Республики Марий Эл за 2005 год” введение





НазваниеРеспублики Марий Эл за 2005 год” введение
страница1/13
Дата публикации17.04.2015
Размер1.58 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Доклад
О положении с правами человека на территории Республики Марий Эл

за 2005 год”

ВВЕДЕНИЕ

Составитель доклада

Автономная некоммерческая организация Республики Марий Эл “Школа прав человека им. В.А. Пайдоверова” (контактный адрес: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 143, тел/факс (8-8362) 45-46-26, 45-32-38, e-mail: hrmar@yandex.ru.ru) - региональная общественная организация. Основные направления деятельности организации: оказание бесплатных юридических услуг жителям республики, практической помощи в защите прав детей, пенсионеров, инвалидов и ветеранов; помощи бездомным, заключенным, жертвам произвола со стороны милиции и органов государственной власти; “Правозащитная линия” - оказание бесплатных юридических консультаций по телефону 45-46-26; Мониторинг положения с правами человека; Пропаганда правозащитных идей (организация лекций для учащихся старших классов и студентов ВУЗов, разных профессиональных и общественных групп); Общественный контроль над деятельностью правоохранительных органов и судов; Общественный контроль за правовой политикой органов государственной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления. Издание еженедельной газеты “Сам себе адвокат”, где публикуются материалы правозащитного и юридического характера. Школа прав человека им. В.А. Пайдоверова образована в 14 апреля 2002 года. В подготовке доклада принимали участие председатель Правозащитного центра Республики Марий Эл Пайдоверова Н.М., Шингарева О.Б. журналист, Уланова Л.И.преподаватель, юристы Правозащитного центра Республики Марий Эл, преподаватели общеобразовательных учреждений.
Характеристика субъекта Российской Федерации

Официальное наименование субъекта - Республика Марий Эл, равнозначное наименование - Марий Эл. Республика Марий Эл - республика (государство) в составе Российской Федерации (ст. 1 Конституции РМЭ). Республика невелика: ее общая площадь составляет всего 1% от всей территории ( 23,2 тысяч кв. км. (76-е место в РФ)). Но в ней отражаются все проблемы великой страны- России. Республика многонациональна: в ней проживают люди многих национальностей, которые жили в обстановке взаимной толерантности, воспитанной за многие годы. И это все при том, что она еще и многоконфессиональна. Здесь и православные христиане, и лютеране, и язычники, и мусульмане и список это далеко не полон. Население – 750,3 тыс. человек, в том числе городское – 61,7%, сельское – 38,3 %. Как и большая Россия, маленькая республика имеет немало социальных и экономических проблем, которые имеют гораздо более выраженный и болезненный характер, нежели где-либо еще в Поволжском федеральном округе. Республика всегда считалась аграрной, а в 70-80-е годы прошлого века была в числе передовых в области животноводства и развития агропромышленного комплекса в целом. Поэтому 90-е годы, когда начал валиться ВПК и разваливаться колхозный строй, стали для жителей республики временем системного кризиса, которому они оказались неподготовленными. Все недостатки, все социальные болезни постсоветской России в полной мере имеются в Республике Марий Эл, которая может смело считаться микромоделью России. На примере республики можно довольно точно судить и об настроениях российских избирателей в целом. Как голосуют здесь, так в целом голосует и российская провинция. Не случайно общественно-политическую температуру политологи привыкли проверять по Нижнему Новгороду, который является центром федерального округа, в который входит и Республика Марий Эл. В этой республике проблемы обострены по сравнению с соседями и по причине крайней слабости и неразвитости гражданского общества, которое предполагает наличие сильных политических партий и авторитетной политической элиты. Нынешняя местная элита- это осколки слоя ( или класса) директоров, «крепких хозяйственников», партноменклатуры и комсомольских работников последнего призыва. Они обладают, как правило, определенными кусками собственностью, доставшимся им от советского прошлого, либо в ходе приватизации, либо в ходе дальнейшего передела собственности. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл является Государственное Собрание Республики Марий Эл – парламент Республики Марий Эл (ч.1 ст. 64 Конституции Республики Марий Эл). Руководит деятельностью Государственного Собрания председатель Минаков Юрий Александрович. Президентом республики и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти является Маркелов Леонид Игоревич. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации по Марийскому одномандатному избирательному округу является Комиссаров В.

Общая характеристика ситуации с правами человека.

Ситуация с правами человека в республике по-прежнему остается неудовлетворительной. Особенность республики в этом плане - в крайне низком уровне жизни. Нынешнее положение населения республики в значительной степени зависит от экономической и социальной обстановки в республике. Республика Марий Эл является одним из самых бедных регионов Российской Федерации и в огромной мере зависит от федеральных субсидий. Марий Эл обладает скудными природными ресурсами, а ее военная промышленность, которая раньше давала более 80% всего объема валового внутреннего продукта, развалилась с упразднением Советского Союза. В настоящее время в республике работают лишь слабо концентрированные отрасли. Кроме того, условия для сельского хозяйства в силу особенностей климата и почв нельзя считать слишком благоприятными, а отсутствие современных технологий затрудняет экономический переход в постсоветский период. В 2004 году средне-месячный доход в Марий Эл составил 2567 рублей (приблизительно 75 евро) при том, что в целом по России это показатель был 6383 рублей (187 евро), а по Приволжскому Федеральному округу – 5038 рублей (148 евро). Только в четырех регионах России средне-месячный доход еще ниже. Более того, в первом полугодии 2005 года свыше половины всех резидентов Марий Эл имели доход ниже прожиточного уровня. В конце 2004 года этот показатель, рассчитываемый, исходя из стоимости минимальной продовольственной корзины, услуг и обязательных платежей, составил 2001 рублей (приблизительно 59 евро) в месяц. До настоящего времени не назначен Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл, хотя Закон Республики Марий Эл, регламентирующий его деятельность, принят еще в 2000 году. Отсутствие независимого органа, уполномоченного от имени государства контролировать действия и нормотворчество всех ветвей власти, обладающего правом законодательной инициативы, независимого от политических пристрастий и не связанного с финансовыми группами, приводят к массовым нарушениям прав граждан, произволу власти, нарушениям федерального, республиканского и местного законодательства. Массовые нарушения прав граждан, которые необходимо устранять немедленно, произвол власти в экономике и политике, издевательство над местным самоуправлением, нарушения в силовых структурах порождают у населения недоверие к власти. Количество обращений граждан в Правозащитный центр Республики Марий Эл свидетельствует о низком уровне соблюдения прав человека в регионе. Региональные, местные нормативные акты отчасти соответствуют федеральному законодательству в сфере прав человека. Случаи изменения региональных, местных нормативных актов, касающихся прав человека, через суд или под влиянием общественного мнения - неизвестны. В регионе имеются общественные организации, такие как "Голос ребенка", "Комитет солдатских матерей", "Марий Ушем", Правозащитный центр РМЭ, Совет пенсионеров и ветеранов РМЭ, к которым, определенно, региональная местная власть относится настороженно. В регионе созданы общественные организации, которым региональная местная власть отдает предпочтение, вернее- вновь созданные организации служат определенным задачам региональной власти. Замечено, власть не обращает внимания вновь созданным молодежным общественным организациям. Правозащитный центр Республики Марий Эл и некоммерческая организация "Школа прав человека" имеет равный свободный и регулярный доступ к руководству УИН РФ по РМЭ, Министерство образования РМЭ, Йошкар-Олинское городское управление образования, Военный комиссариат РМЭ, в Комиссию по правам человека в РМЭ. У общественной организации «Йоча Йук (Голос ребенка)» и «Многодетная семья» налажен контакт с Министерством соцзащиты населения и труда. Нарушения региональными служащими Конституции РФ и Конституции РМЭ, федерального и регионального законодательства в сфере прав личности носит массовый характер. Со стороны местной бюрократии проявляется часто тенденция к подавлению не нарушающих законодательство инициатив граждан, незаконному ограничению деятельности общественных правозащитных и других объединений, частных предприятий. Нарушения прав граждан правоохранительными органами в Марий Эл происходят довольно часто: произвольные задержания и аресты, ограничение в праве на судебное обжалование ареста или задержания, превышение установленных законом сроков задержания, ареста. В средствах массовой информации ( "Йошкар Ола", ) это отражено. О положении в целом с соблюдением прав человека в Марий Эл можно сказать, что если и соблюдаются, то редко. В регионе - массовое нарушение прав человека. В сравнении с соседствующими регионами и Россией в целом ситуация с соблюдением прав человека в Марий Эл практически не изменилась. Скорее, стало намного хуже. В республике нет оппозиционных сил. Если и есть оппозиционные депутаты, то единицы (Воронцов В.П., депутат-предприниматель). С 2004 года наблюдаются по отношению к ним психологическое давление, с их организациями - расторгаются договора аренды нежилых помещений. Если и есть оппозиционные журналисты, то запуганы постоянными погромами в их квартирах. Созданная в апреле 1997 года Комиссия по правам человека при Президенте РМЭ с 1999 года бездействует. До настоящего времени не назначен Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл, хотя Закон Республики Марий Эл, регламентирующий его деятельность, принят еще в 2000 году. Массовые нарушения прав граждан, нарушения сотрудниками правоохранительных органов порождают у населения недоверие к власти. К настоящему времени ситуация с соблюдением прав человека в Марий Эл по сравнению с 5-ю прошлыми годами практически не изменилась. Скорее ухудшилась. Для свободы массовой информации Республика Марий Эл относится к группе субъектов Федерации с неблагоприятными условиями. Как и в других регионах Российской Федерации, демократия и правовое регулирование в Марий Эл остаются на низком уровне, и в последние несколько лет все больше и больше ограничивается свободa самовыражения. Так, в период пребывания Маркелова на посту Президента в воздухе все отчетливее пахнет репрессиями, а журналисты, политические оппоненты, активисты гражданского общества и другие деятели, несогласные с официально проводимой политикой, все чаще подвергаются преследованию, которое выражается в запугивании, арестах, уголовном преследовании, выселении и увольнении с работы. Также имеют место многочисленные акты насилия, совершаемые в отношении журналистов, выступающих с критикой, и активистов гражданского общества. Расследование таких случаев ведется вяло и без предоставления должной судебной защиты. Власти осуществляют строгий контроль информации, распространяемой через средства массовой информации, контролируемых правительством, а из независимых газет прекратили свое существование все, кроме одной. В нынешней общественной полемике безусловно доминирует президентская администрация, которая подмяла под себя, в том числе, и региональной парламент. Недавние политические события на федеральном уровне, результатом которых стал откат демократии в ряде ключевых областей, привели к усилению антидемократических тенденций в Марий Эл и других регионах. В Республике Марий Эл нет возможности у оппозиционных изданий выходить в свет, а журналисты, имеющие свое мнение преследуются. Не печатается ни одна газета, не согласная с политикой республиканской исполнительной власти. Случаев, когда под давлением местной власти независимые оппозиционные СМИ приходится издавать в других регионах ( Кировская обл., Чувашия, Татарстан, Ульяновская обл.), достаточно. Оппозиционные СМИ в основном писали о преднамеренных банкротствах предприятий на территории Марий Эл и их продаже за бесценок частным лицам, за которыми стояли чиновники местной власти. Критике подвергалась и работа правоохранительных органов. Идеология оппозиционных СМИ, существующих в регионе, - демократическая. Случаи препятствия местных властей регистрации независимых средств массовой информации- не известны. А вот по распространению печатных изданий- имеет место и довольно часто. Имеются случаи изъятия тиражей "Добрые соседи", кражи, уничтожения. В регионе оппозиционных СМИ, имеющих иностранных учредителей или являющихся филиалами иностранных СМИ, нет. Ретранслирующие регулярно столичных и/или иностранных средств массовой информации имеется («МК в Марий Эл», «Жизнь») На критические в эфире высказывания и публикации оппозиционных СМИ местные власти реагируют болезненно. Организуют проверку, накладывают на издателей административные штрафные санкции, подаются иски.

В Марий Эл подростками за год совершено свыше 800 преступлений, рост преступности за год составил 17%. В милиции отмечают все возрастающую жестокость подростков при совершении преступлений. Об этом при подведении итогов 2005 года заявил замначальника отделения организации деятельности участковых уполномоченных МВД республики Александр Аносов. На сегодня в республике на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более 2300 подростков, 191 из них – за совершение общественно-опасных деяний. Подростки все чаще выбирают более жестокие и общественно опасные способы присвоения чужого имущества. Так, растет число убийств, краж, грабежей. Привлечено к ответственности 35 взрослых, вовлекших несовершеннолетних в преступную деятельность. По уровню «детской» преступности республика опережает Россию на 10%. Более 127 тысяч детей сегодня проживают в семьях с достатком ниже прожиточного уровня, за чертой бедности. Каждый месяц на преступный путь в Марий Эл становятся свыше 100 несовершеннолетних. Более 70% из них не исполнилось еще и четырнадцати. Представитель главного управления охраны общественного порядка МВД России Александр Гусев считает ситуацию в Марий Эл «плачевной». По его мнению, необходимо срочно расширять сеть подростковых приютов. В частности, в Марий Эл давно поднимается вопрос о строительстве специализированной школы для малолетних правонарушителей. Пока у республики средств для этого нет.
Общая характеристика региональной нормативной базы.
Правозащитный центр Республики Марий Эл Республики Марий Эл осуществляет проект “Общественный контроль за правовой политикой органов власти в Республике Марий Эл”. Проводится анализ законности принимаемых республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления правовых актов, оспаривались акты, противоречащие федеральному и республиканскому законодательству, вносились предложения по отмене и изменению республиканских нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству. Региональные, местные нормативные акты отчасти соответствуют федеральному законодательству в сфере прав человека. Случаи изменения региональных, местных нормативных актов, касающихся прав человека, через суд или под влиянием общественного мнения - неизвестны. Нарушения региональными служащими Конституции РФ и Конституции РМЭ, федерального и регионального законодательства в сфере прав личности носит массовый характер. Со стороны местной бюрократии проявляется часто тенденция к подавлению не нарушающих законодательство инициатив граждан, незаконному ограничению деятельности общественных правозащитных и других объединений, частных предприятий.

Раздел 1. Уважение неприкосновенности личности
Политические и другие убийства, совершаемые в несудебном порядке

Правозащитный центр Республики Марий Эл не располагает достоверными сведениями о политических и других убийствах, совершаемых в несудебном порядке. Однако, в средствах массовой информации стали освещать, что приход к руководству Марий Эл Л. Маркелова в 2000 году стал началом установления в республике режима единоличной и авторитарной власти.
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания

Сведениями о пытках или избиениях в воинских частях, психиатрических лечебницах, при пресечении массовых акций, задержании или предотвращении преступлений, а так же об использовании людей для медицинских исследований без их согласия Правозащитный центр Республики Марий Эл не располагает. Судя по обращениям граждан, имеет место причинение телесных повреждений сотрудниками правоохранительных органов при производстве следственных действий.

Физическое насилие. За последние несколько лет зафиксировано несколько случаев, когда видные представители марийского национального движения, а также независимые журналисты и другие граждане, выступившие с критикой официально проводимой политики, подверглись жестокому насилию. Расследование таких случаев, как правило, велось из рук вон плохо, и преступники либо не были найдены, либо так и не были привлечены к ответственности. Обстоятельства совершения этих актов насилия указывают на то, что в основе их лежали политические мотивы.

Ниже описываются несколько таких случаев, которые, по сообщениям, имели место:

1).7 февраля 2005 года на Владимира Козлова, председателя «Мер Канаш», члена Консультативного комитета Всемирного Конгресса финно-угорских народов и главного редактора международной финно-угорской газеты «Кудо+Коду», было совершено нападение, когда он направлялся на работу. Примерно в 100 метрах от Дома печати в Йошкар-Оле трое незнакомых людей подошли к Козлову сзади и неоднократно ударили его по голове металлическими предметами наподобие трубы. После того, как он упал на землю, преступники стали бить его ногами. В результате нападения Козлов получил жизнеопасные повреждения, потребовавшие лечения в палате интенсивной терапии. К концу 2005 года расследование этого случая не дало никаких результатов. В апреле 2002 года аналогичному нападению подвергся бывший председатель «Мер Канаш» Виктор Николаев.

2).27 мая 2005 года около десятка марийских музыкантов и представителей культуры подверглись оскорблениям после концерта марийской музыки в Зале для проведения культурных мероприятий Йошкар-Олы. Когда группа музыкантов направлялась к своему автобусу, к ним приблизились члены местного отделения военизированной организации «Русское Национальное Единство» (РНЕ), заявили, что им «не нравится», как звучат марийские песни, сделали другие замечания оскорбительного характера и ударили нескольких музыкантов. Еще одна группа музыкантов и организаторов культурного мероприятия подверглись нападению и были жестоко избиты боевиками РНЕ по дороге домой с концерта. Некоторые из активистов РНЕ, участвовавших в этом акте насилия, позже рассказали местным жителям, что нападение было совершено по приказу главы президентской администрации Марий Эл. По их заявлениям, за это местному отделению РНЕ пообещали выделить кусок земли для строительства новой штаб-квартиры движения. В своем официальном заявлении Президент Маркелов всячески отрицал свою причастность или причастность возглавляемого им правительства к происшедшему инциденту и пообещал провести тщательное расследование обстоятельств дела с целью выявления «неизвестных лиц», стоящих за нападениями.

3).Согласно сообщениям неправительственной организации, 27 августа 2005 года неизвестные преступники напали и избили председателя «Международной молодежной ассоциации финно-угорских народов» (МАФУН) и бывшего лидера «Союза марийской молодежи» («У Вий») Василия Петрова в его родном селе Исменцы в Марий Эл. В результате Петров получил травму головы и переломы руки и челюсти и был госпитализирован. Сообщается, что еще до нападения Петрова предупреждали о том, что у него будут «серьезные неприятности», если он не прекратит выступать с критикой властей.
Отказ в проведении справедливого публичного судебного разбирательства

В случае, когда гражданин судится с региональными органами власти с целью защитить свои права, реально всегда заранее предсказать исход дела. Случаи восстановления судебным путем нарушенных прав граждан в регионе имеются. Имеются судебные процессы, возбужденные отдельными гражданами против местных органов власти или отдельных чиновников, в которых решение было бы вынесено в пользу истца. Таких случаев единицы. Право задержанных или арестованных на получение немедленной юридической помощи адвоката реализуется, но не всегда, изредка. Случаи отказов в судебной защите (отказов принять жалобу или исковое заявление, необоснованное прекращение судебного производства и др.)- имеются постоянно.
Отказ в возможности получения гарантированной внесудебной защиты нарушенных прав

Распространенным явлением стало отсутствие мотивированного ответа должностного лица на принятие к рассмотрению жалобы, имеют место факты отписок. Не произошло коренного улучшения в деятельности ОВД по работе с заявлениями, сообщениями и иной информацией о совершенных и готовящихся преступлениях. Сроки рассмотрения заявлений не соблюдаются УВД г. Йошкар-Олы, Горномарийским, Килемарским, Звениговским и др. РОВД.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconРеспублике Марий Эл за 2013 год Йошкар-Ола, 2014 Содержание
Республике Марий Эл представляю Главе Республики Марий Эл, Государственному Собранию Республики Марий Эл
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconУрок истории и культуры народов Республики Марий Эл по теме: «Национальный...
Гоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников...
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconГосударственное Собрание Республики Марий Эл
Решение Президиума Государственного Собрания Республики Марий Эл от 23 июля 2013 года
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconДоклад о результатах мониторинга правопримениния, осуществленного...
Мониторинг правоприменения, проведенный органами исполнительной власти Республики Марий Эл
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconДоклад о результатах мониторинга правопримениния, осуществленного...
Мониторинг правоприменения, проведенный органами исполнительной власти Республики Марий Эл
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconПлан работы Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Основные направления деятельности гбоу спо республики Марий Эл «йотст» в 2013-2014 учебном году
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconПравительство республики марий эл военный комиссариат республики марий эл
...
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconСказка» г. Волжска Республики Марий Эл Доклад на тему: «Организация...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка» г. Волжска Республики Марий Эл
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Республики Марий Эл обязательной части учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный...
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconДоклад «Об итогах работы Министерства культуры, печати и по делам...
Об итогах работы Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и подведомственных организаций
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Положением об отделе законодательной работы и правовой экспертизы Министерства юстиции Республики Марий Эл, утвержденным...
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconПравительство республики марий эл военный комиссариат республики...
Великой Отечественной войны, когда в ожесточенных битвах советский народ, его доб­лестная армия отстояли нашу Родину от фашистского...
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconДоклад Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл,...
Современный человек живет в мире, важнейшей чертой которого является культурное разнообразие, и постоянно вступает во взаимодействие...
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconПубличный отчет моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная...
Моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл на 2010...
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconАнализ работы школьного методического объединения учителей начальных...
Первый год школьное методическое объединение учителей начальных классов работало над темой
Республики Марий Эл за 2005 год” введение iconГорода Республики Марий Эл, Ермакова А. В., 2009 г., п. Новый Торъял Essentials Course
Учебный проект «Города Республики Марий Эл», Ермакова А. В., 2009 г., п. Новый Торъял


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск