Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия)





НазваниеПопытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия)
страница1/8
Дата публикации02.08.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия)
1. РЕИНКАРНАЦИЯ ЛЕНИНА
2. ПОСТСОВЕТСКАЯ АРХАИКА
3. РЕВОЛЮЦИЯ В ЯЗЫКЕ
4. МОГУТ ЛИ ВСЕ БЫТЬ ВЕРУЮЩИМИ?
5. ПРОЩАНИЕ С МИФОМ О НАУКЕ
6. ПРОЩАНИЕ С МИФОМ О ПРОГРЕССЕ
7. МИССИОНЕРСКАЯ НУЖДА В КОНСЕРВАТИЗМЕ
8. МИССИОНЕРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
9. ЯЗЫЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РОСТА ЦЕРКВИ
10. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГОРОД


1.РЕИНКАРНАЦИЯ ЛЕНИНА
Годы госатеизма стали для России своего рода машиной времени, точнее - машиной

борьбы со временем, машиной, отменяющей историю. Все то, что было выстрадано

человечеством за тысячелетия его религиозной эволюции, было смято и сдавлено. Атеизм

отбросил на нулевой уровень религиозную мысль, осуществил обвал религиозной культуры.
Культура как таковая создается для того, чтобы сдерживать и преображать инстинкты

человека. Любой инстинкт нуждается в воспитании и контроле. Надо воспитывать

национально-патриотическое чувство (чтобы оно было созидающим, а не разрушающим),

надо уметь владеть половым инстинктом, надо учить человека владеть искусством речи и

мысли. Вот точно так же нужно учить человека владеть его религиозным инстинктом. Но

дисциплина религиозной мысли и жизни, что в течение тысячелетия создавалась в России

Православной Церковью, была в одночасье отброшена.
Религиозный инстинкт не исчез. Любой инстинкт (в том числе религиозный) является

неизменным антропологическим фактором, а потому он неуничтожим. Но религиозный

инстинкт в СССР остался безнадзорным. И совсем неудивительно, что он начал

выкидывать странные штуки.
Прежде всего он сменил предмет своего поиска и формы своего выражения. То, что прежде

считалось святыней, перестало считаться таковым. Но немедленно явились иные "нумены",

иные святыньки, ритуалы и мифы...
Уже формула Маяковского "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить" отмечена печатью

несомненного религиозного энтузиазма. Его же уверение, что "Мы говорим Ленин -

подразумеваем партия; Мы говорим партия - подразумеваем Ленин" довольно точно

воспроизводит христианскую формулу отношений Христа и Церкви. Более того - в поэме

"Владимир Ильич Ленин" достаточно ясно прописывается различение Ульянова и Ленина.

Ленин - это "дух Революции"; Ульянов - временное воплощение этого духа.
До вполне догматической отчетливости это революционистское верование будет доведено

позднее Андреем Вознесенским:
Я в Шушенском. В лесу слоняюсь.

Такая глушь в лесах моих!

Я думаю, что гениальность

Переселяется в других.

Уходят времена и числа.

Меняет гений свой покров.

Он - дух народа.

В этом смысле

Был Лениным - Андрей Рублев.

Как по архангелам келейным

порхал огонь неукрощен.

И, может, на секунду Лениным

Был Лермонтов и Пугачев.

Но вот в стране узкоколейной,

шугнув испуганную шваль,

в Ульянова вселился Ленин,

так что пиджак трещал по швам!

Он диктовал его декреты.

Ульянов был его техредом.

Нацелен и лобаст, как линза,

он в гневный фокус собирал,

Что думал зал. И афоризмом

Обрушивал на этот зал.

И часто от бессонных планов,

упав лицом на кулаки,

Устало говорил Ульянов:

"Мне трудно, Ленин. Помоги!"

Когда он хаживал с ружьишком,

Он не был Лениным тогда,

А Ленин с профилем мужицким

Брал легендарно города!

Вносили тело в зал нетопленный,

А он - в тулупы, лбы, глаза,

Ушел в нахмуренные толпы,

Как партизан идет в леса...

Он строил, светел и двужилен,

страну в такие холода.

Не говорите : "Если б жил он!"

Вот если бы умер - что тогда?1
Индолог Алексей Пименов, обративший внимание на религиозную нагруженность поэзии

Маяковского и Вознесенского, прочитал их в соответствии со своими профессиональными

интересами. Он полагает, что здесь воспроизведение традиционного ведического

верования в периодические воплощения безличностного Абсолюта на земле: "Итак, если

Ульянов-Ленин - единица, то "товарищ Ленин" с его "долгой жизнью" - это и есть "мозг",

"сила", "совесть" рабочего класса, т.е. главная ценность на Земле. Иными словами: это -

высшее бытие. Абсолют в рождавшейся тогда религиозно-мифологической традиции

большевизма. Абсолют, называемый Ленин-партия, по существу, не персонифицирован. Его

границы во времени размыты. Не вечен ли он? Маяковский не доводит до конца этот мотив,

но вывод напрашивается именно такой. Безличность Абсолюта не делает его, однако,

отвлеченным и расплывчатым. Настаивая на ней, поэт, собственно говоря, стремится к

тому, чтобы как можно ярче выразить его неисчерпаемость, его несводимость к какой-либо

"единице", пусть самой выдающейся. Между прочим, и всезнание, способность "Землю всю

охватывая разом, видеть то, что временем закрыто" - тоже получает дополнительное

обоснование, оказавшись присущей не просто "герою", а субстанции, имеющей много

дополняющих друг друга личин. Но ее-то, эту субстанцию, образуют, в нее сливаются пальцы

"миллионопалой руки", "единицы", утратившие свою единичность в сомкнутом строю. Траур

превращается во вспышку энтузиазма в тот момент, когда масса приходит в движение; и

когда именно марш "железных батальонов пролетариата" (выражение реального,

исторического Ленина) становится ответом на вопрос: кем его заменить? Его не надо никем

заменять, он по-прежнему здесь, в "страшном рывке" Красной площади и в красном знамени,

развевающемся над ней. Все скорбевшие и шедшие за гробом - они и есть вечно живой

Ленин. Интересно, что очень сходную трактовку образа большевистского вождя можно

встретить у поэтов - современников Маяковского, но чрезвычайно далеких от него и по

политическим убеждениям, и по представлениям о задачах поэзии. Характерно, например,

определение, данное Есениным: "Скажи, кто такое Ленин? Я тихо ответил: он - вы" (Есенин

С. Сочинения в двух томах, т. 2. М, 1956. С. 177). Образ "безличного" Ленина мы встречаем

и у собрата В. В. Маяковского по футуризму Вас. Каменского! ("Ленин - наше бессмертие"

[ЦГАЛИ, фонд 14/97, опись 1])... Маяковский воспроизвел два важнейших момента,

характеризующие представления о сакральном, присущие архаическим религиям; идею

"всезнания" учителя и идею безличного Абсолюта... Поразительно, что, живописуя свой

идеал, они, сами того не желая, совершенно бессознательно воспроизводили черты

архаического религиозного мышления, важнейшие типологические особенности

безоткровенных религий древнего Востока"2.
К этим наблюдениям стоит только добавить, что возможна и иная, уже не восточная, а

западная и исторически более близкая параллель к приведенным поэтическим текстам. Это -

гностицизм, проводящий четкое различие между Иисусом и Христом. Христос -

Божественный дух, подселяющийся к душе Иисуса в минуту крещения в Иордане и

оставляющий его перед распятием... Впрочем, сам гностицизм есть попытка языческого

прочтения христианского сюжета; попытка перетолковать "новизну" Нового Завета в

категориях архаики.
Можно также вспомнить творчество Андрея Платонова. В одной из его повестей коммуна

назначает точную дату построения Коммунизма. И вот, когда в назначенный день рано утром

главный герой выходит из своего барака, он замирает, пораженный и возмущенный.

Поражен он тем, что Солнце всходит на Востоке! Как так - при коммунизме светило смеет

всходить по старорежимному, по-царски?.. Это возмущение платоновского персонажа

довольно точно передает поистине космический размах замыслов и чувств, надежд и

верований, который был присущ народному восприятию большевизма. Большевизм

воспринимался не как социальная программа, а как поистине космический переворот, то

есть наделялся статусом религиозной мистерии, которая обладает магической силой

перебрасывать адепта с одного плана бытия в другой, "из царства необходимости - в

царство свободы"3.
Когда же энтузиазм религиозного переживания коммунизма угас, обнаружилось, что без

крипторелигиозной идеи страна не смогла прожить более срока жизни одного поколения...
Впрочем, в конце 80-х гг. религиозный инстинкт нашей страны проявил себя невиданным

образом. У нас родилась неслыханная на Земле религия - религия консумизма. Это форма

религиозного инстинкта, которая исходит из того, что смысл жизни состоит в том, чтобы

потреблять. Клич "будем есть вкуснее, больше, пикантнее" стал восприниматься с

религиозным фанатизмом, даже надрывом. Интеллигенты бросились подсчитывать, "чьи

пироги пышнее", именно пышность пирогов считая критерием "цивилизованности" и

предельным смыслом общественной и человеческой жизни... На телеэкраны, наконец-то

начавшие показывать картинки изобилия в западных супермаркетах, смотрели с восторгом

не меньшим, чем дикари на своих идолов... В качестве самоочевидного довода,

демонстрирующего преимущества одной религии над другой, приводились выкладки

социологов о том, в странах какой религиозной традиции выше уровень материального

потребления...
Наконец, в начале 90-х годов религиозный инстинкт, доселе загоняемый в подполье, был

раскрепощен. И начал себя проявлять в самых простых, то есть - в самых архаичных

формах.
2.ПОСТСОВЕТСКАЯ АРХАИКА
Примитивнейшая форма религиозности - "культ предков". Именно он является самым

массовым культом в постсоветской России - о чем свидетельствуют нескончаемые

вереницы автобусов, отправляемые городскими властями на пригородные кладбища в день

Пасхи (и это при том, что церковные правила не предполагают никаких заупокойных молитв в

десятидневном промежутке от Пасхи до Радоницы!).
Не менее архаичная форма религиозности - тотемизм, предполагающий зависимость

человека от некиих зверушек (телезрителям тотемные верования знакомы по рекламному

ролику: "Я - Белый Орел!"). Но разве не тотемизмом является повальный интерес к

"восточным календарям", когда люди с гордостью свидетельствуют о себе: "Я - Крыса!" - "А

я - Скорпион! Приятно познакомиться!"? Люди поистине не слышат, что они говорят.

Нарасхват идут статьи, носящие прямо-таки неприличные названия - "Какое ты дерево?".

Запредельного градуса эти языческие игрища достигают в предновогодние дни. Тут их

масштаб таков, что впору проводить языковую реформу. И вместо традиционного "С новым

годом" поздравлять: "С новым гадом!". Например: "Закончился Год Голубой Свиньи!

Начинается Год Красной Крысы! С новым гадом вас, дорогие товарищи!".
Помнится, еще апостол Павел что-то говорил о людях, которые, "называя себя мудрыми,

обезумели" и вместо Бога воздвигли подобия "птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,

и служили твари вместо Творца" (Рим. 1,23-25).
Еще одна форма религиозной архаики - это шаманизм. Но что же есть нынешний "кашпир во

время чумака", как не форма шаманизма?
Так что надо отдавать себе отчет в том, что не столько православие пробуждается и

набирает силу на просторах России, сколько архаика. Язычество.
Поставим хотя бы мысленный эксперимент. Представим, что средний "россиянин" оказался

в ситуации важного жизненного выбора (менять квартиру или нет, переезжать в другой город

или нет, сохранять семью или нет, менять ли место работы...). И вот он решил заручиться

санкцией Небес на свой поступок. Вопрос: куда он пойдет за искомым благословением?

Варианты ответа: 1) Обратится к православному священнику с просьбой дать совет и

благословение; б) раскроет Библию, чтобы в ней попробовать найти ответ; 3) пойдет к

гадалке; 4) раскроет гороскоп... Достаточно очевидно, что средний обыватель выберет

последние два варианта. Это и означает, что живем мы в стране практикующего язычества4.
От абсолютного нуля нам теперь предстоит подниматься к вершине. Направление этого

движения достаточно точно передано названием одной из книг прот. Александра Меня: "От

магизма к единобожию". Только теперь это уже не вектор, описывающий движение далекой

истории, но вектор предполагаемого будущего. Нескольким поколениям теперь предстоит

проходить этот трудный путь от шаманизма к Заповедям Ветхого Завета. Затем еще нужно

будет дорасти до Евангелия. Потом станут понятны Святые Отцы Православия...
3.РЕВОЛЮЦИЯ В ЯЗЫКЕ
Пожалуй, одним из самых очевидных свидетельств о глубине происшедшей религиозной

катастрофы является язык. Каждый народ, каждая культура вырабатывает свой базовый

лексикон основных духовно-нравственных понятий. Этот язык понятен всем, независимо от

социального статуса и образовательного ценза. Смерд и князь, стоя в храме, одинаково

понимали ключевые слова типа "грех", "покаяние", "заповедь", "молитва", "благодать",

"спасение"...
Но сегодня в нашей стране происходит смена языка религиозной культуры. Базовые слова

христианской, средиземноморской культуры уходят из нашей жизни. Они либо забываются5.

Либо перетолковываются. Как, например, было перетолковано значение слова "покаяние" в

знаменитом фильме Абуладзе (где оно оказалось приравнено к обличению грехов своих

предков, для какового деяния в библейском языке есть вообще-то совершенно иной термин:

хамство).
На место забытых и оболганных слов христианской традиции в обиход приходят другие.

Страна заговорила на оккультном жаргоне: "карма", "нирвана", "эгрегор", "энергетика",

"астрал" и т.п.
Однажды я общался с первоклашками в самой обычной, светской школе. Начал разговор с

главного - с темы о смерти. Говорю: "Представьте, что в класс, где учатся маленькие

гусеницы, пришла старшая гусеница и сказала: "Вам ведь уже доводилось видеть наших

сестренок, гусениц, которые вдруг замирают, перестают двигаться, играться, прекращают

листики жевать... Вы, наверно, думаете, что они умирают? Нет! Они живут. И даже более

того - именно тогда, когда они лежат недвижно, у них растут крылышки и они превращаются в

бабочку". Как вы думаете, эти маленькие гусеницы поверят такому рассказу?". Класс дружно

кричит: "Нет!". - "Но ведь вы-то знаете, что и в самом деле из гусениц получаются бабочки?"

- "Да!". - "Вот также и с человеком происходит. Когда человек лежит и ничего уже не может

делать, то не думайте, что он и в самом деле совсем умер. Просто у его души отросли

крылышки, и она улетела... Понятно?". Класс дружно и радостно соглашается... Но тут один

малец тянет руку, вскакивает из-за парты и возглашает: "А я знаю, как это называется! Это

астральное тело называется!"...
Вряд ли именно родители вложили это словечко в малыша. Скорее это из нью-эйджеровских

мультфильмов и вообще из "эфира", который весь наполнен "астралом". Блюстители

"отделения школы от Церкви" не впускают православие в школы; а итоге оккультный мусор

заполняет их речь и их головы...
И так ведь отнюдь не только с детьми. Однажды после моей лекции в Институте

переподготовки преподавателей при МГУ одна из слушательниц спросила меня: "Скажите,
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) icon"развитие туризма в черноморском регионе"
В этом докладе была сделана попытка представить достаточные доказательства огромного экономического значения туризма в конце XX века,...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconРецензия на книгу Бориса Кагарлицкого "Марксизм: не рекомендовано для обучения"
Книга известного социолога и политолога Бориса Кагарлицкого актуальная попытка определить место марксизма в современной общественной...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconКалендарно-тематическое планирование умк «Английский язык нового...
Календарно-тематическое планирование умк «Английский язык нового тысячелетия» (учебник для 5 класса) Н. Н. Деревянко – Обнинск: Титул,...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconТворение
Творение — это начало и основа всего божественного откровения, а также и религиозной жизни. Доктрина творения не может изучаться...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И праздничные мероприятия. Во-первых, потому что нынешний праздник совпал с 20-летием новой банковской системы России. А, главное,...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconКонспект интегрированного урока
России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconЧто такое история и зачем мы её изучаем
России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconТематический план изучения отечественной истории № п\п Наименование тем Количество часов лекция
Основные тенденции формирования Средневекового общества и Древняя Русь (нач. 1 -го тысячелетия XII век)
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconКое-что о здоровье… Мобильный телефон – друг или враг?
России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconП. Н. Феофанов Связь между развитием человечества и развитием Космоса
России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconУрока английского языка по теме «Социальная жизнь людей. Корень зла»
Умк «Английский язык нового тысячелетия» авторы: О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая. Тема «Корень зла?» посвящена социальной жизни разных...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconМониторинг региональных сми по теме: «образование»
С 1 апреля в начальной школе началось преподавание нового учебного предмета "Основы религиозной культуры и светской этики"
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconПояснительная записка Статус рабочей программы
«Английский нового тысячелетия»/ ”New Millennium English” для 10 -11 классов. Авторы: О. Л. Гроза, М. Л. Мичурина, Т. Н. Рыжкова,...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) icon«Качество трудовой жизни»
Влияние многоаспектности подходов при применении понятия «качество жизни» на тенденции распространения данной категории. Факторы...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconУчебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех...
России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность...
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аудиоприложения к учебникам английского языка «Английский нового тысячелетия» (со 2 по 11 классы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск