Скачать 0.59 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2013 г. Научные школы в языкознании Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700.68 Филология (Магистерская программа «Русский язык как иностранный») Форма обучения - очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы: ________________/Лабунец Н.В./ «______»___________2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания от «21» октября 2013 г., протокол №___4_. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________________/Лабунец Н.В./ «______»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института филологии и журналистики 31 октября 2013 г., протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ИФиЖ ___________ /Рацен Т.Н./ «31» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора ИБЦ_____________/Ульянова Е.А./ «_____»_____________ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт филологии и журналистики Кафедра общего языкознания Н.В.Лабунец Научные школы в языкознании Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700.68 Филология (Магистерская программа «Русский язык как иностранный») Форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2013 Лабунец Н.В. Научные школы в языкознании. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 1 курса направления 032700.68 Филология. Магистерская программа «Русский язык как иностранный», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 31 стр. УМК соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с планами практических занятий, вопросами к зачету, темами рефератов, контрольных работ, списками основной и дополнительной литературы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Научные школы в языкознании [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.В.Лабунец, заведующий кафедрой общего языкознания © Тюменский государственный университет, 2013. © Лабунец Н.В, 2013. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К дисциплине «Научные школы в языкознании» Требования ФГОС ВПО к содержанию курса Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 032700 Филология являются языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация. Магистр по направлению подготовки 032700 Филология готовится к различным видам профессиональной деятельности, в том числе к научно-исследовательской в научных и научно-педагогических учреждениях; прикладной в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности; к проектной деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях. В рамках настоящей дисциплины магистр по направлению подготовки 032700 Филология подготавливается к решению следующих профессиональных задач. Научно-исследовательская деятельность: самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований; самостоятельное исследование системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов; квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая деятельность: квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний; проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам. Прикладная деятельность: квалифицированный перевод различных типов текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом. Проектная деятельность: разработка проектов в области пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня речевой деятельности в регионе, поддержание речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью. Организационно-управленческая деятельность: организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся; организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, планирование деятельности и творческое управление рабочими группами по изучению и каталогизации архивных и других материалов; организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов. Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.68 Филология Магистерская программа «Русский язык как иностранный». Квалификация (степень) - магистр. 1.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание курса «Научные школы в языкознании» соответствует ФГОС ВПО 032700.68 Филология, магистерская программа «Русский язык как иностранный». Дисциплина «Научные школы в языкознании» входит в число дисциплин по выбору общенаучного цикла М.1, изучаемых магистрами очного отделения в первом семестре на первом курсе. Курс «Научные школы в языкознании» является одним из основных системе дисциплин, соотносящихся с профильным циклом, с теоретическими дисциплинами по филологии, с дисциплинами по выбору профессионального цикла. Согласно ФГОС ВПО программа ориентирует учащегося магистратуры на освоение диахронии и синхронии, динамизм развития научной лингвистической мысли. Отечественные языковеды дифференцирует такие понятия, как способ и метод познания, представляющие собой сущность знания и пути познания, обоснование системы и структуры исторического языкознания. История формирования и становления научных школ, ставшая научной и учебной дисциплиной, оказалась весьма привлекательной для многих поколений теоретиков и прагматиков языковедения.
Основная цель данной учебно-научной дисциплины – проследить эволюцию истории лингвистической мысли на материале лингвистических концепций просветителей разных эпох, разных этнических сообществ, чтобы показать и аргументировать истоки, исторические условия, развитие и перспективы идей, лингвопознавательного творчества многих поколений ученых, подготовивших современное понимание природы языка и речи, мышления и сознания, языка и культуры. В этой связи главной задачей курса является по возможности объективное реконструирование панорамы общелингвистических, включая философские и исторические, взглядов языковедов далекого прошлого и современного настоящего. В числе ведущих задач данной дисциплины следует выделить, во-первых, ознакомление учащихся с системой научных воззрений о познании реального языкового мира, человека и его разума, во-вторых, этнической ментальности и специфики национальной речевой культуры, в-третьих, речевого поведения и памятников литературы, в-четвертых, методологии лингвистики. Место дисциплины в учебном процессе объективно определяется ее связью с философскими, историческими дисциплинами, логикой и этнографией, психологией и культурой, семиотикой и информатикой, антропологией и ономастикой. «Научные школы» – это история письменных цивилизаций. Предметом курса является интерпретация концепций суждений о сущности и природе языка, языкового знака, воззрений языковедов разных континентов о сходстве и различиях языков, функций языка и речи, взаимосвязи языка, мышления и действительности, система и структура языков флективных, агглютинативных и аморфных. Объект курса – язык, языковая культура. Историография научных школ и их горизонтали и вертикали, это теория и история языкознания, эволюция науки о языке в зеркале гуманитарных знаний. Объектом курса «Научные школы» является учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру слов, мышления к бытию, среди материального и духовного, объективного и субъективного. Объект познания – язык, как предмет наблюдений в его ретроспективе и перспективе, язык, как речевой мир, лежащий в пространстве внешних явлений и психологии человека.
Дисциплина «Научные школы в языкознании» относится к вариативной части (М. 1) общенаучного цикла дисциплин. Изучение курса является важным компонентом общелингвистической подготовки студента, обогащает представление о структуре русского языка, способствует овладению навыками познания теории языка, истории лингвистических направлений, школ и вклада языковедов в науку о языковом пространстве. Необходимыми для усвоения курса представляются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов Современный русский язык, История русского литературного языка, Общее языкознание, Введение в языкознание, Лингвистический анализ текста. Изучение курса подразумевает логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с теоретико-практическими дисциплинами «Философия языка», «Проектная деятельность в филологии» и «Современный научный дискурс».
В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): 1.3.Компетенции выпускника ООП МАГИСТРАТУРЫ, формируемые в результате освоения данной дисциплины. Общекультурные компетенции ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Детализация компетенции по уровням освоения: Минимальный уровень: имеет общее представление об основах историко-культурного развития человека и человечества. Имеет представление об основных закономерностях взаимодействия человека и общества. Знает основные понятия и термины современной филологической науки. Владеет основными методами научного исследования. Умеет ставить и решать задачи в некоторых сферах общения. Умеет демонстрировать в речевом общении личную культуру. Базовый уровень: имеет общее понимание основ историко-культурного развития человека и человечества. Умеет оперировать понятиями и терминами современной филологической науки. Умеет анализировать научные и социально-значимые проблемы. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Владеет основными методами сбора, обработки и анализа информации. Владеет методологией научного исследования в профессиональной области. Владеет технологиями приобретения и использования социальных и филологических знаний. Повышенный уровень: знает основы историко-культурного развития человека и человечества. Знает основные закономерности взаимодействия человека и общества. Знает понятия и термины современной филологической науки. Знает методы научного исследования. Умеет анализировать основные научные и социально-значимые проблемы. Умеет демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру. Умеет ставить и решать задачи во всех сферах общения. Умеет управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Умеет самостоятельно находить новые методы исследования. Умеет проводить логичный, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных, лингвокультурных и художественно значимых филологических проблем. Владеет технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний. Владеет методами познания предметно-практической деятельности человека. Владеет навыками сбора, обработки и анализа информации и методологией научных исследований в профессиональной области. Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: практические занятия, самостоятельная работа. Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: контрольная работа, участие в дискуссиях, деловых играх, презентации, зачет. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса... А. П. Теория и методика преподавания рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 2 курса направления 032700.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Лагунова О. К. Литературное краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»... | ||
Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Рацен Т. Н. Культура речи в аспекте рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров направления 032700. 68 Филология.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата... | Компаративистика Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 68 «Филология» очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 12. 05. 11, протокол №10 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология». Профиль подготовки | Недели семестра Учебно-методический комплекс для студентов направления 032700. 62 «Филология» форма обучения очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... «Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» | ||
Литература древнего востока учебно-методический комплекс рабочая... «Филология» Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения) | Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки... |