана зав. кафедрой теории и практики перевода ВолГУ, профессор В.А. Митягина Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой Заведующая библиотекой ВолгГМУ В.В. Долгова Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета протокол № _____ от «____» ____________ 2011 года Председатель ЦМС, профессор В.Б. Мандриков I. Пояснительная записка Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 847, с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению Медико-профилактическое дело. 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование основ терминологической компетентности специалиста-медика, обучение пониманию и сознательному употреблению медицинских терминов на латинском языке, а также терминов греко-латинского происхождения на русском языке для подготовки к изучению профильных дисциплин, знание специфики различных подсистем медицинской терминологии: анатомо-гистологической, клинической, фармацевтической. Задачами освоения дисциплины являются: - обучение студентов элементам латинской грамматики, которые требуются для понимания и грамотного использования терминов на латинском языке; - обучение студентов основам медицинской терминологии в трёх её подсистемах: анатомической, клинической и фармацевтической; - формирование у студентов представления об общеязыковых закономерностях, характерных для европейских языков; - формирование у студентов представления об органической связи современной культуры с античной культурой и историей; - формирование у студентов навыков изучения научной литературы и подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области медицины; - сформировать у студентов умение быстро и грамотно переводить рецепты с русского языка на латинский язык, и наоборот; - формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнёрами, пациентами и их родственниками; 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Латинский язык и основы медицинской терминологии» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего про- фессионального образования по направлению подготовки 060105 Медико- профилактическое дело, код УЦ ООП – С.1 1) Для изучения данной дисциплины студент должен обладать знаниями основ общей биологии, анатомии, грамматики русского языка, иностранного языка, общей химии в рамках школьной программы, истории древнего мира, античной мифологии (школьный курс), иметь навык работы с первоисточниками. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (культурология, история Отечества). 2) Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
3. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4,5 зачётных единиц, 162 академических часа.
4. Результаты обучения Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК): владения письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знание одного иностранного языка как средства делового общения, умения вести дискуссии и полемики, способности и готовности к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК - 2); способности и готовности к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью и коллективом, семьёй, друзьями, партнёрами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК - 3); готовности к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владения понятийным аппаратом, знания истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК - 5); владения культурой мышления, способности к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК - 7); готовности к самостоятельной, индивидуальной работе, способности к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК - 8). профессиональных (ПК): готовности работать в команде, к ответственному участию в политической жизни, способности к кооперации с коллегами, умения анализировать значимые политические события, в том числе и в области здравоохранения, владения политической культурой, владения способами разрешения конфликтов, умения организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК - 1); владения компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовности к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК - 5); способности и готовности к применению гигиенической терминологии, основных понятий и определений, используемых в профилактической меди- цине (ПК - 22); способности и готовности к проведению санитарно-просветительской ра- боты с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению по- иска информации для решения профессиональных задач (ПК - 23); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - о краткой истории латинского и древнегреческого языков и их роли в становлении и развитии медицинской терминологии; - о культуре речи и профессиональной грамотности; - латинский алфавит, правила произношения и ударения; - элементы латинской грамматики, необходимые для понимания и образования медицинских терминов, а также для написания и перевода рецептов; - принципы создания международных номенклатур на латинском языке; - типологические особенности терминов в разделах медицинской терминологии; - основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке; - официальные требования, предъявляемые к оформлению рецепта на латинском языке; - способы и средства образования терминов в анатомической, клинической и фармацевтической терминологии; - 900 терминологических единиц и терминоэлементов на уровне долговременной памяти в качестве активного терминологического запаса и 50 латинских пословиц и афоризмов, основные клинические выражения, студенческий гимн «GAUDEAMUS»; - выдающихся деятелей медицины и здравоохранения. Уметь: - читать и писать на латинском языке; - переводить без словаря с латинского языка на русский и с русского на латинский анатомические, клинические и фармацевтические термины и рецепты, а также клинические выражения, пословицы и афоризмы; - определять общий смысл клинических терминов в соответствии с продуктивными моделями; - грамотно оформлять латинскую часть рецепта; - формировать на латинском языке названия химических соединений (кислот, оксидов, солей) и переводить их с латинского языка на русский и с русского на латинский; - вычленять в составе наименований лекарственных средств частотные отрез- ки, несущие определённую информацию о лекарстве; - использовать не менее 900 терминологических единиц и термино-элементов. Владеть: - навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов; - базовыми технологиями преобразования информации, техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов. 5. Образовательные технологии Образовательные технологии при преподавании дисциплины включают личностно-ориентированные техники обучения, блочные, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл занятий, направленный на достижение одной локальной цели (повторение, закрепление, изучение нового материала, коррекция, контроль), проектные (выступление с рефератом). Обучение складывается из аудиторных занятий (84 час.) и внеаудиторной самостоятельной работы (42 час.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по усвоению материала. При реализации этого вида учебной работы используются следующие образовательные технологии: занятие – конференция, метод малых групп, работа в парах, учебно-исследовательская работа студентов, защита рефератов (презентация). В целях последовательной реализации внутри- и межпредметных логических связей на основе компетентностного подхода в учебном процессе используются интерактивные методы обучения, предусматривающие включённость в процесс познания всех студентов группы, их взаимодействие, активный самостоятельный поиск, совместное решение проблемы. Предусмотрены следующие интерактивные формы проведения занятий: - проблемная дискуссия, основой которой может служить любая актуальная проблема теоретической (научной) или практической сферы медицины, что позволяет студентам рассмотреть предметные и социальные аспекты их будущей профессиональной деятельности и высказать своё мнение; - учебная дискуссия по конретной проблеме, представляющая собой обмен мнений во всех его формах; -дисскусионное сочинение в форме эссе («за» и «против») и эссе («ваше мнение»), отражающее проблемный характер темы; - тренинг – практическая отработка изучаемого материала; - практические занятия проблемного характера; - ролевая учебная игра, построенная по принципу постепенного нарастания трудности заданий; - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций); - творческие задания для самостоятельной работы; - учебно-исследовательская работа студента; - подготовка и защита рефератов. Самостоятельная работа позволяет развивать у студентов потребность в постоянном самообразовании, способствует овладению культурой мышления, способности в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты, готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации. Для этого используются следующие формы: освоение разделов теоретического материала, перевод, подготовка к практическим занятиям, ответы на вопросы самоконтроля, подготовка рефератов, выполнение тестов с опорой на ключи. |
Программа по факультативной дисциплине по специальности 07. 00. 03... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по дисциплине Общий уход за больными для специальности... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия | ||
«Безопасность жизнедеятельности» (7 семестр) Дисциплина бжд общим объемом 85 час (34 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: 10 час-изучение материала лекций, 24 час для... | 57 (час.) Экзамен 36 часов (I семестр) Всего 144 (часа) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Осенний семестр: лекций 34 час., практические занятия -17час., курсовая работа, консультации 7 час., экзамен – 0,5 ч на студента | Рабочая программа Предмет биология Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | ||
«Экологическая обстановка в месте проживания студента» Дисциплина «Экология» общим объемом 68 час (17 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: изучение материалов лекций – 5 ч, подготовка... | Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология» Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | Тематическое планирование по природоведению Класс 5 Учитель Е. В.... Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов по программе: 5 класс-68 час; 6 класс-68 час; 7 класс-68час; 8 класс- 34 час | Рабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | ||
Рабочая программа по курсу «Современные международные отношения» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | ||
Рабочая программа по географии Количество часов: всего – 72 на 2 года изучения, 10 класс – 1 час в неделю, 11 класс – 1 час в неделю | Урок 13. 10-13. 55 Художественная студия 1 час (Буробина Л. А.) Английский... |