Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология»





Скачать 246.78 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология»
страница1/2
Дата публикации23.10.2014
Размер246.78 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

______________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2013г.
ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Учебно-методический комплекс

для студентов 050706.65 «Педагогика и психология»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________________________ Ю.В. Лазарева

«____»___________2013г.

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии, протокол № от ___________ 2013 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем стр.

Зав. кафедрой _______________________________ Г.В. Кухтерина

«____»___________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики, протокол № от ___________ 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________________________ А.В. Арефьева

«____»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав отделом БПЛ _____________________________ Л.И. Локоман

«____»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ____________ И.Ю. Фарафонова

«____»_____________2013 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ю.В. Лазарева

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения

специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Тюменский государственный университет

2013
УДК: 159.923 (075.8)

ББК: Ю937я73

Аз: Л171
Ю.В. Лазарева. Психология индивидуальных различий: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706.65 «Педагогика и психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013.

В содержании учебно-методического комплекса отражаются представления об источниках индивидуальных различий психики (среде и наследственности), рассмотрены классические и современные типологии индивидуальности. Содержание УМК способствует дальнейшему изучению прикладных психолого-педагогических дисциплин.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология индивидуальных различий / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к. пс. н., доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Г.В. Кухтерина, к. пс. н., доцент

Е.В. Серова, преподаватель высш. кат.




© Тюменский государственный университет, 2013

© Лазарева Ю.В., 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Психология индивидуальных различий» составлена в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом федерального компонента высшего профессионального образования для групп специальности 050706.65 «Педагогика и психология».

Курс «Психология индивидуальных различий» базируется на знаниях по общей психологии, психологии личности, философии. Предметом дисциплины «Психология индивидуальных различий» является изучение индивидуальных качеств, стилевых характеристик личности в осуществлении различных видов деятельности.

Дисциплина «Психология индивидуальных различий» ставит своей целью научить студентов устанавливать закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека.

В процессе изучения учебной дисциплины студенты углубляют и расширяют знания по следующим темам, знакомым из курса общей психологии: «темперамент», «характер», «способности», «индивидуальный стиль деятельности»; а также подробно знакомятся с темами, направленными на изучение половых различий между людьми, на изучение источников индивидуальных различий.

В результате изучения учебного курса студенты должны иметь:

  • прочные знания основных понятий и категорий из области индивидуальных различий человека;

  • отчетливые представления об истории становления предмета психологии индивидуальных различий;

  • четкое представление о теоретических подходах к изучению индивидуальности человека;

  • четкое представление о ключевых проблемах, имеющих место в дифференциальной психологии;

  • умения устанавливать закономерности развития индивидуально-психологических особенностей человека.

Процесс изучения учебной дисциплины предполагает использование следующих видов самостоятельной работы:

  • подготовку к семинарским и практическим занятиям, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса, подготовку к семестровому контролю и зачету

  • индивидуальные консультации студентов с преподавателем в течении семестра, собеседование по текущим практическим и реферативным работам.

Успешное усвоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и научной литературы. Программа содержит список литературы, охватывающий все темы курса. Итоговой формой контроля является зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1.

№ п/п



Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа










Модуль 1. Предмет, методы и источники индивидуальных различий

1.

Предмет, история и основные направления психологии индивидуальных различий

2

2




3

7

2

0-11

2.

Методы дифференциальной психологии

2

2




3

7

2

0-11

3.

Источники индивидуальных различий

1

1




2

4




0-11




Всего

5

5




8

18

4

0-33

Модуль 2. Индивидуально-типологические различия личности

1.

Темперамент как свойство индивидуальности

2

2




3

7

1

0-11

2.

Характер как свойство индивидуальности

2

2




3

7

1

0-11

3.

Психология черт личности

2

2




3

7

2

0-11




Всего

6

6




9

21

4

0-33

Модуль 3. Способности, стили деятельности и половые различия индивида

1.

Способности в структуре индивидуальности

2

2




3

7

1

0-11

2.

Половые различия в структуре индивидуальности

2

2




3

7

2

0-11

3.

Стилевые особенности индивидуальности

2

2




3

7

1

0-12




Всего

6

6




9

21

4

0-34




Итого

17

17




26

60




0 – 100




Из них в интерактивной форме

2

10










12






Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос


Письменные работы


Технические формы контроля

Информационные системы и технологи




коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

практическая работа

контрольная работа

тест/

экспресс-ответ

реферат/

рецензирование

эссе/

таблицы, схемы

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы

Итого количество баллов

Модуль 1.

1.1.

-

-

0-4-

-

-

-

0-7

-

-

-

-

-

0-11

1.2.

-

-

0-4

-

0-5

-

-

0-2

-

-

-

-

0-11

1.3.

-

-

0-4

0-4

-

0-3

-

-

-

-

-

-

0-11

Всего

-

-

0-12

0-4

0-5

0-3

0-7

0-2

-

-

-

-

0-33

Модуль 2.

2.1.

-

-

0-4

-

-

-

0-7

-

-

-

-

-

0-11

2.2.

0-5

-

0-4

-

-

-

-

0-2

-

-

-

-

0-11

2.3.

-

0-3

0-4

0-4

-

-

-

-

-

-

-

-

0-11

Всего

0-5

0-3

0-12

0-4

-

-

0-7

0-2

-

-

-

-

0-33

Модуль 3.

3.1.

-

-

0-4

-

0-5

-

-

0-2

-

-

-

-

0-11

3.2.

-

0-3

0-4

0-4

-

-

-

-

-

-

-

-

0-11

3.3.

0-5

-

0-4

-

-

0-3

-

-

-

-

-

-

0-12

Всего

0-5

0-3

0-12

0-4

0-5

0-3

-

0-2

-

-

-

-

0-34

Итого

0-10

0-6

0-36

0-12

0-10

0-6

0-14

0-6

-

-

-

-

0 – 100



Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1.1.

Предмет, история и основные направления психологии индивидуальных различий

  • чтение обязательной литературы

  • проработка лекции

  • составление глоссария

  • чтение дополнительной литературы

3

0-11

1.2.

Методы дифференциальной психологии

  • чтение обязательной и дополнительной литературы

  • составление сравнительных таблиц

  • контрольная работа

  • составление схемы диагностических методов для определения индивидуальных различий

3

0-11

1.3.

Источники индивидуальных различий

  • рецензирование научных работ

  • письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос

  • подготовка к практической работе

  • знакомство с содержанием электронных источников

2

0-11

Всего по модулю 1:

8

0-33

Модуль 2

2.1.

Темперамент как свойство индивидуальности

  • рецензирование научных работ

  • проработка лекции

  • составление глоссария

  • подбор диагностических методик для определения индивидуальных различий

3

0-11

2.2.

Характер как свойство индивидуальности

  • чтение обязательной литературы

  • составление сравнительных таблиц

  • подготовка к коллоквиуму

  • чтение дополнительной литературы

3

0-11

2.3.

Психология черт личности

  • чтение обязательной и дополнительной литературы

  • подготовка к практической работе

  • составление глоссария

  • знакомство с содержанием электронных источников

3

0-11

Всего по модулю 2:

9

0-33

Модуль 3

3.1.

Способности в структуре индивидуальности

  • чтение обязательной и дополнительной литературы

  • контрольная работа

  • составление сравнительных таблиц

  • подбор диагностических методик для определения индивидуальных различий

3

0-11

3.2.

Половые различия в структуре индивидуальности

  • рецензирование научных работ

  • подготовка к практической работе

  • проработка лекции

  • знакомство с содержанием электронных источников

3

0-11

3.3.

Стилевые особенности индивидуальности

  • чтение обязательной литературы

  • письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос

  • подготовка к коллоквиуму

  • чтение дополнительной литературы

3

0-12

Всего по модулю 3:

9

0-34

ИТОГО:

26

0 – 100



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Предмет, методы и источники индивидуальных различий

Тема 1.1. Предмет, история и основные направления психологии индивидуальных различий.

Психология индивидуальных различий как отрасль науки. Области пресечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития психологии индивидуальных различий. Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Предпосылки превращения дифференциальной психологии в отдельную науку. Понятие психологической нормы. Направления дифференциально-психологических исследований.
Тема 1.2. Методы дифференциальной психологии.

Классификация методов дифференциальной психологии. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый. Психологические методы: интроспективные, анализ продуктов деятельности, тестирование. Приемы и способы научной классификации.
Тема 1.3. Источники индивидуальных различий.

Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории; учение Л. С. Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Структура индивидуальности в различных подходах. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий.
Модуль 2. Индивидуально-типологические различия личности

Тема 2.1. Темперамент как свойство индивидуальности.

Место темперамента в структуре индивидуальности. Гуморальные теории. Конституциональные теории. Психологические теории темперамента. Конституциональная гипотеза. Типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, Я. Стреляу, В. М. Русалова. Темперамент и особенности высшей нервной деятельности человека и животных. Индивидуальные стили деятельности и темперамент.
Тема 2.2. Характер как свойство индивидуальности.

Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А. Ф. Лазурского. Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна. Характер как ответ личности на фрустрацию. Понятие акцентуации характера, их развитие. Взгляды К. Леонгарда, А. Е. Личко. Формирование характера.
Тема 2.3. Психология черт личности.

Черты как психологическая категория. Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Теория черт, разработанная Г. Айзенком. Теория черт личности, разработанная Р. Б. Кеттеллом. Достоинства и недостатки подхода с позиции черт. Прогностическая сила черт. Пятифакторная модель описания личности.
Модуль 3. Способности, стили деятельности и половые различия индивида

Тема 3.1. Способности в структуре индивидуальности.


Теории способностей. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Исследования интеллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Дж. Келли). Теории множественности интеллектов. Источники вариативности интеллекта. Понятие одаренности и гениальности. Теории гениальности.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconПрограмма практик (учебной и производственной) для специальности...
Гос впо второго поколения по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология», утвержденного 14. 04. 2000 №399 пед/сп., и...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика»
Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль...
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск