Литература стр. 33





НазваниеЛитература стр. 33
страница1/5
Дата публикации28.04.2015
Размер0.82 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Право > Литература
  1   2   3   4   5


Отдел образования Жлобинского райисполкома
Государственное учреждение образования

«Начальная общеобразовательная школа №2 г. Жлобина»

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста


Из опыта работы

классных руководителей

3 «В», 3 «Г» классов

Белоцкой Марии Анатольевны,

Бондаревой Анастасии Викторовны

государственного учреждения образования

«Начальная общеобразовательная

школа №2 г. Жлобина»

Адрес: 257210, г. Жлобин,

ул. Сортировочная, 2,

тел. 8-02334-4-50-36
Жлобин

2010

Аннотация

В данной работе представлены основы гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Авторы формулируют педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, принимая во внимание особенности возраста младших школьников, отмечают наиболее приемлемые формы и методы гражданско-патриотического воспитания, подчёркивают чрезвычайную важность последовательной, твёрдой позиции классного руководителя.

В приложении к работе прилагается практический материал, который с успехом могут использовать классные руководители, другие педагогические работники.

Заместитель директора

по воспитательной работе Т.П. Косарчук

Содержание

Введение ………………………………………………………………..стр. 3

  1. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………......стр.4-7

  2. Методическая система гражданско-патриотического воспитания…………………………………………………….стр.8-20

  3. Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию………………………………..……………… стр.20-31

Заключение…………………………………………………………….стр.32

Литература…………………………………………………..................стр.33

Приложение

Введение

В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. В представленной работе мы хотим остановиться на методических подходах к организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Считаем, что в гражданско-патриотическом воспитании, как ни в каком другом, важна скрытая позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребёнка.

В теоретической части мы раскрываем содержание гражданско-патриотического воспитания применительно к ребёнку младшего школьного возраста, конструируем методическую систему гражданско-патриотического воспитания школьников.

В практической части описываем опыт своей работы, в котором определяем наиболее эффективные формы и методы гражданско-патриотического воспитания.


  1. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников


Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.

Психологи (А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий, Ш. А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, огромный авторитет учителя.

Особенно своевременный этот возраст для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Через изучение предмета «Человек и мир», более активное общение со сверстниками, взрослыми, учас­тие в общественной жизни (общественные акции, общественно полезный труд, школьные и государственные праздники, коллективные творческие дела, забота о природе и т. д.), совместный труд, чтение детских периодических изданий, просмотр теле- и прослушивание радиопередач дети приобщаются к жизни своей страны, познают ту реальную социальную действительность, которая их окружает.

Поэтому, организуя гражданско-патриотическое воспитание, мы опираемся на психологические особенности младших школьников.

Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою ро­дословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и по­нятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Известная эмоциональность младших школьников диктует нам не­обходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводи­мые в классе наглядны, конкретны. Сухость здесь про­тивопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказы­вает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделан­ное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, музыкальное поздравление, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захо­чется повторить.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Роди­на сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма мы начинаем с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребе­нок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодей­ствие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, род­ная, наполненная звуками и запахами. Это то, что называют малой роди­ной — тот клочок земли, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи.

На наш взгляд, тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружа­ет ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом уви­деть черты большого, в обычном — не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспо­минаем не огромную страну, а Родину своего детства.

Организуя гражданско-патриотическое воспитание, учитываем и такую особенность младших школьников, как актив­ность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неумная энергия детей этого возраста предоставляют нам широкие и разнообразные возможности в организации гражданско-патриотического воспитания. Дети с удоволь­ствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и обще­ственно оцениваемая, очень нравится детям.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлени­ям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каж­дого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направ­ленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возмож­ность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполне­ния, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социаль­ной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важ­ные. Истоки такого отношения к учителю кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Об этом писал В. А. Сухомлинский; «Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших вос­питанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения...

Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук».

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданско-патриотическом воспитании мы широко используем игру, игровое оформление, игровые моменты. Это познавательные, экологические, под­вижные игры, участие в общественных акциях, игровые названия, деви­зы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.


  1. Методическая система гражданско-патриотического воспитания


Методическая система гражданско-патриотического воспитания, на наш взгляд, организуется в соот­ветствии с научно-теоретическими представлениями о процессе как взаимо­действии и взаимовлиянии таких социально-психологических факторов, как воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осознание ребенком своих взаимоотношений с миром и себя в мире.

Первым, наиболее важным фактором воспитания мы считаем социальную среду, в которой личность существует и утверждает свое «Я». Педагог, знающий о роли социальной среды как фактора формирования лич­ности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда — в отличие от среды формирующей — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхож­дению в современную культуру.

Основное назначение воспитывающей среды — дать образец, модель поведения, вовлечь детей в реальные ценностные отношения. Ребенок в силу своей подражательности и узости социального опыта и знаний о явлениях жизни заимствует эти образцы и отношения к миру, как бы создавая себе опору для вхождения в мир. Поэтому мы создаем такую среду, которая способствовала бы гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Одним из содержательных элементов широкой воспитывающей среды является событийное окружение ребенка: события, происходящие в обще­стве, стране, городе, школе, классе. Знакомство с общественной жизнью и участие в ней расширяет контакты детей с окружающим миром, выво­дит их за рамки класса, школы. В своей деятельности используем обсуждение теле- и радиопередач, материалов детской прессы, обращая внимание школьников на то, что происходит в стране и мире. Широкие возможности для формирования информационной культуры учащихся имеют информационные часы. Мы побуждаем детей к постановке вопросов, поощряем их интерес к происходящему вокруг. Уча­стие в добротворческих акциях, митингах, шествиях, линейках, походах «раздвигает стены школы», помогает детям почувствовать себя частью общества, частью своего народа.

Воспитывающая среда благотворно влияет на ребенка, если она пра­вовая, что означает уважение прав ребенка, его достоинства, личности. Мы считаем, что создание правовой среды включает не только ознакомление школьников с правами ребенка, но и реальную защиту детства. Там, где дети имеют возможность участвовать в решении вопросов классной и школьной жиз­ни, где уважаются их права и свободы, где царит доброжелательная пси­хологическая атмосфера, защищающая ребенка от произвола (учителя, сверстников, администрации школы), где имеет ценность позиция каждого ребенка, где есть свобода выбора, — там происходит гражданско-правовая социализация детей.

На наш взгляд, созданию правовой среды способствуют:

- яркое, эмоциональное, доступное разъяснение прав ребенка;

- выработка совместно с детьми правил классной и школьной жизни, общих законов, выполняемых детьми и педагогами;

- активное участие детей в организации жизни и деятельности коллекти­ва (коллективное планирование, осуществление, анализ и оценка сделанного);

- защита и помощь ребенку в решении его проблем;

- благоприятный психологический климат;

- личностно-гуманный подход к детям;

- конструктивное разрешение конфликтов;

- дисциплина в классе и школе как защита личности каждого ребенка.

Наличие правовой среды делает школу домом, где хорошо и комфортно чувствует себя каждый ребенок.

Как известно, душа народа — в его языке. Поэтому мы считаем, что языковая среда — важная составляющая воспитывающей среды. Она, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова». «Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова...». Родной язык, родное слово должны пронизывать школьную жизнь.

Из практики В. А. Сухомлинского по воспитанию любви к родному язы­ку, родному слову: каждый ученик уже во втором классе заводил записную книжку — «словесную шкатулку». В нее записывались слова, которые по­казались ребенку интересными или непонятными (потом педагог объяснял детям значение или эмоциональную окраску слова). В третьем и четвертом классах, кроме отдельных слов, в «словесную шкатулку» записывались обо­роты, фразы, предложения, полюбившиеся ученику.

Все наблюдения в природе сопровождались упражнениями детей в опи­сании ярких моментов жизни природы, сочинением сказок, рассказов. Тем самым дети учились слышать и чувствовать тонкие нюансы, смысловые и эмоциональные оттенки слова. «Дети были бы равнодушны к красоте природы, к игре красок и звуков, к неисчерпаемому разнообразию жизни, если бы не слово, не умственное воспитание, не стремление к важнейшей образовательной цели — научить ребенка думать, подмечать взаимодей­ствие предметов, вещей, явлений...». В практике своей работы мы также используем данный приём.

Воспитание любви к родному слову немыслимо без хороших книг, без чтения. Поэтому с первых дней пребывания в школе, на наш взгляд, необходимо постоянно обращаться к книге, побуждать детей к чтению. Для этого мы используем собственное выразительное чтение, ознакомление детей со школьной и городскими библиотеками, обсуждение прочитанных книг, празд­ники и групповые дела, посвященные книге и родному языку: «Праздник книги», «Книжная ярмарка», «Неделя детской книги», «В гостях у писателя (поэта)», «В книжном мире», «День рождения писателя (поэта, читателя)», «Конкурс загадок», «Конкурс пословиц и поговорок», «Сундучок народной мудрости», «Путешествие в сказку» и др.

В наших классах созданы небольшие библиотечки, куда дети приносят из дома уже прочитанные ими книги. На ее основе организуются уроки внеклассного чтения, коллективные творческие дела, посвященные книге. Библиотекарями по очереди становятся микрогруппы или отдельные дети.

Мы считаем, что языковая среда предполагает заботу о речевой культуре всех участни­ков учебно-воспитательного процесса: детей, педагогов, технического пер­сонала школы. Речевая культура, культура общения должна пронизывать школьную жизнь детей.

Снова обратимся к прекрасной мысли В. А. Сухомлинского: «Школа ста­новится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».

Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также яв­ляется составным элементом воспитывающей среды. Смена времен года, наблюдения за природными объектами и явлениями, размышления над при­чинами их взаимосвязей, опыты по выращиванию растений — все это про­буждает мысль детей, заставляет задуматься об экологических проблемах своего края, своей страны.

На наш взгляд, задача педагога — максимально использовать природное окружение школы для развития мышления детей, для воспитания экологической куль­туры, для активного взаимодействия с природными объектами.

Значение личности педагога столь велико, что он может усиливать или ослаблять влияние других компонентов среды. Так, богатая, выразитель­ная, эмоциональная речь учителя усиливает воздействие языковой среды, поскольку дети, осваивая образцы культурного общения, поднимаются выше в своем языковом развитии.

Отношение педагога к событиям, происходящим в окружающем про­странстве, дает ориентиры для их понимания, анализа, оценки. Поэтому мы обращаем внимание учеников на те события, которые важны в социальном, мировоззренческом, ценностном плане, помогая осмыслить, пережить их, выработать собственное отношение к ним.

Создание правовой среды, особенно в начальных классах, преимуще­ственно зависит от педагога. Мы организуем групповое взаимодействие, вводим нормы достойного общения, заботимся о самочувствии каждого ребенка, устанавливаем определенный порядок и дисциплину, вместе с детьми обсуждаем законы (правила) коллективной жизни, осуществляем принцип не­прикосновенности личности, создаем условия для развития детей, охраны их здоровья. Кроме того, мы оказываем влияние и на семейную среду, стремимся улуч­шить ее с целью воспитания и развития ребенка.

Мы считаем, что влияние семейной среды, семейного окружения ребенка входит нема­ловажным компонентом в воспитывающую среду. Именно в семье проис­ходит социализация личности. А выход семьи за рамки семейных отно­шений в другие сферы социальной жизни (во время прогулок, поездок, путешествий, походов в музей, театр, в процессе обучения в школе, про­смотра телепередач, чтения газет и журналов) формирует в сознании ре­бенка представление о человеке и жизни, об обществе и своей стране.

Хотелось бы отметить, что нет общественных явлений, которые нужно скрывать от детей, сколь бы сложными они ни были по социально-пси­хологической сущности. Поэтому мы убеждаем родителей, что обо всем можно го­ворить с ребенком, только надо выделять главное в происходящем и оцени­вать его с точки зрения человеческой жизни («очеловечивая события»).

Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая нашу землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Учитывая влияние семейной среды, мы налаживаем взаимодействие с семьей, организовываем совместную деятельность детей и родителей, привлекаем семьи к наиболее важным школьным делам и событиям.

Подводя итог рассмотрения вопроса о влиянии воспитывающей среды, можно сказать, что ее организация имеет первостепенное значение для создания поведенческих, отношенческих эталонов, образцов, которые при­влекают, которым хочется следовать.

Надо учесть, что окружающая среда становится фактором воспитания и личностного формирования только при условии активного взаимодей­ствия личности с этой средой.

На наш взгляд, ребенок не станет патриотом, пока не начнет действовать. Поэтому дея­тельность — важнейший фактор воспитания патриотизма. Если среда создает образ мира и образ жизни, что служит предпосылкой социального развития, то в деятельности это развитие происходит реально. Именно в процессе деятельности рождаются те новообразования в личностном развитии, которые свидетельствуют о достижении ею определенного уровня отношения к миру.

Деятельность — активная форма отношения субъекта (ребенка) к объек­ту (событию, факту, предмету, явлению и т. д.). В процессе деятельности ребенок вовлекается в заботу о своем классе, сверстниках, школе, самом себе, об обществе в целом.

Важное значение для воспитания ценностного отношения к своему клас­су, товарищам, школе имеет активное участие детей в жизни класса, шко­лы. Оно подразумевает, во-первых, организацию повседневной заботы о своем классе, коллективе путем чередования традиционных поручений. Эту работу мы организовываем следующим образом. В начале учебного года в рамках деятельности детского объединения «Октябрята» дети обсуждают «набор» поручений, исходя из своих желаний и пользы для класса: дежурные, санитары, цветоводы, журналисты, информаторы, затейники, артисты, хозяйственники, почемучки и т. д. (см. приложение 1)

Выбрав по числу микрогрупп поручения, они в течение одной-двух недель выполняют их, затем перед всем классом отчитываются, а все остальные обсуждают и оценивают их работу. В число критериев оценки входят ответы на вопросы: «Какую пользу принесли классу?», «Дружно ли работали?», «Внесли ли что-то новое в выполнение знакомого пору­чения?». Во-вторых, активное участие детей в делах школы и класса проявляется в оформлении школы и класса, поддер­жании классных и школьных традиций, участии в работе школьного са­моуправления (заседания совета командиров), выполнении организаторских поручений. Чем больше за­боты проявляют дети о своем классе и школе, тем более близкими они становятся.

Практическое участие детей в жизни общества воплощается в обще­ственных акциях («Забота», «Ветеран живет рядом», «Милосердие»), к которым, на наш взгляд, нужно приобщать детей уже с младших классов и таким образом вводить их в мир общественной деятельности, благодаря чему они вступают в сопричастность с жизнью страны, вовле­каются в поле сложных общественных отношений.

Особенно это чувство обостряется у тех ребят, кто является членом какого-либо общественного объединения. 100% учащихся школы являются членами детского объединения «Октябрята». Главная цель всех октябрятских дел — делать добро, помогать тем, кто нуждается в опеке и за­щите.

Большие возможности для воспитания патриотизма создает организа­ция различных видов воспитывающей деятельности: социально-ориентационной, познавательной, трудовой, физкультурно-спортивной, художе­ственной, ценностно-ориентировочной.

Так, в социально-ориентационной деятельности мы осуществляем ориентацию детей на социальные ценности, воспитываем активную гражданскую позицию, гражданское самосознание, гражданские чувства. Учащиеся знакомятся с жизнью своей страны, ее историей, современным положением, государственным устройством, символикой. В русле этой деятельности мы приобщаем детей к чтению таких периодических изда­ний, как: «Зорька», «Раніца», «Бярозка», «Вясёлка», «Лесавік», «Пионер­ская правда», «Юный спасатель» и др., — чтобы они были в курсе событий, происходящих в стране и мире.

В этой деятельности начинается процесс формирования правовой куль­туры школьников. Дети не только знакомятся со своими правами, но и учатся уважать права других людей, правильно вести себя в обществе.

В познавательной деятельности развивается патриотическое сознание детей — интеллектуальный компонент патриотизма. В ней происходит познание истории своей родины, ее географического положения. Мы знакомим детей с персоналиями выдающихся людей: общественных деятелей, героев, писателей, художников, музыкантов, спортсменов и др. Они изуча­ют духовное наследие своего народа.

Внеклассная познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий, в ходе проведения устных журналов, викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, по­знавательных игр («Колесо истории», «В гостях у художника (писателя и т. д.)», «Говорили наши деды», «Конкурс пословиц и поговорок», «По белорусским заповедникам», «В пущу, к Деду Морозу», «Белорусские замки» и др.). (см. приложение 2)

На наш взгляд, чем активнее дети в поиске необходимой информации, чем больше она затрагивает их интересы, тем большее влияние оказывает познавательная деятельность на развитие их патриотического сознания и самосознания.

В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине. Труд детей на пользу и радость окру­жающим людям ценен тем, что является бескорыстным. Поэтому мы продумываем не только виды детского труда, но и способы вовлечения в него всех учащихся, способы мотивации трудовой деятельности детей.

Помощь детей по дому, дежурство по классу, забота о младших братиках и сестричках, освоение традиционных народных реме­сел, участие в экологической деятельности, изготовление поделок, игрушек, подарков малышам, ветеранам — все эти виды трудовой деятельности используются нами при воспитании патриотических чувств детей.

Художественная деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям, традициям, фольклору. Дети изучают песенную, музыкальную, танцевальную, народную культуру, культуру слова, изобрази­тельную культуру. Кроме того, мы включаем детей в практические занятия различными видами искусств: танец, пение, рисование, лепка, аппликация, драматизация. Это наиболее близкая детям деятельность, именно в ней ребенок ярче всего проявляет себя, особенно это касается музыки.

Считаем, что художественная деятельность как нельзя лучше отвечает возрастным особенностям младших школьников: их эмоциональности, образному восприятию мира, активности, непосредственности. Все эти особеннос­ти способствуют успеху в данной деятельности.

Художественная деятельность в нашей работе принимает самые разнообразные формы: концерты (для малышей, родителей, ветеранов,), конкурсы («Алло, мы ищем таланты»), творческие выставки (игрушек, поделок, рисунков, народного декоративно-прикладного искусства: вышивки, ткачества, соломоплетения, керамика), литературно-художественные утренники, народные календарные праздники и др.

В художественной деятельности важно, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от общения с искусством, от процесса созидания, активного творчества.

С древнейших времен славянские народы большое внимание уделяли физическому воспитанию подрастающего поколения.

Современные молодые люди также должны иметь хорошее здоровье, соответствующую физическую подготовку, необходимую не только для за­щиты страны, но и для профессиональной деятельности, для воспитания здорового потомства. Поэтому физическое воспитание, на наш взгляд, является составной частью содержания гражданско-патриотического воспитания и на практике реализует­ся в физкультурно-спортивной деятельности. Ее цель — воспитание цен­ностного отношения к своему здоровью, телу, организму, здоровому обра­зу жизни, желания и умения продлевать жизнь.

Физкультурно-спортивная деятельность организуется нами в форме проведения Дней здоровья, веселых игр, состязаний, ежедневных гимнастических упражнений, школьных спартакиад, путешествий, народных национальных игрищ, эстафет и др.

Таким образом, мы считаем, что деятельность выступает фактором воспитания патрио­тизма благодаря тому, что в ходе активного взаимодействия с такими объек­тами, как природа, человек, семья, школа, народное искусство, родной край ребенок осваивает социальное окружение.

«Если среда как фактор предо­ставляла образ мира, то деятельность позволяет проникнуть в глубь данного образа, понять сущность явлений, оценить их с позиции человеческой жиз­ни», — пишет Н. Е. Щуркова.

Создав соответствующую воспитательную среду и включив ребенка в активную деятельность, необходимо помочь ему осознать, осмыслить патриотические отношения, их содержание, формы проявления, значение. И мы считаем, что этому помогает третий фактор воспитания патриотизма — осмысление мира и себя в этом мире. Назначение этого фактора — осознание ребенком значения (ценности для общества) и личностного смысла (ценности для себя) таких понятий, как Родина, семья, природа, патриотизм, человек, на­род, его культура, страна и др. А для этого нужна работа разума и души, чтобы в процессе осмысления патриотических отношений ребенок ощу­тил себя носителем этих отношений. (см. приложение 3)

Осмысление своих связей с собственным народом и страной осуществ­ляется, прежде всего, через содержание учебного материала в процессе обучения. Особенно высок потенциал патриотического влияния учебно­го материала по литературному чтению, языку, предмету «Человек и мир». Особое место в этом ряду занимает такой предмет, как «Мая Радзіма — Беларусь», где дети знакомятся с жизнью наших предков, их верованиями, занятиями, их отношением к своей Отчизне (проявление храбрости и самоотверженности при ее защите). Изучение географического положения страны дает школьникам возможность «совершить путешествие» по всем областям Беларуси, увидеть красоту ее природного ландшафта, задуматься о целесообразности деятельности человека по изменению при­роды (осушение болот, загрязнение и обмеление рек, строительство огром­ных сооружений и др.).

Исторический материал дает представление о становлении белорус­ской государственности, помогает заглянуть в глубь истории, осмыс­лить непростой путь, который прошла Беларусь, борясь за суверенитет и независимость.

Важную роль в осмыслении своих связей с миром играет ценностно-ориентировочная деятельность. В ней происходит оценка мира, осозна­ние своей связи с другими людьми, с обществом (Родиной), осмысление собственного существования на земле, места своего «Я» в жизни.

Суть ценностно-ориентировочной деятельности, по нашему мнению, — в осмыслении и решении проблем жизни, требующих духовно­го усилия, напряжения. В результате школьник осмысливает себя, свои связи с миром, такие, как: «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество (Ро­дина)», «Я и природа», «Я и мои близкие». Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на осмысление социального значения явлений мира и установление личностного смысла по отношению к этим ценност­ным объектам.

Такое осмысление происходит тогда, когда педагог помогает за пред­метным результатом деятельности (познавательной, социально-ориентационной, художественной, спортивной, трудовой) увидеть ее ценностное содержание — воспитательный результат. Если за строками учебника, по­вествующими о далеких исторических событиях, дети увидели сильных и бесстрашных людей и восхитились их мужеством; если, сажая деревья, они украшали родную землю; если, вышивая платочек, хотели доставить радость маме; если, выступая на концерте, хотели порадовать малышей или ветеранов; если, составляя родословную, они задумывались над свои­ми корнями, значит предметная деятельность, которую организовывал педагог, одновременно являлась и ценностно-ориентированной, и духов­ной, поскольку в ней дети осознавали свое отношение к ценностям: Родина, мама, другие люди, природа и т. д.

По нашему мнению, педагог должен помочь детям обнаружить в объектах, предметах, событиях, явлениях их социальную сущность, разглядеть ценность там, где она скрыта за предметной оболочкой. Это делается через аргументацию требований, просьб, обращений педагога к детям. Например, требование соблюдения детьми дисциплины, аккуратности, порядка аргументируется тем, что они способствуют достижению наилучших результатов в работе, свидетельствуют об уважении к себе и другим людям, что дисциплинированный человек принесет в конечном итоге больше пользы своей стране.

Сильным моментом в развитии патриотического сознания детей, на наш взгляд, яв­ляется знакомство с персоналиями выдающихся людей. Образ яркой, неординарной личности привлекает детей, она в концентрированном виде иллюстрирует понятие патриотизма как беззаветного служения Оте­честву

Мы убеждаем детей, что такие люди есть и сейчас. Они трудятся, ста­вят перед собой цели и добиваются их, их заботит благополучие и процве­тание Отечества. Мы устраиваем встречи с такими людьми — представи­телями каких-либо профессий, людьми, занятыми решением насущных жизненных проблем (экологических, научных, творческих). У детей появ­ляется мечта — быть достойным человеком. Это первый шаг к самовоспи­танию, работе над собой.

Помимо косвенного воздействия на сознание детей, которое осуществ­ляется через названные выше источники, мы используем прямое воздей­ствие через специально организованное нравственно-патриотическое просвещение детей. Оно призвано переключить их внимание с широких представлений о нравственности, патриотизме на конкретную действитель­ность, окружающую их.

Таким образом, можно сделать вывод, воспитание патриотизма будет успешным при соблюдении определен­ных методических условий.

Оно должно быть теснейшим образом связано с нравственным воспи­танием. Отношение к Родине — одно из стержневых отношений, поэтому его формирование встраивается в процесс нравственного воспитания. Воспитание патриотического отношения неразрывно связывается с воспита­нием других нравственных отношений: к людям, обществу, труду, самому себе. Для младших школьников такое объединение имеет особый смысл, т. к. Родина для него — это, прежде всего, его близкое окружение.

Отсюда можно сформулировать следующее условие: детям должна быть близка и понятна идея Родины как места, где человек родился и вырос, где живут близкие и родные люди, где все знакомо с детства. Она должна быть близка и жизни ребенка: его интересам, потребностям, желаниям и т. д.

По нашему мнению, воздействие, оказываемое на ребенка в процессе гражданско-патриотического вос­питания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Поэтому и логика такого воздействия будет иная: не логика долженствования, а логика увлечения, воодушевления, за­интересованности. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.

Эмоциональность детей диктует соблюдение еще одного условия: все формы воспитательной работы должны быть яркими, увлекательными, красочными, привлекать внимание детей своим содержанием, оформлением, (в игре, на празднике), новизной и необычностью информации.

Следуя возрастным изменениям детей, патриотическое воспитание строится последовательно, поэтапно: постепенно расширяется круг социальных объектов (мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, товарищи, класс, шко­ла, улица, город (село), страна, мир), углубляется понимание патриотизма (быть патриотом — значит любить свою семью, свой дом; быть патриотом значит любить свою школу; быть патриотом — значит любить, беречь, охранять природу родного края; быть патриотом — значит любить и защи­щать свою Родину), усложняется нравственно-патриотическая деятельность (от заботы о своем маленьком уголке родного края — до участия в серьез­ных общественно-политических акциях старших школьников).

И последнее. Патриотизм — глубокое чувство, которое чаще всего носит скрытый характер. «Особенность этого отношения, — пишет Н. Е. Щуркова, — такого глубокого, тонкого и в такой степени скрытого, что сам человек не догадывается о "тепле патриотизма", — о том, что оно не выставляется на общее обозрение, не демонстрируется...»

Считаем, что воспитание столь глубокого и скрытого отношения требует от педагога тонкого, деликатного подхода. Его нельзя насаж­дать авторитарными методами, прямой пропагандой, которые скорее могут оттолкнуть ребенка от идей, проповедуемых педагогом. В гражданско-патриотическом воспитании, как ни в каком другом, важна скры­тая позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребенка.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература стр. 33 iconЛитература А. Куприн «Слон»
Что могут делать дети в игровом уголки? Учить описывать рисунок классной комнаты. Повторить числительные. К: стр. 18 №2 стр 20 №5...
Литература стр. 33 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Г. Кутузова (см сборник нормативных документов. Литература. Москва. «Дрофа», 2004, стр. 92-96, стр. 121-127). Изучение литературы...
Литература стр. 33 iconЕщё раз о хозрасчёте стр. 202 Последний штрих стр 204
Что происходит на хлебном фронте стр. 164 О неиспользованных резервах стр. 168 О модернизации стр. 171 Нэп по Ленину в исполнении...
Литература стр. 33 icon2 «А» Математика
Пособие: стр. 139 №1,2,3; стр. 143 №1,2,3; стр. 145 №1,2,3; стр. 149 №2,3; стр. 158 №3,4,6
Литература стр. 33 iconКонспект стр. 108-113 проверит знания стр 114-115 География Литература...
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Литература стр. 33 iconУрок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень)...
Литература стр. 33 iconЛитература стр. 4 Тематический план стр. 5
Для того чтобы сдать этот, без сомнения, тяжелый экзамен нужно долго и упорно готовиться. А чтобы успешно сдать
Литература стр. 33 iconКонтрольные вопросы на стр. 78 (устно) Литература стр. 45, вопросы...
С 27. 02. 13 во 2 «А» классе введён карантин. Дома обучающиеся занимаются самообразованием. Домашнее задание от 27. 02. 13 выполняем...
Литература стр. 33 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Виды преобразования текста» сокращение текста, план (стр. 170-171), тезисы (стр. 173), упр. 324, выписки (стр. 175), конспект (стр....
Литература стр. 33 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Литература стр. 33 iconЛитература 9 класс Рабочая программа по литературе составлена на...
Литературное чтение: стр. 74-82 — выразительное чтение, устно вопросы после текста. Тетрадь стр. 19-20
Литература стр. 33 iconТребования к письменным работам Объем текста работы
Объем текста работы определяемом видом работы: выпускная квалификационная работа – 50-75 стр.; курсовая работа – 25-30 стр.; реферат...
Литература стр. 33 iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов направления 031000. 62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр
Литература стр. 33 iconЛитература 12. 02: стр. 297-299. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»,...
Закон Кулона: сила электрического взаимодействия двух неподвижных точечных зарядов в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей...
Литература стр. 33 iconЛитература: учить «Родина» Лермонтов, сочинение по творчеству Пушкина,...
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
Литература стр. 33 iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Факультативый...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов одо и озо специальности 030601. 65 Журналистика. Тюмень, 2008....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск