Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации08.04.2014
Размер1.21 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Учебно-методическое пособие

по организации профориентационной деятельности

студента колледжа

Оренбург, 2013

Разработчик:

Канайкина Анастасия Николаевна – магистрантка второго курса ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Рецензент:

Ксенофонтова Алла Николаевна – д.п.н., профессор.

В настоящем учебно - методическом пособии представлены теоретические вопросы профориентации, педагогические возможности организации профориентационной деятельности, проанализировано реальное состояние процесса организации профориентационной деятельности, а также предложены инновационные способы организации профориентации.

В пособии представлены известные и новые методы профориентационной работы. В заданиях для самостоятельной работы изложены варианты бесед профориентационной тематики, активизирующие опросники, профориентационные игры для разных возрастных групп.

Пособие адресовано учителям, классным руководителям, психологам, а также практическим работникам в сфере профориентации, профотбора и профконсультации населения.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение




Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы профориентационной деятельности



§ 1.1. Профориентационная деятельность как психолого-педагогическая проблема



§ 1.2. Педагогические возможности организации профориентационной деятельности



Задания для самостоятельной работы




Глава II. Опыт деятельности по организации профориентационной деятельности студента колледжа



§ 2.1 Реальное состояние процесса организации профориентационной деятельности




§ 2.2 Инновационные способы организации профориентационной деятельности студента колледжа




Задания для самостоятельной работы




Заключение




Глоссарий




Учебно-методическое обеспечение





ВВЕДЕНИЕ
Подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важных задач образовательных учреждений.

В современных социально-экономических условиях форми­рование личности будущего профессионала, обладающего трудо­вой мобильностью и способного выдержать конкуренцию на рынке труда, имеет немаловажное значение.

В этой связи актуальным является проведение системной, ком­плексной работы по профессиональной ориентации учащихся на протяжении всей учебы в школе.

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. В настоящее время в работе по профессиональной ориентации используются следующие универсальные направления и механизмы: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация).

Сложный и многогранный процесс профориентации осуществляется при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. Выбор их зависит от содержания работы, возраста учащихся, мастерства педагогов, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

В большинстве учебных заведений накоплен опыт практической работы по обеспечению профессиональной на­правленности учебно-воспитательного процесса, формированию и развитию профессиональных интересов и намерений учащихся с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, сос­тояния здоровья и потребности региона в кадрах.

В то же время, педагогические работники испытывают потребность в организационно-методических материалах и пособи­ях по вопросам профессиональной ориентации.

В данном учебно - методическом пособии представлены теоретические вопросы профориентационной деятельности, педагогические возможности организации профориентационной деятельности (Глава 1), проанализировано реальное состояние процесса организации профориентационной деятельности, а также предложены инновационные способы организации профориентации.

Особенностью данного пособия является то, что многие теоретические вопросы подкрепляются соответствующими практическими заданиями по каждой главе. Другой особенностью пособия является то, что оно во многом дополняет другие работы, посвященные профориентационной проблематике.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы профориентационной деятельности.
§ 1.1. Профориентационная деятельность как психолого-педагогическая проблема.
В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретают вопросы выбора профессии, трудоустройства и занятости молодежи. Решение этих проблем связано с разработкой новой концепции профессиональной ориентации, созданием необходимых организационно- педагогических условий.

Студенческая молодежь - динамично развивающаяся социальная группа, активно участвующая в процессе воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Усложнение производственных процессов, бурный научно-технический прогресс повышают значение данной социальной группы в современном обществе.

Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи и вызвало необходимость в мотивационной структуризации процесса самоопределения. Рыночная экономика не только создает условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему высокие требования — умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым.

Научная основа теории и практики профессиональной ориентации молодежи содержится в трудах многих педагогов и психологов.

Философско-психологический подход к проблеме профессиональной ориентации личности представлен в работах психологов А.Н. Леонтьева, JI.M. Лопатина, Г.П. Никова, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Сафина, Н. Гисперса, И.Мура, А.Маслоу, Дж. Голланда, Э.Ф. Зеера, А.Г. Грецова, Е.М. Ивановой; психолого-культурологический - в работах Л.С. Выготского; социологический - в работах К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Петровского; психолого-педагогический - в работах И.Д. Багаевой, М.Т. Громковой, Б.В. Кайгородова., Е.С. Кузьмина, Н.В. Кузьминой, Г.В. Палаткиной, Т.Н. Прохоровой, В.Я. Слепова. Ценностно-смысловой аспект самоопределения личности представлен в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи, Б.В.Зейгарник, П.И. Сидорова, В. Франкла. Проблему самоопределения личности в возрастном аспекте наиболее полно рассматривали Л.И. Божович, Н.М. Борытко, М.Р. Гинзбург, С.Л. Рубинштейн, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Л.А. Сатарова, Г.П. Стефанова, Г.К. Селевко, A.C. Чернышов.

Методологические основы психологического подхода к проблеме профессиональной ориентаци были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема профориентации рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием». По отношению к этому уровню — уровню человека — в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другим (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия».

Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С.Л. Рубинштейна, центральным моментом профессионального самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию.

Дж. Голланд разработал модель выбора профессии. Модель описывает представление о себе и своих способностях, зависимость между типом личности и выбираемом типом профессионального окружения. Дж. Голланд предлагает организацию профессионального самоопределения, исходя из типологии личностных особенностей и классификации моделей профессиональных сред.

Ключевая идея концепции Голланда состоит в том, что люди ищут ту среду, которая позволяет проявить их мастерство, способности, установки и ценности и выбирать наиболее подходящие профессиональные проблемы и роли.

Э.Ф. Зеер утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности.

Под профессиональным становлением студентов мы подразумеваем процесс развития самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности, и самообразование, а также формирование мотивационно-личностного отношения к будущей профессии.

Н. Гисперс и И.Мур рассматривают процесс профориентации как помощь, прежде всего в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение – как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека». И как справедливо считает Е.И. Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их ценностными ориентациями. Ведь ценности - один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. В ценностях воедино соединяются личное и общественное, выстраиваются предпочтения. Личное предпочтительнее, если не ввергает в противоречие, конфликт с социальной средой. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.

Под руководством Е.А. Климова была разработана программа профориентационного изучения профессий как многопризнаковых объектов, собрано свыше 100 профессиограмм; представлена классификация профессий в целях профориентации молодежи; опубликовано восемь выпусков книги «Человек и профессия», охватывавших основные рабочие профессии системы профессионально-технического образования. В этот период его сотрудниками были разработаны эффективные технологии психологического консультирования по выбору профессий, объединявшие усилия психологов-консультантов, школьных педагогов и подростковых врачей. Широкую популярность получила методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник». В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Исследования в области профориентации в отечественной науке, в отличие от принятой на Западе диагностической модели построены на основе воспитательного подхода (А.Е. Голомшток, В.П. Жуковский, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, H.A. Рыбников, А.Д. Сазонов, Ю.И. Тарский, С.Н. Чистякова).

А.Е. Голомшток разработал структуру профориентационной работы и ее компоненты. В структуру профориентационной работы должны входить следующие компоненты:

а) воспитание качеств личности, обеспечивающих сознательный выбор профессии; б) изучение склонностей, интересов, профессиональных планов учащихся как условие активизации к выбору профессии; в) анализ профессий, имеющихся в регионе; г) анализ учебной и трудовой деятельности учащихся.

Таким образом, профессиональное самоопределение должно формироваться на основе профессиональной направленности. В основе профессиональной направленности должна находится воспитательная концепция. Суть которой сводится к тому, что «учение и труд выступают как основные факторы подготовки к сознательному выбору профессии».

А.Д. Сазонов сформулировал принципы профориентации:

- принцип сознательности;

- принцип соответствия выбираемой профессии интересам;

- принцип активности;

-принцип развития.

Важную роль в профориентации А.Д. Сазонов отводит общепедагогическим принципам: направленности профориентационной деятельности, связи профориентации с жизнью, трудом; связь профориентации с трудовой подготовкой школьников; систематичность и преемственность в профориентации; воспитывающий характер профориентации.

С.Н. Чистякова считает, что профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

В этом смысле, профориентация может рассматриваться как важнейшая управленческая задача, осуществляемая на разных уровнях:

1) школьная профориентация, а также  трудовое воспитание дошкольников и школьников;

2) кадровый менеджмент на уровне организации и отраслей;

3) управление человеческими ресурсами на уровне региона, страны и даже мировой экономики. Как это ни парадоксально, все основные направления работы на всех этих уровнях – близкие, но часто имеют разное обозначение. Потому, важнейшая задача – согласовывать все действия, а для этого должен быть особый координирующий центр.

По мнению Ивановой Е.М., динамика субъективного смысла профессиональной деятельности определяется возрастно-психологическими составляющими (социальной ситуацией развития, возрастными новообразованиями - особенностями личности, сознания, характерными для данного возраста), обусловливающими изменение субъективного смысла профессиональной деятельности в процессе возрастного развития, что выражается в различной степени значимости тех или иных смыслов на разных возрастных этапах. Ценности личности и ценностные ориентации. Одним из главных факторов выбора профессии и становления личности как профессионала являются ценности личности и ценностная ориентация.

Размышляя о проблемах профориентации в современной России, Н.С. Пряжников отмечает, что все больше ощущается необходимость не только в расширении ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Ученый замечает, что в нашей стране все еще нет должной системности, целенаправленности в профориентационной работе. Даже непонятно, к какому ведомству эта деятельность относится - к Министерству образования или к Министерству труда и социального развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Поднятие качества профориентационной работы на должный уровень является первостепенной и главной задачей не только средних общеобразовательных, но и высших профессиональных учреждений.

Изучением влияния довузовского образования на формирование профессионального самоопределения учащихся занимались П.Ф. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, Е.Л. Болотова, В.В. Гузеев, В.П. Жуковский, Ю.А. Конаржевский, A.A. Кузнецов, П.С. Лернер, И.И. Лошакова, Н.Ф. Родичев, Ф.Ф. Слипченко, П.И. Третьяков, Э.Е. Чеканова, А.Г. Чиж, которые выявили условия становления образа и смысла профессии на этапе профильного обучения учащихся старшего школьного возраста на современном этапе развития общества.

Проблеме профессиональной ориентации личности посвящено значительное число работ В.П. Жуковского. Процесс профессиональной ориентации должен начинаться в период обучения в школе, а заканчиваться нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед.

Результаты исследований в области профессиональной ориентации молодежи, проведенных Аверьяновым П.Ф. и Афанасьевым В.Г., показывают, что складывается весьма неприглядная ситуация: с одной стороны, молодежь в настоящий момент представляет собой наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления профессиональной карьеры, а с другой стороны, из-за сильного социального, материального, и территориального неравенства возможностей получения образования и самореализации такие перспективы имеют далеко не все молодые люди; они сталкиваются с проблемой равенства возможностей в сфере образования и существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной среде.

П.С. Лернер утверждал, что необходимым условием самообразования и образования растущего человека школьного возраста становится решение относительно новой педагогической задачи – проектирования, создания и эффективного функционирования образовательной среды, которая, в частности, является средой формирования профориентационно значимых компетентностей обучающихся.

Изучением всестороннего развития зрелой личности в профессиональной деятельности, ее профессионального становления и профессиональной подготовки является приоритетной задачей психолого-педагогических и акмеологических исследований (С.А. Анисимов, П.Р. Атутов, М.Я. Басов, С.Я. Батышев, Е.П. Белозерцев, А.А. Бодалев, Е.М. Борисова, Г.А. Волковицкий, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Н.В. Соловьева).

Анализируя проблемы профориентационной деятельности Маркова А.К. пришла к выводу, что сознательное отношение молодежи к выбору профессии возникает на основе осознанности социальной и личной значимости профессии.

К осознанию социальной роли проблемы выбора профессии принадлежит понимание учеником связи выбора профессии с общей проблемой ускорения социально-экономического развития страны, повышением производительности труда, обеспечением всех отраслей народного хозяйства стабильными кадрами, которые способны своей деятельностью развивать рыночную инфраструктуру.

Особенностью выбора профессии в современных условиях является направленность на профессии экономического, а также юридического направления. Поэтому сейчас большинство вузов открывают экономические факультеты, кафедры, а частные вузы - преимущественно проводят подготовку специалистов по экономическим дисциплинам как стационарной формы обучения, гак и экстерната. То есть идет процесс: платите деньги-диплом получите. В то же время ни один частный вуз не осуществляет подготовки специалистов по инженерным профессиям, ибо они сегодня - непрестижные, хотя и очень нужны.

Широкое понимание отечественными учеными социально-профессионального становления молодежи – не только как выбора профессии, но и как выбора формы образования – способствовало изучению ценностей образования и профессии в сознании молодежи, ее образовательных планов (Е.С. Балабанова, Н. Глубкова, Т. Дашкова, И.В. Ершова).

Е.С. Балабанова изучала ценностно-мотивационные аспекты карьеры выпускников и способы их трудоустройства. Рассмотрение ценностно-мотивационных аспектов карьеры позволяет нарисовать социальный портрет выпускников, выяснить, какой «человеческий материал» выходит из стен факультета.

Важным фактором социально-профессионального становления молодежи, по мнению И.В. Ершовой, является социальная среда. Демократизация и гуманизация этой среды способствует воспитанию личности, отличающейся высоким уровнем интеллектуального и нравственного развития. Известно, что личность по своей природе социальна, ее развитие теснейшим образом связано с социумом, с социальной направленностью обучения и воспитания.

Исследованиями рынка труда молодежи и вопросами перехода «учеба - работа» занимались М.Гарсиа - Исер, Б. Генкин, В. Гуртов, Г.Г. Меликьян, В. Радаев, Т. Разумова, С.Рощин и др.

М.Гарсиа - Исер занималась исследованиями организационно-экономического механизма управления взаимодействием внутреннего и внешнего рынков труда, с целью выработки предложений и рекомендаций, направленных на достижение сбалансированного развития рынков труда всех уровней и повышения эффективности использования трудового потенциала общества.

По мнению Г.Г. Меликьяна, проблема отсутствия сформированных карьерных планов выпускников школ обуславливает необходимость усиления подготовки молодежи к взвешенному выбору профессии во время получения профессионального образования и ориентации образовательного процесса на активизацию профессионального самоопределения студентов. Например, через осуществление консультационного сопровождения по вопросам трудоустройства.

Отмеченное свидетельствует о наличии проблем в реализации комплексной системы профессиональной ориентации из-за слабой методологической, теоретической и практической обеспеченности этого процесса в традиционной.

Анализ психолого-педагогических исследований и практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме профессиональной ориентации личности, обоснованию педагогических средств ее реализации. При всей несомненности значения рассмотренных исследований необходимо отметить, что на данном этапе ограничено число обобщающих работ по вопросу формирования профессионального самоопределения учащихся и профессиональной направленности студентов в условиях учебных заведений непрерывного образования.

Долгое время доминировала установка не на человека, а на профессиональную среду; стремление приспособить человека к ней приводило к тому, что создавалась обобщенная модель профориентации без учета индивидуальных особенностей личности. Хотя и провозглашался комплексный подход к профессиональному самоопределению, но на деле он не реализовывался, не учитывался долговременный характер развития личности, но не соблюдалась преемственность содержания, форм и методов профориентационной работы на различных ее этапах. Всего лишь декларировалось, что личность – это субъект профессионального развития (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова).

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск