Скачать 363.21 Kb.
|
На правах рукописиРобустова Вероника ВалентиновнаАНТРОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОЗВИЩЕВ КОГНИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ (на материале англоязычных художественных произведений XX – XXI вв.)Специальность 10.02.04 – Германские языкиАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Москва – 2009Диссертация выполнена на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Галина Георгиевна Молчанова Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент Ольга Дмитриевна Вишнякова кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Лариса Григорьевна Лузина Ведущая организация: Московский государственный областной университет Защита диссертации состоится « » ______________ 2009 года в ___________ часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.04 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, к. 107-108. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова. Автореферат разослан « » _____________ 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета Е.В. Маринина Общая характеристика работыРеферируемое диссертационное исследование лежит в области когнитивной семантики и посвящено изучению антропонимического прозвища (далее АП) как многофакторного языкового явления и средствам реализации его основных когнитивных функциональных установок в современной англоязычной прозе. Построение АП рассматривается как проявление более общего когнитивного процесса построения языковых единиц, в ходе которого говорящие, используя определенные языковые структуры, осуществляют процесс номинации, в основе которого лежит один или несколько наиболее ярких признаков референта. При вторичной номинации когнитивно выделенными оказываются определенные свойства субъектов, которые соотносятся со структурами ценностных знаний, хранящимися в долговременной памяти коммуникантов. В тексте процессы прозвищных номинаций могут реализовываться широким диапазоном языковых средств – от устойчивых выражений (Mr Know-All, a Prince Charming и пр.) до окказиональных употреблений разнородных лексических единиц или синтаксических конструкций. Данные языковые средства позволяют коммуникантам оперировать когнитивными структурами различной степени конвенциональности и сложности на соответствующем этапе развертывания текста.Предметом настоящего исследования является когнитивно-функциональная целеустановка АП в художественном тексте. Объектом исследования являются англоязычные АП, рассматриваемые как лингвистические единицы, реализующие свои функциональные установки в английском художественном тексте как акте художественной коммуникации. Специфика объекта заключается в том, что данные языковые единицы осуществляют воздействие на знания, мнения и ценностные установки адресата с целью формирования определенных знаний, образов, отношения к объекту номинации. Это обусловливает необходимость изучения функционирования данного языкового явления в двух аспектах: в плане воздействия на адресата с помощью особых типов информации, т.е. в когнитивном аспекте, и в плане мотивировки выбора и побуждения к определенному отношению с помощью языковых средств, т.е. в функциональном аспекте. Таким образом, проблематика работы лежит в русле когнитивно - функционального направления, установившегося в языкознании в течение последних десятилетий в качестве одного из ведущих подходов к изучению явлений языка. Это ориентирует на проведение не только лингвистического анализа, но и на выявление дискурсивных характеристик изучаемого языкового явления, что приводит к необходимости рассмотрения прозвищ а) на системном уровне, на основе анализа лексикографических источников; б) на уровне их функционирования в тексте. В рамках данного направления, с учетом двух указанных парадигм, и была выполнена настоящая работа. |
Роман ф. М. Достоевского «идиот» в историко-функциональном аспекте... Работа выполнена на кафедре теории массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета | Программ а научно-практического семинара ... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса Составила Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Теоретико- и историко-литературные... | Пояснительная записка Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей... Во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | ||
Пояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено... Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | Личное имя в коммуникативном аспекте (на материале обращений в студенческой среде) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» | ||
Учебному предмету «Литература» основного (общего) образования (базовый уровень) для 8 класса Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать умения учащихся высказывать оценочные суждения, умения восприятия и понимания художественных произведений; учить проводить... | ||
Политкорректность как коммуникативная категория современного английского... | Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе... Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... |