1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом требований ФГОС)
Дисциплина «Современные проблемы квалификации служебных преступлений» является одной из актуальных юридических дисциплин, преподаваемых в современных вузах, предполагает глубокое знание не только уголовного законодательства, но и специальной литературы, устойчивой и формирующейся практики по уголовным делам коррупционной направленности.
Цели: привить студентам более углубленные теоретические знания, касающиеся определения служебных преступлений, практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в рамках концепции безопасности государства и национальной стратегии противодействия коррупции.
Предусмотренный учебным планом объем материала позволяет решить следующие задачи:
- овладение студентами знаний об основных проблемах квалификации служебных преступлений;
- воспитание у студентов чувства непримиримости к проявлениям преступности, решимости противостоять ей, отстаивать принципы социальной справедливости и законности.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Магистрант должен знать основные методологические подходы к пониманию сущности служебной преступности, знать основные понятия, категории, объясняющие сущность уголовно-правовых явлений. | Магистрант должен уметь анализировать теорию и практику уголовно-правовых проявлений, объяснять политико-правовые процессы, происходящие в современном обществе.
| Магистрант должен иметь представление о закономерностях возникновения, развития и функционирования государственной власти, государственном аппарате, реализации права, толковании права, правосознании и правовой культуре.
| У магистранта должны быть сформированы профессиональные компетенции (ПК) бакалавра юриспруденции:
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Актуальные проблемы уголовного права зарубежных стран; Актуальные проблемы уголовного права; Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности.
| Актуальные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики; Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права; Семинар «Анализ судебной практики по уголовным делам.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Практические занятия
|
|
| 1-9
| 6
| 6
| Модуль 1: «Общие вопросы законодательного обеспечения противодействия коррупции»
|
|
| 1-3
| 2
| 2
| Семинар 1 «История возникновения и развития уголовной ответственности за служебные преступления»
Возникновение и развитие уголовной ответственности за служебные преступления в России XIV – XIX веков.
Служебные преступления в Советской России.
| М, П, Д, ПБ
| ПК-3, ПК-7
| 4-6
| 2
| 2
| Семинар 2 «Основные черты и признаки преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»
1. Специфика объекта и субъекта преступлений.
2. Понятие должностного лица. Понятие представителя власти, должностные функции.
3. Законодательная конструкция составов преступлений, включенных в главу 30 УК РФ.
4. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и дисциплинарный проступок.
| М, П, Д, ПБ
| ПК-3, ПК-7
| 7-9
| 2
| 2
| Семинар 3 «Служебные преступления в уголовном праве зарубежных стран»
1. Служебные преступления по законодательству некоторых европейских стран.
2. Служебные преступления по законодательству США.
Служебные преступления по законодательству некоторых государств – участниц СНГ.
| М, П, Д, ПБ
| ПК-3, ПК-7
| 10-18
| 6
| 6
| Модуль 2: «Совершенствование правовых форм противодействия служебным преступлениям»
|
|
| 10-12
| 2
| 2
| Семинар 4 «Вопросы квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»
1. Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ).
2. Превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).
3. Служебный подлог (ст. 282 УК РФ).
4. Халатность (ст. 293 УК РФ).
| М, П, Д, ПБ
| ПК-10, ПК-11
| 13-15
| 2
| 2
| Семинар 5 «Специальные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»
1. Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ).
2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285 УК РФ).
3. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ).
4. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ).
5. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ).
6. Получение взятки (ст. 290 УК РФ).
7. Дача взятки (ст. 291 УК РФ).
8. Посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ).
| М, П, Д, ПБ
| ПК-7 ПК-10
| 16-18
| 2
| 2
| Семинар 6 «Особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»
1. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
2. Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ).
3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ).
4 Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).
| М, П, Д, ПБ
| ПК-3, ПК-7, ПК-10, ПК-11
|
Самостоятельная работа магистранта
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Реализуемые компетенции
| 1-6
| 18
| Тема «Основные черты и признаки преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»
1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами:
а) Особенности квалификации служебных преступлений.
б) Особенности законодательной конструкции составов преступлений, включенных в главу 30 УК РФ..
| ПК-3, ПК-7
| 7-11
| 12
| Тема «Служебные преступления в уголовном праве зарубежных стран»
1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами:
а) Служебные преступления по законодательству Китая.
б) Служебные преступления по законодательству мусульманских стран.
| ПК-3, ПК-7, ПК-11
| 12-15
| 14
| Тема «Специальные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»
1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами:
а) Современное состояние и динамика служебных преступлений.
б) Понятие взяточничества в действующем уголовном законодательстве России.
| ПК-10, ПК-11
| 16-18
| 16
| Тема «Особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»
1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами:
а) Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК РФ).
| ПК-7 ПК-10
| Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе (должны соответствовать формам интерактивного обучения, отраженным в планах семинаров)
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения
| Часы
|
| Разбор конкретных ситуаций
| Данный метод используется при проведении семинарских занятий. Примеры:
Модуль 2 Семинар 5 «Специальные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Фабула: Сержант Коробов, выражая недовольство тем, что дневальный по подразделению рядовой Пухляков во время обеда не выполнил его приказание принести еду, сначала в столовой, а затем в помещении контрольно-пропускного пункта нанес Пухлякову побои.
Квалифицируйте содеянное
| 12
|
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| 1. База данных тестовых заданий для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов. Ауд.201,202.
2. База данных индивидуальных заданий для проведения итогового зачетного занятия Ауд.201,202.
3. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов. Используется при проведении лекционных и семинарских занятий Ауд.307, 201.
Пример 1. Модуль 1 Семинар 3 «Уголовно-правовой анализ преступлений коррупционной направленности».
Перечень наглядных электронных пособий:
Тема, план семинара
Формулировка проблемного задания
Схема состава получение взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ).
Схема квалифицированных составов получения взятки (ч. 2,3,4 ст. 290 УК РФ).
База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на семинарских занятиях при выполнении магистрантами творческих заданий, решении проблемных ситуаций и во время работы в малых группах
4. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении магистрантами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий.
| 2
|
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Использование электронного учебника по Уголовному праву Автор: Рарог А.И. 2010 г.
Использование видеопрезентаций. Пример: Модуль 2. Семинар 5 «Специальные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
| 2
|
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Использование учебно-методических разработок ведущих вузов МГУ, МГЮА
Пример:
1. Молчанов В.И. Научно-практический комментарий к ФЗ от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) М.: Юркомпани, 2009, - 136c.
2. Российское уголовное право. Особенная часть. / под ред. Л.В. Инногамовой-Хегай, М.: Проспект, 2010 – 528с.
|
|
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении тем курса № 3,4,7. Эти разделы предполагают обращение студентов к соответствующей тематике других дисциплин: Актуальных проблем уголовного права, Актуальных проблем уголовного права зарубежных стран.
|
|
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| Решение ситуативных задач (казусов), смысл которых заключается в разрешении конкретной юридической ситуации на основе текста изучаемого нормативно-правового акта.
Пример. Модуль 1 Семинар 2 «Основные черты и признаки преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Фабула: Ректор Тверского государственного университета мелиорации Черноземенко заключил с ООО «Засуха» договор аренды недвижимого имущества - четырех находящихся на балансе института подсобных корпусов сроком на три года. В нарушение установленных правил договор не был согласован с Комитетом по управлению имуществом по г. Тверь и не направлялся для государственной регистрации в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поступавшие в качестве арендной платы денежные средства Черноземенко не оприходовал, не отражал в бухгалтерском и налоговом учете. Уплачиваемая наличными арендная плата расходовал ась им по своему усмотрению. Всего таким образом им было получено и потрачено 4 500 000 руб. Черноземенко было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК, т.е. растраты, совершенной лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.
Правильно ли квалифицированы действия Черноземенко? Дайте обоснованный ответ
| 2
|
| Метод работы в малых группах
| Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения.
Пример. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.
Пример: Модуль 1, Семинар 3 «Служебные преступления в уголовном праве зарубежных стран».
Студенты делятся на три небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 5 минут: определить общие черты российского уголовного законодательства и УК Германии.
Далее каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.
| 2
|
| Творческие задания
| Могут применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах.
Пример. Модуль 1, Семинар 3 «Служебные преступления в уголовном праве зарубежных стран».
Задание: Выявите, по каким признакам соотносится российское уголовное законодательство и уголовное законодательство стран-участниц СНГ.
| 2
|
| Мозговой штурм
| Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Пример: Модуль 2, Семинар 5 «Специальные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Вопрос к аудитории: в чем состоят особенности преступников- государственных служащих, совершающих служебные преступления?
| 2
|
|