Игра доктор «Давай, поиграем!»





Скачать 490.99 Kb.
НазваниеИгра доктор «Давай, поиграем!»
страница1/3
Дата публикации27.09.2014
Размер490.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
ИГРОТЕРАПИЯ

Методические материалы


Лебедева Н.Н.
ИГРА - ДОКТОР

«Давай, поиграем!» — как часто в житейской суете мы не придаем значения этому призыву, просьбе, а иногда — голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему сегодня из уст собственного ребенка. «Давай поиграем, ну давай, давай'» — «Да некогда мне, не видишь разве, что я занята!» (Не могу, устала, тороплюсь, и так не успеваю, ужинать пора, еще рано, уже поздно...)

Неужели действительно поздно? Уважаемая Серьезная Мама! Давно ли Вы в последний раз чувствовали себя ребенком? Как Вы переживали это состояние? Хо­телось баловаться, танцевать, примерить маскарадный костюм, носиться напере­гонки? Может быть. Вам хотелось сражаться с воинственным противником и не­пременно победить его? А может быть, просто хотелось плакать. Или не просто плакать, а чтобы кто-то обязательно пришел, большой и сильный, обнял, взял на руки и сказал: «Я здесь, с тобой»...

Оказывается, ребенку не всегда нужен такой партнер, который делает в игре примерно то же, что и он сам. Вам совершенно не обязательно лазить на четверень­ках под стол (хотя из-под стола, между прочим, вся комната, предметы и люди при­обретают совершенно иной вид — можете проверить!). Вам можно даже не разук­рашивать свое лицо и тело, как у индейца (но если Вы попробуете это сделать или, еще лучше, позволите своему ребенку с помощью актерского грима нарисовать маску на Вашем лице — Вас ждут самые неожиданные открытия).

Самое главное, что ждет от вас ребенок — это умение слышать, видеть и чув­ствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те пере­живания, потребности и желания, которые ему бывает иногда трудно выразить сло­вами. А с помощью игры легко. Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и который понимают дети разных возрастов и разных национальностей.

В игре ребенок учится новым способам поведения, осваивает новые формы отношений с людьми, приобретает опыт руководителя и подчиненного, учителя и ученика, партнера и соперника, серьезной мамы и строгого папы, беспомощной старушки и заботливой няни, доблестного рыцаря, умирающего гладиатора, добро­го доктора, благодарного пациента, романтичной принцессы, коварной Бабы Яги и т.д. и т.п. То есть игра, оказывается, незаменимый учебник жизни.

Но игра позволяет не только осваивать новые социальные роли, общественные нормы и правила поведения, то есть сделать шаг в будущее.

Игра открывает возможность вернуться в прошлое, восстановить нарушенные эмоциональные связи, залечить старые душевные травмы, возвращая ребенку ра­дость общения со сверстниками и значимыми взрослыми. И тогда игра становится целительной.

Для того, чтобы это произошло, чтобы Игра-Веселый Друг, Игра-Язык Взаимопонимания и Игра-Учебник жизни повернулась своей новой гранью, явившись как Игра-ДОКТОР, ребенку нужен помощник. Таким помощником для него будет психолог, специалист по игровой психотерапии — игротерапевт.

Игротерапевты бывают разные. Одни ставят своей целью раскрыть, понять и объяснить тайный смысл и скрытые желания, проявляющиеся в детской игре.

Другие позволяют «отыграть» — отреагировать травмирующие эмоции, вы­плеснуть накопившуюся и не имевшую прежде открытого выхода энергию, разру­шавшую гармонию внутреннего мира ребенка.

Третьи создают условия для того, чтобы ребенок мог приобрести новый опыт в области поведения, эмоциональной жизни и отношении с людьми, эксперименти­руя с помощью терапевта в специально созданной для этого безопасной обстановке.

Четвертые помогают сформировать новые способы поведения с помощью обучения («научения») и подкрепления, поощрения успешных действий, помощи в закреплении положительного опыта при переносе освоенных умений и навыков в иные условия.

Пятые преимущественно оказывают эмоциональную поддержку любым про­явлениям душевной жизни клиента, принимая его таким, какой он есть, веря в его личностные ресурсы, создавая благоприятную атмосферу для роста и развития его внутренней свободы, самопринятия и самоуважения, веры в собственные силы, для самостоятельной активности и творческого самовыражения.

Мы обозначили в самых общих чертах различные подходы, формировавшиеся в игровой психотерапии на протяжении восьмидесятилетней истории ее существо­вания. Зародившись в недрах психоанализа (в практике А. Фрейд и М. Клейн), игротерапия начала постепенно распространяться по широкому спектру направлений современной психологии. Так наряду с психоаналитической появилась освобож­дающая терапия (или терапия отреагированием) Дэвида Леви, структурированная, поведенческая, недирективная (В. Экслайн) и другие разновидности игротерапии. Богатство и разнообразие методов, находящих обоснование в различных направле­ниях психологической теории, характеризует современное состояние игровой тера­пии за рубежом [I]. В нашей стране специалистов в этой чрезвычайно интересной и продуктивной отрасли психотерапии пока очень мало. А между тем возможности игровой терапии, как показывает опыт, весьма широки.

Кому может помочь игровая терапия?

Игровому терапевту приходится сталкиваться в своей практике с широким спектром проблем. Иногда ребенку необходима помощь в ситуации развода роди­телей, когда тяжесть потери близкого человека для оставляемого и самого безза­щитного члена семьи усугубляется эмоциональным напряжением, конфликтностью в отношениях самых дорогих для него людей.

Нередко малышу бывает трудно пережить появление в семье отчима или младшего братишки, сестренки.

Интимная жизнь родителей тоже может стать для ребенка источником сильного стресса. Страхи и тревожность, агрессивность и депрессии, заниженная самооценка и неуверенность в себе, застенчивость и многие другие особенности эмоциональной и личностной сферы растущего человека, доставляющие ему немало неприятных переживаний, могут уступить место в игре — а затем и в дальнейшей жизни — бо­лее гармоничному состоянию, наполненному радостью и творчеством.

Много неприятностей могут принести ребенку школьные проблемы, мера его успешности в обучении и взаимоотношениях со сверстниками, отношения с учите­лями и родителями. Игровая терапия поможет выразить накопившиеся чувства и получить поддержку, освоить более эффективные способы поведения, лучше по­нять себя и окружающих, осознать мотивы своего и чужого поведения.

Игровая терапия может оказаться полезной детям с хроническими заболева­ниями, накладывающими ограничения на образ жизни членов их семьи. Эмоцио­нальные проблемы, выступающие одной из возможных причин энуреза и энкопреза, также могут быть предметом работы игротерапевта.

Нередко помощь игровой терапии может оказаться очень эффективной в ра­боте с детьми, в семьях которых кто-то страдает химической зависимостью. Нару­шение контактов в семьях больных алкоголизмом или наркоманией ставит детей в уязвимое положение. Игротерапия может помочь в установлении нормальных взаимоотношений при условии ее совмещения со специальными реабилитационными программами (типа «12 шагов») [2].

Особую группу клиентов, которым необходима игровая терапия, составляют дети, подвергшиеся насилию или испытывающие пренебрежительное отношение, отвержение со стороны родителей. Такие лети обычно имеют много эмоциональ­ных и других психологических проблем. Специально разработанные программы психологической помощи этим детям включают индивидуальные и групповые за­нятия, одной из форм которых выступает игра [З].

Специалист по игровой терапии может помочь не только ребенку. Более того. Если работа ведется только с ребенком, эффективность ее часто снижается оттого, что, попадая в привычные условия давно сложившихся семейных отношений, он вновь оказывается под угрозой возникновения старого симптома (будь то страхи, энурез и т.п.) Психотерапевты, работающие с семьями, в которых у детей обнару­живаются те или иные трудности, послужившие поводом для обращения за психо­логической помощью, часто встречаются с нежеланием членов семьи признать не­обходимость изменить что-то и самих себе, в своих отношениях (например, между папой и мамой), а не только в ребенке. Нередко люди боятся перемен или просто не хотят усложнять себе жизнь, тратить время на осваивание новых способов поведе­ния, иного стиля воспитания. Они приходят к психотерапевту с жалобой на ребен­ка, и запрос их звучит примерно так: «Исправьте его (ее), вылечите, у него (нее) что-то не так».

В таких случаях первое, что приходится делать всякому психотерапевту, в том числе и специалисту по игровой терапии, это начать работать с родителями, помо­гая им осознать значение их собственных потребностей и переживаний, отношений и действий в том процессе изменений, который, начавшись у одного из членов семьи (ребенка) обязательно вовлечет в свою орбиту остальных. Проще говоря, роди­телям, если они действительно желают добра своему ребенку, придется во многом меняться самим. Готовы ли вы к переменам в себе, в своей жизни, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки? Если да, то в добрый путь!

Мы начинаем вместе с вами увлекательное путешествие в Мир Ребенка — мир, где большая часть пространства и времени принадлежит Ее Величеству Игре. Однако власть се не беспредельна, ибо верховный повелитель этого мира — ваш сын или дочь. Ваше знакомство с игрой и теми законами, которые для нее устанав­ливает ваш ребенок, возможно, начнется с того, что психотерапевт покажет вам, как может развертываться игровое взаимодействие между ним самим, взрослым и опытным человеком, и маленьким повелителем игры, пришедшим сегодня к нему на прием. Вас, быть может, удивит распределение ролей или что-то новое в поведе­нии и способах выражения чувств вашего сына или дочки. А может быть, в словах и действиях ребенка вы узнаете себя или своих родственников? (Одна четырехлетняя девочка, у которой недавно появился отчим, приходя ко мне в кабинет игровой те­рапии, в конце каждой сессии ложилась на кровать, взваливая на себя огромного плюшевого медведя, и начинала бить его и обзывать неуместными в литературном тексте словами. Родители в нашей работе участия не принимали. Девочка пришла на игровую терапию по просьбе воспитателей детского сада, жаловавшихся на неуправляемость ее поведения и неспособность ребенка к сосредоточенности на заня­тиях). Если что-то вызовет у вас беспокойство, гнев или другие переживания, кото­рые захочется выразить, то после завершения сеанса игротерапевт посвятит специ­альное время вам, вашим мыслям и чувствам, вопросам и сомнениям.

Присутствие родителей на сеансе игровой терапии бывает часто возможным, иногда необходимым, а в некоторых случаях, наоборот, нежелательным. Решение по этому поводу принимает игротерапевт, согласовывая его с родителями и руково­дствуясь всей имеющейся информацией относительно самого ребенка и характера его проблем и отношений с каждым из родителей и семенной ситуации в целом.

Существуют специальные программы обучения родителей способам игротерапевтического взаимодействия с ребенком. Это обучение может быть как индивидуальным, так и групповым, когда игротерапевт формирует небольшую группу из заинтересованных родителей, обратившихся за психологической помощью. Дли­тельность обучения может варьироваться в зависимости от успешности овладения родителям и необходимыми практическими навыками игрового взаимодействия с детьми, а главное — формирования у взрослых, уже сложившихся людей нового взгляда на Мир Ребенка, открытый для тех, кто сам открыт и готов к изменениям, кто хочет учиться играть — то есть творить, понимать, принимать и снова творить. Творить вместе с ребенком, создавая новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу.

В атмосфере любви и взаимного уважения между родителями и ребенком, в совместной игре, которая именно в этих условиях проявляет свои целительные возможности, преодоление трудностей, послуживших причиной обращения к психоте­рапевту, становится общим творческим делом, объединяющим всю семью. И если семья, успешно справившись с проблемой, которая привела ее за помощью к спе­циалисту, становится более сплоченной, а родители и дети продолжают испытывать радость в совместной игре и других общих делах, это значит, что игровая психоте­рапия помогла. И Игра-Доктор снова открывается как Игра-Веселый Друг, Учебник жизни и Язык Взаимопонимания.
Литература

1. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. — М., 1997 // Библио­течка практического психолога.

2. Баушева И.Л. Двенадцать шагов // Семейная психология и семейная терапия. — М., 1998. № 2.

3. Курасова Н.В. Групповые занятия с детьми, пострадавшими от сексуального насилия // Семейная психология и семейная терапия. — М., 1998. № 1.

4. Лебедева Н.Н. Игротерапия в контексте различных парадигм психологическо­го знания // Журнал практического психолога. М., 1997. № 2.

5. Лебедева Н.Н. Реализация основных исследовательских программ зарубежной психологии в практической работе с детьми // Журнал практического психолога. М., 1997. № 3.

6. Play therapy. Dynamics of the process of Counseling with Children. Ed. By Garry L-Landreth— 1982.
Пухова Татьяна Ивановна
Баба-Яга или Дюймовочка?

Случай игротерапии детской ревности

Журнал практического психолога № 4 1999 г.

Про игротерапию можно сказать, что это экологичное средство комплексного влияния на психическое состояние ребенка. Этот вид работы дает возможность неограниченного творчества для психолога В то же время понимание всей сложно­сти и комплексности психических процессов, происходящих на ранних стадиях развития ребенка, заставляют психолога с максимальной ответственностью подхо­дить к психокоррекции ребенка.

Феномен детской ревности описан в специальной литературе довольно широ­ко. Принято считать, что проявление ревности характерно чаще веет для маленьких детей. Проявление агрессивных импульсов, компонентов тревоги или возбужденно­сти выглядят как деструктивное поведение, что побуждает родителей обращаться за помощью к психологу.

С жалобой на агрессивное поведение дочери по отношению к младшей сестре к нам обратилась молодая мама, приехавшая ненадолго с мужем бизнесменом и дочерью в Москву. Назовем ребенка Алисой, ей 4 с половиной года.

Анамнез, или рассказ мамы. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Ждали мальчика. Девочка родилась обвитая пуповиной, с большой гематомой на голове, фиксировалась гипоксия, гипертонус. Была очень беспокойной до двух лет. Первые слова произнесла в семь месяцев, а в год говорила чистыми фразами. Аппе­тит плохой, сама не может поесть, отвлекается. Моторика плохая, одевается не­брежно, ест неаккуратно. Если слышит, что что-то нельзя взять, начинает упраши­вать, потом обязательно разобьет или сломает, вроде ненарочно. Из двух одинако­вых игрушек долго выбирает себе получше, и никак не может решиться, если сестра что-то взяла, то тут же отбирает у нее. На вопрос, зачем ты так поступаешь, отвеча­ет, «а мне тоже сразу хочется». Утром может проснуться с плохим настроением и невыносимо канючить: это не то, это не эдак. Сама говорят «Я не знаю, мама, что со мной». Не любит гулять, особенно зимой, ей неприятна одежда, шапка. Млад­шую сестру может толкнуть, стукнуть по голове, прищемить. Помимо работы с девочкой мы регулярно встречаемся с мамой. Эти встречи мама рассматривает как собственную психотерапию.

Первая встреча. Первые 10 минут девочка молча стоит в комнате, не отвечает на приветствие и другие обычные вопросы, внезапно в коридоре мяукает кошка, мы идем ее искать. Этого достаточно, чтобы установить контакт. Еще десять минут мы играем в мяч втроем с мамой. Девочка вполне освоилась и тянется к игрушкам. В этот момент я говорю, что маме необходимо в магазин, а я покажу Алисе все иг­рушки. Девочка легко остается без мамы. Отметим легкость расставания, это диагностично. Алиса подходит к полке с несколькими мягкими игрушками, берет их по одной, сообщает, например, что у нее есть почти такая же зверюшка, и берет сле­дующую, такая процедура заканчивается через три минуты и ребенок готов потре­бовать новые игрушки.

Я начинаю говорить от лица каждой из игрушек, вовлекая в диалог ребенка. «Я — собака с черным ухом, придумай мне имя, я люблю скакать, а ты любишь?» — и так повторяется с несколькими игрушками. Примерно на пятой игрушке я де­монстрирую нарциссическое поведение. «Я — енот, выбрось другие игрушки и давай играть только со мной». Алиса резонерствует: «Надо играть всем вместе!» Переходит к другим игрушкам, но неожиданно возвращается к еноту, хватает с помощью его лапок другую игрушку, и кидает ее под стул, объясняет: «Он утащил ее к себе в домик на обед», — и смотрит выжидательно.

Беру другую игрушку и говорю, что сейчас вот этот клоун пойдет спасать мышку, пока ее не съели. Девочка начинает настоящий бой. Енотом колошматит изо всех сил клоуна, находящегося у меня в руках, я с трудом выдерживаю эти уда­ры и отступаю. Итак, енот — откровенно отрицательный герой, и ребенок явно выступает на его стороне. Действие продолжается, енот знакомится со слоненком. Я веду нейтральный диалог за них обоих, но Алиса поправляет меня: «Ты забыла, они же злые!» Хватает еще игрушку и кидает ее под стул: «Это они утащили себе на второй обед». Отбить вторую игрушку клоуну в руках игротерапевта не удается тоже.

Теперь она разглядывает двух одинаковых динозавров: «Смотри, они однинаковые, пусть они будут друзья». Динозавров постигла еще более ужасная участь, их утащили, пожарили. И Алиса покормила енота со слоненком, приговаривая, «тебе — хвостик, а тебе — лапку». Игра была бурной, мною предпринимались попытки спасти похищенных зверюшек, которые кричали «спасите, помогите». Я говорила за десятерых. С моей стороны, это была мультиролевая игра.

Чтобы успокоиться к завершению сеанса предлагаю немного порисовать, на­пример, то, во что мы играли. После небольшого сопротивления рисует хаотичный рисунок, состоящий из волнообразных и круговых линий,

Вторая встреча. Алиса приносит с собой две игрушки, просит маму поскорее уйти, но я настаиваю на короткой совместной игре с маленьким шариком. Как толь­ко мама уходит, начинаем знакомить новые игрушки со вчерашними героями. Про енота напоминает: «Он же злой, пусть они утащили девочку и хотят приготовить ее на обед пополам, пусть мама не велела ей гулять, а она все равно ушла». Итак, сю­жет вновь задан, положительные герои — мои, а злые — у Алисы.

Игрушечные герои идут спасать куклу, Алиса встает на пути: «Я — стражница, я вас не пропущу». Алиса очень энергично раскидывает игрушечных спасате­лей. И сама предлагает: «А пусть они притворятся, что они злые». Изображаю при­творство: «Стражница, мы тоже злые, пропусти нас к злому еноту». Но ход не уда­ется. Алиса нас разоблачает: «Я вас узнала, ты и ты вчера приходил».

Но вдруг, руками Алисы похищенная кукла сама убегает от злых похитителей. Изображаю радость голосом мамы и спрашиваю: «Что с тобой делали, милая доч­ка?» — и слышу в ответ голос Алисы: «Мне чуть-чуть отрезали ножки». Надо звать врача. За врача Алиса: «Мне надо осмотреть ребенка и сделать ей укол». Девочка изо всех сил втыкает карандаш кукле в область половых органов, смотрит выжидательно на меня, я плачу голосом куклы. Кукла получает еще один такой же «осмотр» и еще пять уколов, в то же место. Агрессия и сексуальный интерес одновременно. (С чем связан детский онанизм, с недостатком положительный ощущений или с агрессией?)

Третья встреча. Спешит остаться поскорее со мной и выталкивает маму из комнаты. На столе стоит набор игрушечной посуды. Алиса: «Это ты для меня такой купила? У меня такой есть, но ты можешь дать для моей сестры». Играем некоторое время в «приготовление обеда». Я радуюсь, что удалось избежать стереотипа, но преждевременно. Алиса просит; «Давай играть как в прошлый раз. Вот дочка, а кто мама?» (У нас нет вчерашней куклы). Психотерапевт: «Мама ушла в магазин».

Алиса: «Пусть мама ночью ушла, а вот эти злые опять утащили дочку». Опять вчерашний сюжет, все герои, пытающиеся спасти дочку, оказываются схвачены Алисой и брошены под стул. Похищенная кукла опять спасается самостоятельно, и снова Алиса приглашает врача: «Кто врач? Ну, опять я!» Повторяется процедура с уколом, — «А ты плачь за девочку», — «Давай, ты сама». — «Нет, у тебя лучше получается». Мне остается только плакать кукольным голосом. К счастью, сегодня обошлось одним уколом.

Четвертая встреча. Недолго играем втроем с мамой, игра с прикосновениями. Потом я достаю различные манипулятивные игрушки. Провожу диагностиче­скую методику «шесть кукол». Результата довольно низкие: плохо узнает игрушки, мало называет игровых действий. Просит дать другие игрушки. Пытаемся сделать рисунок человека. Изображение головоногое. Нет глаз, большие уши, руки и ноги вместо шеи. Прошу «нарисуй меня», рисует огромные уши, как у диснеевской мы­ши. Вместо кисти и ступней — круги. Рисует мне платье, потом добавляет ноги, все равно от головы, то есть ноги оказываются внутри платья.

После сеанса с девочкой сеанс с мамой. Узнаю, что девочка ходила в детский сад, но продержалась там всего лишь неделю. В тихий час, когда все дети засыпали, она вставала в кровати и кричала: «Эй, вы, что вы все спите, надо играть». Узнаю, что в семье Алисе часто говорят: «Ты злая девочка». Объясняю, почему это недо­пустимо.

Пятая встреча. Тема похищения уже кажется мне навязчивой. Хотя сегодня Алиса принесла куклу — грудной ребеночек, — и мы долго обсуждаем, какие предметы нужны, чтобы ухаживать за грудным ребенком, и даже начинаем в это играть. Надо кормить ребенка, посадить на горшок, Алиса перебивает меня: «Пого­ди, погоди, давай ее спустим в унитаз!» (Оказалось, что Алиса слышала такую уг­розу от родителей.) Предлагаю искупать ребенка, вот помыли ручки, ножки, выти­раем ножки, попку. Прерывает. «А попку не мыли», — «Ну давай помоем попку». (Демонстрирую, что сексуальный интерес не наказуем).

И снова сюжет с похищением. «Давай, мама ушла в магазин, а преступник за­лез в окно, и утащил ребенка, и накрыл аккуратно постель, чтобы красиво было».

Психолог: Мама увидела, что ребенка нет, и умерла от горя.

Алиса: А девочка убежала от злого енота и легла снова в постельку, и мама не заметила. Пусть девочку там отравили. Наступило утро и мама позвала врача.

Врач опять Алиса, но сегодня лечит только мазями и горчичниками. И ника­ких садистских уколов или осмотров. Злой герой — опять енот, произошло закреп­ление отрицательной роли за игрушкой—это застревание.

Просит достать ей перо павлина. Играет с ним как с волшебной палочкой. Помахала и все исчезло. Сначала исчезают игрушки, потом игротерапевт, потом исчезает комната, и исчезает сама Алиса. По скоро все возвращается. Мое гротеск­ное поведение вызывает хохот. Как интерпретировать это? Безусловно, есть связь между похищением игрушек руками злых героев и волшебными исчезновениями с помощью павлиньего пера. Про что это? Желание, чтобы исчезла младшая сестра, что бы ее похитила какая-нибудь Баба-Яга. Или страх, что Алиса сама может бить похищена, как Дюймовочка. Детей в семье иногда пугают: не будешь слушаться — утащит Бабай. Известно, что Алиса инициатор всех игр с сестрой, ей нравится ею командовать. Но может быть ей хочется, чтобы сестра могла исчезать и появляться по команде самой Алисы? Может быть, что самостоятельная попытка самоисцеле­ния, популярный мотив волшебного исчезновения используется маленьким ребен­ком для компенсации своей беспомощности. Волшебное перо или волшебная па­лочка дает возможность ощутить собственное всемогущество, это способ повлиять на мир вокруг ребенка.

На встрече с мамой слышу признание: «Мне трудно сказать дочери, что я люб­лю ее, особенно при посторонних и тем более при свекрови. Даже своей младшей дочери мне трудно сказать: ты моя хорошая, я обычно говорю: ты моя ушастенькая. Свекровь часто говорит мне, ты плохо относишься к детям. Ты плохая мать».

Снова рассказываю о вреде отрицательных ярлыков. Моя задача поднять у мамы чувство собственной материнской компетентности, помочь справиться со своей неуверенностью, снять чувство вины за «разлаженное» поведение ребенка. Говорю, что нервная система ребенка находится еще в состоянии формирования, этот процесс будет долгим, и задача родителей только не навредить, а не переделы­вать дочь. Представьте, что чувствует ваша дочь, когда отец произносит: «Не буду играть с такой злой девочкой!»

Шестая встреча. В начале сеанса пытаюсь организовать совместную игру с мамой. Мы передаем друг другу куклу-малыша и должны произнести: какой хоро­ший ребеночек, как я его люблю. Еле удается заставить маму произнести эту фразу. Не справляется с задачей и Алиса. Следующее задание — взять Алису на руки и сказать ей эту фразу. Алиса сопротивляется моим объятьям, а маме вообще не дает­ся в руки. На этом совместная часть закончена и мы остаемся одни. (Каждый раз Алиса довольно решительно выталкивает маму из комнаты).

Сегодня девочке предложен поднос с мелкими игрушками. Она перебирает их, пытается сортировать. Это лошади, а это из «киндера», а это из другого набора. Быстро пресыщается и произносит; «Здесь нет ничего интересного, давай другие игрушки».

Я беру из се рук резиновую змею и произношу шепотом: «Я королевская кобра, ш-ш-ш». Девочка отскакивает — «Не пугай меня», — потом возбужденно берет сама в руки кобру и начинает игру, задавая сюжет и вынуждая меня, как обычно, озвучивать множество героев.

Главный отрицательный герой — кобра. На мое предложение дать положи­тельному герою волшебный меч, быстро возражает: «Нет, это у кобры был волшеб­ный меч». Опять зло хорошо вооружено и выигрывает. Десяток игрушек приходит наниматься на службу злой кобре. Я предлагаю отправить наемников добывать райские яблоки. Алиса вдруг капризно произносит: «Я тоже хочу яблок» (Вспом­ним, как мама жаловалась, стоит младшей сестре взять игрушку, как Алиса сразу ее отнимает, ей тоже хочется, это поступок не из вредности, просто у ребенка индуци­руется соответствующий мотив — проблема соподчинения мотивов). Алиса приду­мывает, что надо еще похитить яйцо, в котором спрятана молодость кобры. Опять злые похитители побеждают. Но совершенно неожиданно по сравнению со всеми предыдущими сеансами, наконец-то наступает возмездие: Алиса решает распра­виться с коброй: какой-то положительный герой разламывает яйцо и злая кобра погибает. Я изображаю вопли умирающей кобры. Алиса хохочет. Я тоже рада, что Алиса отделяла себя от злого персонажа.

Сеанс заканчивается. Вдруг Алиса кладет себе в карман яйцо и яблочко, со словами: «Мне это понравилось». Для меня это всегда самый трудный момент: на­стоять на том, что все игрушки должны остаться здесь. Алиса выкрикивает: «В этом яйце твоя молодость, я сейчас разломлю его!» Приходится подыгрывать: «Ах, я — старая скрюченная старушка, верните, пожалуйста, мне мою молодость!» Алиса хохочет, отдает игрушки. Как хорошо, что на этом сеансе похищают только яблоки, и нет проявлений жестокости. В коррекционной работе мы не боимся проявлений агрессии, мы направляем ее. В природе агрессивность должна проявляться как ре­акция на события, несущие угрозу. В норме агрессивность — это активная реакция на страх. Задача игротерапии — помочь канализировать непережитые реакции, подсказать подходящий для этого способ.

В конце сеанса девочка позволит мне взять себя на руки, пощекотать и пощи­пать. И мама получит возможность увидеть, как можно обнять девочку. В семье обычно только бабушка обнимает детей и играет с ними, а мама, по ее словам, как бы смотрит со, стороны, поэтому свекровь и ставит себя в пример, но мама Алисы твердо заявляет, что не хочет быть такой, как свекровь.

Седьмая встреча, последняя. Сегодня Алиса выглядит чуть-чуть грустной: «Ты знаешь, что я больше не приду. Видишь, у меня юбочка». Позволяет себя об­нять, пощипать. Разглядывает свежий гиацинт в вазе: «Дай мне его подержать, он мне очень нравится». Объясняю, что живые цветы очень нежные, и их легко неча­янно испортить, предлагаю взять искусственный подсолнух. Алиса соглашается и начинается игра.

Вот рос подсолнух, ночью к нему пробрались два ослика и съели его, наутро сторож кричит, кто съел подсолнух? Ослики сразу сознались. Надо их наказать, но как? Алиса предлагает отшлепать их, шлепаем осликов (чуть-чуть!). После наказа­ния ослики решают вырастить свой подсолнух, сторож даст им зернышко и ослики сажает его, поливают водой и отгоняют от него других зверей. Потом мы перехо­дим к другим игрушкам, и Алиса разыгрывает другой сюжет. Молодой жеребенок прыгает через других животных, это не понравилось оленю, он начинает охотиться за жеребенком, а после продолжительной погони, пряток и прыжков герои мирятся и вместе строят дом.

Как обычно мы играем вместе: Алиса придумывает, кто, куда и зачем идет, а я озвучиваю большинство героев со всей эмоциональностью на которую только спо­собна. Совершенно ясно, что сегодня вся игра носит созидательный характер. Нет стереотипных ролей. Беспричинная злоба и агрессия у героев совершенно отсутст­вуют. Девочка уже проиграла свои фрустрации, о содержании которых мы можем только догадываться. Нет мотива исчезновений. Мама рассказала, что после про­шлой встречи она объясняла мужу, почему нельзя называть ребенка злой девочкой. Алиса тоже внимательно слушала эти объяснения.

В рисунке после игры Алиса рисует лошадь в виде одной головы и несчетного количества ног, себя головоногую, но зато с колечком и браслетом, а игротерапевт на рисунке имеет туловище. Девочка не капризничает в конце сеанса, но как всегда уходит не попрощавшись. Родители покидают Москву. Терапевтические сессии окончены.

Это был удачный случай работы с матерью и ребенком. Мы занимались от­дельно, час с мамой, час с девочкой. Я показывала маме, что в ее поведении по от­ношении к свекрови можно увидеть маленького ребенка. Свекровь, представляю­щая себя как идеальная мать, вызывает у мамы Алисы чувство вины и сопротивле­ние, нежелание слушать ее, учиться у нее. Я поддерживаю ее стремление развен­чать героический ореол свекрови, мы вместе обсуждаем ее недостатки и достоинст­ва, стараясь уйти от дихотомной оценки старой женщины. Мать Алисы соперничает с матерью мужа, и ее более или менее осознаваемый порыв — отделиться от свек­рови, — несомненно проецируется на девочку. У девочки неравномерные отноше­ния с матерью: от моментов безразличия до симбиоза. Мама очень эмоциональна и ее состояние индуцирует в ребенке непонятные ему чувства.

Так кто же наша Алиса — Баба-Яга или Дюймовочка? Процесс работы с ре­бенком состоит в том, что психолог угадывает эмоциональные импульсы ребенка, усиливает их, осуществляя сопричастность к бессознательным переживаниям ре­бенка, помогая их выразить, пережить и освободиться от них. Игра создается нами вместе. У ребенка еще недостаточно высок уровень развития игровой деятельности, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Алисе нужна помощь в образном воссоз­дании проблемы, что возможно благодаря опыту и знаниям психолога.

В реальной жизни у ребенка ограничены возможности проявить свою сексу­альность или агрессивность, так как такое поведение сразу же подавляется воспи­тывающими взрослыми. Выразив с помощью принимающего взрослого свои про­блемы, Алиса стала просто четырехлетней девочкой.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игра доктор «Давай, поиграем!» iconСвободная дискуссия Голосование. Подсчет голосов. Председатель аттестационной комиссии оглашает
Учитель: Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами поиграем. Игра называется «Защита диссертации». Я думаю что не кто из вас еще не...
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconИгра в жизни дошкольника. Игра зеркало души
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка...
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет нашего разговора сегодня — игра, Игра с большой буквы, игра как некий своеобразный фе­номен, документальный спектакль Игра,...
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconУрок во 2 классе по курсу «Мир вокруг нас» Тема «Если хочешь быть здоровым»
Карта-схема города Здоровейска; куклы или рисунки с изображением сказочных героев: Доктор Пилюлькин, Доктор Чистюлькин, Медуница,...
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconКалендарный план
«Выходи во двор – поиграем!» Соревнования по мини-футболу среди детей и подростков
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconВестник балтийской педагогической академии
Доктор психол наук, проф. И. П. Волков; доктор мед наук, проф. Ю. А. Горяев, канд мед наук, доц. А. Н. Калягин, доктор мед наук,...
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconКонспект интегрированного урока по теме «Жиры»
Далее проведем небольшую тестовую работу, подведем итоги и, если останется время, то поиграем
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconУрок обучения грамоте. 1 класс, Образовательная система «школа 2100»
Давайте вместе вспомним то, что мы узнали. Поиграем в игру «Доскажи словечко». (На доске опорные схемы.)
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconКонкурс коллективных и индивидуальных научных проектов старшеклассников
Областной осенний кубок "Интеллектуальная игра- 2013г." (научно-познавательная игра)
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconУрок-игра по типу телевикторины «Своя игра»
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, правил игры, разминка
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconРолевая игра, деловая игра
...
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconПояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией...
Рецензенты: Вагинова Л. С., доктор культурологии, профессор кафедры Кимктяиж мггу; Ворожбитова А. А., доктор филологических наук,...
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconУрока: Учитель
Сегодня у нас с вами урок-турнир. Поэтому прежде чем начать урок, давай разделимся на 2 команды
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconС писок литературы по правовому воспитанию
Аминов, A. M. Деловая игра «Гражданином быть обязан»: [Игра по правовым знаниям] // Преподавание истории и обществоведения в школе....
Игра доктор «Давай, поиграем!» iconСтатья первая
Субетто А. И., доктор экономических наук, доктор философских наук, Заслуженный деятель науки рф, профессор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск