Общие вопросы специальной дошкольной педагогики





НазваниеОбщие вопросы специальной дошкольной педагогики
страница1/27
Дата публикации27.10.2014
Размер4.95 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы органи­зации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии.

Объектом специальной дошкольной педагогики является спе­циальное дошкольное образование детей, имеющих особые обра­зовательные потребности.

Предмет специальной дошкольной педагогики — теоретичес­кие и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии.

Субъектом, на которого направлено изучение, воспитание, обу­чение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной дош­кольной педагогике, является личность ребенка дошкольного воз­раста, имеющего особые образовательные потребности.

Задачами специальной дошкольной педагогики как науки яв­ляются следующие:

1. Разработка теоретических и методологических основ изуче­ния, воспитания, обучения и развития детей младенческого, ранне­го и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в раз­витии.

2. Определение стратегии развития национальной системы спе­циального дошкольного образования.

3. Разработка теоретических подходов к дифференциальной ди­агностике, дифференцированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

4. Разработка педагогических технологий воспитания и обуче­ния детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

5. Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального дошкольного учреждения.

6. Поиск и разработка вариативных форм организации специ­ального образования.

7. Создание необходимой учебно-методической базы в подго-тоикс учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической рабо­те с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.

Основной целью специального дошкольного воспитания явля­ется создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.

Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических усло­вий, направленных на развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Общим требованием является формирова­ние свойственных возрасту личностных психологических новооб­разований и предпосылок для перехода к следующему возрастно­му периоду. Создание адекватных условий, учитывающих особен­ности психического развития ребенка при разных вариантах и ви­дах нарушений, относится к специфическим требованиям. Они ре­ализуются через коррекцию психических процессов, мышления, речи и деятельности ребенка, в ходе компенсации имеющихся у него нарушений, а также через гармоничную социализацию.

Коррекция (от лат. соггесНо — исправление) — это система пси­холого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического раз­вития и отклонений в поведении у детей.

Компенсация (от лат. сотрепзайо — возмещение, уравнива­ние) — это сложный многоуровневый процесс, включающий вос­становление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов ком­пенсации функциональное нарушение, вызванное повреждения­ми, в той или иной степени возмещается.

Социализация — это, во-первых, процесс и результат активно­го усвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адап­тацию и социальное преобразование себя и окружающей действи­тельности. Во-вторых, это интеграция человека в систему соци­альных отношений в различные типы социальных общностей, ус­воение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются поведение, самосознание и каче­ства личности.

Методы науки дошкольной коррекционной педагогики — изу­чение и анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент (кон­статирующий, обучающий, контрольный), анализ и интерпрета­ция полученных данных, изучение медицинской и психолого-пе­дагогической документации, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности и другие.

Выбор этих методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной си­туации развития и выбором стратегии коррекционно-развиваю-щего воздействия.

В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с наруше­ниями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». Все эти тер­мины имеют специфическую область применения.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отстава­ние (искажение) в психофизическом развитии вследствие нару­шения деятельности различных или нескольких анализаторов (зри­тельного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Термин используется в психолого-педагогической литературе для широкого определения категории детей, нуждающихся в специ­альном образовании.

Дети с отклонениями в психофизическом развитии — это дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой сте­пени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии. В психолого-педагогической литературе этим понятием также оп­ределяются дети с преимущественными нарушениями в психофи­зическом развитии функционального характера.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, т. е. позволяют пользоваться соци­альными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей раньше называли детьми-инвалидами. Сейчас таких детей часто определяют как проблемных. Поэтому термин «про­блемные дети» также широко используется в психолого-педагоги­ческой литературе.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специ­фических методах образования, которые могут быть созданы в ус­ловиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Понятийная парадигма термина широко используется в области специального образования.

Дошкольная коррекционная педагогика решает вопросы вос­питания и обучения детей следующих категорий: дети с нарушени­ями интеллекта (умственно отсталые); дети с отклонениями в по­знавательном развитии (дети с задержкой психического развития);

дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с эмоциональными расстройствами, в том числе с ран­ним детским аутизмом; дети с нарушением поведения и деятель­ности; дети с тяжелыми множественными нарушениями.

2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

'• 1

К основным категориям нарушенного и отклоняющегося раз­вития относятся:

Нарушения интеллекта (умственно отсталые дети)

Понятие «умственная отсталость» в отечественной специаль­ной психологии понимается как стойкое нарушение познаватель­ной деятельности, возникшее в результате органического пораже­ния головного мозга.

По международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) выделялись сле­дующие группы:

а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с отно­сительно легкой, неглубокой умственной отсталостью);

б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глу­бокой умственной отсталостью);

в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью).

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (1(2 в пределах 40—69), умеренная (1(2 в пределах 35—49), тяжелая (19 в пределах 20—34), глубокая (1(2 ниже 20) умственная отсталость. (Справочник по пси­хологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 1999).

Задержка психического развития у детей (ЗПР)

Задержка психического развития чаще всего относится к «по­граничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) про­явления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и со­циальными факторами, а также различными вариантами их соче­тания.


По этиопатогенетической классификации различают следую­щие варианты:

а) задержка психического развития конституционального ге-неза;

б) задержка психического развития соматогенного генеза;

в) задержка психического развития психогенного генеза;

г) задержка психического развития церебрально-органическо­го происхождения.

Нарушения зрения

а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением — острота зрения на лучше видящем глазу от 0,01 до 0,04),

б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах О, 30, 4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);

в) косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4).

Нарушения слуха

а) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слы­шащее ухо более 85дБ);

б) тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ);

в) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3—4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Данные нарушения имеют причиной:

а) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.

б) врожденную патологию опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея;

косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

в) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двига­тельного аппарата:

травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

полиартрит;

10 заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остео­миелит);

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных забо­леваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большин­ства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клини­ческой картине является двигательный дефект (задержка формиро­вания, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Нарушения речи

а) системные нарушения речи (алалия, афазия);

б) нарушение строения и функции речевого аппарата (ринола-лия, дизартрия, сложная дислалия);

в) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);

г) нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание);

д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм).

Эмоциональные расстройства

а) ранний детский аутизм;

б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;

в) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;

г) фобическое тревожное расстройство детского возраста;

д) смешанные расстройства поведения и эмоций.

Тяжелые множественные нарушения

Эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отста­лости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и глу­хоты и т.д. В современной специальной психологии в категории тяжелых множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети. К этому контингенту относятся слепые и слабо­видящие дети с остротой зрения до 0,2 включительно и с более высокой остротой зрения, у которых слух снижен в такой степени, что это привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи.

3. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

У всех детей с отклоняющимся развитием, независимо от вида нарушений, имеются как общие недостатки, так и специфические
трудности, которые связаны непосредственно с характером и вы­раженностью первичных нарушений и с особенностями вторич­ных отклонений. Первичные нарушения вытекают непосредствен­но из биологического характера болезни, вторичные же отклоне­ния возникают как следствие первичных нарушений, и прежде всего они поддаются воздействию ранней коррекционной помо­щи. По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные откло­нения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия.

Следует учитывать, что одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных нарушениях, и наоборот — при одном и том же первичном нарушении отсут­ствует полное совпадение проявляемых при этом вторичных от­клонений, типичных для того или иного вида дефицитарного раз­вития у детей. Эти факты подтверждают мысль Л. С. Выготского о том, что не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее преодо­лению. Например, при умственной отсталости, при которой ин­теллектуальное нарушение является первичным, у одного ребенка может быть сформировано адекватное поведение и приемлемые формы общения с детьми и взрослыми, а у другого умственно отсталого ребенка отмечается дезорганизованное поведение (по­левое, ситуативно неадекватное), сочетающееся с отсутствием способов общения даже в повседневных, бытовых ситуациях. Вме­сте с тем, такого характера вторичные отклонения могут наблю­даться у детей с другими нарушениями: например, у детей с эмо­циональными расстройствами.

К числу общих проблем относятся социальная дезадаптирован-ность ребенка, низкий уровень психических процессов (внима­ния, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления); несформированность мотивационно-потреб-ностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность мотор­ного развития; снижение произвольности психических процес­сов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и к качественному своеобразию ста­новления личностных качеств ребенка и его Я-концепции. Пере­численные недостатки могут проявляться у дошкольников с раз­личными видами нарушений в неодинаковой степени и в разных комбинациях.

Специфические трудности, испытываемые детьми с тем или иным нарушением, обусловлены характером и степенью выраженности имеющихся отклонений и условиями социально-педагогического окружения ребенка на ранних этапах его развития.

12

Дошкольная коррекционная педагогика, рассматривая вопро­сы воспитания и обучения каждого конкретного ребенка и детей определенной категории, постоянно учитывает общий фон виталь-ных и образовательных потребностей ребенка, его общие и специ­фические особенности, направленность на формирование компен­саторных механизмов и коррекцию имеющихся нарушений в раз­витии. Наряду с этим важно постоянно помнить о том, что для ребенка семья является первым и главным социальным институ­том. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обуче­ние родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относятся к области значимых направлений дош­кольной коррекционной педагогики.

Вопросы и практические задания

1. Назовите предмет, задачи и методы науки дошкольной коррекцион­ной педагогики.

2. Дайте определение понятий «коррекция», «компенсация» и «социа­лизация», используемых в области дошкольной коррекционной педаго­гики.

3. Охарактеризуйте взаимосвязь первичных нарушений и вторичных от­клонений в развитии.

4. Подготовьте рефераты на следующие темы: «Этапы становления спе­циального образования в России и за рубежом», «Современные тенден­ции развития специального образования в нашей стране», «Общие и спе­цифические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями».

Литература

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — М., 1983. — Т. 5.

2. Екжанова Е. А. Специальная психология и коррекционная педагоги­ка. Учебная программа курса. — М., 2000.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.

4. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. — 1994. — № 1.

5. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.

6. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построе­ния программы развития // Дефектология. — 1997. — № 4.

7. Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М., 1966.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рецензент зав кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии фгбоу вп о пермский государственный гуманитарный
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический...
Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики icon1. Предмет, цели, задачи, принципы, методы специальной педагогики...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам факультета специальной педагогики и психологии дневной и заочной форм...
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 11 «Логопедическая ритмика»
Автор программы: Белоброва Мария Михайловна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузьмичева Татьяна Викторовна, к п н., доцент, зав кафедрой специальной педагогики и специальной психологии
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconКафедра дошкольной и коррекционной педагогики
Анализ психолого-педагогических исследований про­блемы формирования умения сравнивать у дошкольников
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconПрограмма дисциплины Опд ф. 02. 2 История педагогики (общей и дошкольной)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconМетодические рекомендации для студентов Банк контрольных заданий и вопросов Тематика рефератов
Рабочая программа составлена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики...
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая...
Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 2 педагогика: история...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики icon«я дарю тебе тебя! Работа специальной школы для детей-инвалидов»
Кориневская Марина, заместитель директора по учебной части негосударственной специальной школы «Светлячок», Рыцарь Гуманной педагогики,...
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Олигофренопедагогика, являясь составной частью специальной педагогики, включает теорию и историю олигофренопедагогики и вопросы специального...
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики icon1. Дошкольная педагогика как наука
Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, гуманизация, личностно-ориентированный...
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музейная педагогика одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка...
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск