Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации10.01.2014
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»


Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин





Утверждаю

Декан инженерно-строительного факультета

Н.В. БУТРИМОВА

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г





Утверждаю

Декан факультета заочного обучения

И.М.Дребнева

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки

270800.62 Строительство
Профиль подготовки
Промышленное и гражданское строительство
Квалификация выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная, заочная
Бузулук 2011
Рецензент

Григорьева О.Н.,

ст.преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин


Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Сост. В.Н.Самсонов - Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 28 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам базовой части (Б.3.1.1) профессионального цикла очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 270800.62. строительство. Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800.62 строительство утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «18» января 2010 г. №54

Составитель:___________________________В.Н.Самсонов

31 августа 2011г.





 Самсонов В.Н., 2011




 БГТИ (филиал) ОГУ, 2011

Содержание











1

Цели и задачи дисциплины ………………………………......................

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………

4

3

Требования к результатам освоения дисциплины…......................……

4

4

Содержание и структура дисциплины …………………………………

6

4.1

Содержание разделов дисциплины……………………………………..

6

4.2

Структура дисциплины………………………………………………….

13

4.3

Семинарские занятия (очное и заочное отделение)…………………...

16

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….

17

5

Образовательные технологии…………………………………………..

18

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………...


18

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………....


19

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………...

24

7.1

Основная литература………………………………………………...…

24

7.2

Дополнительная литература………………………………………...…

25

7.3

Интернет-ресурсы …………………………………………….......

25

7.4

Методические указания к практическим занятиям

25

7.5

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы

26

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

26

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины

26




Лист согласования рабочей программы дисциплины…………....….

27




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины

28



1 Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины

Изучение теории и практики защиты населения и территории окружающей среды от воздействия поражающих факторов природного и техногенного характера, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и обеспечение безопасности человека в современных условиях.

Задачи дисциплины

- сформировать сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привить основополагающие знания и практические навыки по распознанию и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидацию негативных последствий и оказание помощи пострадавшим в случае появления опасностей;

- научить студентов делать аналитическую оценку сложившейся обстановки, предвидеть воздействие на человека опасных явлений, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать решения и действовать с целью предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчения тяжести их последствий.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельность» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.1.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению строительство.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения таких дисциплин как «Политология», «Социология», «Физика», «Химия».
3 Требования к результатам освоения дисциплины:
В совокупности с другими дисциплинами базовой и вариативной части ФГОС ВПО дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» направлена на формирование следующих профессиональных (ПК) компетенций бакалавра.
профессиональных:

- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК -8).

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:

знать:

- определение и классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

- знать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и предупредительные меры по предотвращению их возникновения;

- знать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;

- знать чрезвычайные ситуации военного характера, возможные варианты развязывания будущей войны, если к этому будут предпосылки;

- знать характеристику потенциально опасных объектов, причины возникновения чрезвычайных ситуаций на этих объектах, радиационно опасные, химически опасные и бактериологически опасные объекты; меры по обеспечению безопасности производственного персонала и населения при авариях и катастрофах на этих объектах;

- знать законы и иные нормативные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

уметь:

- решать вопросы защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных чрезвычайных ситуаций;

- уметь претворять в жизнь основные принципы защиты персонала объектов экономики и населения;

- уметь решать задачи организации обучения производственного персонала и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

- уметь осуществлять планирование эвакуации и рассредоточения, уметь учитывать особенности проведения эвакуации;

- уметь своевременно осуществлять приведение защитных сооружений в эксплуатационную готовность, знать порядок их подготовки к приему людей, порядок заполнения защитных сооружений;

- уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты и обучать этому персонал объектов экономики;

- уметь оказывать при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим и содействовать в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- уметь своевременно выявлять проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, анализировать конкретные ситуации, явления и процессы, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- уметь осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения задач защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

владеть:

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий катастроф, стихийных бедствий;

- владеть методикой исследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера;

- владеть методами и приемами анализа обстановки в техногенной сфере, явлений и процессов в природной среде с помощью стандартных теоретических моделей;

- владеть способностью критически оценивать различные варианты проведения АС и ДНР; разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

Приобрести опыт деятельности

- по оказанию первой медицинской помощи и действиям ЧС мирного и военного характера.
4.Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

Модуль №1 Чрезвычайные ситуации мирного времени

1

Чрезвычайные ситуации, общие сведения и классификация ЧС на потенциально-опасных объектах


Чрезвычайные ситуации, основные понятия и определения. Авария, стихийное бедствие, катастрофа. Классификация чрезвычайных ситуаций. Техногенные чрезвычайные ситуации, причины их возникновения. Загрязнение окружающей среды. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения. Биолого-социальные и социальные чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации экологического характера. Изменения состояния атмосферы, суши, гидросферы и биосферы в целом. Изменение климата, образование обширных зон «кислотных дождей», разрушение озонного слоя. Деградация почв, истощение невозобновляемых запасов полезных ископаемых. Обмеление рек и морей, подтопление и засоление плодородных почв. Гидрологические стихийные бедствия - цунами, наводнения, защита населения. Природные пожары, массовые заболевания

ДЗ, Т

2

Государственное управление защиты населения и территорий в ЧС. Система гражданской обороны, ее роль и задачи в современных условиях

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Мероприятия по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные направления по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Назначение, задачи, структура, режимы функционирования РСЧС. Силы и средства системы РСЧС.
Формирования повседневной и повышенной готовности. Объектовые формирования, территориальные формирования. Комплектование формирований личным составом. Гражданская оборона, ее роль и задачи в современных условиях. Правовое положение и общие принципы организации гражданской обороны в Российской Федерации. Федеральный закон «О гражданской обороне». Основные задачи в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны, войска гражданской обороны. Организация гражданской обороны на объекте экономики, основные задачи гражданской обороны на объекте экономики. Комплектование формирований гражданской обороны

ДЗ, Р,Т

3

Чрезвычайные ситуации природного и социального характера и их характеристика.


Общие сведения о стихийных бедствиях: определение, классификация, причины возникновения. Оценка последствий стихийных бедствий. Основные направления и меры по снижению опасности стихийных бедствий.

Комплексное воздействие опасных природных явлений на территории Российской Федерации. Геофизические стихийные явления землетрясения, извержения вулканов, причины возникновения, зашита населения.

Геологически опасные явления - обвалы, если, лавины, осыпи и др.

Метеорологически опасные явления бури, ураганы, шквалы, смерчи. Падение воспроизводства населения, массовые беспорядки среди населения, терроризм в различных формах его проявления, негативная обстановка в творческих и производственных коллективах.

Общие сведения о терроризме, история возникновения терроризма, традиционные регионы распространения, опасность терроризма.

Классификация терроризма по признакам:

по идеологической основе и сфере проявления;

по масштабам;

по количеству применяемых сил и средств;» по целям и задачам;» по видам применяемых средств.

Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида.

Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях обусловленных террористическими актами. Правовые мероприятия, организационные мероприятия.

Средства предупреждения террористических актов, обеспечение надежной защиты определенных видов стратегических запасов государства.

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, координация деятельности органов исполнительной власти различных уровней; права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Способы осуществления терроризма - психологическое воздействие, физическое воздействие на граждан, нанесение значительного материального ущерба.

Основные признаки терроризма в случаях применения взрывчатых

устройств.

Меры предупредительного характера. Порядок действий при: обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством; взрыве на территории объекта; поступлении угрозы по телефону; получении информации об эвакуации; поступлении анонимных материалов, содержащих угрозы террористического характера.

Предотвращении возможности проникновения криминальных элементов в жилище (квартиру, дачу)

ДЗ, Р,Т

Модуль №2 – ЧС военного времени

4

Современные средства поражения, последствия их применения


Возможный характер современных войн. Предельная напряженность и высокая активность военных действий. Современные средства поражения - это оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое) и обычное оружие (с обычными боеприпасами), некоторые виды которого по своим поражающим действиям приближаются к ОМП.

Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного оружия и особенности их воздействия на людей, технику и сооружения. Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Защита населения от ядерного оружия.

Химическое оружие, основные свойства и особенности поражающего действия. Характеристика химического заражения. Отравляющие вещества, их классификация, характеристики и токсикологические свойства. Способы защиты от поражающего воздействия химического оружия.

Бактериологическое (биологическое) оружие, характеристика поражающего действия и особенности применения.

Виды и основные свойства бактериологических средств. Очаг бактериологического заражения и проводимые в нем изоляционно-ограничительные мероприятия. Обсервация и карантин.

Психологическое воздействие, оказываемое на человека, при угрозе применения бактериологического оружия. Средства доставки.

Современные обычные средства поражения, характеристика их воздействия на живую силу, технику, здания и сооружения. Высокоточное оружие. Кассетные боеприпасы, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные боеприпасы. Перспективные средства вооружений.

Экологические последствия возможного применения современных средств поражения

ДЗ, Р, Т




5

Основные принципы и мероприятия по защите населения в ЧС. Обучение населения, подготовка формирований по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ


Проблема защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных ЧС. Основные принципы защиты населения. Основные способы защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС. Предупредительные мероприятия, защитные мероприятия, аварийно-восстановительные работы.

Правовая основа защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Права граждан Российской Федерации в области защиты населения от ЧС.

Противорадиационная и противохимическая защита населения. Организация и проведение дозиметрического и химического контроля. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении. Обеспечение населения средствами противорадиационной и противохимической защиты.

Принципы, формы и методы обучения населения. Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи обучения населения в области гражданской обороны. Организация обучения населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Организация и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, план ликвидации ЧС.

Условия, в которых будут проводиться аварийно-спасательные работы. Спасение людей, оказание им медицинской помощи, локализация аварий, устранение повреждений.

Цели и задачи проведения аварийно-спасательных работ, дифференцированный подход к решению задач.

Особенности проведения других неотложных работ в очагах поражения, порядок их осуществления.

Силы и средства, привлекаемые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, что должна обеспечить группировка сил.

Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Обеззараживание, спасательные работы в очаге химического поражения, ликвидация очага бактериологического заражения; особенности проведения спасательных работ в очаге комбинированного заражения

ДЗ, Р,Т,

6

Организация и проведение эвакуационных мероприятий


Цель, виды, принципы, способы эвакуации и рассредоточения персонала объектов экономики и населения. Эвакуация, рассредоточение, загородная зона.

Варианты эвакуации: локальная, местная, региональная. Общая и частичная эвакуация. Производственный и территориальный принципы эвакуации.

Порядок эвакуации населения (транспортом, пешим порядком, комбинированный способ).

Планирование эвакуации и рассредоточения, принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств. Особенности проведения эвакуации и рассредоточения

ДЗ, Р,Т,

7

Обеспечение населения индивидуальными и коллективными средствами защиты

Укрытие людей в приспособленных помещениях производственных, общественных, жилых зданий и в специальных защитных сооружениях является одним из основных способов защиты населения.

Назначение, классификация защитных сооружений и требования, предъявляемые к ним. Убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Защитные сооружения открытого и закрытого типа, с коллективной защитой и с индивидуальной защитой.

Требования, предъявляемые к убежищам, их классификация.

Устройство и оборудование убежищ, противорадиационных укрытий, простейших укрытий, режимы их функционирования, система обеспечения.

Правила содержания и использования убежищ. Особенности укрытия людей в метрополитене.

Приведение защитных сооружений в эксплуатационную готовность, порядок их подготовки к приему людей. Порядок заполнения защитных сооружений. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтрующие средства защиты органов дыхания, противогазы (войсковые, промышленные, гражданские, детские), респираторы, противопыльные тканевые маски (ПТМ-1), ватно-марлевые повязки. Изолирующие дыхательные аппараты.

Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК), фильтрующие и изолирующие СИЗК. Простейшие средства защиты кожи. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК), легкий защитный костюм (Л-1).

Медицинские средства индивидуальной защиты: аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуа1ьный противохимический пакет (ИПП-10), пакет перевязочный индивидуальный, их назначение и правила пользования

ДЗ, Р,Т,

Модуль №3 Оказание первой медицинской помощи

8

Задачи, принципы и объем первой медицинской помощи. Травматические последствия несчастных случаев. Первая медицинская помощь при травмах


Определение «Первой медицинской помощи», задачи первой медицинской помощи. Роль само- и взаимопомощи при сохранении жизни пострадавших и уменьшение последствий несчастных случаев. Основные принципы оказания первой медицинской помощи (своевременность, соблюдение очередности при массовых повреждениях, определенная последовательность мер первой помощи).

Объем первой медицинской помощи в очагах ядерного и химического заражения. Особенности оказания первой медицинской помощи при комбинированных поражениях.

Общие понятия о травматизме. Открытые повреждения-ранения. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика развития инфекции," рекомендации по профилактике столбняка у раненых, правила наложения мягких повязок.

Кровотечение, его виды, способы временной остановки кровотечения, порядок наложения жгута; первая помощь при кровотечении внутри организма. Повреждения закрытого характера.

Первая помощь при повреждениях мягких тканей, при синдроме длительного сдавливания мягких тканей.

Первая медицинская помощь при вывихах и переломах, порядок транспортной иммобилизации

ДЗ, Р,Т.

9

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях. Шок, признаки ока, противошоковые мероприятия


Первая медицинская помощь при нарушении сознания, при болях в сердце, при болях в животе.

Первая медицинская помощь при поражении электротоком. Оказание помощи утопленным.

Первая медицинская помощь при термических ожогах; при попадании в организм инородного тела. .

Шоковое состояние, признаки и причины шокового состояния. Простейшие противошоковые мероприятия.

Терминальное состояние. Определение признаков клинической и биологической смерти.

Понятие о реанимации, простейшие реанимационные действия. Особенности оказания реанимационной помощи в очагах ядерного, химического и бактериологического заражения

ДЗ, Р,Т.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск