МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»
ИНСТИТУТ ГЕОЛОГИИ И НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ
Кафедра Криологии Земли
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплина «Введение в структурную криологию»
направление: 05.03.01. - Геология
профиль: Гидрогеология и инженерная геология
квалификация: академический бакалавр
форма обучения: очная
курс 2
семестр 3
Аудиторные занятия 36 часов, в т.ч.:
Лекции – 36 часов
Практические занятия – не предусмотрено
Лабораторные занятия – не предусмотрено
Самостоятельная работа – 72 часа, в т.ч.:
Курсовая работа (проект) – не предусмотрено
Расчётно-графические работы – не предусмотрено
Контрольная работа – не предусмотрено
др. виды самостоятельной работы – 72 часа
Вид промежуточной аттестации:
Зачет – 3 семестр
Экзамен – не предусмотрено
Общая трудоемкость 108, 3 (часов, зач. ед.) Тюмень
ТюмГНГУ
2014
Рабочая программа разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.01. - Геология (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 954. Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Криологии Земли» Протокол № 1 от «28» августа 2014 г. Заведующий кафедрой _____________________ В.П.Мельников
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий
выпускающей кафедрой ____________________ В.П.Мельников
«28» августа 2014г.
Рабочую программу разработал: Ст. преподаватель ___________________ Л.П..Новикова
1. Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины
Курс знакомит студентов с теоретическими основами формирования природных льдов, с закономерностями промерзания и льдообразования рыхлых отложений, рассматривает криогенные системы атмосферы, гидросферы и литосферы. Курс является базовым для последующего изучения специальных дисциплин.
Задачи курса
изучение современных представлений об условиях образования кристаллов льда в различных средах и их строении;
изучение особенностей состава и строения мерзлых пород;
дать представление о роли криосферы в хозяйственной деятельности человека.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к профессиональному циклу Б.3, вариативной части ПЦ.Б.3.2/6.
Дисциплина «Введение в структурную криологию» является предшествующей для изучения следующих дисциплин базовой части профессионального цикла:
Геокриология
Основы криогенеза литосферы
Гляциология
Криогирдохимия
Для изучения данной дисциплины необходимы знания математического и естественнонаучного цикла и должны быть сформированы следующие коды компетенций: ОК-17, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-13, ПСК-1.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Введение в структурную криологию» направлен на формирование следующих компетенций:
(ОК-1)-обобщает, анализирует, воспринимает информацию, ставит цели и выбирает пути ее достижения;
(ОК-11) – осознает социальную значимость своей будущей профессии, имеет высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности;
(ПК-8)-применяет основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером, как средством управления информацией;
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
закономерные связи рельефа и геологического строения регионов, типы рельефа,;
- рельефообразующие процессы и формы рельефа (ПК-10, ПК-12);
уметь:
сформулировать задачу исследования, выбрать метод ее решения;
выявлять по рельефу геологические структуры и процессы, их создающие и изменяющие;
правильно использовать рельеф в практической деятельности человека;
составлять карты, схемы и разрезы геоморфологического содержания
(ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-21, ПСК-2.1);
владеть:
методами графического изображения горно-геологической информации;
регламентом составления геологических, и методических разделов проектов производственных подразделений в составе творческих коллективов и самостоятельно;
интерпретировать геоморфологическую информацию
(ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-25).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы (36 часов -1 зачетная единица)
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| 2
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 34/0,9
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 34/0,9
| 34/0,9
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 38/1,1
| 38/1,1
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат (при наличии)
|
|
|
|
|
| Доклад
|
|
|
|
|
| Подготовка к зачету
| 38/1,1
| 38/1,1
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 72
| 72
|
|
|
| 2,0
| 2,0
|
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
№
| Наименование и содержание темы
| Кол-во часов
| Кол-во
дидактических единиц (1 ед 36 часов)
| Формируемые компетенции
| 1
| Введение. Криосфера, криология. Первичные криогенные системы. Кристаллизация в растворах.
| 2
| 0,05
| (ОК-1)-обобщает, анализирует, воспринимает информацию, ставит цели и выбирает пути ее достижения;
(ПК-8)-применяет основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером, как средством управления информацией;
(ПК-12) –проводит геологические наблюдения и осуществляет их документацию на объекте изучения;
(ПСК-2.3)- моделирует экзогенные геологические и гидрогеологические процессы
| 2
| Формирование льда в атмосфере. Роль примесей в зарождении кристаллов. Виды атмосферного льда
| 2
| 0,05
| 3
| Формирование льда в дисперсных отложениях. Мерзлые грунты и их составляющие: минеральный скелет, лед, газ
| 2
| 0,05
| 4
| Криогенные системы в литосфере: Типы мерзлых пород (талый, мерзлый, охлажденный). Сезонномерзлые и сезонноталые породы.
| 2
| 0,05
| 5
| Эпигенетические мерзлые толщи. Типы толщ. Горизонты активного и пассивного криодиагенеза
| 3
| 0,09
| 6
| Сингенетические мерзлые толщи. Особенности строения. Типы толщ.
| 3
| 0,09
| 7
| Криадигенетические субаквальные мерзлые толщи
| 2
| 0,05
| 8
| Засоленные мерзлые породы. Особенности формирования континентального засоления. Типы засоления. Условия залегания
| 3
| 0,09
| 9
| Структура криогенных систем в криолитозоне
| 3
| 0,09
| 10
| Криогенные системы на границе гидросферы-атмосферы. Ледяные покровы
| 2
| 0,05
| 11
| Криогенные системы на границе литосфера-гидросфера. Донные льды Формирование субаквальных криогенных систем
| 2
| 0,05
| 12
| Криогенные системы на границе литосфера - атмосферы. Снежный покров. Снежники. Ледники.
| 2
| 0,05
| 13
| Криогенные системы в биосфере. Образование кристаллов льда. Криогенная деструкция и криохирургия
| 2
| 0,05
| 14
| Криосфера и человек. Криосфера как социально-экономический фактор
Природно-технические системы (ПТС) криосферы. Искусственные криогенные системы
| 2
| 0,05
| 15
| Переходные зоны в криосфере.
Перестройка криогенных систем. Природные факторы, влияющие на динамику криогенных переходных зон. Структура переходных зон.
| 2
| 0,05
|
| Итого:
| 34
| 0,9
|
| 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
|