Скачать 426.03 Kb.
|
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к нимI. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы курс «Новой школе – новый учитель» занимает важное место в общей системе подготовки студентов. Он призван способствовать осознанию студентами педагогического университета смысла и назначения педагогической профессии, формированию умений и навыков учителя-профессионала, организатора учебной и воспитательной деятельности. Теоретической основой дисциплины является идея единства психолого-педагогических знаний; самоактуализации личности; здоровьесбережения; принципы личностно ориентированной педагогики. Цель дисциплины: приобретение и расширение знаний о первичной профессиональной социализации будущих учителей на основе сетевого взаимодействия. Задачи дисциплины:
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Новый учитель – новой школе» относится к вариативной части профессионального цикла: дисциплинам по выбору студентов (3.3.3). Для освоения дисциплины «Новый учитель – новой школе» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Методика обучения» и др. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения студент должен: знать:
уметь:
владеть:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. Структура и содержание дисциплины
Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается следующими методами: - Лекция: проблемная, дискуссионная, обзорная. -Практические занятия: семинар-дискуссия, разбор конкретных ситуаций, анализ результатов группового исследования, представление результатов творческих заданий, анализ периодики по отдельной теме, тренинги. -Лабораторные занятия: создание индивидуальных и групповых проектов на основе сетевого взаимодействия; составление презентаций по обсуждаемой проблеме. Самостоятельная работа: Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для организации самостоятельной работы бакалавра педагогического направления, включающей: - углубленное изучение тем дисциплины с изучением первоисточников, периодической печати и Интернет-ресурсов; - создание визуальных носителей информации с использованием информационных ресурсов; - написание рефератов, статей, оформление результатов исследования; - разработка и создание индивидуальных и групповых проектов на основе сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса. Типовые задания самостоятельной работы: - работа с первоисточниками; - подготовка докладов; - изучение отдельной темы и разработка опорного конспекта; - решение исследовательских задач; - написание эссе; - составление словаря научных понятий (глоссария); - подготовка презентации; - составление аннотированного списка литературы по одной из тем; - написание исследовательских работ. Виды контроля: - текущий контроль: проводится с целью реализации обратной связи, организации самостоятельной работы и проверки усвоения модуля дисциплины в форме написания эссе, подготовки докладов, составления схем, конспектов, презентаций. - рубежный контроль: проводится между модулями с целью определения уровня освоения изученного материала через разработку и защиту проектов или коллективных исследовательских работ, проведения тестирования. - итоговый контроль: проводится с целью оценки уровня овладения компетенциями в соответствии с ФГОС в форме зачета по дисциплине и представления «портфолио». 2.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Сущность и значение профессиональной социализации учителя Профессиональное образование и рынок труда. Понятие и правовые основы профессиональной социализации учителя. Составляющие модели профессиональной социализации учителя. Этапы и стадии социализации. Особенности адаптации учителя. Направления идентификации. Условия интеграции. Психолого-педагогическое и информационное сопровождение профессиональной социализации. Профессиональная группа, профессиональное сообщество: межличностные отношения. Тема 2. Профессиональная адаптация – важнейший этап профессиональной социализации учителя: понятие, задачи, функции Основные положения теории адаптации. Механизмы адаптивного поведения. Процесс социально-психологической адаптации личности учителя к социально-экономическому, политическому и духовному уровню развития общества. Взаимодействие с различными социальными институтами. Тема 3. Направления и условия эффективной адаптации учителя в школе Биосоциальная адаптация человека. Основные стрессоры среды обитания. Значимость социальных навыков для успешного вхождения в новую культуру. Факторы эффективной адаптации учителя в школе: индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, востребованность молодых специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки молодых специалистов реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы будущего специалиста). Тема 4. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности и личностного роста педагога Понятие педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры: педагогическая позиция, культура педагогического мышления, профессионально значимые качества личности, индивидуальный педагогический стиль, педагогическая рефлексия, педагогическая этика, культура самосовершенствования педагога, педагогическое мастерство. Тема 5. Управление профессиональной карьерой учителя Профессионально-психологические профили разных категорий руководителей и содержательно-смысловая структура профессиональной деятельности руководителей. Общие подходы к определению сущности профессиональной карьеры. Психолого-педагогические основы управления карьерой учителя. Виды и особенности управленческого общения. Принятие решения как важнейшая составляющая управленческой деятельности. Сущность и методы манипулирования. Возможности внутришкольной системы обучения в карьерном развитии педагога. Профессиональные объединения и конкурсы профессионального мастерства. Тема 6. Здоровьесбережение как фактор эффективной профессиональной социализации Основные подходы к представлению феномена здоровья. Кодекс здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Образовательная среда как тип артесистемы. Здоровьесберегающие образовательные технологии: принципы, систематика. Развитие понятия «здоровый и безопасный образ жизни». Организационно-методическая основа создания и деятельности Центра содействия укреплению здоровья в образовательных учреждениях. Тема 7. Сетевое взаимодействие как фактор эффективной профессиональной социализации и адаптации учителя Развитие управленческих подходов в сфере образования. Структура сети: уровень стратегического планирования, координационный и уровень участников сети. Механизмы сетевого взаимодействия: сетевой проект, сетевой конкурс, сетевое обучение и сетевой договор. Возможности сетевого взаимодействия для социализации и адаптации молодых специалистов. Принципы сетевого взаимодействия. Принцип сочетания индивидуального и коллективного. Тема 8. Показатели эффективности профессиональной социализации учителя Проблема оценки эффективности профессиональной социализации. Характеристика личности профессионала. Гуманистические качества молодого специалиста. Психолого-педагогические качества молодого специалиста. Современные образовательные технологии и инновации в образовании. Показатели профессиональной социализации молодых специалистов: сформированность профессионального призвания; сформированность мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности; наличие и развитие профессионально важных качеств; сформированность готовности к профессиональной деятельности; сформированность профессиональной компетентности и профессионального мышления; сформированность профессионального самосознания и профессиональной идентичности и др. Когнитивная социализация, эмоциональная социализация, социализация поведения. 2.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основная литература
Дополнительная литература
Пособия и методические указания
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
Программа проведения дистанционных курсов повышения квалификации... Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки | Учебно-методический комплекс дисциплины (учебная и рабочая программы... Спецкурс «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных» направлен на формирование необходимых компетенций в области биологии, расширение... | ||
Отчет о внедрении курса «Новой школе новый учитель» Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации | Приложение 1 Представляемые материалы – не готовый урок, а конструктор для его построения (материалы включают набор модулей, какие из них использовать... | ||
Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой для 5-9 классов. Авторы программы Ю. С. Пичугов,... | Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические... Методические материалы для студентов дневного отделения | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Распределенная служба кодирования Листинги: сервер-приложение, клиент-приложение, конфиги к ним, кодирующий скрипт | Методические рекомендации для участников муниципального конкурса... Информационная карта педагогического опыта участника муниципального конкурса «профи» ( номинации «Учитель года», «Воспитатель года»)... | ||
Рабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности... Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр... | Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный... «Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н. А. Спирина Волгоград изд-во «Учитель» 2008 | ||
«Урок в новой школе» Настоящее Положение определяет условия проведения заочного районного конкурса методических разработок «Урок в новой школе» (далее... | Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа... Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного... | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История... | Рабочая учебная программа конспекты лекций материалы для лабораторных... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |