Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Должанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Дементьева А.А. Вейделевского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель МО учителей
гуманитарного цикла
_________Крамаренко С.А. Протокол № ___ от
«____» июня 2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР Должанской средней школы им. Дементьева А.А. ____________Лукинова Т.Н. «____» июня 2012 г.
| «Утверждаю»
Директор Должанской средней школы им. Дементьева А.А. __________Литвинова А.И. Приказ №___
от «___» сентября 2012 г.
| Рабочая программа
по элективному курсу
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
Литвиновой Аллы Ивановны
11 класс
– 2013 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» предназначена для обучения учащихся 11 класса. Рабочая программа разработана на основе программы элективного курса для 10 - 11 классов «Русское правописание: Орфография и пунктуация» ( автор – составитель Львова С.И. , под редакцией Л.И. Рыбченковой: изд. «Мнемозина», Москва, 2009 г.), которая соответствует государственным стандартам по русскому языку.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенностям письменного общения, в частности.
К задачам курса относятся:
систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.
Основными направлениями в работе над программой являются:
систематизация и обобщение знаний в области правописания по орфографии и пунктуации;
изучение семантики анализируемого явления (слова, предложения);
этимологический анализ слова.
Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.
Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу
Программный материал, предложенный авторами, распределен на 34 темы, что соответствует 34 часам учебного времени (по 1 учебному часу в неделю в течение 34 учебных недель). Содержание рабочей программы реализуется через следующие формы организации учебного процесса: уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля
( контрольные работы, зачеты, тестирования).
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: беседа, фронтальный опрос, тесты, контрольные работы, зачеты.
Общая характеристика элективного курса
В программе курса предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс, вместе с тем, повторение орфографии и пунктуации осуществляется комплексно: попутное повторение пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Элективный курс по русскому языку в 11 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закрепление правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями коммуникативного плана.
В 11 классе основное внимание уделяется пунктуации – 34 часа. Изучается постановка знаков препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения, знаки препинания при передаче чужой речи, а также знаки препинания в связном тексте.
Кроме того, в программе 2 часа отводится на изучение речевого этикета в письменном общении, в том числе в SMS – сообщениях.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал ориентирован на подготовку к экзамену в форме ЕГЭ, соотносится с темами, которые изучаются в программе по русскому языку для 10-11классов (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). Место элективного курса в учебном плане
По учебному плану Должанской средней школы им. Дементьева А.А. на 2012-2013 учебный год на изучение элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Контрольных работ – 2, контрольных тестирований -1, уроков-практикумов -1, уроков-зачетов-1.
Содержание элективного курса Речевой этикет в письменном общении (2 ч.)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Пунктуация (32 ч.) Пунктуация как система правил постановки знаков препинания ( 3 ч.)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Знаки отделительные и выделительные.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1 час)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи.
Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения ( 13 ч.)
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами.
Однородные члены, соединенные двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико- грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста). Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Способы обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико - грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно- восклицательных слов ( что, что ж, как же, что же).
Знаки препинания между частями сложного предложения ( 8 ч.)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи ( 3 ч.)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте ( 4 ч.)
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным и экспрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Календарно-тематический план
№
п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Сроки прохождения
| Основные виды учебной деятельности
| Плановые
| Фактические
| 1
| Речевой этикет в письменном общении.
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной речи.
| 1
| 04.09
|
| Лекция с элементами беседы
| 2
| Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
| 1
| 11.09
|
| Практикум, выступления учащихся
| 3
| Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
| 1
| 18.09
|
| Лекция, беседа,
групповая работа
|
4
| Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Знаки отделительные и выделительные.
| 1
| 25.09
|
| Работа в парах и индивидуальная работа
| 5
| Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
| 1
| 02.10
|
| Лекция, практические задания
|
6
| Знаки препинания в конце предложения. Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи.
Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
| 1
| 09.10
|
| Практические задания, самостоятельная работа
| | |