Скачать 0.74 Mb.
|
Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) 1. РЕИНКАРНАЦИЯ ЛЕНИНА 2. ПОСТСОВЕТСКАЯ АРХАИКА 3. РЕВОЛЮЦИЯ В ЯЗЫКЕ 4. МОГУТ ЛИ ВСЕ БЫТЬ ВЕРУЮЩИМИ? 5. ПРОЩАНИЕ С МИФОМ О НАУКЕ 6. ПРОЩАНИЕ С МИФОМ О ПРОГРЕССЕ 7. МИССИОНЕРСКАЯ НУЖДА В КОНСЕРВАТИЗМЕ 8. МИССИОНЕРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 9. ЯЗЫЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РОСТА ЦЕРКВИ 10. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГОРОД 1.РЕИНКАРНАЦИЯ ЛЕНИНА Годы госатеизма стали для России своего рода машиной времени, точнее - машиной борьбы со временем, машиной, отменяющей историю. Все то, что было выстрадано человечеством за тысячелетия его религиозной эволюции, было смято и сдавлено. Атеизм отбросил на нулевой уровень религиозную мысль, осуществил обвал религиозной культуры. Культура как таковая создается для того, чтобы сдерживать и преображать инстинкты человека. Любой инстинкт нуждается в воспитании и контроле. Надо воспитывать национально-патриотическое чувство (чтобы оно было созидающим, а не разрушающим), надо уметь владеть половым инстинктом, надо учить человека владеть искусством речи и мысли. Вот точно так же нужно учить человека владеть его религиозным инстинктом. Но дисциплина религиозной мысли и жизни, что в течение тысячелетия создавалась в России Православной Церковью, была в одночасье отброшена. Религиозный инстинкт не исчез. Любой инстинкт (в том числе религиозный) является неизменным антропологическим фактором, а потому он неуничтожим. Но религиозный инстинкт в СССР остался безнадзорным. И совсем неудивительно, что он начал выкидывать странные штуки. Прежде всего он сменил предмет своего поиска и формы своего выражения. То, что прежде считалось святыней, перестало считаться таковым. Но немедленно явились иные "нумены", иные святыньки, ритуалы и мифы... Уже формула Маяковского "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить" отмечена печатью несомненного религиозного энтузиазма. Его же уверение, что "Мы говорим Ленин - подразумеваем партия; Мы говорим партия - подразумеваем Ленин" довольно точно воспроизводит христианскую формулу отношений Христа и Церкви. Более того - в поэме "Владимир Ильич Ленин" достаточно ясно прописывается различение Ульянова и Ленина. Ленин - это "дух Революции"; Ульянов - временное воплощение этого духа. До вполне догматической отчетливости это революционистское верование будет доведено позднее Андреем Вознесенским: Я в Шушенском. В лесу слоняюсь. Такая глушь в лесах моих! Я думаю, что гениальность Переселяется в других. Уходят времена и числа. Меняет гений свой покров. Он - дух народа. В этом смысле Был Лениным - Андрей Рублев. Как по архангелам келейным порхал огонь неукрощен. И, может, на секунду Лениным Был Лермонтов и Пугачев. Но вот в стране узкоколейной, шугнув испуганную шваль, в Ульянова вселился Ленин, так что пиджак трещал по швам! Он диктовал его декреты. Ульянов был его техредом. Нацелен и лобаст, как линза, он в гневный фокус собирал, Что думал зал. И афоризмом Обрушивал на этот зал. И часто от бессонных планов, упав лицом на кулаки, Устало говорил Ульянов: "Мне трудно, Ленин. Помоги!" Когда он хаживал с ружьишком, Он не был Лениным тогда, А Ленин с профилем мужицким Брал легендарно города! Вносили тело в зал нетопленный, А он - в тулупы, лбы, глаза, Ушел в нахмуренные толпы, Как партизан идет в леса... Он строил, светел и двужилен, страну в такие холода. Не говорите : "Если б жил он!" Вот если бы умер - что тогда?1 Индолог Алексей Пименов, обративший внимание на религиозную нагруженность поэзии Маяковского и Вознесенского, прочитал их в соответствии со своими профессиональными интересами. Он полагает, что здесь воспроизведение традиционного ведического верования в периодические воплощения безличностного Абсолюта на земле: "Итак, если Ульянов-Ленин - единица, то "товарищ Ленин" с его "долгой жизнью" - это и есть "мозг", "сила", "совесть" рабочего класса, т.е. главная ценность на Земле. Иными словами: это - высшее бытие. Абсолют в рождавшейся тогда религиозно-мифологической традиции большевизма. Абсолют, называемый Ленин-партия, по существу, не персонифицирован. Его границы во времени размыты. Не вечен ли он? Маяковский не доводит до конца этот мотив, но вывод напрашивается именно такой. Безличность Абсолюта не делает его, однако, отвлеченным и расплывчатым. Настаивая на ней, поэт, собственно говоря, стремится к тому, чтобы как можно ярче выразить его неисчерпаемость, его несводимость к какой-либо "единице", пусть самой выдающейся. Между прочим, и всезнание, способность "Землю всю охватывая разом, видеть то, что временем закрыто" - тоже получает дополнительное обоснование, оказавшись присущей не просто "герою", а субстанции, имеющей много дополняющих друг друга личин. Но ее-то, эту субстанцию, образуют, в нее сливаются пальцы "миллионопалой руки", "единицы", утратившие свою единичность в сомкнутом строю. Траур превращается во вспышку энтузиазма в тот момент, когда масса приходит в движение; и когда именно марш "железных батальонов пролетариата" (выражение реального, исторического Ленина) становится ответом на вопрос: кем его заменить? Его не надо никем заменять, он по-прежнему здесь, в "страшном рывке" Красной площади и в красном знамени, развевающемся над ней. Все скорбевшие и шедшие за гробом - они и есть вечно живой Ленин. Интересно, что очень сходную трактовку образа большевистского вождя можно встретить у поэтов - современников Маяковского, но чрезвычайно далеких от него и по политическим убеждениям, и по представлениям о задачах поэзии. Характерно, например, определение, данное Есениным: "Скажи, кто такое Ленин? Я тихо ответил: он - вы" (Есенин С. Сочинения в двух томах, т. 2. М, 1956. С. 177). Образ "безличного" Ленина мы встречаем и у собрата В. В. Маяковского по футуризму Вас. Каменского! ("Ленин - наше бессмертие" [ЦГАЛИ, фонд 14/97, опись 1])... Маяковский воспроизвел два важнейших момента, характеризующие представления о сакральном, присущие архаическим религиям; идею "всезнания" учителя и идею безличного Абсолюта... Поразительно, что, живописуя свой идеал, они, сами того не желая, совершенно бессознательно воспроизводили черты архаического религиозного мышления, важнейшие типологические особенности безоткровенных религий древнего Востока"2. К этим наблюдениям стоит только добавить, что возможна и иная, уже не восточная, а западная и исторически более близкая параллель к приведенным поэтическим текстам. Это - гностицизм, проводящий четкое различие между Иисусом и Христом. Христос - Божественный дух, подселяющийся к душе Иисуса в минуту крещения в Иордане и оставляющий его перед распятием... Впрочем, сам гностицизм есть попытка языческого прочтения христианского сюжета; попытка перетолковать "новизну" Нового Завета в категориях архаики. Можно также вспомнить творчество Андрея Платонова. В одной из его повестей коммуна назначает точную дату построения Коммунизма. И вот, когда в назначенный день рано утром главный герой выходит из своего барака, он замирает, пораженный и возмущенный. Поражен он тем, что Солнце всходит на Востоке! Как так - при коммунизме светило смеет всходить по старорежимному, по-царски?.. Это возмущение платоновского персонажа довольно точно передает поистине космический размах замыслов и чувств, надежд и верований, который был присущ народному восприятию большевизма. Большевизм воспринимался не как социальная программа, а как поистине космический переворот, то есть наделялся статусом религиозной мистерии, которая обладает магической силой перебрасывать адепта с одного плана бытия в другой, "из царства необходимости - в царство свободы"3. Когда же энтузиазм религиозного переживания коммунизма угас, обнаружилось, что без крипторелигиозной идеи страна не смогла прожить более срока жизни одного поколения... Впрочем, в конце 80-х гг. религиозный инстинкт нашей страны проявил себя невиданным образом. У нас родилась неслыханная на Земле религия - религия консумизма. Это форма религиозного инстинкта, которая исходит из того, что смысл жизни состоит в том, чтобы потреблять. Клич "будем есть вкуснее, больше, пикантнее" стал восприниматься с религиозным фанатизмом, даже надрывом. Интеллигенты бросились подсчитывать, "чьи пироги пышнее", именно пышность пирогов считая критерием "цивилизованности" и предельным смыслом общественной и человеческой жизни... На телеэкраны, наконец-то начавшие показывать картинки изобилия в западных супермаркетах, смотрели с восторгом не меньшим, чем дикари на своих идолов... В качестве самоочевидного довода, демонстрирующего преимущества одной религии над другой, приводились выкладки социологов о том, в странах какой религиозной традиции выше уровень материального потребления... Наконец, в начале 90-х годов религиозный инстинкт, доселе загоняемый в подполье, был раскрепощен. И начал себя проявлять в самых простых, то есть - в самых архаичных формах. 2.ПОСТСОВЕТСКАЯ АРХАИКА Примитивнейшая форма религиозности - "культ предков". Именно он является самым массовым культом в постсоветской России - о чем свидетельствуют нескончаемые вереницы автобусов, отправляемые городскими властями на пригородные кладбища в день Пасхи (и это при том, что церковные правила не предполагают никаких заупокойных молитв в десятидневном промежутке от Пасхи до Радоницы!). Не менее архаичная форма религиозности - тотемизм, предполагающий зависимость человека от некиих зверушек (телезрителям тотемные верования знакомы по рекламному ролику: "Я - Белый Орел!"). Но разве не тотемизмом является повальный интерес к "восточным календарям", когда люди с гордостью свидетельствуют о себе: "Я - Крыса!" - "А я - Скорпион! Приятно познакомиться!"? Люди поистине не слышат, что они говорят. Нарасхват идут статьи, носящие прямо-таки неприличные названия - "Какое ты дерево?". Запредельного градуса эти языческие игрища достигают в предновогодние дни. Тут их масштаб таков, что впору проводить языковую реформу. И вместо традиционного "С новым годом" поздравлять: "С новым гадом!". Например: "Закончился Год Голубой Свиньи! Начинается Год Красной Крысы! С новым гадом вас, дорогие товарищи!". Помнится, еще апостол Павел что-то говорил о людях, которые, "называя себя мудрыми, обезумели" и вместо Бога воздвигли подобия "птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, и служили твари вместо Творца" (Рим. 1,23-25). Еще одна форма религиозной архаики - это шаманизм. Но что же есть нынешний "кашпир во время чумака", как не форма шаманизма? Так что надо отдавать себе отчет в том, что не столько православие пробуждается и набирает силу на просторах России, сколько архаика. Язычество. Поставим хотя бы мысленный эксперимент. Представим, что средний "россиянин" оказался в ситуации важного жизненного выбора (менять квартиру или нет, переезжать в другой город или нет, сохранять семью или нет, менять ли место работы...). И вот он решил заручиться санкцией Небес на свой поступок. Вопрос: куда он пойдет за искомым благословением? Варианты ответа: 1) Обратится к православному священнику с просьбой дать совет и благословение; б) раскроет Библию, чтобы в ней попробовать найти ответ; 3) пойдет к гадалке; 4) раскроет гороскоп... Достаточно очевидно, что средний обыватель выберет последние два варианта. Это и означает, что живем мы в стране практикующего язычества4. От абсолютного нуля нам теперь предстоит подниматься к вершине. Направление этого движения достаточно точно передано названием одной из книг прот. Александра Меня: "От магизма к единобожию". Только теперь это уже не вектор, описывающий движение далекой истории, но вектор предполагаемого будущего. Нескольким поколениям теперь предстоит проходить этот трудный путь от шаманизма к Заповедям Ветхого Завета. Затем еще нужно будет дорасти до Евангелия. Потом станут понятны Святые Отцы Православия... 3.РЕВОЛЮЦИЯ В ЯЗЫКЕ Пожалуй, одним из самых очевидных свидетельств о глубине происшедшей религиозной катастрофы является язык. Каждый народ, каждая культура вырабатывает свой базовый лексикон основных духовно-нравственных понятий. Этот язык понятен всем, независимо от социального статуса и образовательного ценза. Смерд и князь, стоя в храме, одинаково понимали ключевые слова типа "грех", "покаяние", "заповедь", "молитва", "благодать", "спасение"... Но сегодня в нашей стране происходит смена языка религиозной культуры. Базовые слова христианской, средиземноморской культуры уходят из нашей жизни. Они либо забываются5. Либо перетолковываются. Как, например, было перетолковано значение слова "покаяние" в знаменитом фильме Абуладзе (где оно оказалось приравнено к обличению грехов своих предков, для какового деяния в библейском языке есть вообще-то совершенно иной термин: хамство). На место забытых и оболганных слов христианской традиции в обиход приходят другие. Страна заговорила на оккультном жаргоне: "карма", "нирвана", "эгрегор", "энергетика", "астрал" и т.п. Однажды я общался с первоклашками в самой обычной, светской школе. Начал разговор с главного - с темы о смерти. Говорю: "Представьте, что в класс, где учатся маленькие гусеницы, пришла старшая гусеница и сказала: "Вам ведь уже доводилось видеть наших сестренок, гусениц, которые вдруг замирают, перестают двигаться, играться, прекращают листики жевать... Вы, наверно, думаете, что они умирают? Нет! Они живут. И даже более того - именно тогда, когда они лежат недвижно, у них растут крылышки и они превращаются в бабочку". Как вы думаете, эти маленькие гусеницы поверят такому рассказу?". Класс дружно кричит: "Нет!". - "Но ведь вы-то знаете, что и в самом деле из гусениц получаются бабочки?" - "Да!". - "Вот также и с человеком происходит. Когда человек лежит и ничего уже не может делать, то не думайте, что он и в самом деле совсем умер. Просто у его души отросли крылышки, и она улетела... Понятно?". Класс дружно и радостно соглашается... Но тут один малец тянет руку, вскакивает из-за парты и возглашает: "А я знаю, как это называется! Это астральное тело называется!"... Вряд ли именно родители вложили это словечко в малыша. Скорее это из нью-эйджеровских мультфильмов и вообще из "эфира", который весь наполнен "астралом". Блюстители "отделения школы от Церкви" не впускают православие в школы; а итоге оккультный мусор заполняет их речь и их головы... И так ведь отнюдь не только с детьми. Однажды после моей лекции в Институте переподготовки преподавателей при МГУ одна из слушательниц спросила меня: "Скажите, |
"развитие туризма в черноморском регионе" В этом докладе была сделана попытка представить достаточные доказательства огромного экономического значения туризма в конце XX века,... | Рецензия на книгу Бориса Кагарлицкого "Марксизм: не рекомендовано для обучения" Книга известного социолога и политолога Бориса Кагарлицкого актуальная попытка определить место марксизма в современной общественной... | ||
Календарно-тематическое планирование умк «Английский язык нового... Календарно-тематическое планирование умк «Английский язык нового тысячелетия» (учебник для 5 класса) Н. Н. Деревянко – Обнинск: Титул,... | Творение Творение — это начало и основа всего божественного откровения, а также и религиозной жизни. Доктрина творения не может изучаться... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И праздничные мероприятия. Во-первых, потому что нынешний праздник совпал с 20-летием новой банковской системы России. А, главное,... | Конспект интегрированного урока России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность... | ||
Что такое история и зачем мы её изучаем России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность... | Тематический план изучения отечественной истории № п\п Наименование тем Количество часов лекция Основные тенденции формирования Средневекового общества и Древняя Русь (нач. 1 -го тысячелетия XII век) | ||
Кое-что о здоровье… Мобильный телефон – друг или враг? России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность... | П. Н. Феофанов Связь между развитием человечества и развитием Космоса России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность... | ||
Урока английского языка по теме «Социальная жизнь людей. Корень зла» Умк «Английский язык нового тысячелетия» авторы: О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая. Тема «Корень зла?» посвящена социальной жизни разных... | Мониторинг региональных сми по теме: «образование» С 1 апреля в начальной школе началось преподавание нового учебного предмета "Основы религиозной культуры и светской этики" | ||
Пояснительная записка Статус рабочей программы «Английский нового тысячелетия»/ ”New Millennium English” для 10 -11 классов. Авторы: О. Л. Гроза, М. Л. Мичурина, Т. Н. Рыжкова,... | «Качество трудовой жизни» Влияние многоаспектности подходов при применении понятия «качество жизни» на тенденции распространения данной категории. Факторы... | ||
Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех... России с древнейших времен до начала XX века. Дан анализ основных исторических событий данного периода, показаны тенденции и направленность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аудиоприложения к учебникам английского языка «Английский нового тысячелетия» (со 2 по 11 классы) |