Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения





Скачать 339.3 Kb.
НазваниеЗакономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения
страница1/3
Дата публикации07.11.2014
Размер339.3 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Психология > Закон
  1   2   3
Цель: сформировать у студентов знания о воспитании и обучении детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Учебная дисциплина «Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» решает задачи:
1. Сформировать представление о закономерностях развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

2. Сформировать представление о системе раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с РДА в дошкольном возрасте;

3.Сформировать представление о содержании и формах воспитания и обучения детей с расстройствами ЭВС и поведения в различных образовательных условиях.

Студенты должны знать:

- закономерности развития детей с нарушениями ЭВС и поведения;

- систему раннего выявления РДА;

- специфические трудности воспитания и обучения при РДА;

- формы и методы воспитания и обучения детей с РДА,

- способы оказания помощи детям с эмоционально-волевыми нарушениями и их семьям;

- способы диагностики и профилактики эмоционально-волевых нарушений у детей.

Студенты должны уметь:

- анализировать симптомы нарушения эмоционально-волевой сферы;

- дифференцировать проявления разных нарушений у детей;

- разрабатывать программы индивидуального воспитания и обучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

- разрабатывать программы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы;

- реализовать коррекционные и профилактические мероприятия.
Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1 вариант

2 вариант

1

Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в образовательном пространстве. Психолого-педагогический прогноз развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы .

доклад

8

20

Защита реферата

2

Специфические трудности обучения при раннем детском аутизме (РДА). Варианты аутического развития.

Реферат

10

20

Защита реферата

3

Основные компоненты лечебного воспитания детей с РДА. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения. Лечебная педагогика.

Конспект

8

15

Практическое занятие

4

Модели индивидуализированного и организованного обучения детей с РДА. Метод холдинг -терапии в работе с аутичными детьми

Таблица

10

18

Практическое занятие

5

Обучение и воспитание детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в дошкольном образовательном учреждении. Приемы организации коррекционной помощи детям с РДА

Доклад

12

18

Защита реферата

6

Система комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам с нарушениями поведения. Взаимодействие специалистов и родителей в работе с аутичными детьми

Схема

10

15

Практическое занятие

7

Условия обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в образовательном пространстве. Специфичность условий воспитания и обучения детей с РДА

Реферат

12

13

Защита рефератов


8

Психолого-педагогическая и социальная работа с семьями, имеющими детей и подростков с нарушениями поведения. Тематические беседы с родителями, воспитывающими ребенка с РДА

Конспект беседы

12

18

Практическое занятие

ИТОГО:

82

134






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (6 часов)

Тема: Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в образовательном пространстве.

План:

  1. Онтогенез эмоционально-волевого развития.

  2. Эмоционально-поведенческие нарушения у младенцев.

  3. Нарушения эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Амбивалентное поведение в раннем возрасте. Эмоциональные нарушения в период адаптации к ДОУ и кризис 3 лет.

  2. Эмоциональные нарушения в период адаптации к ДОУ и школе.

  3. Роль семьи в формировании эмоционального благополучия ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.


Основная литература:

  1. Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф

  2. Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.

  3. Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.

  4. Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]

  5. Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.

  6. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]

Дополнительная литература

  1. Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2003, 2004, 2007.Гриф


Практическое занятие № 2 (4 часа)

Тема: Эмоционально-поведенческие нарушения дошкольного и младшего школьного возраста.

План:

  1. Причины эмоционально-поведенческих нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • детско-родительские отношения;

  • семейная ситуация;

  • педагогическая ситуация;

  • средства массовой информации.

  1. Дети с РДА в образовательных учреждениях.

  2. Особенности психического развития детей с РДА.

  3. Поведенческие расстройства в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Страх и тревога в раннем детстве.

  2. Агрессия и агрессивное поведение у дошкольников.

  3. Страхи дошкольника.

4.Нарушения коммуникативной сферы.
Задание для самостоятельной работы:

  1. Составить схему-таблицу

- «Виды конфликтов у дошкольников»;

Основная литература:

  1. Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф

  2. Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.

  3. Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.

  4. Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]

  5. Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.

  6. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]

Дополнительная литература

  1. Смирнова Е.О. Ребенок у экрана // Дошкольное воспитание, 2002, № 7.


Практическое занятие № 3 (4 часа)

Тема: Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения.

План:

  1. Понятие лечебно-педагогической работы.

  2. Лечебный режим жизни ребенка с РДА.

  3. Система лечебно-педагогической работы с детьми с эмоционально-волевыми расстройствами.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Значение лечебного режима жизни.

  2. Установление эмоционального контакта.

  3. Развитие активного и осмысленного отношения к миру.

  4. Развитие форм взаимодействия с ребенком.

  5. Холдинг-терапия.


Задание для самостоятельной работы:

  1. Подготовить доклады, рефераты.

  2. Подготовить конспекты.

Основная литература:

  1. Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф

  2. Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.

  3. Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.

  4. Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]

  5. Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.

  6. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]

Дополнительная литература

  1. Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2003, 2004, 2007.Гриф



Практическое занятие № 4 (4 часа)

Тема: Модели индивидуализированного и организованного обучения детей с РДА.

План:

1.Определение модели сопровождения ребенка с РДА.

2. Модели индивидуализированного и организованного обучения детей с РДА.

3.Формы коррекционно-педагогической работы детей с РДА.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Алгоритм проведения психолого-медико-педагогического консилиума.

  2. Формы, методы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении в дошкольных, школьных и специализированных учреждениях


Задание для самостоятельной работы:

  1. Подготовить доклады, рефераты.

  2. Аннотация статьи Смирновой Е.О.

  3. Проанализировать показатели готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

  4. Составить карту обследования ребенка с РДА.

  5. Индивидуальная программа развития ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения в дошкольном и школьном возрасте.

Основная литература:

  1. Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф

  2. Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.

  3. Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.

  4. Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]

  5. Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.

  6. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]

Дополнительная литература

  1. Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2003, 2004, 2007.Гриф



Практическое занятие № 5 (6 часов)

Тема: Обучение и воспитание детей с нарушениями ЭВС и поведения в дошкольном образовательном учреждении.

План:

  1. Направления, задачи, содержание обучения и воспитания аутичных детей.

  2. Психокоррекционные технологии для детей с РДА.

  3. Сенсорное воспитание дошкольников с РДА.

  4. Умственное воспитание дошкольников с РДА.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Роль игры в обучении и воспитании аутичных детей .

  2. Продуктивная деятельность дошкольников с РДА.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Подготовить реферат «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (статья Мамайчук И.И.).

  2. Составить схему-структуру построения коррекционной программы по схеме:

  • цель;

  • задачи;

  • направления работы;

  • формы и приемы работы.

  1. Роль дидактической игры в воспитании и обучении.

  2. Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и обучении.

  3. Изобразительная деятельность как средство обучения и воспитания.


Основная литература:

  1. Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф

  2. Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.

  3. Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.

  4. Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]

  5. Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.

  6. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]

Дополнительная литература

  1. Якобсон С.,Черновина С. Программа морального воспитания детей 2-4 лет //Дошкольное воспитание , 2000 №9

  2. Соколова Л.В. Программа личностно-ориентированных развивающих тренингов в работе с детьми 3-15 лет из неблагополучных семей // Воспитание и обучение с нарушением развития здоровья – 2002, №6


Практическое занятие № 6 (4 часа)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconСурдопсихология как раздел специальной психологии
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушения­ми изучает сурдопсихология...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения icon«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом»
«дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconОбщие вопросы специальной дошкольной педагогики
Специальная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы органи­зации процесса...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconКнига 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003....
Организация коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с зпр
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconПрограмма по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного...
Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconПрограмма курса повышения квалификации «О бучение плаванию детей с нарушениями слуха»
«Обучение плаванию детей с нарушениями слуха» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconИндивидуальное познавательно-поведенческое лечение гнева у людей...
Активно проводится комплексное – клиническое, нейрофизиологическое, психологическое и педагогическое изучение детей с различными...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Общие закономерности физического и психического развития детей раннего возраста
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconТема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconПрограмма вступительных испытаний по магистерской программе
По программе подготовки: «Педагог интегрированного обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Кв4: «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития»
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Они характеризуются увеличением рождаемости детей с отклонениями в развитии, ростом их заболеваемости и инвалидности. По данным статистики,...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconРеферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями...
Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconПрограмма модуля «Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями...
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений /...
Закономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения iconРабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями...
Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск