Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков





Скачать 167.48 Kb.
НазваниеРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Дата публикации23.12.2014
Размер167.48 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Реферат

Психологические проблемы в общении современных подростков


Автор: ученица 9 класса «Б»

Николаева Анна

Руководитель: Смирнова О.М.


Москва

2014


Оглавление





Введение 3

Глава I. Особенности общения современных подростков 5

1.1. Понятие общения 5

2.1. Психологические особенности подростков 6

3.1. Особенности общения подростков и противоречия подросткового возраста 7

4.1. Проблемы в общении подростков 9

4.1.1. Проблемы в общении подростков, связанные с использованием Интернета 10

4.1.2. Трудности подростков в работе с информацией 11

4.1.3 Проблемы подростков в общении со взрослыми 12

4.1.4. Проблемы подростков общения со сверстниками 13

Выводы 15

Заключение 17

Список литературы 18

Введение



Актуальность. Современные проблемы подростков в обществе связаны с расхождением их интересов с интересами взрослых и сверстников, поэтому изучение психологических проблем в общении весьма актуально. Проблемы общения и взаимоотношений относятся к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Актуальность проблем подростков возрастает на этапе, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных ценностей. Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с учителями, а так же в общении между самими подростками.

Проблема: Причины проблем подростков в общении со сверстниками и взрослыми возникают из-за недопонимая с двух сторон, борьбы за лидерство, преобладания виртуального взаимодействия над реальным, расхождение интересов, эгоцентризма (неумения встать на позицию другого), неумения найти компромисс и непонимание сотрудничества, общения между разными полами, влюбленностей, проблем в школе, лени зависимости от виртуальных сетей, использования современных средств общения (Интернет) и т. д.

Разработанность темы: Про то, что такое общение, его определение и какие типы общения существуют писали авторы Г.М. Андреева, М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова и другие. Об особенностях общения подростков в социальных сетях в Интернете и их проблемы в виртуальном общении писал П. Иванов. О подростковом возрасте, его проблемах и особенностях нам рассказывают Ф. Райс и К. Долджин, проблемы подростков в общении со сверстниками и взрослыми освещает В.Г. Казанская.

Объект: общение.

Предмет: проблемы подростков в общении.

Цель: Описать проблемы в общении, характерные для современных подростков.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Описать особенности общения, его структуру, способы, феномены;

  2. Описать особенности современных способов общения;

  3. Охарактеризовать особенности общения в подростковом возрасте;

  4. Выявить и описать основные проблемы в общении современных подростков.

Теоретическая новизна и практическая значимость: В различных источниках информации очень много написано про общение в целом, про его особенности и плюсы, а про трудности и проблемы, возникающие при общении слишком мало информации.

Но ведь именно их и нужно изучать родителям, ученикам, психологам, да и самим подросткам, чтобы взрослые могли помогать подросткам в профилактике и разрешении конфликтов, чтобы появлялось понимание с обеих сторон, и эти проблемы можно было решить.

Структура работы. Реферат состоит из введения, главы с теоретическим обзором, заключения и списка литературы. Список литературы содержит 6 научных и научно-популярных источников.


Глава I. Особенности общения современных подростков




1.1. Понятие общения


Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.

Общение принято рассматривать с трех сторон: как обмен информацией, взаимное восприятие и взаимодействие.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

«Когда говорят о коммуникации, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами между собой. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда самому процессу коммуникации можно дать определение как процессу обмена информацией» (Андреева Г.М. 2001, с.31-42).

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

«Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности» (Андреева Г.М. 2001, с.31-42).

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

«В процессе общения, должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов партнера по взаимодействию, или как принятие, разделение этих целей, мотивов. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению» (Андреева Г.М. 2001, с.31-42).

2.1. Психологические особенности подростков



Подростковый возраст (от латинского adolescere - «расти» либо «становиться зрелым) – это период жизни между детством и зрелостью, переход из одного этапа жизни в другой, он является постепенным и четких границ не имеет (Райс Ф., Долджин К., 2012, с.27).

В данном исследовании под подростковым возрастом понимается период от 10-11 до 14-15 лет.

Ф. Райс и К. Долджин считают, что за несколько последних десятилетий продолжительность подросткового периода сильно увеличилась. На сегодняшний день и в 20-30 лет люди по сравнению со своими сверстниками в прошлом реже являются финансово независимыми, имеют собственный дом или вступают в брак (Райс Ф., Долджин К., 2012, с.61).

Подростковый возраст считается одним из самых сложных в развитии ребенка. Многие проблемы связаны с бурным развитием эмоциональной, личностной, коммуникативной сфер. В эмоциональной сфере эти проблемы проявляются в виде резкой смены настроений и переживаний, повышенной возбудимость, импульсивности, больного диапазона чувств. Существенные изменения происходят в частности в мотивационной структуре процесса общения. Теряют значимость отношения со взрослыми, вплоть до противопоставления себя им. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Ярко выделяется потребность в принадлежности к референтной группе (Михайлина М.Ю., Павлова М.А., 2009, с.1, 14).

На сегодняшний день у подростков больше собственных денег и производители реагируют на это, нацелив на них свой маркетинг. Эта информация дополняет и без того огромный информационный поток, в который погружается подросток, часто не готовый к критичной и вдумчивой работе с новыми информационными реалиями.

Вследствие того, что высокооплачиваемая работа требует все больше сложных навыков, образование занимает больше времени. Все большее количество подростков получают полное среднее и высшее образование, которое теперь является инструментом построения карьеры (Райс Ф., Долджин К., 2012, с.61).

3.1. Особенности общения подростков и противоречия подросткового возраста



Противоречие между типом образования и возможностями подростка. Возникновение проблем подростка могут спровоцировать такие особенности обучения в средней школе, как:

  • Пассивно-иллюстративный тип образования. Он тормозит умственное развитие школьника. Этот тип можно рассматривать как использование памяти вместо развития мышления.

  • Сложная адаптация при переходе из начальной школы в среднюю. Особенно, если при этом подросток переходит в новую школу.

  • Появление различных учителей-предметников с разными системами преподавания и требованиями к учащимся. В начальной школе обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям и манере поведения. В средней – обучение многопредметное. Разные учителя ведут разные предметы и их мнения об одном и том же учащемся могут сильно различаться.

  • Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами. Каждый школьник должен усвоить государственную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области.

  • Противоречие между старым и новым. Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности подростка и их отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности подростка – чувство взрослости, при котором подросток может изменить взгляды на жизнь и перейти от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.

  • Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда человека в предметах материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить.

  • Противоречия между духовными и материальными потребностями. Дети не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности ненасыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба.

  • Потребности проявить себя в среде сверстников, желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности.

  • Несоответствие роста мышечной массы «создает» не ту внешность, о которой подросток мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом уродстве. Это противоречие не дает подростку заниматься «прилюдными» видами деятельности. Желание спрятаться от людей приводит некоторых подростков к нейротизму, одиночеству, своеобразным видам защиты.

  • Желание реализовать себя и неумение это сделать. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения.

Таким образом, развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его личности. (Казанская В.Г., 2006, с.31-34).

4.1. Проблемы в общении подростков


Набор жизненных ситуаций, как и способы их разрешения, могут существенно меняться на протяжении жизни человека. Важнейшими специфическими чертами подростка являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность. Обычно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Здесь можно выделить противоречие: при том, что у подростков ярко выражено стремление противопоставить себя взрослым (проявление чувства взрослости), отстаивать свою независимость и права, одновременно они ожидают от взрослых помощи, защиты и поддержки (Михайлина М.Ю., Павлова М.А., 2009, с.14).

В.Г. Казанская описывает два пути развития в подростковом возрасте:

  • Бесконфликтное, бескризисное гармоничное. Происходит тогда, когда взросление проходит быстро, без ломки взглядов и перемены отношений со взрослыми. Происходит плавный постепенный рост, без резких изменений в личности подростка;

  • Кризисное, с трудностями взросления, в итоге которого возникает новое “Я”. Возникает при расхождении в требованиях, предъявляемых к взрослым и детям (характерно для индустриальных обществ). Такой тип развития порождает парадоксальную ситуацию: подросток усваивает то, что не пригодится ему во взрослой жизни, но не получает того, что для этого необходимо. Поэтому, став взрослым, он может быть не приспособлен к жизни в обществе и не знать, как приобрести желанные навыки (Казанская В.Г., 2006, 36с.; Солодилова О.П., 2004, с. 212).

Э. Шпрангер описывает третий тип протекания подросткового возраста:

  • Подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Такой путь развития характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины (Солодилова О.П., 2004, с. 212).

Чем более открытыми стали сексуальные темы, тем больше возможностей появилось для того, чтобы этим злоупотреблять. Дети не достаточно защищены от сексуальной информации, которая 20 лет назад в российском обществе была табу даже для взрослых. Конечно же, просмотр сексуально откровенных материалов в кино или по телевизору оказывает влияние на подростков (Райс Ф., Долджин К., 2012, с.51).

4.1.1. Проблемы в общении подростков, связанные с использованием Интернета



Интернет оказал сильнейшее воздействие на общество. Киберпространство широко открыло мир для подростков, к чему взрослые оказались не готовы.

В настоящее время многие, нежелательные с точки зрения взрослых, но интересные для подростков материалы, стали доступны в Интернете, например, порнография, тексты, содержащие ненормативную лексику, материалы, порождающие и повышающие агрессию, секты, преступники, хакеры, национальная и религиозная нетерпимость. В целом все эти материалы могут вполне выступать инструментами манипуляции подростковым сознанием.

В Интернете любой пользователь может представляться кем угодно и где угодно. И это свойство сети одинаково как для людей взрослых, так и детей. Получается, все могут делать в сети что хотят и ни за что не отвечать. Конечно, проще всего призвать к ответу владельца сайта и провайдера. И большинство обязанностей возложено именно на них, как на распространителей информации. Но не может владелец сайта отвечать за то, как пользователь в дальнейшем распорядится полученной на сайте информацией.

Тогда возникает вопрос, стоит ли рассказывать ребенку о том, что в интернете существуют действия, за которые может наступить уголовная ответственность? Например, если ребенок в возрасте 12 лет, нажмет кнопку «да, мне исполнилось 18 лет» и войдет на сайт с содержимым категории «18+», то никакой ответственности ни он сам, ни сайт нести не будут (Иванов П., 2013).

4.1.2. Трудности подростков в работе с информацией



Решение проблем начинается с поиска проблемы, т. е. ее обозначения, чтобы индивидуум знал, что нужно сделать. Второй этап – оценка составляющих проблемы для того, чтобы человек знал информацию и задания, с которыми он должен работать. Этот этап как правило требует размышлений о различных аспектах данной задачи. Третий этап – это создание списка решений и их предварительная оценка, которая даст возможность предвидеть последствия каждого решения. Он позволяет индивидууму сделать выбор (Райс Ф., Долджин К., 2012, с.278).

Если изменения протекают интенсивно и быстро, то развитие приобретает бурный и скачкообразный характер. Так же эти изменения сопровождаются большими трудностями, возникающими у ребенка. Они называются фрустрациями и вызывают у ребенка сильные переживания, которые он не может объяснить. Возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. К примеру, учебная деятельность в школе требует абстрактного мышления, анализа через включение какого-либо явления в новую систему связей, что позволяет ученику мыслить отвлеченно, открывать для себя новые принципы действия или строить новые способы решения проблемы. Но школьник привык решать задачи корректного типа. Он переносит эти способы воздействия в новые условия и не получает правильного ответа. В этом случае он пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в учебнике и выполняет задание «методом тыка» (Михайлина М.Ю., Павлова М.А., 2009, с.36).

4.1.3 Проблемы подростков в общении со взрослыми



Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте. Оно нужно для освоения взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

  • В этом возрасте расширяется жизненный мир подростка, круг его общения и типа людей, на которых он ориентируются.

  • Общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подросток начинает оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивает свои права на самостоятельность. Он болезненно реагирует на кажущиеся ущемления своих прав, пытается ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

  • Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к выводу, что между им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать, не считать его маленьким.

  • Детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм.

  • Чувство взрослости – это отношение подростка к себе, как к взрослому. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

  • Отношения детей и родителей неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка не поднимается в общении с родителями (Михайлина М.Ю., Павлова М.А., 2009, с.31).



4.1.4. Проблемы подростков общения со сверстниками



Проблемы подростков в общении со сверстниками возникают из-за множества причин.

Вот некоторые из них:

  • Противоречия между имеющимися у ребенка способами деятельности и требованиями общества к нему.

  • Трудности в понимании. Большинство подростков-сверстников, находящихся в одном коллективе, имеют разное представление о тех или иных вещах, разные взгляды и интересы. Вследствие этого возникают проблемы с пониманием и принятием интересов других.

  • Борьба за лидерство. Почти каждый средний подросток желает выделяться из коллектива, быть, так называемым, лидером общества, концентрировать на себе внимание других. Из-за того, что это получается далеко не у каждого подростка, возникают проблемы борьбы за лидерство.

  • Преобладание виртуального взаимодействия над реальным. В настоящее время очень популярны стали виртуальные сети. Общение в Интернете преобладает над живым общением, подростки больше переписываются, нежели разговаривают друг с другом. Чем больше подросток общается в сети, тем больше у него возникает потребность в живом общении, но возможности на реальное общение уменьшаются. К тому же, общение в сети может быть от анонимного лица, и подросток не несет ответственности, создавая виртуального клона, однако это может привлечь за собой множество проблем.

  • Расхождение интересов. Сейчас перед подростками открывается все больше новых возможностей и интересов. Из-за возникновения и огромного количества интересов возникают противоречия и расхождения в интересах.

  • Эгоцентризм (неумение встать на позицию другого). Иногда подросток отстаивает свое мнение, хотя и знает, что мнение другого, возможно, и правильное, но неумение вставать на позицию другого порождает непонимание и возникновение проблемы.

  • Неумение найти компромисс и неумение сотрудничать. Такая проблема возникает у подростков, которые не умеют слушать мнение других и всегда стоят на своем.

  • Общение между полами, влюбленность. Возникновение симпатий к противоположному полу в подростковом возрасте иногда приводит к проблемам. Для подростка очень важно, чтобы окружающие смотрели на него и восхищались. Объектом такого восхищения может стать его привлекательная подруга или симпатичный молодой человек. Зачастую подростки начинают отношения, дабы показать себя более взрослым или же ради самоутверждения. Нередко возникают противоречия со взрослыми, потому что родители недоумевают и высказывают свое возмущение по поводу столь ранней «любви». (Солодилова О.П., 2004, с.86).

Выводы



Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.

Общение принято рассматривать с трех сторон: как обмен информацией, взаимное восприятие и как взаимодействие.

Подростковый возраст – это период жизни между детством и зрелостью, переход из одного этапа жизни в другой, который является постепенным и четких границ не имеет.

Существует три пути развития в подростковом возрасте:

  1. Бесконфликтное, бескризисное гармоничное.

  2. Кризисное, с трудностями взросления.

  3. Подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.

Существует два типа проблем общения подростков: проблемы со взрослыми и сверстниками.

Проблемы со взрослыми:

  • Общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.

  • Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать его маленьким.

  • Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.

  • Отношения детей и родителей неравноправны.

Проблемы со сверстниками:

  • Трудности в понимании.

  • Борьба за лидерство.

  • Преобладание виртуального взаимодействия над реальным.

  • Расхождение интересов.

  • Эгоцентризм (неумение встать на позицию другого).

  • Неумение найти компромисс и неумение сотрудничать.

  • Общение между полами, влюбленность.


Заключение



В данном исследовании было проанализировано понятие подросткового возраста и общения в подростковом возрасте. Общение подростков рассмотрено через их психологические особенности.

Выявлено, что общение принято рассматривать с трех сторон: как обмен информацией, взаимное восприятие и как взаимодействие.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных в развитии ребенка. Выявлены особенности поведения, общения в подростковом возрасте и причины возникновения проблем, к примеру, трудности в понимании, борьба за лидерство, преобладание виртуального взаимодействия над реальным, расхождение интересов, желание казаться взрослым, желание показать свою самостоятельность, эгоцентризм и т.д.

Для изучения проблем подростков важно рассматривать отдельные группы проблем: со взрослыми и со сверстниками.

Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены. Цель – описать проблемы в общении, характерные для современных подростков, - достигнута.

В дальнейшем представляется интересным глубокое изучение общения подростков между собой, более широкий взгляд на их взаимоотношения, исследования возникновения и протекания их проблем со сверстниками.

Список литературы


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Андреева Г.М. - Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

  2. Иванов П. Дети в сети - режим доступа http://letidor.ru/article/detskaya_anonimnost_v_seti_66935/14.08.2013 - Дата обращения (размещения) 06.10.2013.

  3. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. – Спб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).

  4. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 207с.

  5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е издание / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). Перевод с английского под научной редакцией профессора Е. И. Николаевой.

  6. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах. Издательство: ТК Велби, Москва, 2004. – 284 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с...
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с...
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconПсихологические особенности подростков с коммуникативными трудностями в общении
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат по психологии
Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 24
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат по психологии
Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 26
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза»
Воронцова Оксана Юрьевна «Психологические проблемы дизонтогенза». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 28 с
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconОбсуждения Проблемы адаптации учащихся 5-х классов Анкетирование...
Формирование банка данных «трудных» подростков, подростков, «группы риска», подростков из неблагополучных семей
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков
Теоретический анализ психологических подходов к изучению конфликтов у подростков. 6
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconТема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат по теме «Социальная адаптация подростков, выросших в детских домах»
В результате безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10%...
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные...
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconПроект "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка Актуальность проблемы
Актуальность проблемы: дефицит информации для подростков о вреде курения, правильном питании и двигательной активности
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconСоциально-психологические и ресурсно-экономические проблемы в системе непрерывного образования

Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconI. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава...
Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРождение диалога (книга о педагогическом общении)
О педагогическом общении. Как начать диалог. Ретроспектива
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положение подростков в возрастной периодизации «детство – отрочество – взрослость». Возрастные физиологические, физические, социально-психологические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск