Скачать 341.38 Kb.
|
П 2.06.01 – 2012
УТВЕРЖДАЮРектор ВГТУ______________ В.Р. Петренко « ____» ______________ 2012 г. Система менеджмента качества ПОЛОЖЕНИЕ об организации учебного процесса с применением электронно-дистанционных образовательных технологий Воронеж 2012 1 РАЗРАБОТАНО рабочей группой 2 ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ директор центра дистанционного образования В.Ю. Ряжских 3 ИСПОЛНИТЕЛИ: директор областного центра новых информационных технологий (ОЦ НИТ) В.Г. Юрасов, заместитель директора ОЦ НИТ Г.В. Кольцова, 4 ПРИНЯТО НА ЗАСЕДАНИИ УЧЕНОГО СОВЕТА ВГТУ от __.__. 2012 протокол № __ 5 УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора ВГТУ от __.__. 2012 № __________ 6 ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ 1 Общие положения 1.1 Настоящее Положение определяет условия и порядок реализации дистанционных образовательных технологий в учебном процессе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный технический университет». 1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
1.3 B настоящем Положении используются следующие термины, определения и сокращения: 1.3.1 дистанционное обучение (ДО): целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, а также идентификационно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая подсистемы. 1.3.2 дистанционные образовательные технологии (ДОТ): образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя; 1.3.3 электронно-дистанционные образовательные технологии (ЭДОТ): ДОТ, обеспечивающие процесс обучения в электронной форме посредством сети Интернет; 1.3.4 электронно-дистанционное обучение (ЭДО): форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются средства и формы обучения посредством электронной образовательной среды, основанной на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. 1.3.5 электронная образовательная среда (ЭОС): системно-организованная совокупность информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения, средств передачи данных, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. 1.3.6 система электронно-дистанционного обучения (СЭДО): электронная образовательная среда в виде системно организованной совокупности информационно-коммуникационных средств и технологий, процессов программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения, деятельности педагогического, учебно-вспомогательного и инженерного персонала (сотрудников), ориентированная на реализацию системы сопровождения учебного процесса с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся; 1.3.7 технологии системы электронно-дистанционного обучения: технологии программно-аппаратного обеспечения, телекоммуникационные технологии, средства разработки, сопровождения и хранения информационно-образовательных Интернет-ресурсов, среда управления информационно-образовательными Интернет-ресурсами портала электронно-дистанционного обучения, организацией учебного процесса и проверки знаний, взаимодействием участников системы электронно-дистанционного обучения; 1.3.8 участники системы электронно-дистанционного обучения: обучающиеся, научно-педагогический, учебно-вспомогательный и инженерный персонал; 1.3.9 процессы системы электронно-дистанционного обучения: обеспечение взаимодействия участников и информационно-образовательных Интернет-ресурсов СЭДО; 1.3.10 информация: сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; 1.3.11 документ: информация на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
1.3.20 собственник информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения, информационных систем, технологий и средств их обеспечения: субъект, в полном объеме реализующий исключительные полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами; 1.3.21 пользователь (потребитель) информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения: субъект, обращающийся к информационной системе портала электронно-дистанционного обучения за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. 1.3.22 общедоступные персональные данные: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах деятельности персонала университета, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъектов персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности (Приложение 1). 2 Цели, задачи и принципы организации ЭДО 2.1 Целями применения электронно-дистанционной формы обучения в учебном процессе являются:
2.2 Задачи организации образовательного процесса в электронно-дистанционной форме:
2.3 Основными принципами организации учебного процесса с применением ЭДОТ являются:
3 Принципы реализации обучения посредством ЭДОТ 3.1 Обучение посредством ЭДОТ включает выполнение лекционных, практических, лабораторных и контрольных мероприятий, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности. Использование ЭДОТ для итоговой государственной аттестации по образовательным программам высшего профессионального образования не допускается. 3.2 Требования к оснащенности учебного процесса, преподавательскому составу при использовании ДОТ определяются Порядком использования дистанционных образовательных технологий, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137. 3.3 Решение об использовании ЭДОТ, сроках введения в действие обучения на основе ЭДОТ, направлениях подготовки на базе ЭДОТ, согласованное с деканами факультетов (директором института) и учебно-методическим управлением, принимает Ученый совет ВГТУ. Решение утверждается и вводится в действие приказом ректора университета. 3.4 Университет вправе самостоятельно устанавливать в учебном процессе соотношение объема учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ЭДОТ и общепринятых способов организации обучения. 3.5 Функционально-организационная структура СЭДО университета:
3.6 Средством реализации электронно-дистанционных образовательных технологий является портал электронно-дистанционного обучения университета (http://e-learning.vorstu.ru/) под управлением модульной объектно-ориентированной динамической среды Moodle. 3.7 Среда Moodle осуществляет управление образовательным контентом портала электронно-дистанционного обучения, организацией учебного процесса и проверки знаний, взаимодействием обучающихся, научно-педагогических работников и сотрудников системы дистанционного обучения. Среда Moodle обеспечивает:
3.8 Обучение с использованием ЭДОТ осуществляется факультетами (институтом) и кафедрами университета в соответствии с учебными программами и учебными планами. 3.9 С целью обеспечения учебного процесса в электронно-дистанционной форме ЦДО взаимодействует с учебно-научными подразделениями университета, опираясь на структуру сопровождения ЭДО. Структура сопровождения ЭДО включает:
3.10 Заведующий кафедрой назначает преподавателей группы обучающихся по учебной дисциплине в форме ЭДО из числа научно-педагогических работников соответствующего структурного подразделения. Заведующий кафедрой назначает ответственных за обеспечение учебного процесса по учебной дисциплине в форме ЭДО из числа работников учебно-вспомогательного персонала соответствующего структурного подразделения. Контроль учебного процесса в форме ЭДО на факультете (в институте) осуществляет заместитель декана (директора). Координацию учебного процесса с применением ЭДОТ, организованного в среде Moodle, осуществляют работники ЦДО. 4 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением ЭДОТ 4.1 Учебный процесс с применением ЭДОТ осуществляется в соответствии с учебными и рабочими планами специальностей (направлений подготовки), учитывающими использование ЭДОТ. Учебный процесс регламентируется годовым календарным графиком и расписанием дистанционного обучения. Календарный график и расписание учебного процесса с применением ЭДОТ разрабатывается и согласовывается учебно-методическим управлением университета. 4.2 Учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин с применением ЭДОТ, входящих в образовательные программы университета, осуществляется путем создания электронных учебных материалов (ЭУМ) и формирования электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). 4.3 Создаваемые и используемые в учебном процессе с применением ЭДОТ информационные ресурсы электронно-дистанционного обучения (ЭУМ, ЭУМК) защищены авторскими и имущественными правами. 4.4 Доступ к образовательным информационным ресурсам университета при реализации образовательных программ с применением ЭДОТ обеспечивается размещением ЭУМ и ЭУМК на портале электронно-дистанционного обучения университета. 4.5 Разработка содержания, формирование, размещение и сопровождение ЭУМ и ЭУМК электронно-дистанционного обучения осуществляется на основе:
4.6 ЭУМ электронно-дистанционного обучения разрабатываются в соответствии с требованиями «Методической инструкции по разработке электронного учебно-методического обеспечения системы электронно-дистанционного обучения». 4.7 В состав ЭУМК входят:
Кроме того, в ЭУМК могут включаться:
4.8 ЭУМ размещаются на портале электронно-дистанционного обучения университета по схеме размещения в соответствии с модульно-рейтинговым планом дисциплины. Таблица 1 Схема размещения ЭУМ
4.9 Разработка ЭУМК дисциплины осуществляется в соответствии с предъявляемыми требованиями к содержанию, оформлению, формированию с учетом обязательной разбивки на модули, являющиеся логически завершенными фрагментами учебного материала. 4.10 Структура и содержание рабочей программы дисциплины соответствует требованиям, предъявляемым к рабочим программам университета, с учетом использования в образовательном процессе ЭДОТ. 4.11 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением ЭДОТ разрабатывается учебно-научными подразделениями университета. Авторами, выполняющими разработку электронных учебных материалов и электронных учебно-методических комплексов ЭДО по отдельным дисциплинам, являются научно-педагогические работники кафедр университета. Полномочия на создание и ведение ЭУМ/ЭУМК по отдельной дисциплине возлагаются на работника кафедры распоряжением заведующего кафедрой. 4.12 ЭУМ и ЭУМК дистанционного обучения включаются в базу данных электронных учебных материалов ЭДО по решению учебно-методической комиссии факультета (института) (Приложение 3). Переаттестация ЭУМ и ЭУМК проводится ежегодно до 30 апреля текущего года учебно-методической комиссией факультета в соответствии с требованиями к электронным обучающим материалам. Решение учебно-методической комиссии факультета, подтверждающее соответствие ЭУМК Федеральному государственному образовательному стандарту и требованиям к разработке ЭУМК системы электронно-дистанционного обучения, архивируется в деле «ЭУМ/ЭУМК ЭДО ВГТУ» в рамках делопроизводства ЦДО. 4.13 Ответственность за несвоевременную или некачественную подготовку электронных учебных и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ с применением ЭДОТ, несут руководители кафедр, осуществляющих обучение по соответствующим учебным дисциплинам. 4.14 Автор ЭУМ или ЭУМК по отдельной дисциплине несет персональную ответственность за содержание, актуальность, точность и достоверность информации, соответствие общим критериям качества ЭУМ или специфическим критериям качества отдельных видов ЭУМ, лексико-грамматический анализ, а также своевременное сопровождение информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения по отдельной дисциплине. 4.15 При реализации на основе ЭДОТ дополнительных образовательных программ, по которым не установлены государственные образовательные стандарты или государственные требования, формирование учебно-методического обеспечения осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания основных образовательных программ. 4.16 Предоставление, получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование информационных ресурсов системы электронно-дистанционного обучения может осуществляться исключительно для обеспечения соответствия целей электронно-дистанционного обучения целям, определенным и заявленным в нормативных документах университета. 5 Организация учебного процесса с применением ЭДОТ 5.1 Соглашение между абитуриентом и университетом об оказании образовательных услуг путем реализации образовательной программы по направлению подготовки (специальности) с применением ЭДОТ заключается в момент подписания документов о зачислении на обучение. 5.2 Обучающийся с использованием ЭДОТ (далее – обучающийся) получает права доступа к порталу электронно-дистанционного обучения университета, индивидуальные учетные данные (логин, пароль). 5.3 Учебный процесс с использованием ЭДОТ основывается на сочетании различных видов учебных, в том числе и аудиторных, занятий и самостоятельной работы обучающихся, выполняемых в соответствии с требованиями соответствующих образовательных программ. 5.4 Выполнение учебных планов по видам учебных занятий с применением ЭДОТ обеспечивается:
5.5 Изучение учебных дисциплин посредством ЭДОТ осуществляется обучающимся в составе академической группы или в соответствии с индивидуальным учебным графиком. Индивидуальный учебный график разрабатывается на основе рекомендуемой последовательности изучения дисциплин в рамках действующих вариантов программ и модулей с учетом особенностей учебного процесса по конкретной образовательной программе и планируемого объема учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ЭДОТ. Индивидуальный учебный график утверждается деканом факультета (директором института). 5.6 Все виды учебных занятий с применением ЭДОТ, включая лабораторные работы и текущее тестирование, осуществляются посредством портала электронно-дистанционного обучения в режимах онлайн или оффлайн с учетом специфики учебной дисциплины. 5.7 Очные консультации и итоговая аттестация осуществляются путем непосредственного взаимодействия обучающегося и тьютора-преподавателя. 5.8 Электронно-дистанционное взаимодействие преподавателя и обучающегося обеспечивается:
5.9 Основными видами занятий с использованием ЭДОТ являются:
5.10 Требования к программным и аппаратным средствам обучения посредством ЭДОТ:
5.11 Методическая помощь обучающимся при реализации образовательных программ с применением ЭДОТ осуществляется проведением консультаций:
5.12 Изучению дисциплины в электронно-дистанционной форме предшествует:
5.13 Вводная лекция по использованию электронно-дистанционных образовательных технологий включает:
5.14 Вводное занятие в компьютерном классе по изучаемой дисциплине с применением ЭДОТ включает:
5.15 В ходе учебного процесса с применением ЭДОТ посредством среды Moodle портала электронно-дистанционного обучения университета обучающийся выполняет: последовательное изучение электронных учебных материалов по дисциплинам, включая выполнение контрольных мероприятий; тестирование с целью самопроверки. 5.16 Взаимодействие в режиме вопрос-ответ обучающегося и тьютора-преподавателя в процессе изучения обучающимся электронных учебных материалов по дисциплине осуществляется:
5.17 Контрольные работы выполняются обучающимся в среде Moodle посредством портала электронно-дистанционного обучения. Результаты выполнения контрольных работ учитываются автоматически при проверке работы или вносятся в электронный журнал дисциплины тьютором-преподавателем. 5.18 Практические и лабораторные работы при необходимости использования лабораторного оборудования проводятся:
5.19 Семинары с использованием ЭДОТ проводятся:
5.20 Производственная практика обучающихся по осваиваемому направлению образования (специальности) проводится в общепринятой форме. 5.21 Текущий контроль освоения обучающимся учебной дисциплины с применением ЭДОТ осуществляется посредством тестирования по каждому модулю дисциплины, при этом непосредственное общение с тьютором-преподавателем может исключаться. 5.22 При аттестации текущей учебной работы (текущем контроле) обучающихся используется принятая в университете система оценки знаний. 5.23 Процедуры и порядок аттестаций обучающихся регулируются действующими в университете нормативными документами и рабочими программами по учебным дисциплинам. 5.24 Текущая и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется путем компьютерного тестирования либо выполнением письменных работ, обеспечивающих объективность оценивания, сохранность данных аттестаций и возможность компьютерной обработки статистической информации по аттестациям. 5.25 Невыполнение обучающимся по неуважительной причине любой из форм промежуточной аттестации, проводимой в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и в установленные учебным графиком сроки, квалифицируется как неудовлетворительная сдача соответствующей формы текущей аттестации. 5.26 Итоговая аттестация обучающихся по дисциплинам в форме зачета и экзамена осуществляются во время сессии в установленные учебным графиком сроки, очно, в устной или в письменной форме, в том числе в форме тестов, в соответствии с учебными планами дисциплин. 5.27 Основанием для допуска обучающегося к итоговой аттестации по дисциплине (сдаче зачета или экзамена) являются положительные результаты контрольных работ, тестирования с целью самопроверки, итогового тестирования. 5.28 Обучающийся выполняет входное тестирование (либо другой вид контроля знаний) по учебной дисциплине с целью получения внутреннего допуска для сдачи экзамена в случае необходимости выполнения практической или лабораторной части дисциплины традиционными методами, при этом входное тестирование включает только вопросы по материалам, освоенным с применением ЭДОТ. Обучающийся, не получивший внутренний допуск, считается не освоившим дисциплину и не допускается к сдаче экзамена. 5.29 При неудовлетворительной сдаче зачета или экзамена обучающийся имеет право на две попытки повторной сдачи. Вторая попытка повторной сдачи зачета (экзамена) осуществляется в присутствии экзаменационной комиссии. 5.30 Результаты текущих и итоговых аттестаций обучающихся заносятся в соответствующие ведомости, журнал учета успеваемости, а также электронную базу данных в соответствии с установленным в университете порядком. 5.31 Контроль обучения с применением ЭДОТ и учет текущей успеваемости обучающихся осуществляется деканатом факультета (дирекцией института). 5.32 Итоговая государственная аттестация обучающихся и защита выпускной квалификационной работы проводится в общепринятой форме. Итоговая государственная аттестация осуществляется с привлечением Государственной аттестационной комиссии. 5.33 Личные документы обучающихся и сведения об итоговой государственной аттестации хранятся и архивируются в бумажном виде. 5.34 Учет результатов образовательного процесса с применением ЭДОТ (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация) может вестись традиционными методами, а также с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности в соответствии с Федеральным законом от 6.04.2011 № 63 – ФЗ «Об электронной подписи». Приложение 1 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Профиль подготовки (специализация) Системы подвижной цифровой защищенной связи (название профиля, магистерской программы, специализации... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное... Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство воздушного транспорта московский государственный... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания Самара Самарский государственный технический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный... | М осковский автомобильно-дорожный государственный технический университет (мади) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа профессиональной переподготовки разработана фгбоу впо «Новосибирский... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |