Скачать 0.73 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Охрана экологических прав граждан Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов Красноярск СФУ 2012 УДК 349.6(07) ББК 67.407я73 Составитель Т. Г. Спиглазова Охрана экологических прав граждан: учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. Т. Г. Спиглазова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работе студентов по охране экологических прав граждан. Предназначено для студентов очной формы обучения Юридического института СФУ. УДК 349.6(07) ББК 67.407я73 © Сибирский федеральный университет, 2012 Учебно-методическое пособие по циклу семинарских занятий по курсу «Охрана экологических прав» предназначены для практического изучения важного правового института. В первую очередь, указания адресованы студентам дневного отделения юридического института, однако данное пособие будет полезно и всем интересующимся проблемами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Учебно-методическое пособие составлены в соответствии с учебной программой дисциплины, соответствуют учебному стандарту второго поколения. К каждому семинарскому занятию предлагается перечень вопросов, необходимых для полного и всестороннего изучения курса, методические рекомендации, список нормативной и специальной литературы, а также задачи, которые помогут студентам, изучающим отдельные темы самостоятельно, применять на практике полученные знания. Цель семинарских занятий – формировать активы теоретических знаний студентов для последующего их применения при решении конкретных практических ситуаций. Необходимо научить студентов работать с законодательством, правильно определять характер возникших правоотношений, находить соответствующие случаю правовые нормы, правильно комментировать их и правильно применять. В процессе семинарских занятий студенты должны научиться грамотно составлять основные типовые документы, необходимые для разрешения споров, возникающих с применением экологического законодательства1. Занятия могут проводиться в следующих формах: 1. Обсуждение актуальных теоретических вопросов с последующим разбором самостоятельно решенных задач. 2. Решение учебных задач с упором на практическую работу с текстами законодательных и иных нормативных актов. 3. Деловые игры. 4. Теоретические семинары с подготовкой студентами докладов, с приглашением практических работников и с обязательным обсуждением поставленных проблем. Для успешной подготовки к семинару необходимо посещать лекции, изучать обязательные нормативные акты, которые озвучиваются преподавателем на лекции, а также приводятся в конце каждой темы семинарского занятия. Кроме этого, студенты должны являться на семинар, предварительно изучив учебную и научную литературу, перечень которой прилагается к каждому семинарскому занятию. Полезно знакомиться с такими изданиями периодической печати, как «Государство и право», «Хозяйство и право», «Право и экономика», «Законодательство и экономика», «Экологическое право». Выступая на семинаре, следует четко формулировать ответы на поставленные вопросы, обосновать их ссылками на закон и судебную практику, логически правильно строить ответ. Тема №1. Понятие и способы охраны экологических прав граждан в экологическом праве Европейского союза Методические указания к семинару и самостоятельной работе студентов В рамках изучения данной темы студент должен получить представление о регулировании экологических прав граждан в зарубежных странах. Задача осложняется отсутствием в науке и учебной литературе единых подходов к правовой природе и понятию экологических прав. Студенту необходимо изучить все имеющиеся в литературе позиции и определиться с наиболее приемлемой на его взгляд точкой зрения. Для этого требуется изучить рекомендованную к данной теме учебную и научную литературу. Особого внимания заслуживают вопросы о дифференцирующих признаках экологических прав, позволяющих их объединить в отдельную категорию прав граждан и общественных объединений, а также о механизме их реализации. Эти вопросы относятся к категории дискуссионных и проблематичных. При рассмотрении вопросов следует обратить внимание на значение и роль принципов в механизме правового регулирования. План
Задание 1. Изучив международное законодательство о природных ресурсах, определите какие природные объекты используются в соответствии с международными договорами. Необходимо классифицировать природные объекты, подлежащие использованию и охране на международном уровне, подтверждая собственные выводы ссылками на двусторонние и многосторонние международные договоры Российской Федерации. Задачи Задача 1. Зарубежная компания «General Resources Ltd» обратилась в Министерство природных ресурсов России с просьбой заключить с ней соглашения о разделе продукции для: 1. Разработки месторождения алмазов на территории Республики Саха (Якутия) и месторождения изумрудов в Свердловской области; 2. Разведки и добычи нефти на континентальном шельфе острова Сахалин; 3. Добычи урановой руды на территории Томской области. а) Разъясните заявителю условия и порядок выдачи разрешений в отношении запрашиваемых видов деятельности. б) Дайте определение недр, перечислите их ресурсы. Задача 2. 31 января 2000г. В Румынии в результате аварии на предприятии «АУРУЛ», добывающего золото в Карпатах, почти 100 000 кубометров воды с высоким содержанием цианидов попало в реку Тису, а из неё в Дунай. Только за первые два дня после аварии в Тисе погибло 80 % рыбных запасов. По мнению специалистов на восстановление экологического баланса Тисы потребуется не менее 10 лет. Венгрия направила в международный судебный орган иск о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека. Каким должно быть решение суда? Задача 3. В ноябре 2002г. у берегов Испании затонул танкер «Престиж», и более 500 км. побережья было отравлено нефтью. Премьер-министр Испании заявил, что стране угрожает самая крупная в её истории экологическая катастрофа. Между тем, образовавшиеся нефтяные пятна в течение долгого времени не были ликвидированы, причинив значительный ущерб биоресурсам Атлантики. Как Испания может решить эту проблему? Задача 4. В декабре 2000 г. разразился скандал, связанный с негативным воздействием радиации на состояние здоровья натовских миротворцев в Югославии. Выяснилось, что американские летчики использовали в Югославии бомбы с сердечниками из обедненного урана-238, причем выпустили около 31 тысячи таких бомб и снарядов. В связи с радиоактивным заражением территории, несколько десятков натовских миротворцев ощутили ухудшение здоровья и обратились в суд с требованиями о компенсациях. Каким должно быть решение суда? Рекомендуемая литература Основная литература
Специальная литература 8. Винтер Г. (перевод с немецкого В.А. Семенихиной) Правовая природа принципов международного, европейского и типичного внутригосударственного права: в сфере защиты окружающей среды / Г. Винер // Аграрное и земельное право. – 2006. – №10. 9. Гертруда Люббе-Вольф. Основные характеристики права окружающей среды Германии / Г. Любе-Вольф // Государство и право. – 2000. – № 1. Тема №2. Источники правового регулирования в области охраны экологических прав граждан Методические указания к семинару и самостоятельной работе студентов При изучении этой темы следует опираться на общетеоретические положения о понятии источника права, их видах и системе, наполняя их отраслевым содержанием. Следует обратить внимание на видовое разнообразие источников экологического права. Особое внимание следует уделить изучению так называемых «нетрадиционных источников», к которым относятся нормативный договор и правовой обычай. Немалый интерес представляют международные договоры по охране окружающей среды, входящие в систему источников экологического права (понятие, виды) и оказывающие влияние на национальное российское экологическое законодательство. План
Задачи Задача 1. Государственная Дума Российской Федерации 24 февраля 1995 г. направила в Конституционный Суд РФ Запрос о конституционности Указа Президента РФ «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края» от 25 января 1995 г. № 72 (далее — Запрос). В Запросе указывалось, что: — предусмотренные п. 1 и 3 названного Указа продолжение промышленного строительства завода РТ-2 для регенерации отработанного ядерного топлива атомных электростанций и его финансирование до проведения государственной экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов и при отсутствии ее положительного заключения являются нарушением норм ст. 36, 37 и 43 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г.; — содержащееся в п. 1 и 2 названного Указа разрешение на временное хранение в целях последующей переработки отработанного ядерного топлива с зарубежных атомных электростанций противоречит нормам ст. 50 указанного закона, пряма запрещающим ввоз радиоактивных материалов из других государств в целях хранения или захоронения; — в силу этого названный Указ противоречит требованиям ст. 15 и 80 Конституции. Каковы конституционные основы регулирования отношений по охране окружающей природной среды? Имеются ли среди них такие, которым противоречит названный Указ? Может ли Указ Президента противоречить Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды»? Проанализируйте постановление Конституционного Суда по данному делу. Если Вы не согласны с постановлением Конституционного Суда, то составьте проект альтернативного постановления. Задача 2. Законодательное собрание области направило на заключение эксперту проект Закона области «Об охране окружающей природной среды». В своем заключении эксперт указал, что принятие данного закона нецелесообразно по следующим основаниям: — согласно ст. 72 Конституции законодательство об охране окружающей среды относится к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации; — исходя из смысла п. 2 ст. 76 Конституции закон субъекта Федерации по предмету совместного ведения должен приниматься в соответствии с федеральным законом; — федеральный закон (Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г.) находится в стадии переработки: подготовлены несколько вариантов проектов его новой редакции; — в этой ситуации невозможно обеспечить соответствие закона субъекта Федерации федеральному закону; следует подождать принятия последнего в новой редакции. Дайте правовую оценку позиции эксперта. Дайте толкование норм ст. 76 Конституции применительно к данной ситуации. Составьте заключение эксперта-юриста по вопросу о соотношении федеральных законов и иных изданных в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих отношения по охране окружающей природной среды. Задача 3. В заключении на один из проектов Федерального закона о Байкале эксперт указал, что правовой режим охраны данного региона должен определяться с учетом норм, установленных договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Эксперт ссылался, в частности, на соответствующий договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, согласно ст. 1 которого установление условий природопользования на территории Республики Бурятия, прилегающей к озеру Байкал, относится к совместному ведению России и Бурятии. Являются ли названные договоры нормативными правовыми актами, регулирующими экологические отношения? Каково соотношение между ними и федеральными экологическими законами? Нормы договора или нормы федерального экологического закона будут применяться в случае коллизии между ними? Задача 4. Орган Госархстройнадзора России выдал проектной организации предписание, согласно которому проектная организация должна была учесть при разработке проекта Инструкцию о порядке разработки и составе раздела «Охрана окружающей среды» в градостроительной документации г. Москвы, утвержденную распоряжением мэра Москвы от 2 августа 1995 г. № 376-РМ (далее — Инструкция). Проектная организация отказалась выполнить данное предписание, ссылаясь на то, что Инструкция не была опубликована и, следовательно, не порождает юридических прав и обязанностей и не обязательна для исполнения. Орган Госархстройнадзора оштрафовал проектную организацию за уклонение от исполнения выданного им предписания. Проектная организация обжаловала постановление о наложении штрафа в суд. При исследовании материалов дела суд установил следующее: — распоряжение мэра Москвы было опубликовано в «Вестнике Мэрии Москвы»; — п. 2 распоряжения гласил: «В целях обеспечения системной, скоординированной разработки нормативных документов в области проектирования и строительства данная Инструкция (п. 1) подлежит обязательному использованию проектными, научно-исследовательскими организациями, независимо от формы собственности, при подготовке технических заданий и разработке соответствующих разделов градостроительной документации для городских территориальных комитетов по охране природы, органов местного самоуправления, заказчиков инвестиционной деятельности»; — текст Инструкции не печатался. Какое решение должен принять суд? Является ли названная Инструкция нормативным правовым актом, регулирующим экологические отношения? Задача 5. При рассмотрении дел об охране окружающей природной среды районные и городские суды N-ской области постоянно испытывали затруднения с решением таких вопросов, как: — по каким статьям УК следует квалифицировать деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служебным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам и одновременно произошло загрязнение или засорение вод или загрязнение атмосферного воздуха? — что понимать (с юридической точки зрения) под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха? — каковы юридические критерии, при наличии которых сброс (выброс) веществ следует квалифицировать как уголовное преступление или административное правонарушение? — что понимать под «причинением существенного вреда здоровью людей», являющимся квалифицирующим признаком по статье, предусматривающей уголовную ответственность за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха? Где: в Законе «Об охране окружающей природной среды», подзаконных нормативных актах, судебной практике — можно найти разъяснения по данным вопросам? Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источником экологического права? Составьте мотивированный проект разъяснения по поставленным вопросам. Рекомендуемая литература Основная литература 1.КРЕМЕР Людвиг. Экологическое право Европейского Союза [Текст] : [перевод с немецкого] / Людвиг Кремер и Герд Винтер ; отв. ред. Ольга Леонидовна Дубовик ; кол. авт. Российская академия наук [РАН]. Институт государства и права . - Москва : Городец, 2007 . - 143 с. 2.Экологическое право [Электронный ресурс] : электронный учебник / под ред. Сергей Александрович Боголюбов . - Москва : Кнорус, 2009 . - В футляре ; 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - . - (Информационные технологии в образовании) . - Миним. систем. треб.: ОС Microsoft Windows 2000/XP, процессор с частотой не ниже 500 MHz. Oперативная память 64 Mb и более, жесткий диск с объемом свободного места не менее 40 Mb. Видеокарта с 8 Mb памяти или лучше, SVGA монитор с поддержкой разрешения 1024х768. CD привод 4х или 16х, звуковая карта.
Специальная литература 1. Бринчук М.М. и др. Проблемы развития системы российского экологического законодательства / М.М. Бринчук // Государство и право. – 1995. – № 2. 2. Бурмистрова Т.В. Охрана окружающей природной среды / Т.В. Бурмистрова // Право и экономика. – 2000. – № 4. 3. Быстров Г.Е. Источники экологического права / Г.Е. Быстров // Аграрное и земельное право. – 2006. – №11. 4. Васильева М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды / М.И. Васильева // Экологическое право. – 2007. – №2. 5. Голиченков А.К. Концепция Закона РФ «Об экологической экспертизе» А.К. Голиченков //Вест. Моск. Ун-та. - 1994. – №1. 6. Голиченков А.К. Экологический кодекс РФ: концепция проекта XXI века (основные подходы и положения) / А.К. Голиченков // Государство и право на рубеже веков. Экологическое и природоресурсное право. Трудовое право. Предпринимательское право. – М.: Изд-во ин-та государства и права РАН, 2001. 7. Игнатьева И.А. Соотношение источников экологического права: экологическое законодательство и международные договоры / И.А. Игнатьева // Государство и право. – 2001. – № 2. 9. Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского права / И.А. Игнатьева // Экологическое право. – 2007. – №1. 10. Игнатьева И.А. Учет, классификация нормативных правовых актов и систематизация экологического законодательства / И.А. Игнатьева // Экологическое право. – 2006. – №6. 11. Игнатьева И.А. Конституция России и возможности регионального законотворчества в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности / И.А. Игнатьева // Экологическое право. – 2005. – №6. 13. Колбасов О.С. За дальнейшее совершенствование законодательства об охране природы / О.С. Колбасов // Экологическое право. – 2007. – №3. 14. Куликова Л.А. Судебно-арбитражная практика разрешения споров, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей природной среде / Л.А. Куликова //Юрид. мир. – 1999. – № 3. 15. Миняев А.О. Проблемы экологического, земельного права и законодательства в современных условиях / А.О. Миняев // Государство и право. – 2001. – № 6. 17. Нарышева Н.Г. Арбитражная практика по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде / Н.Г. Нарышева // Вест. МГУ. Право. – 1997. - № 5. 19. Новикова Е.В. О соотношении публично-правовых и частно-правовых начал в экологическом законодательстве / Е.В. Новикова // Государство и право. – 2000. – № 3. 20.Проблемы экологического, земельного права и законодательства (обзор выступлений участников научно-практической конференции) // Государство и право. – 2000. – № 5. 21.Проблемы экологического, земельного права и законодательства в современных условиях (материалы научно-практической конференции) // Государство и право. – 2001. – № 6. 22.Чубуков Г.В. Общепризнанные принципы и нормы международного права как источники экологического права / Чубуков Г.В. // Аграрное и земельное право. – 2005. – №10. 23.Шестерюк А.С. Экологическое право и вопросы кодификации экологического законодательства РФ / А.С. Шестерюк // Экологическое право. – 2001. – № 2. 24.Экологическое право России на рубеже XXI века: Сб. науч. Ст. преп. И аспирантов каф. Экол. И земельного права юрид. фак. МГУ, посвящен. Памяти проф. Петрова В.В. / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. – М.: Зерцало, 2000. 25.Экологическое право России: Сб. материалов науч. Практ. Конф. 1995-1998 гг. / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. – М.: Зерцало, 1999. Нормативные правовые акты 1. Конституция РФ. 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 1993. – 25 дек. 2. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381. 3. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. №190-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 19. – Ст. 2069. 4. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1462. 5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133. 6. О континентальном шельфе РФ: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4694. 7.О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ //СЗ РФ. – 1995. – № 9. – Ст. 713. 8.Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 12. – Ст. 1024. 9. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4556. 10.О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 147. 11.О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. - № 14. – Ст. – 1650. 12.Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 26. – Ст. 3009. 13. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278. 14. О недрах: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // СЗ РФ. – 1995. - № 10. – Ст. 823. |