Скачать 368.01 Kb.
|
На правах рукописи ПЫЖОВА Клавдия Валентиновна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОММУНИКАТИВНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов – на-Дону 2009 Работа выполнена на кафедре психологии развития и акмеологии факультета психологии Южного федерального университета
Защита диссертации состоится 28 ноября 2009 года в 14 – 30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.27 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов – на – Дону, пр. М.Нагибина, 13, факультет психологии, ауд.222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов – на – Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 28 октября 2009 года Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Г.Н.Юшко ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. На современном этапе развития общества социо – культурная среда приобретает ведущее значение в процессе формирования человека как личности и как субъекта деятельности. Одним из ведущих показателей социально-активной личности является умение контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения носит все более сложный и интенсивный характер. При этом неуклонно возрастает роль самого человека как субъекта активности. Подростковый возраст является наиболее сензитивным для становления всех структур личности. Без полноценного общения и взаимодействия невозможна социальная адаптация развивающейся личности. Поэтому в этот период развития появляется необходимость научиться выстраивать конструктивное взаимодействие с миром и с самим собой. Многие авторы [Захаров А.И., Прихожан А.М. и др.] отмечают, что в подростковом возрасте, благодаря возрастным интеллектуальным достижениям и развитию рефлексивных способностей, оформляется вербализация страхов, формулируется объяснение своего проблемного общения и связанному с ним поведением, закрепляются психологические защиты, что способствует укоренению логофобической реакции на сам коммуникативный акт. Субъективные переживания подростков по поводу проблемного общения влияют не только на их коммуникативное поведение, но и на развитие смысловой сферы [Абакумова И.В.]. Травматические переживания подростка приводят к сдвигу, как в области его личностных особенностей, так и эмоционального фона в отношении к себе и к миру, что делает проблему общения еще более актуальной для данного возрастного периода. Цель исследования: изучение психологических особенностей подростков с коммуникативными трудностями в общении и разработка технологии, направленной на коррекцию нарушений в сфере общения подростков. Объект исследования: подростки с коммуникативными трудностями в общении. Эмпирическим объектом исследования выступили 120 подростков, из которых 60 – подростки – пациенты кабинета психологического сопровождения подростков с коммуникативными трудностями в общении и 60 подростков с адекватным возрасту уровнем коммуникативного развития. Предмет исследования: психологические особенности подростков с коммуникативными трудностями в общении и возможности их коррекции. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: Теоретические задачи: 1. Проанализировать исследования, посвященные изучению коммуникативной стороны общения у старших подростков и коммуникативной компетентности как ее стержневой характеристики. 2. Изучить литературу, посвященную исследованиям особенностей речевой деятельности и феномена общения в целом. 3. Теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблемам психолингвистики в отечественной и зарубежной психологии. 4. Изучить литературные источники, посвященные методологии разработки тренинговых технологий. Методические: 1. Подобрать банк методик, адекватных поставленным эмпирическим задачам. 2. Разработать программу социально-психологического тренинга для подростков, направленную на развитие их коммуникативной компетентности. Эмпирические задачи: 1. Изучить особенности проявления трудностей в коммуникативной сфере старших подростков. 2. Выявить наличие специфических акцентуаций в характере у подростков с коммуникативными трудностями в общении. 3. Изучить особенности поведения в конфликте у подростков с коммуникативными трудностями в общении. 4. Изучить особенности коммуникативного поведения в межличностных отношениях подростков с коммуникативными трудностями в общении. 5. Выявить взаимосвязь различных психологических характеристик подростков с коммуникативными трудностями в общении и уровнем личностной тревожности. 6. Составить психологический портрет подростков с коммуникативными трудностями в общении. 7. Выявить наличие различий между личностными характеристиками подростков с коммуникативными трудностями в общении и подростков с адекватным уровнем развития общения. 8. Провести формирующий эксперимент, направленный на формирование речевых и коммуникативных умений у старших подростков. 9. Проверить эффективность формирующего эксперимента (влияние результатов формирующего эксперимента на уровень коммуникативной компетентности). В качестве гипотез исследования нами были выдвинуты предположения: 1. Коммуникативные трудности в общении подростков проявляются по-разному: одни не умеют слушать, другие не могут адекватно выразить мысль, третьи недостаточно общительны, четвертые имеют низкий уровень коммуникативных способностей. При всем разнообразии коммуникативных трудностей в общении, эту группу подростков объединяет упрощение дискурсивного репертуара в речевой активности. 2. Для подростков с коммуникативными трудностями в общении характерны некоторые психологические особенности, связанные с нарушениями коммуникативного взаимодействия. 3. Высокий уровень личностной тревожности у подростков с коммуникативными трудностями в общении взаимосвязан с комплексом других психологических характеристик. 4. Подростки с коммуникативными трудностями в общении не являются однородной группой, так как по-разному компенсируют недостатки в общении. 5. Коррекционные технологии, разработанные с учетом личностных и индивидуальных особенностей подростков с коммуникативными трудностями в общении, оказывают существенное влияние на развитие коммуникативных умений и навыков подростков, что имеет существенное позитивное влияние на психологические особенности их личности. Методы исследования. Основным теоретическим методом явился анализ литературных данных по социальной, возрастной психологии, психолингвистике, а также психологическая интерпретация исследований по проблемам речи. Эмпирическими методами выступили: метод беседы, метод включенного наблюдения, опроса, экспертных оценок, метод формирующего эксперимента. В исследовании применялись методы статистической обработки данных: 1) ранговый коэффициент корреляции Пирсона; 2) непараметрический критерий Манна- Уитни; 3) непараметрический критерий Вилкоксона; 4) дисперсионный анализ Фридмана, кластерный анализ. Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: Excel, NCSS и SPSS 10.0. В соответствии с задачами исследования и выдвинутыми предположениями в исследовании были использованы следующие диагностические методики: «Характерологический опросник К.Леонгарда – Шмишека; шкала оценки личностной тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин); методика диагностики межличностных отношений Т.Лири; «Стратегии поведения в конфликте» (К.Томас); методика Q – сортировка; проективная методика С.Л. Братченко (направленность личности в общении); тест В.Ф.Ряховского; методика оценки коммуникативных и организаторских способностей; методика КОС-1 В.В.Синявского, А.Феодоришина; тест В.Маклени для самопроверки навыков слушания; методики изучения компетентности в общении. Теоретико - методологические основания работы составили: положение о личности как целостной психологической структуре [Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Запорожец A.B., Леонтьев Α.Η., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б.]; основные положения исследований отечественных и зарубежных психологов, посвященные проблеме общения [Бодалев А.А., Куницина В.И., Лабунская В.А., Панферов В.В., Скрипкина Т.П. и др.] и проблемам речевого развития [Рау Е.Ф., Лисина М.И.]; основные положения об особенностях развития личности в подростковом возрасте [Р.Бернс, Божович Л.И., Выготский Л.С., Э.Эриксон, Фельдштейн Д.И.]; общие методологические положения практической психологии образования [Дубровина И.В, Битянова М.Р.]; положение о единстве диагностики и коррекции, отражающее целостность процесса оказания психологической помощи [Дубровина И.В, Эльконин Д.Б.]. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась посредством методологической обоснованности общего замысла исследования; продуманностью и спланированностью эмпирической части работы; использованием разнообразных надежных и валидных методов и методик, адекватных цели исследования; репрезентативностью объема выборки (120 человек); математической обработкой полученных данных с использованием компьютерных программ статистического анализа; взаимопересечением результатов, полученных при помощи различных методик и их соотнесением с данными, полученными другими исследователями. Положения, выносимые на защиту: 1. Коммуникативные трудности в общении подростков проявляются по-разному: одни не умеют слушать, другие не могут адекватно выразить мысль, третьи недостаточно общительны, четвертые имеют низкий уровень коммуникативных способностей. Но при всем разнообразии трудностей в свободном общении они предпочитают использовать диалектный дискурс, который, как правило, используется в общении с хорошо знакомыми, близкими людьми. Другие виды дискурса из-за сложности построения предложений, используются значительно реже. 2. Коммуникативные трудности в общении, связанные с нарушениями коммуникативного взаимодействия у подростков сопровождаются рядом психологических особенностей: - в личностном плане у подростков с коммуникативными трудностями в общении, как правило, формируются тревожно - боязливый и циклотимический типы акцентуаций; - в области межличностных отношений подростки с коммуникативными трудностями в общении проявляют авторитарный, эгоистический и подозрительный типы отношения к людям; - в поведенческом плане подростки с коммуникативными трудностями в общении предпочитают стратегию избегания и не умеют сотрудничать. 3. Ведущей характеристикой личности подростков с коммуникативными трудностями в общении является высокий уровень личностной тревожности, который сочетается с высоким уровнем ситуативной тревожности, склонностью к перемене настроения, высоким самоконтролем в общении и отсутствием способности к сотрудничеству. 4. Можно выделить два типа подростков с коммуникативными трудностями в общении, которые по-разному компенсируют недостатки в общении: - для одной группы подростков характерна предельно высокая ситуативная и личностная тревожность, неуравновешенность, отрицательный эмоциональный фон, подчиняемость, «центрация» на партнере, высокий самоконтроль в общении. Эта группа подростков компенсирует трудности в общении посредством избегания контактов. - другая группа подростков характеризуется цикличностью настроения, зависимостью настроения от внутренних факторов, независимо от обстоятельств, стратегией соперничества или избегания в конфликте. Эта группа подростков компенсирует трудности в общении высоким уровнем авторитарности и эгоцентризма по отношению к людям. 5. Технология, разработанная с учетом психологических и индивидуальных особенностей подростков с коммуникативными трудностями в общении, направленная на коррекцию коммуникативного взаимодействия подростков, оказывает не только фасилитирующее влияние на развитие конструктивных навыков межличностного общения, но и имеет существенное позитивное влияние на психологические особенности личности. Научная новизна исследования состоит в том, что проведенное исследование является первым в отечественной психологии эмпирическим исследованием, посвященным анализу комплекса проблем, связанных с коммуникативными трудностями в общении подростков. Показана взаимосвязь наличия коммуникативных трудностей в общении с личностными, межличностными и поведенческими характеристиками подростков: в личностном плане у подростков, как правило, формируются тревожно - боязливый и циклотимический типы акцентуаций; в межличностных отношениях подростки с коммуникативными трудностями в общении проявляют авторитарный, эгоистический и подозрительный типы отношения к людям; в поведении подростки с коммуникативными трудностями в общении предпочитают стратегию избегания и не умеют сотрудничать. Установлено, что ведущей личностной характеристикой подростков с нарушениями в сфере общения является высокий уровень личностной тревоги. Эмпирически выделен и описан внутриличностный паттерн, в котором личностная тревога взаимосвязана с ситуативной тревожностью, склонностью к немотивированной смене настроения, неуравновешенностью, предпочтением стратегии избегания контактов, и высоким самоконтролем в общении, а также с отсутствием способности к сотрудничеству. Эмпирически выявлено и описано два основных типа подростков с коммуникативными трудностями в общении, которые по-разному их компенсируют: либо посредством избегания контактов, либо посредством проявления авторитарности и эгоцентризма в общении. Предложена новая авторская технология, ориентированная на коррекцию и развитие коммуникативных умений и навыков подростков, испытывающих трудности в общении. В работе показано, что коррекция нарушений в коммуникативной сфере подростков будет эффективной в том случае, если она сконструирована с учетом их индивидуальных и психологических особенностей. В работе доказана эффективность предложенной технологии. Посредством проведения формирующего эксперимента доказано, что коррекция общения подростков, оказывает не только фасилитирующее влияние на развитие конструктивных навыков межличностного общения, но и имеет существенное позитивное влияние на психологические особенности личности подростка. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что проведенное в данной диссертационной работе теоретическое и эмпирическое исследование позволяет полнее осмыслить особенности коммуникативного поведения подростков, связанные со спецификой их взаимоотношений со сверстниками и с самими собой. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней показано, что коммуникативные трудности в общении подростков всегда сопровождаются рядом психологических, эмоциональных, личностных и поведенческих особенностей, которые обусловлены их возрастными характеристиками, связанными с особой сензитивностью личности подростков к удовлетворению коммуникативных потребностей. Выявленные особенности необходимо учитывать при конструировании программ, направленных на коррекцию коммуникативного взаимодействия в подростковом возрасте. Разработанная и апробированная технология позволит практическим психологам, работающим в образовании и здравоохранении, осуществлять полноценную помощь подросткам, испытывающим сложности в построении коммуникативного поведения. Помимо этого психологи могут использовать разработанную технологию, направленную на коррекцию коммуникативной компетентности как инструмент в различных тренингах, ориентированных на личностный рост и развитие. Разработанная, апробированная и доказавшая свою научную ценность технология, может стать методологической и практической базой в профессиональной деятельности психологов, работающих с молодежью, испытывающих трудности в общении. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности различных реабилитационных центров, оздоровительных учреждений, а также в работе организаций и социальных институтов. Материалы проведенного исследования могут быть включены в лекционные циклы по возрастной психологии, по психологии общения, а также в спецкурсы и спецпрактикумы по психокоррекционной подготовке. |
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с... | Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с... | ||
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с... | Реферат по психологии Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 24 | ||
Реферат по психологии Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 26 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Положение подростков в возрастной периодизации «детство – отрочество – взрослость». Возрастные физиологические, физические, социально-психологические... | ||
Психологические науки удк 159. 923. 2 Особенности самосознания подростков,... Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | Влияние спорта на психологические особенности мужчин и женщин На основе проведенных исследований отмечается, что занятия спортом способствуют изменению личности, как мужчин, так и женщин. В наибольшей... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Известно, что молодёжь, общаясь с иностранцами, сталкивается с трудностями в общении из-за непонимания ряда слов, с которыми им не... | Умк дисциплины «основы логопедии» Целью дисциплины является подготовка специалиста (спец психолога), имеющего представления о разнообразных речевых нарушениях, встречающихся... | ||
Умк дисциплины «основы логопедии» Целью дисциплины является подготовка специалиста (спец психолога), имеющего представления о разнообразных речевых нарушениях, встречающихся... | Индивидуально-психологические особенности личности больных хроническим... Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) | ||
Тема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | Клинические, гормональные и метаболические особенности гипоталамического... Особенности гипоталамического ожирения у детей и подростков после удаления краниофарингиомы | ||
I. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава... Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1 | Рождение диалога (книга о педагогическом общении) О педагогическом общении. Как начать диалог. Ретроспектива |