«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон





Название«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон
страница1/5
Дата публикации23.09.2014
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Институт системно-деятельностной педагогики

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

АПК и ППРО



Надпредметный курс

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 КЛАСС
Методические рекомендации

для учителей
Под ред. Л.Г. Петерсон


Национальное образование

2011

ВВЕДЕНИЕ

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию1. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»2..

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»3.

В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня, благодаря достижениям в современной методологии, появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Курс предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»4). Курс «Мир деятельности» сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться».

Апробация курса «Мир деятельности», проведенная на базе экспериментальных площадок Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО в 2009–2011 гг., показала высокую эффективность предложенного подхода с точки зрения реализации целей и задач ФГОС. В связи с этим данный курс рекомендован Ученым советом АПК и ППРО и Научно-методическим советом ЦСДП «Школа 2000...» для использования в общеобразовательных учреждениях при переходе к ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон.




Авторский коллектив выражает признательность

команде методистов Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

АПК и ППРО и всем образовательным учреждениям,

принявшим участие в апробации курса «Мир деятельности» для 1 класса

в Москве: ЦО №1417, 1428, 1449, 1458, 1460, 1484; 1679, 1830, 1881; Прогимназии № 1667, 1724, 1756, 1893; Гимназии № 1576; НОШ №1702; СОШ № 69, 333, 420, 609, 687, 852, 983, 997, 1018, 1040, 1062, 1234, 1245, 1305, 1384, 1910, 1937, 1940, 2016, 2020; Педколледжам № 8, 10, 13; в Московской области: Гимназиям № 9 г. Королева, № 2 г. Коломны, им. Н.В.Пушкова г. Троицка; Ломоносовскому лицею №16 г. Ногинска, СОШ № 3 г. Бронницы, № 5 г. Ликино-Дулёво, № 1 г. Куровское, № 10, 16 г. Ногинска, Педколледжу г. Ногинск; Гимназии г. Ливны Орловской области; в Ярославле: СОШ № 1, 26, 27, 52, 53, 90, 115; в Казани: Гимназии №122, СОШ № 141; в Липицке: СОШ № 72, в Воронеже: Лицею № 6; в Сыктывкаре: СОШ № 35; в Новоуральске: СОШ № 56; в Норильске: Гимназии № 4; в Твери: НОУ «Русская школа» и многим-многим другим.
Одновременно для дальнейшего развития образовательной системы «Школа 2000...» и, в частности, курса «Мир деятельности», в 2011–2016 гг. существенно расширена экспериментальная база его апробации. Открыт новый федеральный эксперимент по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа». Данный эксперимент проводится под эгидой Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию, Российской академии образования, Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Сегодня в данный эксперимент может включиться на бесплатной основе каждая школа, реализующая образовательную систему «Школа 2000...».Информационное письмо об эксперименте (цели, задачи, условия включения) приведено в Приложении 25.

1. Цели, задачи и структура курса «Мир деятельности»

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть знания о том, как и в какой последовательности надо действовать, затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.

Таким образом, формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

  4. Контроль умения выполнять действие.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.

Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель, надо:

  1. вначале сформировать у него опыт целеполагания;

  2. затем он должен узнать, что такое цель, почему важно самому уметь ее ставить;

  3. затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;

  4. и в завершение, проконтролировать его.

Однако на практике второй и третий этапы пропускаются. У детей в современной школе нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. Более того, педагоги не согласованы в понимании содержания этих понятий и способов. Например, понятие «цель» каждый педагог определит по-своему, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем чему». Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с самим понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными понятиями дела обстоят именно так.

Этот «разрыв», пропуск второго и третьего шагов формирования УУД достаточно давно отмечен в различных научных школах. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»6. В результате научно-исследовательской работы Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО был сделан аналогичный вывод о том, что для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять и корректировать их в своей учебной деятельности.

Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

Благодаря этому, способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе «Школа 2000...» приобретает целостность и завершенность.

Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)7. Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.

Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и т.д.

Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметом, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.

И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний, – учащиеся проходят в рамках курса «Мир деятельности».

Таким образом, предложенный в образовательной системе «Школа 2000...» способ формирования УУД можно представить в виде следующей схемы:



Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно).

Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными.

Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

2. Организация образовательного процесса

В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…»8.

В дидактической системе «Школа 2000…» (ДСДМ) выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

  • уроки открытия нового знания;

  • уроки рефлексии;

  • уроки построения системы знаний;

  • уроки развивающего контроля.

На уроках открытия нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе «Мир деятельности» − это универсальные учебные действия).

На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации9. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconМетодические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу...

«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconКонспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности...
«Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,...
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconЛитература класс 11 умк под редакцией В. Ачалмаева, О. Н. Михайлова, Л. И лазарева
«Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,...
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л. Г. Петерсон «Учусь учиться»
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л. Г. Петерсон «Учусь учиться»
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconНадпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон

«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconУроки 18 27. «Математика это классификация и изучение всех возможных...
Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л. Г. Петерсон «Учусь учиться»
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconМетодические рекомендации базлов С. Н., Вакулин Г. В.,Королюк Е. Г,Бабаян К. В.,Нечаева Ю. С
Общеврачебная практика (терапевтический, хирургический и акушерский профиль) Методические рекомендации для студентов 4 курса педиатрического...
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconМетодические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconУчебники по изобразительному искусству 5,6, 7 класс под ред. Б. М. Неменского 4
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconМетодические рекомендации производственной практики «Помощник врача стационара»
Помощник врача стационара (терапевтический, хирургический и акушерско-гинекологический профиль) Методические рекомендации для студентов...
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconМетодические рекомендации по проведению урока
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия / под ред. Ю. И. Дик, В. А. Коровин
«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон iconМетодические рекомендации по философии для студентов ргму выпуск 6 Москва
Методические рекомендации по философии для студентов ргму. Выпуск М. 2008. (Под ред проф. И. З. Шишкова)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск