Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс





Скачать 143.45 Kb.
НазваниеРабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс
Дата публикации11.09.2014
Размер143.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультативного курса

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

9 класс
Разработана

педагогом – психологом

ГБОУ СОШ № 283

Воробьевой А.В.

на основе программы Г.В. Резапкиной

«Психология и выбор профессии»


Москва, 2013 г.

Пояснительная записка

I. Ведение

Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. Старший подростковый возраст и раннее юношество (14 - 17 лет) – это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Выбор профессии – важное звено в жизненном и профессиональном становлении человека. Именно профессия предоставляет возможность человеку удовлетворить основную гамму своих потребностей, реализовать себя как личность.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора юношей или девушкой профессии в выигрыше не только общество, получившее целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение, и получающая широкие возможности для самореализации.

Тогда, соответственно, возникает вопрос: «Что же такое правильный выбор профессии?».

Вообще любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: юноши, с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в склонностях, интересах, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что при правильном выборе индивидуальные особенности юношей совпадают с требованиями профессии.

В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванная активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.

Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация, представляющая собой «комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности общества в специалистах».

Это ставит новые задачи перед системой общего образования. Ученики и родители невольно начинают оценивать школу с точки зрения того, насколько она может способствовать верному профессиональному выбору. При этом от школы ожидают, что она поможет и профессионально определиться, и обеспечит последующее успешное освоение профессии (под которым родители обычно понимают поступление в ВУЗ). Все более привлекательными для родителей становятся образовательные учреждения, где специализация начинается на самых ранних ступенях образования. Это позволяет избавиться от сомнений и колебаний относительно дальнейшего жизненного пути, и расширяет диапазон знаний и умений в выбранной области. Поэтому профессиональное образование начинается теперь задолго до окончания школы.

Для учащихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.

Программа факультативного курса «Основы профессионального самоопределения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения подростков и старшеклассников. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Цели программы: оказать профессиональную поддержку обучающимся 9-х классов в процессе выбора профиля обучения, направления продолжения обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи:

- развитие сознательного отношения обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии со своими возможностями, способностями и требованиями рынка труда;

- выявление склонностей и возможностей обучающихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов;

- формирование у обучающихся представления об основных психических явлениях (память, внимание, мышление, эмоции) и их значении в профессиональной деятельности;

- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

- формирование у слушателей курса целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения, ознакомление с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность человека по различным профилям;

- осуществление поддержки мотивации к будущему профилю обучения, формирование мотивов саморазвития, личностного роста;

- развитие навыков и умений школьников по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.

Программа занятий «Основы профессионального самоопределения» разработана на основе программы Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии» и направлена на повышение уровня профессиональной зрелости обучающихся 9-х классов, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Программа рассчитана на 34 учебных часа. Каждая тема включает в себя и практическое и теоретическое занятие. Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности. Приоритетными формами обучения являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, групповые дискуссии, ролевое проигрывание.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, раздаточный материал.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Большинство участников занятий по окончанию курса делают первоначальный профессиональный выбор. Для его закрепления психологу необходимо оказывать участникам следующую поддержку:

- расширить информационное пространство, то есть ознакомит со списком литературы, где можно найти материал о той или иной сфере трудовой деятельности, сориентировать на рекламные проспекты образовательных учреждений;

- дать общие рекомендации по формированию элементарных профессиональных умений, в том числе сопутствующих;

- при необходимости организовать тренинговую группу на добровольной основе и провести тренинг с целью усиления веры в успех и собственные возможности.

Если участники по окончании курса не имеют четко выраженной профессиональной направленности (сомневаются в выборе или профессиональные интересы отсутствуют), то с ними необходимо провести индивидуальную работу. Необходимо выявить причины отсутствия интереса к профессиональному выбору и провести коррекционную работу с подростком.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

- психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:

- уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);

- профессиональные интересы и склонности, способности;

- профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;

- профессиональная мобильность;

- классификация, типы и подтипы профессий;

- профессиограмма и требования профессий к определенным качествам личности;

- личный профессиональный план;

- виды обучения: «универсальное обучение», «профильное обучение»;

- рынок труда;

- способы сохранения (профилактики) психоэмоционального здоровья в профессиональной деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- раскрывать психологические особенности своей личности;

- выявлять свои способности и профессиональные интересы;

- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

- работать с профессиограммами;

- ориентироваться в типах и подтипах профессий;

- составлять личный профессиональный план и резюме;

- проектировать свою профессиональную карьеру.

Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста, конструирования, моделирования и др. Критерии и результаты оценивания заносятся в портфолио ученика (при его наличии) в разделы: проекты, творческие работы и социальная практика.

Балльная оценка знаний обучающихся не производится.

Литература:

Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10 - 11 классах. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2007 г.

Зуева Ф.А. Предпрофильная подготовка (учебное пособие д ля учащихся 9 классов). Челябинск: издательство «Взгляд», 2004 г.

Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). Москва: издательство «Вако», 2005 г.

Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2005 г.

Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Москва: «Просвещение», 1991 г.

II. Тематический план




Наименование темы

Кол-во часов

Раздел 1. Человеческие возможности при выборе профессии. Диагностический блок - 13 ч.

1

Вводный урок. Основы профессионального самоопределения.

1

2

Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

3

Интересы и выбор профессии.

1

4

Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.

1

5

Чувства и эмоции.

1

6

Познавательные способности при выборе профессии: диагностика интеллектуальной сферы.

1

7

Общее представление о психических процессах: память, внимание.

1

8

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.

1

9

Способности и профессиональная пригодность.

1

10

Профессия и здоровье.

1

11

Человек среди людей.

1

12

Тайм-менеджмент для жизни и профессии.

1

13

Практическая работа. Карта-план «Образовательный маршрут».

1

Раздел 2. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии – 8 ч.

14

Мотивы и потребности.

1

15

Основы выбора.

1

16

Классификация профессий.

1

17

Составление формулы профессии, анализ профессии.

1

18

Формы получения профессионального образования.

1

19 – 20

Профильное обучение, классификация профилей.

2

21

Практическая работа «Мой профиль».

1

22

Знакомство с основными профилями: общая классификация, профили школы.

1

Раздел 3. Профессиональные маршруты5 ч.

23

Рынок образовательных услуг в городе СВАО.

1

24

Рынок образовательных услуг в Москве и в России.

1

25

Рынок труда. Встреча с представителями Центра занятости.

1

26 - 27

Анализ профессии (практическая работа в Интернет).

2

Раздел 4. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии – 4 ч.

28

«Лестница карьеры».

1

29

Резюме. Портфолио. Навыки самопрезентации.

1

30

Практическая работа: составление резюме.

1

31

Профориентационная игра «Работодатель».

1




Резерв

3

ИТОГО:

34



III. Содержание программы

Раздел 1. Человеческие возможности при выборе профессии. Диагностический блок.

Тема 1. Вводный урок. Основы профессионального самоопределения.1час

Значение в жизни человека принятия правильного решения о профессиональном выборе. Понятие «Профессия». Определение мотивации выбора профессии.

Тема 2. Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. 1 час

Понятие «темперамент». Определение типов темперамента (методика Резапкиной). Влияние темперамента на профессию. Тепинг-тест.

Тема 3. Интересы и выбор профессии. 1 час

Интересы и склонности в выборе профессии. Формирование интересов, их виды и проявление в различных видах деятельности. Определение типа будущей профессии (опросник Климова Е.А.). Методика «Профиль».

Тема 4. Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. 1 час

Классификация профессий по типам. Склонности и профессиональная направленность. Анкета «Определение профессиональных склонностей» (Йовайши). Тест «Профессиональный тип личности» (Голланд).

Тема 5. Чувства и эмоции. 1 час

Понятие «чувства» и «эмоции». Способы проявления эмоций. Типы агрессивного поведения. Эмоциональность личности и выбор профессии. Практические задания/упражнения на проявление и узнавание эмоций. Тест эмоций.

Тема 6 . Познавательные способности при выборе профессии. 1 час

Диагностика интеллектуальной сферы (памяти, внимания, мышления).

Методика «Эрудит». Выявление уровня познавательного развития и успешности обучения учащихся. Мышление и выбор профессии. Упражнения для тренировки и развития внимания.

Тема 7. Общее представление о психических процессах: память внимание. 1 час

Общее представление о памяти. Виды памяти, процессы памяти. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Диагностика оперативной логической памяти (Ясюкова). Знакомство с приемами и техниками запоминания и возможностями развития памяти. Внимание, его виды. Характеристики внимания и выбор профессии. Упражнения для тренировки и развития внимания.

Тема 8. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. 1 час

Мышление и выбор профессии. Упражнения для развития внимания.

Тема 9. Способности и профессиональная пригодность. 1 час

Понятие и виды способностей. Характеристика способностей. Способности и профессионально важные качества, профессиональная пригодность. Соотношение требований разных групп профессий к личностным, физиологическим, интеллектуальным особенностям человека.

Тема 10. Профессия и здоровье. 1 час

Понятие «профессиональное здоровье». Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Возможные воздействия профессиональной деятельности на здоровье, факторы профессионального риска возникновения заболеваний. Противопоказания по отдельным группам профессий, ограничения профпригодности. Проблема профилактики психоэмоционального напряжения в профессиональной деятельности. Психологический практикум. Тест «Образ жизни».

Тема 11. Человек среди людей. 1 час

Общение и его роль в жизни человека. Виды общения. Схема осуществления коммуникации. Барьеры на пути коммуникации. Деловое общение. Методы и средства эффективного общения. Умение слушать.

Тема 12. Тайм-менеджмент для жизни и профессии. 1 час

Планирование времени. Знакомство с понятием «Тайм-менеджмент». Практическое задание «План на неделю».

Тема 13. Практическая работа. Карта-план «Образовательный маршрут». 1 час

Моделирование личного профессионального маршрута учащихся на основе личностных качеств.

Раздел 2. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.

Тема 14. Мотивы и потребности. 1 час

Мотивационная сфера человека. Классификация мотивов выбора профессии. Две поведенческие стратегии: мотивация «достижения успеха» и мотивация «избегания неудачи». Методика «Мотивы выбора профессии»

Тема 15. Основы выбора. 1 час

Самоопределение личности. Пути освоения профессии. Ситуации выбора профессии. Правила выбора профессий. Практическая работа.

Тема 16. Классификация профессий. 1 час

Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Путешествие по карте профессий.

Тема 17. Составление формулы профессии, анализ профессии. 1час

Знакомство с профессиограммами. Составление формулы профессии. Обсуждение профессий. Формула профессии – последовательность букв, соответствующая описанию профессий. Самостоятельная работа.

Тема 18. Формы получения профессионального образования. 1 час

Варианты профессионального образования. Виды учебных учреждений, форм обучения, их отличительные особенности.

Тема 19 - 20. Профильное обучение, классификация профилей. 2 часа

Перечень специальностей, соответствующих выбранному профилю. Учебный план. Предметы. Практические задания на ориентацию учащихся в мире профессий. Уровни профессиональной пригодности.

Тема 21. Знакомство с основными профилями: общая классификация, профили школы. 1 час

Классификация основных и дополнительных профилей. Система учебных курсов в профиле: базовые, профильные, элективные. Профильные предметы. Практическая работа «Мой профиль».

Раздел 3. Профессиональные маршруты.

Тема 22. Рынок образовательных услуг в СВАО, городе Москве. 2 час

«Образовательная карта». Высшие учебные заведения на территории СВАО, Москвы. Среднетехнические факультеты и профессиональные училища. Рыночные отношения в сфере труда. Рынок рабочих и учебных мест. Работодатели на территории СВАО.

Тема 23 - 24. Рынок образовательных услуг в России. 1 час

Формирование предложения и спроса на современном рынке труда (актуальные рабочие места, спрос и предложение на современном рынке труда).

Тема 25 . Рынок труда. Встреча с представителями Центра занятости. 1 час

Особенности формирования рынка труда. Требования работодателей к соискателям работы. Практические задания. Характеристика профильных классов школы и профили школ района.

Тема 26 - 27. Анализ профессии (практическая работа в Интернет). 2 часа

Работа с интересующей информацией на профориентационных сайтах.

Раздел 4. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.

Тема 28.«Лестница карьеры». 1 час

Планирование карьеры. Варианты карьеры. Построение цели. Ранжирование собственных качеств. Этапы и цели карьеры.

Тема 29. Резюме. Навыки самопрезентации. 1 час

Понятия резюме и автобиография, различия и сходство. Требования, предъявляемые к резюме. Рассмотрение вариантов. Создание собственного резюме.

Тема 30. Практическая работа: составление резюме. 1 час

Отличительные особенности заявления о приеме на работу, автобиографии и резюме. Типы резюме. План, структура и цели резюме. Требования к резюме. Составление собственного резюме.

Тема 31. Профориентационная игра «Работодатель». 1 час

Практические задания на развитие навыков самопрезентации в профессиональной сфере. Анализ трудностей и достижений по результатам выполнения заданий. Обмен личным опытом, чувствами и впечатлениями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconПрограмма по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности...
Предмет: «Мое профессиональное самоопределение потребности рынка труда Новосибирской области»
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconТехнология, трудовое обучение
Рабочая программа по курсу Технология Отрасли общетехнического производства и профессиональное самоопределение 9 класс 23
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconРабочая учебная программа Учебный предмет профессиональное самоопределение
Цель курса:- формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconЭлективный курс для 10-11 классов Классный Васянкина Людмила Анатольевна...
Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconРабочая программа по технологии 10-11 класс учителя технологии
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconОбществознание 11 класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconТема класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconГоловаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс icon10 класс Зачет № Предельные углеводороды
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconПрограмма «Учимся шить»
Профессиональное самоопределение воспитанников в процессе участия в трудовой деятельности
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Ивановская обл., г. Гаврилов Посад, пос. 9 Января, д. 23, тел.: (8 – 49355) 2-16-64, 2-17-05, e-mail: posadschoо
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс icon«профессиональное самоопределение» для учащихся 9 класса количество часов – 33
Целью курса является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую...
Рабочая программа Факультативного курса профессиональное самоопределение 9 класс iconКлассный час в 11 классе «Профессиональное самоопределение»
Пм. 01. Художественно-творческая деятельность по созданию рекламной продукции


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск