Скачать 246.78 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ______________ Л.М. Волосникова __________ _____________ 2013г. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ Учебно-методический комплекс для студентов 050706.65 «Педагогика и психология» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ________________________________ Ю.В. Лазарева «____»___________2013г. Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии, протокол № от ___________ 2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем стр. Зав. кафедрой _______________________________ Г.В. Кухтерина «____»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики, протокол № от ___________ 2013 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК __________________________ А.В. Арефьева «____»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав отделом БПЛ _____________________________ Л.И. Локоман «____»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ____________ И.Ю. Фарафонова «____»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Ю.В. Лазарева ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Тюменский государственный университет 2013 УДК: 159.923 (075.8) ББК: Ю937я73 Аз: Л171 Ю.В. Лазарева. Психология индивидуальных различий: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706.65 «Педагогика и психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. В содержании учебно-методического комплекса отражаются представления об источниках индивидуальных различий психики (среде и наследственности), рассмотрены классические и современные типологии индивидуальности. Содержание УМК способствует дальнейшему изучению прикладных психолого-педагогических дисциплин. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология индивидуальных различий / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к. пс. н., доцентРЕЦЕНЗЕНТЫ: Г.В. Кухтерина, к. пс. н., доцентЕ.В. Серова, преподаватель высш. кат.© Тюменский государственный университет, 2013 © Лазарева Ю.В., 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Психология индивидуальных различий» составлена в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом федерального компонента высшего профессионального образования для групп специальности 050706.65 «Педагогика и психология». Курс «Психология индивидуальных различий» базируется на знаниях по общей психологии, психологии личности, философии. Предметом дисциплины «Психология индивидуальных различий» является изучение индивидуальных качеств, стилевых характеристик личности в осуществлении различных видов деятельности. Дисциплина «Психология индивидуальных различий» ставит своей целью научить студентов устанавливать закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека. В процессе изучения учебной дисциплины студенты углубляют и расширяют знания по следующим темам, знакомым из курса общей психологии: «темперамент», «характер», «способности», «индивидуальный стиль деятельности»; а также подробно знакомятся с темами, направленными на изучение половых различий между людьми, на изучение источников индивидуальных различий. В результате изучения учебного курса студенты должны иметь:
Процесс изучения учебной дисциплины предполагает использование следующих видов самостоятельной работы:
Успешное усвоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и научной литературы. Программа содержит список литературы, охватывающий все темы курса. Итоговой формой контроля является зачет. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль 1. Предмет, методы и источники индивидуальных различий Тема 1.1. Предмет, история и основные направления психологии индивидуальных различий. Психология индивидуальных различий как отрасль науки. Области пресечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития психологии индивидуальных различий. Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Предпосылки превращения дифференциальной психологии в отдельную науку. Понятие психологической нормы. Направления дифференциально-психологических исследований. Тема 1.2. Методы дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый. Психологические методы: интроспективные, анализ продуктов деятельности, тестирование. Приемы и способы научной классификации. Тема 1.3. Источники индивидуальных различий. Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории; учение Л. С. Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Структура индивидуальности в различных подходах. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий. Модуль 2. Индивидуально-типологические различия личности Тема 2.1. Темперамент как свойство индивидуальности. Место темперамента в структуре индивидуальности. Гуморальные теории. Конституциональные теории. Психологические теории темперамента. Конституциональная гипотеза. Типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, Я. Стреляу, В. М. Русалова. Темперамент и особенности высшей нервной деятельности человека и животных. Индивидуальные стили деятельности и темперамент. Тема 2.2. Характер как свойство индивидуальности. Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А. Ф. Лазурского. Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна. Характер как ответ личности на фрустрацию. Понятие акцентуации характера, их развитие. Взгляды К. Леонгарда, А. Е. Личко. Формирование характера. Тема 2.3. Психология черт личности. Черты как психологическая категория. Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Теория черт, разработанная Г. Айзенком. Теория черт личности, разработанная Р. Б. Кеттеллом. Достоинства и недостатки подхода с позиции черт. Прогностическая сила черт. Пятифакторная модель описания личности. Модуль 3. Способности, стили деятельности и половые различия индивида Тема 3.1. Способности в структуре индивидуальности.Теории способностей. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Исследования интеллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Дж. Келли). Теории множественности интеллектов. Источники вариативности интеллекта. Понятие одаренности и гениальности. Теории гениальности. |
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Программа практик (учебной и производственной) для специальности... Гос впо второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14. 04. 2000 №399 пед/сп., и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика» Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... |