Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 450.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации12.05.2014
Размер450.42 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи




ФИЛИМОНОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата

педагогических наук

Самара – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент

Аниськин Владимир Николаевич

Официальные оппоненты:

Ильмушкин Георгий Максимович, доктор педагогических наук, профессор, Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», кафедра высшей математики, заведующий кафедрой;

Джаджа Виктор Петрович, кандидат педагогических наук, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Самарский филиал, декан факультета информатики.

Ведущая организация – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема».

Защита состоится 12 декабря 2013 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д  212.216.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, корпус 1, ауд. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».


Автореферат разослан «12» ноября 2013 года.





Ученый секретарь

диссертационного совета Левина Светлана Викторовна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики, так как на рубеже веков Россия вступила на порог информационной (постиндустриальной) стадии развития общества, и что потребовало необходимости пересмотра и изменения образовательной политики страны.

Высшее профессиональное образование (ВПО) – важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки будущих специалистов к решению качественно новых профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированности у специалистов не только различных общекультурных умений и навыков, но и профессиональных компетенций, а также потребности постоянно их совершенствовать.

Качество профессионального образования в различных сферах и на разных уровнях во многом определяется компетентностью преподавателя. В современном информационном обществе особую значимость приобретает компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), его способность использовать их в образовательном процессе с целью повышения его эффективности.

Настоящее исследование посвящено совершенствованию подготовки будущих учителей физики в современной информационно-образовательной среде (ИОС) вуза и прежде всего – формированию и развитию их ИКТ-компетентности.

Известно, что изучение физики в школе на уровне современных требований информационного общества зависит от степени универсальной подготовленности учительских кадров, важнейшей составляющей которой является сформированность комплекса необходимых профессиональных качеств. Будущий учитель физики должен быть подготовлен к профессиональной деятельности не только в общекультурной и предметной областях, но и в сфере образовательных информационных и коммуникационных технологий.

Проблемы формирования и развития ИКТ-компетентности современного специалиста, его подготовки к применению информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности, определения целей, содержания и методов обучения информатике исследованы в работах Р.А. Абдусаламова, Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, Т.Г. Везирова, В.А. Далингера, Т.В. Добудько, С.А. Жданова, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, В.В. Лаптева, М.П. Лапчика, В.Л. Матросова, А.В. Петрова, Н.В. Софроновой, М.В. Швецкого и др.

В последнее время проблеме развития и формирования ИКТ-компетентности будущих учителей в высшей школе посвящен ряд диссертационных исследований: Н.А. Войновой, Н.А. Гончаровой, З.И. Дадашевой, Д.С. Ивановой, В.П. Короповской, И.Ю. Лепешинского, Х.Х. Ойматовой, В.Б. Щербаковой и др.

Сравнительно-сопоставительный анализ основных нормативно-правовых и регламентирующих документов в части внедрения ИКТ в ВПО, таких, как: ГОС ВПО (2005г.), ФГОС ВПО (2011г.), ФЦП «Электронная Россия», ФЦП «Информатизация системы образования», Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры на 2008–2013гг.; Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020гг.), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г.), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р), – показывает, что в образовательной практике вузов недостаточно разработаны проблемы подготовки педагогических кадров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Современное образование стремительно обновляется новыми прогрессивными моделями и технологиями обучения, которые требуют наличия серьезных и прочных знаний в области информатики и ИКТ у субъектов образовательного процесса.

Несмотря на проведенные ранее исследования теория и практика формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя на сегодняшний день разработаны недостаточно и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Проблему исследования определяют следующие противоречия между:

  • потребностью современных образовательных учреждений в учителях физики с высоким уровнем ИКТ-компетентности, с прочными техническими и технологическими знаниями в области работы с информационно-образовательными ресурсами, способных грамотно моделировать учебный процесс в сверхбыстро меняющемся образовательном пространстве, готовых к развитию у обучающихся базовых основ компьютерной грамотности – и достаточно низким уровнем ИКТ-компетентности выпускников вузов;

  • постоянно изменяющимися требованиями к профессиональной и общекультурной подготовке будущего учителя физики в условиях современного этапа информатизации образования – и существующим уровнем теории и практики развития ИКТ-компетентности у студентов – будущих учителей физики.

Это обусловило проблему исследования, суть которой заключается в определении теоретических основ и выявлении практических путей формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза – будущих учителей физики образовательных учреждений различных типов.

В теоретическом плане – это проблема разработки модели формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя физики в процессе его подготовки в образовательной среде вуза.

В практическом плане – проблема создания и апробации технологии формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности указанной категории учителей с использованием дидактического потенциала современной информационно-образовательной среды вуза.

Актуальность и общественная значимость, а также недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Технология формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя физики в образовательной среде вуза».

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки будущего учителя в вузе.

Предмет исследования – процесс формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя физики.

Цель исследования – разработка модели формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя физики в образовательной среде вуза.

Гипотеза исследования. Процесс формирования и развития ИКТ-компетентности будущих учителей физики в современной информационно-образовательной среде вуза будет эффективным при условии, что:

  • компьютерно-информационная (информационно-технологическая) подготовка педагогических кадров, студентов – будущих учителей физики, является обязательной частью их профессионально-личностного развития в период обучения в вузе;

  • ключевые компетенции ИКТ-компетентности будущего учителя физики, такие, как: компьютерная, технологическая, информационная грамотность, способность к выполнению компьютерного моделирования, реализации проектной деятельности, выделены в числе приоритетов его профессиональной подготовки;

  • ключевые компетенции ИКТ-компетентности будущего учителя физики в период его обучения в вузе постоянно совершенствуются путём приобретения новых знаний и реализуются на практике при выполнении соответствующих лабораторных работ, физического практикума, проектов, прохождения педпрактики в школе и иных аудиторных и внеаудиторных учебных занятий;

  • разработана модель формирования и развития ИКТ-компетентности будущего учителя физики в условиях информационно-образовательной среды вуза;

  • процесс развития ИКТ-компетентности будущего учителя физики в вузе обеспечен необходимыми материально-техническими, информационными и производственными ресурсами.

Задачи исследования:

  1. Выявить дидактический потенциал современной информационно-образовательной среды вуза для развития информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя физики.

  2. Раскрыть содержание понятия «информационно-коммуникационная компетентность будущего учителя физики» и обосновать его структуру.

  3. Спроектировать модель формирования и развития ИКТ-компетентности будущих учителей физики в вузе.

  4. Разработать и апробировать технологию формирования и развития ИКТ-компетентности будущего учителя физики на основе учебного курса «Информационные технологии в обучении физике».

  5. Разработать критерии и показатели оценки уровней сформированности и развития информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей физики.

  6. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию и развитию ИКТ-компетентности будущих учителей физики.

Методологической основой исследования являются положения и категории дидактики, философии и психологии развития и саморазвития личности, нормативные документы в области управления качеством подготовки специалистов, теория систем и системного анализа, квалиметрия образования человека, теория моделирования и конструирования учебного процесса и содержания высшего профессионального образования, теория вероятностей и математическая статистика.

Теоретическую основу исследования составили:

  • теории системного (В.Г. Афанасьев, Н.В. Кузьмина, А.И. Субетто, У. Эшби и др.); культурологического и личностно-деятельностного подходов к профессиональному образованию (В.И. Андреев, М.М. Бахтин, В.А. Сластенин, М.Я. Цвиллинг и др.);

  • теория личности (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.П. Рубинштейн и др.);

  • теория профессиональной педагогики и методологии педагогических исследований (Н.М. Александрова, С.П. Батышев, А.П. Беляева, А.Л. Бусыгина, Н.Ф. Золотухина, И.А. Ивлиева, В.В. Краевский, Л.Д. Федотова и др.);

  • теории интеграции и дифференциации в профессиональной педагогике (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, А.П. Беляева, В.Н. Максимова, Н.К. Чапаев и др.); принципы структурирования содержания обучения (Г.П. Корнев, Ю.А. Кустов, Б.А. Лапидус, Л.К. Латышев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, В.И. Щеголь, А.Н. Ярыгин и др.);

  • теории проектирования и конструирования учебного процесса (С.Л. Архангельский, В.П. Беспалько, А.Г. Бусыгин, С.И. Змеев, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Чернова, В.В. Щипанов и др.);

  • концепции информатизации образовательной среды (В.Н. Аниськин, В.Г. Афанасьев, О.Ф. Брыксина, Ю.Н. Егорова, Н.В. Клемешева, А.В. Копаев, К.К. Колин, И.И. Косенко, В.В. Лаптев, М.Н. Никитин, А.В. Петровский, С.А. Печерская, Е.С. Полат, О.Г. Смольянинова, Д.С. Сомов, В.А. Стародубцев, А.Д. Урсул и др.).

Существенное значение в концептуальном (методологическом) плане имеют:

  • основные положения методологии педагогики и методики исследования (Е.В. Бережнова, Г.Х. Валеев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.М. Полонский, В.Г. Рындак, Т.И. Руднева и др.);

  • результаты исследований процесса формирования ключевых компетенций в системе общего и профессионального образования (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Дж. Равен, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.);

  • основные положения компетентностного подхода в образовании (В.В. Байденко, В.А. Болотов, А.Л. Бусыгина, Т.В. Добудько, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Дж. Равен, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской и др.);

  • работы в области теории и методики подготовки будущих учителей физики (И.Л. Беленок, В.А. Бетев, С.Е. Каменецкий, А.В. Перышкин, Н.С. Пурышева, А.В. Усова, Е.С. Ремизова, Е.В. Оспенникова, Л.С. Хижнякова, Т.Н. Шамало, Н.В. Шаронова и др.);

  • концепции создания и развития современного информационно-образовательного пространства (А.А. Андреева, В.Н. Аниськин, С.К. Бондырева, Я.А. Ваграменко, К.Я. Вазина, А.И. Гусева, И.Г. Захарова, Н.Н. Курова, Д.Ш. Матрос, Е.А. Ракитина, И.В. Роберт, Б.П. Сайков, Э.К. Самерханова, А.Ю. Уварова, Т.Г. Шмис и др.);

  • концепции информатизации образования и использования информационно-коммуникационных технологий в обучении (С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик, B.М. Монахов, Н.И. Пак, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер, C.А. Христочевский и др.);

  • исследования в области применения новых информационных технологий в обучении физике (Н.Н. Гомулина, А.А. Ездов, В.А. Извозчиков, С.Е. Каменецкий, В.В. Клевицкий, А.С. Кондратьев, В.В. Лаптев, В.В. Ларионова, Н.С. Пурышева, А.В. Смирнов, А.О. Чефранова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс теоретических, эмпирических и математических методов, включающий в себя теоретические и практические подходы: анализ научной, философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование и проектирование; педагогический эксперимент; анкетирование; тестирование; математическую обработку экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет математики, физики и информатики ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия». Всего в экспериментальной части исследования приняли участие 210 студентов специальностей «физика и математика», «физика и информатика», «математика и физика» (из них 158 студентов – будущих учителей физики являлись участниками формирующего эксперимента).

Исследование проводилось в несколько этапов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск