Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология





НазваниеРазвитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология
страница1/5
Дата публикации04.07.2013
Размер0.75 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

Макарова Карина Вячеславовна

РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

(НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)


19.00.07 - Педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва 2006

Работа выполнена на кафедре психология младшего школьника Московского педагогического государственного университета
Научный консультант: академик РАО,

доктор психологических наук, профессор

Шадриков Владимир Дмитриевич

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Телегина Элеонора Давидовна;

доктор психологических наук, профессор

Нижегородцева Надежда Викторовна

академик РАО, доктор медицинских наук, профессор психологии

Пономаренко Владимир Александрович

Ведущая организация: Ярославский государственный университет

им. П.Г. Демидова
Защита состоится 18 декабря 2006 года в 14.00 на заседании

Диссертационного совета Д.212.154.04 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, г. Москва, Новоспасский переулок, д. 3, корп. 3, ауд. 314.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ (адрес: 119992, г. Москва, ул. М. Пироговская, д.1).
Автореферат разослан "….." ………………………………2006 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета: …………………………. Кисленко В.Я.

Культурное развитие способностей человека в историческом аспекте всегда проходило в единстве познания стремления к научным открытиям и духовности, пронизанной высшими моральными нормами и принципами, выработанными человечеством.

Проблема развития способностей человека поднималась еще в трудах древних философов. Аристотель указывал, что интеллектуальные возможности человека сочетаются и находятся в некоторой зависимости от его личностных качеств и отношений, направленных на добро к людям, и тогда становятся добродетельными. Добродетели зависят не от знания и не от природных оснований для развития личностных качеств человека, а формируются в реальных его поступках и сопряжены с адекватными аффективными состояниями. Эти качества формируются на протяжении всей жизни человека им же самим.

Со времен Аристотеля и до настоящего времени проблема развития способностей в этом направлении исследовалась недостаточно. Качественный аспект исследований способностей был упущен, так как приоритетными направлениями стали подходы, изучавшие интеллектуальные и сенсомоторные резервы человека в измерительных процедурах.

В середине 18 века естественнонаучные исследования становятся главенствующими, открытия в физике, химии, биологии дают толчок для развития психологии как самостоятельной науки. Естественнонаучные методы переходят в психологию, начинают исследоваться отдельные психические функции измерительными способами. Объективность становится основным критерием научного знания.

Метод проб и ошибок - прообраз будущего эксперимента становится ведущим в психологии. Так Г.Спенсер и А. Бэн в своих эмпирических исследованиях доказали, что человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакций на определенные события и предметы, которые закрепляются в виде навыка и разумного действия.

Ярким примером разработки техники объективных измерений являются опыты физика Г.Г. Фехнера и физиолога Э.Г. Вебера, изучавших соотношение ощущений и внешних воздействий и вышедших на объяснение и измерение порога как величину раздражителя вызывающего либо изменяющего ощущение.

Специальные приборы для исследования индивидуальных различий создавал Ф. Гальтон. Диагностируя и изучая дифференциальные признаки в области способностей, он устанавливал корреляционные связи между ними. Ф. Гальтон первым разработал метод теста как точный количественный метод.

Одновременно в направлении разработки тестов работал и А. Бине. Он изучал этапы развития мышления у детей и создал тесты на диагностику интеллектуального развития. Умственный возраст высчитывался при помощи специальной шкалы, сконструированной совместно с Симоном. Тесты А. Бине считаются наиболее адекватно измеряющими интеллектуальное развитие человека, коэффициент интеллекта по ним является достаточно постоянной величиной.

Невозможность найти прямой объективный метод изучения сознания, психического состояния человека толкала исследователей на изменение предмета психологии или переход на описательный метод, поэтому происходило изменение направления изучения человека в сторону его поведенческой сферы. Э. Толмен, Б.Ф. Скиннер, Д.Г. Мид фокусировали внимание на факторах формирования персональных форм поведения, проявляли уверенность в возможности целенаправленного обучения, формирующего личностные свойства.

Не оставались вне поля исследования и психические функции восприятия, мышления, воображения, которые получили другой ракурс рассмотрения, связанный с пониманием индивидуальности человека, постижения им объективной новизны (М. Вертгеймер, В. Келер). Но, к сожалению, уникальные экспериментальные исследования не интерпретировались в аспекте отношений личности и не решали проблему развития способностей человека.

Ограниченность предыдущего подхода не давала возможности исследовать способности человека во взаимосвязи с качествами и отношениями личности. Проблема исследования уникальности личности и особенностей ее индивидуальных свойств решалась опять таки методами измерений.

Каждое психологическое направление выбирало свои параметры исследования в рамках определенной модели личности. Подтверждающим примером может выступать подход Р. Кеттелла, в котором дифференцированная система личности описывается с учетом 3х диспозиций: когнитивных способностей, темперамента и мотивации. В дальнейшем, используя факторный анализ и другие измерительные методы, он создал современные личностные опросники. Во всех выделенных им симптомокомплексах свойств личности в качестве компонентов содержатся и психодинамические свойства и мотивационные. Но по-прежнему, проблема развития возможностей человека остается не раскрытой.

С каждым новым поколением человек как целостная система с ее духовной сущностью рассматривается по-новому. Его индивидуальные свойства при исследовании приобретают новое видение и интерпретацию, поскольку изменяется сам человек как исследователь. У исследователя появляется новое понимание изучаемых объектов.

Развитие современной науки как социального института протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм. Психология способностей, как и вся психология в целом была ориентирована на естественнонаучную парадигму, на объективность, на измерение и эксперимент.

Основой исследования способностей в психологии конца 19 и в 20 веке служила «двухступенчатая» (эмпирико-теоретическая) структура описания объекта и соответствующая ей классическая парадигма естественнонаучного исследования; «эмпирические наблюдения - обобщение – гипотеза – эксперимент – теория». Как логическое следствие использования этой парадигмы вытекал «психометрический» подход к описанию способностей, ставивший целью выяснение их количественных характеристик выраженности и пороговых различий. Человек как объект в таких исследованиях следовал четким инструкциям, отвечал на поставленные вопросы, а исследователь беспристрастно измерял и формировал объективные знания. Объект при таком подходе рассматривается тождественным себе на всем протяжении наблюдения и экспериментального исследования. Однако человек является не только природным существом, но и социальным и духовным, постепенно развивающимся в историческом времени и в системе культуры. Поэтому объективный подход к человеку с позиции естественнонаучной парадигмы не может в полной мере обеспечить полноценное изучение человеческой субъективности, его духовной сущности.

С возрождением духовности в светском объеме понятия исследователями стали ощущаться признаки несоответствия естественнонаучной парадигмы предмету исследования – человеку и его духовным способностям. Впервые на неадекватность методологии естествознания применительно к психологическому познанию человека обратил внимание немецкий философ и психолог Вильгельм Дилтей, который разделил психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: аналитическую («номотетическую») или объяснительную психологию и описательную («идиографическую») психологию, которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности.

Второе направление исследований получило название гуманитарного и сосредоточилось на вопросах смысла человеческого существования. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые, потому что новые идеи, решения, видение – появляются в единичных умах конкретных людей. Гуманитарное знание – это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного.

С вовлечением в рассмотрение влияния на способности факторов духовности, резко меняются критерии оценки способностей и их количественные характеристики уступают место структурам связей факторов духовности с эмоционально-мотивационной активацией, духовным состоянием, смысловой и оценочной регуляцией, пониманием и личностными качествами, обусловливающими развитие духовных способностей с возникновением новых системных качеств при изменении функциональной системы способностей.

Для гуманитарной парадигмы характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных и исторических событий. Таким образом, возникает проблема адекватности методов естественно – научной и гуманитарной парадигм при исследовании личностных, духовных способностей.

Психология способностей помимо использования в полном объеме естественнонаучной парадигмы, не может развиваться без привлечения в таком же объеме гуманитарной парадигмы, основанной на методе понимания, заключающемся в том, что исследователь должен вчувствоваться в изучаемый объект и принимать во внимание личностные качества (эмпатию и др.), духовные состояния, смысловую регуляцию испытуемых и другие его личностные особенности.

Полученное умозаключение подвело нас к выводу, что изучение и оценка развития способностей требует изменения парадигмы их исследования на основе интеграции естественнонаучной и гуманитарной методологии: «формирование проблемы – гипотеза - эксперимент – моделирование субъект-объектных взаимодействий – теория». При этом такие составляющие парадигмы как «формирование проблемы» и «моделирование субъект-объектных взаимодействий» являются доминантными в современной гуманитарной методологии, «гипотеза» и «эксперимент» - доминируют в естественнонаучной, а «теория» является общенаучным компонентом любой методологии.

Одним из первых в психологии В.Д. Шадриков обозначил и раскрыл понятие духовных способностей человека, которые понимаются им как функциональная индивидуальность. В них природная сущность обогащается культурными ценностями, моральными нормами, личностным смыслом. Это высший уровень развития способностей. Духовные способности - это способности определенного психического состояния, которое близко по механизму к состоянию мотивации и связано с постижением и пониманием.

Проблема развития способностей личности, и в частности, духовных способностей как высшего уровня их проявления, на сегодняшний день является недостаточно изученной. Не установлена их сущность, не выявлены пути и механизмы их развития, практически отсутствуют эмпирические исследования в этом направлении.

Целью данного исследования является изучение развития духовных способностей младших школьников.

Объект исследования – способности человека.

Предмет исследования – духовные способности младших школьников.

Гипотеза – развитие и проявление духовных способностей младших школьников происходит под влиянием духовных факторов через эмоционально-оценочные, мотивационно-духовные компоненты личности в определенном функциональном состоянии, способствующем пониманию и нахождению смысловых связей и изменению качества способностей.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Углубить теоретическое обоснование и доказать существование содержательно определяемого класса «духовных способностей».

2. Выделить факторы развития духовных способностей.

3. Эмпирически исследовать музыку как духовный фактор развития способностей.

4. Разработать модель развития духовных способностей.

5. Эмпирически обосновать (экспериментально подтвердить) теоретически разработанную модель духовных способностей.

6. Раскрыть пути воздействия духовных факторов и исследовать возможный механизм развития духовных способностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классификация факторов, определяющих становление и развитие духовных способностей.

2. Модель развития духовных способностей и раскрытие путей воздействия духовного фактора на их становление.

3. Экспериментальное доказательство формирования духовных способностей на примере воздействия музыки.

4. Эмпирическое подтверждение того, что музыка как духовный фактор способствует эмоциональной активации и развитию духовного мотивационного состояния, определяющих появление новых системных качеств способностей, проявляющихся в продуктивности деятельности.

Методологической основой исследования являются общепсихологические принципы психофизиологического единства в понимании С.Л. Рубинштейна, принципы системного подхода (Б.Ф. Ломов), культурно=историческая концепция (Л.С. Выготский), теоретические положения концепции развития психических функций (Б.Г. Ананьев), теория функциональных систем (П.К. Анохин), теория оперативности отражения (Д.А. Ошанин), система теоретических положений к способностям как многоуровневому образованию (В.Д. Шадриков).

Научная новизна:

В диссертационной работе исследована проблема развития духовных способностей человека в новом подходе (при изменении парадигмы), основанном на интеграции естественно-научной и гуманитарной методологии.

Теоретически обоснованно и экспериментально доказано существование нового вида способностей - духовных способностей, являющихся высшим уровнем развития способностей человека, тем самым расширен категориальный аппарат психологии способностей, внесен концептуальный вклад в теорию способностей, открывающий новое направление исследований в психологии.

Описаны факторы, влияющие на развитие духовных способностей, и дана их классификация. Эмпирически исследовано воздействие музыки на развитие духовных способностей. В частности, раскрыты пути воздействия музыки как духовного фактора на развитие структуры способностей

Разработана модель развития духовных способностей, раскрывающая структурные изменения и появление новых системных качеств, проявляющихся в продуктивности деятельности. Описан механизм эмоциональной активации и развития духовного состояния, в котором происходит переинтеграция функциональной системы способностей и проявление новых системных качеств, характеризующих духовные способности (через регуляцию понимания и проявление личностных качеств).

Апробация результатов исследования: основные положения и выводы исследования были апробированы

- на международных и всероссийских конференциях;

- на методологических семинарах кафедры;

- материалы отражены в учебных пособиях, программах, монографиях, статьях, докладах, выступлениях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют практически осуществлять развитие и формирование духовных способностей личности. Выявленные пути и механизмы воздействия музыки как духовного фактора на развитие духовных способностей позволяют повысить качество и эффективность человеческой деятельности и духовности поведения.

Практическая значимость работы заключается и в том, что результаты исследования доказывают, что в младшем школьном возрасте формируется личностная регуляция для развития способностей, изобразительному искусству музыка как личностно-смысловой фактор эффективно воздействует на развитие духовных способностей ребенка.

Полученные результаты исследования могут быть использованы при профориентационной диагностике и профессиональном отборе в организации, а также в учебно-воспитательном процессе учащихся школ и других средних и высших учебных заведений. Результаты диссертационного исследования могут учитываться при создании условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого человека, что обеспечивает гуманизацию общества в целом.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconИнновационного опыта
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие творческих способностей младших школьников средствами изобразительной деятельности»
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconНетрадиционные формы развития интеллектуальных способностей младших...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология icon«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности»
Работая в данной школе, обратила внимание на то, что существует много причин, мешающих ребенку хорошо учиться. Одна из них – это...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconThe English Language is the Olympic Language. Sochi 2014
«Английский язык – Олимпийский язык. Сочи 2014.» Развитие языковой догадки у младших школьников на примере названий зимних олимпийских...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconПоисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере...
Поисково–исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики)
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconКонцепции. Ведущая педагогическая идея
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России»
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconПрограмма педагогической практики педагогическая практика основная...
Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconЦель: развитие творческих способностей младших школьников
Задачи: вспомнить, чему научились при изучении «Букваря», выразительно читать стихотворения о школе и учебе, воспитывать чувства...
Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19. 00. 07 Педагогическая психология iconО районной научно- практической конференции школьников
Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск