Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним





Скачать 426.03 Kb.
НазваниеПриложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним
страница1/4
Дата публикации18.07.2013
Размер426.03 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4

Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним



I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Индекс

Наименование дисциплины

Всего часов




Дисциплина «Новый учитель – новой школе» относится к вариативной части профессионального цикла: дисциплинам по выбору студентов (3.3.3).

36


II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы курс «Новой школе – новый учитель» занимает важное место в общей системе подготовки студентов. Он призван способствовать осознанию студентами педагогического университета смысла и назначения педагогической профессии, формированию умений и навыков учителя-профессионала, организатора учебной и воспитательной деятельности.

Теоретической основой дисциплины является идея единства психолого-педагогических знаний; самоактуализации личности; здоровьесбережения; принципы личностно ориентированной педагогики.

Цель дисциплины: приобретение и расширение знаний о первичной профессиональной социализации будущих учителей на основе сетевого взаимодействия.

Задачи дисциплины:

  1. содействие готовности будущих учителей к интеграции в профессиональную среду;

  2. формирование социально-адаптивной компетентности студентов педагогического университета

  3. формирование навыков здоровьесбережения как основы профессионального становления;

  4. формирование профессионально-адаптивной компетентности будущих учителей;

  5. приобретение навыков сетевого взаимодействия как основы успешной первичной социализации студента.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Новый учитель – новой школе» относится к вариативной части профессионального цикла: дисциплинам по выбору студентов (3.3.3).

Для освоения дисциплины «Новый учитель – новой школе» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Методика обучения» и др.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

В результате изучения студент должен:

знать:

  • содержание нормативно-правовых документов, образовательных стандартов, необходимых для профессиональной деятельности;

  • основные направления и способы профессиональной социализации учителя.

уметь:

  • осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности с целью ее совершенствования и повышения квалификации;

  • находить способы взаимодействия с субъектами образовательной среды;

владеть:

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Структура и содержание дисциплины

Курс,

семестр

Вид учебных занятий

Зачет.

единиц

Трудоемкость

часы

Самостоятельная работа

Форма аттестации

2 семестр

Всего

2

36

36

Зачет




Лекции




8

6







Семинары




12

14







Лабораторные занятия




16

16





Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается следующими методами:

- Лекция: проблемная, дискуссионная, обзорная.

-Практические занятия: семинар-дискуссия, разбор конкретных ситуаций, анализ результатов группового исследования, представление результатов творческих заданий, анализ периодики по отдельной теме, тренинги.

-Лабораторные занятия: создание индивидуальных и групповых проектов на основе сетевого взаимодействия; составление презентаций по обсуждаемой проблеме.

Самостоятельная работа:

Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для организации самостоятельной работы бакалавра педагогического направления, включающей:

- углубленное изучение тем дисциплины с изучением первоисточников, периодической печати и Интернет-ресурсов;

- создание визуальных носителей информации с использованием информационных ресурсов;

- написание рефератов, статей, оформление результатов исследования;

- разработка и создание индивидуальных и групповых проектов на основе сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Типовые задания самостоятельной работы:

- работа с первоисточниками;

- подготовка докладов;

- изучение отдельной темы и разработка опорного конспекта;

- решение исследовательских задач;

- написание эссе;

- составление словаря научных понятий (глоссария);

- подготовка презентации;

- составление аннотированного списка литературы по одной из тем;

- написание исследовательских работ.

Виды контроля:

- текущий контроль: проводится с целью реализации обратной связи, организации самостоятельной работы и проверки усвоения модуля дисциплины в форме написания эссе, подготовки докладов, составления схем, конспектов, презентаций.

- рубежный контроль: проводится между модулями с целью определения уровня освоения изученного материала через разработку и защиту проектов или коллективных исследовательских работ, проведения тестирования.

- итоговый контроль: проводится с целью оценки уровня овладения компетенциями в соответствии с ФГОС в форме зачета по дисциплине и представления «портфолио».
2.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Сущность и значение профессиональной социализации учителя

Профессиональное образование и рынок труда. Понятие и правовые основы профессиональной социализации учителя. Составляющие модели профессиональной социализации учителя. Этапы и стадии социализации. Особенности адаптации учителя. Направления идентификации. Условия интеграции. Психолого-педагогическое и информационное сопровождение профессиональной социализации. Профессиональная группа, профессиональное сообщество: межличностные отношения.

Тема 2. Профессиональная адаптация – важнейший этап профессиональной социализации учителя: понятие, задачи, функции

Основные положения теории адаптации. Механизмы адаптивного поведения. Процесс социально-психологической адаптации личности учителя к социально-экономическому, политическому и духовному уровню развития общества. Взаимодействие с различными социальными институтами.

Тема 3. Направления и условия эффективной адаптации учителя в школе

Биосоциальная адаптация человека. Основные стрессоры среды обитания. Значимость социальных навыков для успешного вхождения в новую культуру. Факторы эффективной адаптации учителя в школе: индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, востребованность молодых специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки молодых специалистов реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы будущего специалиста).

Тема 4. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности и личностного роста педагога

Понятие педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры: педагогическая позиция, культура педагогического мышления, профессионально значимые качества личности, индивидуальный педагогический стиль, педагогическая рефлексия, педагогическая этика, культура самосовершенствования педагога, педагогическое мастерство.

Тема 5. Управление профессиональной карьерой учителя

Профессионально-психологические профили разных категорий руководителей и содержательно-смысловая структура профессиональной деятельности руководителей. Общие подходы к определению сущности профессиональной карьеры. Психолого-педагогические основы управления карьерой учителя. Виды и особенности управленческого общения. Принятие решения как важнейшая составляющая управленческой деятельности. Сущность и методы манипулирования. Возможности внутришкольной системы обучения в карьерном развитии педагога. Профессиональные объединения и конкурсы профессионального мастерства.

Тема 6. Здоровьесбережение как фактор эффективной профессиональной социализации

Основные подходы к представлению феномена здоровья. Кодекс здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Образовательная среда как тип артесистемы. Здоровьесберегающие образовательные технологии: принципы, систематика. Развитие понятия «здоровый и безопасный образ жизни». Организационно-методическая основа создания и деятельности Центра содействия укреплению здоровья в образовательных учреждениях.

Тема 7. Сетевое взаимодействие как фактор эффективной профессиональной социализации и адаптации учителя

Развитие управленческих подходов в сфере образования. Структура сети: уровень стратегического планирования, координационный и уровень участников сети. Механизмы сетевого взаимодействия: сетевой проект, сетевой конкурс, сетевое обучение и сетевой договор. Возможности сетевого взаимодействия для социализации и адаптации молодых специалистов. Принципы сетевого взаимодействия. Принцип сочетания индивидуального и коллективного.

Тема 8. Показатели эффективности профессиональной социализации учителя

Проблема оценки эффективности профессиональной социализации. Характеристика личности профессионала. Гуманистические качества молодого специалиста. Психолого-педагогические качества молодого специалиста. Современные образовательные технологии и инновации в образовании. Показатели профессиональной социализации молодых специалистов: сформированность профессионального призвания; сформированность мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности; наличие и развитие профессионально важных качеств; сформированность готовности к профессиональной деятельности; сформированность профессиональной компетентности и профессионального мышления; сформированность профессионального самосознания и профессиональной идентичности и др. Когнитивная социализация, эмоциональная социализация, социализация поведения.
2.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература

  1. Вагина, Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы: Актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии. - М.: Академия, 2006. – 244 с.

  2. Васильева, О.С. Психология здоровья человека/О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2001. – 352 с.

  3. Виленский, М.Я. Технологии профессионального ориентированного обучения в высшей школе – Учебник-М.; Педагогическое общество России, 2004, – 192 с.

  4. Душков, Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Учебное пособие – М; Академический проспект, 2003. – 848 с.

  5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий – М,: Академ. Проект, Екатеринбург 2003. – 336с.

  6. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. – М.: Евразия, 2007. – 187 с.

  7. Кукушин, В.С. Педагогические технологии. Учебное пособие – Москва; ИКЦ, Март, 2004. – 336с.

  8. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

  9. Щуркова, Н.Е. Педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 332 с.

Дополнительная литература

  1. Андреева, Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность / Д.А.Андреева. – Ростов-Дон: Феникс, 1995.

  2. Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. – В сб.: Человек и общество. – вып. ХIII / Д.А.Андреева. – М.: Наука, 1973.

  3. Андрюхина, А. М. Культура и стиль: педагогические тональности / А. М. Андрюхина. – Екатеринбург, 1995. – 187 с.

  4. Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В.Г.Асеев. – Иркутск, 1986.

  5. Ащепков, В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. Ростов-н/Д., 1997. - 144 с.

  6. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности / Ф.Б.Березин, М.П.Мирошников, Р. В. Рожанец. – М.: Просвещение, 1976.

  7. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б.Березин. – Л.: Мир, 1988.

  8. Венгер, А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1995. № 4. - С. 82-92.

  9. Верещагин, В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека / В.Ю.Верещагин. – Владивосток, 1988.

  10. Воложин, А.И. Адаптация и компенсация – универсальный биологический механизм приспособления / А. И. Воложин, Ю.К.Субботин. – М.: Просвещение, 1987.

  11. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. – М.: Эгвес, 1996.

  12. Егорова, Л.Г. Методические указания по социальной и профессиональной адаптации студентов в техническом вузе. Казань, 1983. - 48 с.

  13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология – Учебник – М.: Логос, 2004 – 384 с.

  14. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности О.И.Зотова, И. К. Кряжева. – М.: Высшая школа, 1979.

  15. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности -Учебник- М.; ЮНИТИ- ДАНА, 2003.- 431с.

  16. Климов, Е.А. Общая психология -Учебник – М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 511 с.

  17. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности.- Саратов, 2007. 76 с.

  18. Матушанский, Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы.- Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2009. - 112 с.

  19. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика Ф.З.Меерсон. – М.: Просвещение, 1981.

  20. Мороз, А.Г. Адаптация молодого учителя. Киев, 1990. -52с.

  21. Мудрик, А. В. Социализация и смутное время / А.В.Мудрик.- М., 1991.

  22. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.).- Вып. 3.- М., 1980

  23. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителя. М: Онега, 2010.- 268с.

  24. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна, М., 1989.

  25. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье.- М., 1960.

  26. Сенашенко, В.А. О подготовке педагогических кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 1996. №3.- С. 25-33.

  27. Спирин, Л.Ф. Основы педагогического анализа: учебное пособие / Л.Ф. Спирин, М.А. Степинский, М.Л. Фрумкин. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1985. – 86с.

  28. Тюмасева, З.И. Валеология и образование. / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб.: МАНЭБ, 2002. – 380 с.

  29. Тюмасева, З.И. Целительные силы природы и здоровье человека/ З.И. Тюмасева, Д.П. Гольнева. – Челябинск: Изд-во «Взгляд», 2003. – 216 с.

  30. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования / З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – 322 с.

  31. Ходаков, А.И. Проблемы профессиональной адаптации молодого учителя // Воспитательная деятельность молодого учителя.- Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1978. -С.72-89.

  32. Шептенко, П.А. Профессиональная адаптация молодого учителя сельской школы в процессе стажировки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 18 с.

  33. Яницкий, М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995.

Пособия и методические указания

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.; Питер, 2003. – 304с.

  2. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании / М.В. Крулехт, Н.В. Телбнюк. – М,;Изд. Центр Академия, 2002. – 112с.

  3. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебник- Ростов н/Д Изд. «Март» 2002. – 224с.


III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconПрограмма проведения дистанционных курсов повышения квалификации...
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconУчебно-методический комплекс дисциплины (учебная и рабочая программы...
Спецкурс «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных» направлен на формирование необходимых компетенций в области биологии, расширение...
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconОтчет о внедрении курса «Новой школе новый учитель»
Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconПриложение 1
Представляемые материалы – не готовый урок, а конструктор для его построения (материалы включают набор модулей, какие из них использовать...
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconРабочая учебная программа по русскому языку 9 класс
Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой для 5-9 классов. Авторы программы Ю. С. Пичугов,...
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconУчебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические...
Методические материалы для студентов дневного отделения
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconРаспределенная служба кодирования
Листинги: сервер-приложение, клиент-приложение, конфиги к ним, кодирующий скрипт
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconМетодические рекомендации для участников муниципального конкурса...
Информационная карта педагогического опыта участника муниципального конкурса «профи» ( номинации «Учитель года», «Воспитатель года»)...
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconРабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности...
Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр...
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconРабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный...
«Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н. А. Спирина Волгоград изд-во «Учитель» 2008
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним icon«Урок в новой школе»
Настоящее Положение определяет условия проведения заочного районного конкурса методических разработок «Урок в новой школе» (далее...
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного...
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История...
Приложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы и методические материалы к ним iconРабочая учебная программа конспекты лекций материалы для лабораторных...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск