Скачать 283.17 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА История Древнего мира в общественном сознании и историографии Программа по факультативной дисциплине по специальности - 07.00.03 – Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 ЗЕТ) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час. МОСКВА 2011 1. Пояснительная записка Предмет является обязательной дисциплиной; относится к дисциплинам базового цикла. Требования к обязательному минимуму содержания программы подготовки аспирантов до данной дисциплине: аннотирование, реферирование и конспектирование литературы; развитие профессиональной памяти; работа с политическими, экономическими, археологическими картами; анализ источников и литературы; составление синхронистических и диахронических, статистических и сравнительно-типологических таблиц; подготовка доклада и сообщения, умение выступать с ним, оппонировать и обсуждать другие выступления; участие в дискуссиях, круглых столах и пресс-конференциях. Основные цели и задачи курса - История Древнего мира входит в цикл базовых учебных дисциплин и предназначена для профессиональной подготовки преподавателя истории общеобразовательных школ и других учебных заведений. - Основные цели дисциплины: раскрыть место и роль истории древнего мира во всеобщей истории, показать, с одной стороны, то общее, что роднит ее с последующими историческими эпохами, и, с другой, выявить, охарактеризовать и объяснить те особенности, которые были присущи только ей. - Решаемые задачи: 1. Научить аспиранта работать с источниками – письменными и вещественными. Раскрыть возможности современных методов анализа источниковой информации по конкретным разделам и темам изучаемой дисциплины. 2. Научить аспиранта работать с историографией, прежде всего, отечественной, чтобы он умел создавать поле собственной исследовательской и учебно-методической работы по истории древнего мира. 3. Раскрыть перед аспирантом логику, структуру и последовательность его собственного профессионального поиска. 4. Научить аспиранта самостоятельно а) разрабатывать тематические занятия, б) готовить доклады, сообщения, рефераты по изучаемой с учащимися тематике, в) профессионально, с позиций современной исторической науки и ее ресурсных возможностей, а также образно и искусно преподавать изучаемый материал (проведение коллоквиумов, «круглых столов», «пресс-конференций», «блиц»-опросов, письменных работ и т.д.). По окончании изучения дисциплины аспирант должен: - знать материал изученной дисциплины в соответствии с требованиями современной высшей школы и на основе предлагаемой учебной программы, - уметь систематизировать, анализировать, обобщать, сравнивать его, а также выделять общее и особенное в истории и культуре конкретных обществ эпохи первобытности, истории Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, - владеть а) основными научно-практическими и научно-теоретическими подходами и методами профессиональной работы историка в области истории древнего мира; б) навыками ведения тематического поиска литературы, ее аннотирования, реферирования, конспектирования, самостоятельного историографического анализа; в) основными приемами работы с научными каталогами и поисковыми системами Интернета; г) разработки собственных курсов учебной дисциплины и ее материально-технического обеспечения. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор материала основан на принципе системности, цивилизационном подходе и сравнительно-историческом методе. Системообразующим является индивид, то есть человек Древнего Востока и античного мира, изучаемый во всей совокупности его взаимосвязей – экономических, социальных, политических, культурных, религиозных и духовных и в динамике его становления и развития. Цивилизационный (или деятельностно-ценностный) подход предполагает характеристику индивида и его эволюции с точки зрения его двух основных типов – древневосточного и древнеевропейского (античного), а также основных вариантов обоих типов. Сравнительно-исторический метод используется в совокупности двух его разновидностей – метода исторического сопоставления и метода исторического противопоставления.
Лекционный курс
Содержание учебной дисциплины Тематический план лекционных занятий Лекция 1. Особенности экономического и социального развития стран Древнего Востока. Государства Древнего Востока. Основные подходы и методы изучения истории Древнего Востока. Основные проблемы истории и культуры древневосточных обществ в современной отечественной и зарубежной историографии. Древневосточный тип общественно-экономической системы (формации). Особенности социальной структуры в странах Древнего Востока. Община на Древнем Востоке: типология, эволюция, роль и значение в социально-экономической жизни стран Древнего Востока. Характеристика древневосточного рабства, его эволюция и значение. Государство на Древнем Востоке, его сущность, типология, эволюция; община в структуре древневосточного государства. Основные проблемы культуры древневосточных обществ (сравнительная характеристика). Особенности древневосточных религий, их место в жизни обществ Древнего Востока; эволюция религиозных концепций, их историческое значение. Лекция 2. Общество и государство Древнего Египта в эпоху Нового царства Египет в период Нового царства Изгнание гиксосов и новое объединение страны при фараонах XVIII династии (Камос, Яхмос I). Основные проблемы социально-экономических отношений в эпоху Нового царства, изменения в социальной структуре, усиление роли государства в структурообразовании египетского общества. Организация управления, армии и военного дела в Египте в период Нового царства. Международные связи Египта и завоевательная политика фараонов XVIII династии. Организация завоеванных территорий. Религиозно-политические реформы Эхнатона (Аменхотепа IV) и их историческое значение, амарнское искусство и его характеристика. Международное положение Египта в правление ХIХ-ХХ династий: походы в Нубию, Палестину и Сирию, борьба с Хеттским царством (Рамсес II); нашествие «народов моря; и ливийских племен (Рамсес III). Ослабление центральной власти в Египте при фараонах XX династии, усиление власти фиванского жречества (Рамсес XI и Херихор). Лекция 3. Особенности экономического и социального развития империи династии Хань. Китай в эпоху первых империй (Цинь, Хань). Общество, политические структуры, основные проблемы внешней и внутренней политики, складывание конфуцианско-легистской империи в эпоху Хань, проникновение в Китай буддизма. Культура Китая в эпоху первых империй. Заключение. Особенности китайского пути складывания и развития цивилизации. Место Китая в древневосточной истории. Лекция 4. Античность как тип культуры и общественного развития. Античность как культурно-историческое явление: сущность, типология, геохронологические рамки. Греческий и римский варианты античности: общее, конкретное, частное. Античность и варварский мир: формы, характер и культурно-исторические результаты взаимоотношений. Основные источники, их типологическая характеристика и особенности методики их анализа. Современная историография греко-римской античности (отечественная и зарубежная). Теория научного исследования: основные подходы, методы и принципы. Лекция 5. Афинская демократия и проблемы ее развития. Три типа полисной экономической системы - три типа социополитической организации (афинский, спартанский, коринфский); свободные - несвободные, граждане – не граждане, демократия - аристократия - олигархия. Межполисные взаимоотношения и их формы: дипломатия, хозяйственно-культурные контакты, религиозно-политические объединения (амфиктионии и празднества, военно-политические союзы и их значение в формировании эллинства и Эллады). Эллинская культура и ее характеристика: свобода, равенство, автономия личности. Закон, право и гражданское общество. Науки о человеке: история, социология, политология, этика, философия, педагогика, психология, риторика и их роль в формировании общества гражданского типа. Религия. Судьба и боги: учение об универсальном нравственном законе. Мифология и рационализация сознания. Художественная литература; жанры, тематика, язык, конкретно-историческое и всемирно-историческое значение. Изобразительное искусство, его направления, сюжеты, язык и значение. От полиса к союзам полисов и надполисным органам управления в жизни гражданских общин Эллады. Лекция 6. Причины кризиса греческого полиса и рецепты его преодоле ния. Причины экономического и политического кризиса греческого полиса. Особенности политической власти и младшая тирания. Идеи философов Платона и Исократа. Поход Александра Македонского как выход из политического кризиса греческих полисов. Обстоятельства возникновения полиса эллинистического типа, его новая сущность (зависимость, а не свобода и автономия), взаимоотношения с эллинистическими монархиями. Восточно- и западногреческий колониальный мир в эпоху эллинизма. Эллинистический мир и Рим. Эллинистическая культура и се характеристика (проникновение официальной (монархической) идеологии в систему духовных ценностей индивида и вытеснение гражданских добродетелей; унификация, стандартизация и канонизация идей, представлений, принципов и способов их выражения; отказ от рационализма и мифологизация сознания; ориентализация религии и мифологии; сакрализация и политизация индивидуального сознания; сужение роли образования и его элитарный характер). Философия. История. Естественнонаучное знание. Художественная литература и ее достижения. Изобразительное искусство. Эллинистический город и характеристика его урбанизма. Лекция 7. Рим как античная гражданская община. Падение царской власти и установление республики аристократического типа. Оформление римской гражданской общины и ее социальная структура. Первая кодификация права (Законы XII таблиц) и ее историческое значение. Формирование сенатской республики. Сенат и народное собрание. Римская военная организация, ее роль во внешней политике Рима: завоевание Италии и образование Римско-Италийского союза. Его основы, принципы и структура, Культура раннереспубликанского Рима: религия и ее характер, культы и празднества и их организация; право, общество, закон; письмо и письменность; литература и ее основные жанры (драма, поэзия, элоквенция, анналы). Идеология и основные гражданские virtutes. Быт и основные черты римского урбанизма. Изобразительные искусства. Лекция 8. Римская республика и ее государственное развитие. Рим в борьбе за господство в Средиземноморье. Рим и Карфаген (три Пунические войны). Северная политика Рима (галлы, иллирийцы, иберы). Рим и эллинистические государства (три македонские войны, войны с державой Селевкидов и Этолийским союзом, Рим и Ахейский союз, Родос, Пергам; римская дипломатия на Востоке и ее успехи). Рост влияния нобилитета в обществе и государстве. Рядовые римляне (плебс) - горожане и селяне; отмена долгового рабства. Ветераны и их положение в обществе. Население римских провинций: его состав и положение. Экономическое развитие Рима и его провинций: общее и особенное. Социально-политическая борьба: ее этапы, сущность и последствия для судеб общины и государства: сенатская знать, всадничество и магистратуры; оптиматы и популяры; муниципальная знать и римское гражданство; италики и римские граждане. Аграрные движения в Риме; рабские восстания и антиримские выступления в провинциях. Государственное устройство: сенат, его состав и полномочия; магистратуры, их структура и значение; комиции, их типология и роль в государстве. Армия и рост ее военно-политического влияния. Международное и внутриполитическое положение Рима. Культура Рима эпохи расцвета республиканского строя: особенности полисной идеологии; религия и римский пантеон; римское жречество и его роль в духовной и социально-политической жизни; Римские и Плебейские игры; философия и ее особенности; историческая проза: тематика, особенности, ведущие представители; художественная литература (драма и поэзия); зарождение красноречия. Рим - античный город и столица. |
Программа по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 02 Теория... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа предмет Курс «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 8 – 9 классе, всего 68 часов при нагрузке 1 час в неделю (в 8 классе... | ||
Программа по дисциплине Общий уход за больными для специальности... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия | 42 час. Экзамен II семестр, 36 час. Всего часов 162 час Медико-профилактическое дело, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 года... | ||
Тематическое планирование по природоведению Класс 5 Учитель Е. В.... Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:... | Рабочая программа по географии Количество часов: всего – 72 на 2 года изучения, 10 класс – 1 час в неделю, 11 класс – 1 час в неделю | ||
«Безопасность жизнедеятельности» (7 семестр) Дисциплина бжд общим объемом 85 час (34 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: 10 час-изучение материала лекций, 24 час для... | Рабочая программа на 2010/2011 учебный год Класс 11 Учитель: Васильев... Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо | ||
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тематическое планирование по математике Класс 9 Учитель Ахметова... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Геометрия 7-9 классы. Составитель:... | ||
«Экологическая обстановка в месте проживания студента» Дисциплина «Экология» общим объемом 68 час (17 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: изучение материалов лекций – 5 ч, подготовка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Угодия – всего 17 часов (1 час в неделю) р е к о м е н д у е т с я освоить программу курса за 17 учебных часов и составить календарно-тематическое... | ||
Рабочая программа Предмет биология Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ргу им. И. Канта «История края с основами исторического краеведения» (составители – М. А. Клемешева и В. Н. Маслов). Программа рассчитана... | ||
Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология» Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов по программе: 5 класс-68 час; 6 класс-68 час; 7 класс-68час; 8 класс- 34 час |