Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.)





Скачать 363.21 Kb.
НазваниеАнтропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.)
страница1/4
Дата публикации01.07.2013
Размер363.21 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи

Робустова Вероника Валентиновна

АНТРОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОЗВИЩЕ

В КОГНИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ (на материале англоязычных художественных произведений XX – XXI вв.)

Специальность 10.02.04 – Германские языки


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва – 2009


Диссертация выполнена на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного

университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Галина Георгиевна Молчанова

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

доцент Ольга Дмитриевна Вишнякова

кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник

Лариса Григорьевна Лузина
Ведущая организация: Московский государственный областной

университет
Защита диссертации состоится « » ______________ 2009 года в ___________ часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.04 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, к. 107-108.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан « » _____________ 2009 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Е.В. Маринина

Общая характеристика работы

Реферируемое диссертационное исследование лежит в области когнитивной семантики и посвящено изучению антропонимического прозвища (далее АП) как многофакторного языкового явления и средствам реализации его основных когнитивных функциональных установок в современной англоязычной прозе. Построение АП рассматривается как проявление более общего когнитивного процесса построения языковых единиц, в ходе которого говорящие, используя определенные языковые структуры, осуществляют процесс номинации, в основе которого лежит один или несколько наиболее ярких признаков референта. При вторичной номинации когнитивно выделенными оказываются определенные свойства субъектов, которые соотносятся со структурами ценностных знаний, хранящимися в долговременной памяти коммуникантов. В тексте процессы прозвищных номинаций могут реализовываться широким диапазоном языковых средств – от устойчивых выражений (Mr Know-All, a Prince Charming и пр.) до окказиональных употреблений разнородных лексических единиц или синтаксических конструкций. Данные языковые средства позволяют коммуникантам оперировать когнитивными структурами различной степени конвенциональности и сложности на соответствующем этапе развертывания текста.

Предметом настоящего исследования является когнитивно-функциональная целеустановка АП в художественном тексте. Объектом исследования являются англоязычные АП, рассматриваемые как лингвистические единицы, реализующие свои функциональные установки в английском художественном тексте как акте художественной коммуникации. Специфика объекта заключается в том, что данные языковые единицы осуществляют воздействие на знания, мнения и ценностные установки адресата с целью формирования определенных знаний, образов, отношения к объекту номинации. Это обусловливает необходимость изучения функционирования данного языкового явления в двух аспектах: в плане воздействия на адресата с помощью особых типов информации, т.е. в когнитивном аспекте, и в плане мотивировки выбора и побуждения к определенному отношению с помощью языковых средств, т.е. в функциональном аспекте. Таким образом, проблематика работы лежит в русле когнитивно - функционального направления, установившегося в языкознании в течение последних десятилетий в качестве одного из ведущих подходов к изучению явлений языка. Это ориентирует на проведение не только лингвистического анализа, но и на выявление дискурсивных характеристик изучаемого языкового явления, что приводит к необходимости рассмотрения прозвищ а) на системном уровне, на основе анализа лексикографических источников; б) на уровне их функционирования в тексте. В рамках данного направления, с учетом двух указанных парадигм, и была выполнена настоящая работа.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconРоман ф. М. Достоевского «идиот» в историко-функциональном аспекте...
Работа выполнена на кафедре теории массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПрограмм а научно-практического семинара
...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconРабочая программа по литературе для 7 класса Составила
Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Теоретико- и историко-литературные...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПояснительная записка
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconРабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс)
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconОдносоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей...
Во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого)
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconЛичное имя в коммуникативном аспекте (на материале обращений в студенческой среде)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconУчебному предмету «Литература» основного (общего) образования (базовый уровень) для 8 класса
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать умения учащихся высказывать оценочные суждения, умения восприятия и понимания художественных произведений; учить проводить...
Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconПолиткорректность как коммуникативная категория современного английского...

Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте (на материале англоязычных художественных произведений XX xxi вв.) iconРабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск