Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков





Скачать 115.2 Kb.
НазваниеРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Дата публикации27.04.2015
Размер115.2 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Психологические проблемы в общении современных подростков

Автор: ученица 9 класса «Б»

Николаева Анна

Руководитель: Смирнова О.М.

Москва

2014

Содержание

Актуальность - доделать

Список лит-ры - доделать

Сайт

Введение

Актуальность. Современные проблемы подростков в обществе связаны с расхождением интересов, поэтому изучение психологических проблем в общении весьма актуально. Проблемы общения и взаимоотношений относятся к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Актуальность проблем подростков возрастает на этапе, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных ценностей. Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с учителями, а так же в общении между самими подростками. (+ФГОС???)

Проблема:

Разработанность темы:

Объект: общение.

Предмет: проблемы подростков в общении.

Цель: Описать проблемы в общении, характерные для современных подростков.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Описать особенности общения, его структуру, способы, феномены;

  2. Описать особенности современных способов общения;

  3. Охарактеризовать особенности общения в подростковом возрасте;

  4. Выявить и описать основные проблемы в общении современных подростков.

Теоретическая новизна и практическая значимость:

Структура работы.

Глава I. Особенности общения современных подростков
«Наиболее сложным с точки зрения личностного развития ребенка является переходный подростковый возраст. Существенные проблемы связаны в этот период с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, больной диапазон полярных чувств, - все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемым в возрасте от 11 до 14 лет у многих ребят.

Серьезные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростка, в частности в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности к какой-либо группе»

(Михайлина М. Ю., Павлова М. А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях, с.1, 2009).

«Словосочетание «подростковый возраст» (англ. Adolescence) происходит от латинского adolescere, что означает «расти» либо «становиться зрелым». Подростковый возраст – это период жизни между детством и зрелостью. Этот переход из одного этапа жизни в другой является постепенным и не имеет четких границ. Хотя у каждого человека продолжительность жизни разная, большинство подростков со временем становятся зрелыми взрослыми людьми. В этом смысле подростковый период можно сравнить с мостом между детством и зрелостью, по которому индивидуум должен пройти, прежде чем вырастет и станет ответственным взрослым человеком». (Филлип Райс, Ким Долджин, «Психология подросткового и юношеского возраста 12-е издание», Перевод с Английского под научной редакцией профессора Е. И. Николаевой. 27с.,2012г.)

«Набор жизненных ситуаций, как и репертуар способов, их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. Начало этого периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражено не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки» (Михайлина М. Ю. , Павлова М. А., «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях», с.14, 2009).

Отметим, что, в принципе, есть два пути развития подростка: бесконфликтное, бескризисное, гармоничное и кризисное, с трудностями взросления. Первый тип возможен тогда, когда взросление происходит быстро, без ломки прежних взглядов и перемены отношений со взрослыми и родителями. Второй отмечается в индустриальных обществах, когда есть расхождение в требованиях, предъявляемых к взрослым людям и детям. При этом возникает парадоксальная ситуация: ребенок усваивает то, что во взрослой жизни ему не пригодится. А то, что необходимо, не получает, и, став взрослым, не знает, как жить во взрослом мире и как приобрести желанные навыки». (Казанская В.Г., «Подросток. Трудности взросления», 36с., 2006г.)

«Сексуальная революция.

К сожалению, чем более открытыми стали сексуальные темы, тем больше возможностей появилось для того, чтобы этой свободой злоупотреблять. Дети с помощью СМИ приобщаются к просмотру сексуальных сцен и эпизодов раньше, чем начинают ездить на трёхколёсном велосипеде. Они не достаточно защищены от сексуальной информации , которая 20 лет назад была табу для взрослых. Естественно, просмотр сексуально откровенных материалов по телевидению и в кино оказывает определенное влияние на подростков.» (Филлип Райс, Ким Долджин, «Психология подросткового и юношеского возраста 12-е издание», Перевод с Английского под научной редакцией профессора Е. И. Николаевой. 51с., 2012г.)

«Существует несколько подходов к изучению подростков: биологический, когнитивный, психосексуальный и социальный. Количество несовершеннолетних в США неуклонно растет, и будет продолжать расти. В течение нескольких лет темпы роста стали ниже по сравнению с другими возрастными группами.

Интернет оказал сильнейшее воздействие на общество США. Киберпространство открыло мир для подростков так широко, как нельзя было даже представить в прошлом.

За последние несколько десятилетий продолжительность подросткового периода значительно увеличилась. Лица от 20 до 30 лет сегодня реже являются финансово независимыми, реже живут в своих собственных домах, вступают в брак либо заводят детей по сравнению со своими сверстниками в прошлом.

К сожалению, многие материалы, нежелательные для детей и подростков, также стали доступными в Интернете. Непреднамеренное воздействие порнографии может быть опасным и не может не вызывать беспокойство.

У подростков сегодня больше собственных денег, а производители отреагировали на это, нацелив на них свои маркетинги продукцию.

Поскольку высокооплачиваемая работа требует все более сложных навыков, образование занимает большее количество времени. Все большее количество подростков оканчивают среднюю школу и немного меньшее количество оканчивают вузы. Образование с целью сделать карьеру становится все более обычным явлением».

(Филлип Райс, Ким Долджин, «Психология подросткового и юношеского возраста 12-е издание», Перевод с Английского под научной редакцией профессора Е. И. Николаевой. 61с. 2012г.)

Иногда агрессия или несчастье, испытываемые молодыми людьми, отражаются в их поведении. Чувства, прежде сдерживаемое, выходят наружу и принимают вызывающие формы: прогулы уроков в школе, агрессивность, случайные сексуальные связи, воровство, хулиганство, изнасилования и даже убийства и самоубийства. Часто такие подростки испытывают чувство отчужденности от друзей, семьи, школы. Они выпадают из общего потока жизни как подросткового, так и взрослого общества. Их действия являются проявлением этой отчужденности, которую они не смогли бы преодолеть приемлемыми для общества способами. (Calabrese, 1987; Calabrese, and Adams,1990) (Филлип Райс, Ким Долджин, «Психология подросткового и юношеского возраста 12-е издание», Перевод с Английского под научной редакцией профессора Е. И. Николаевой. 717с. 2012г.)

Одним из практических результатов обработки информации является решение проблем. Оно начинается с поиска проблемы, т. е. обозначения проблемы, чтобы индивидуум знал, что нужно сделать. Второй этап – это оценка составляющих проблемы для того, чтобы человек знал информацию и задания, с которыми он/она должны работать. Этот этап обычно требует всесторонней реорганизации и размышлений о различных аспектах данной задачи. Третий этап – это создание списка решений и их предварительная оценка, которая даст возможность предвидеть последствия каждого решения. Это позволит индивидууму сделать выбор. (Филлип Райс, Ким Долджин, «Психология подросткового и юношеского возраста 12-е издание», Перевод с Английского под научной редакцией профессора Е. И. Николаевой. 278с. 2012г.)

Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений. Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает скачкообразный и бурный характер. Эти изменения сопровождаются большими субъективными трудностями, возникающими у ребенка. Они вызывают у него сильные переживания, которые он не может объяснить. Мы называем их фрустрациями . Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого–либо явления в новую систему связей (как говорил выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, «анализа через синтез»), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, т. е. выполняет деятельность «методом тыка».
Глава 2. Особенности общения подростка.

Противоречие между типом образования и возможностями подростка (М. И. Махмутов). К примеру, пассивно–иллюстративный тип образования, который многие ученые–педагоги называют «умственной жвачкой», становится тормозом для умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта подростка и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание; не развитие мышления, а использование памяти. Отсюда тенденция к повторению уже известного, отсутствие дискуссий. Некоторые ученые, например А. В. Хуторской, называют возникшее противоречие противоречием между свободой и заданностью в обучении. Если обучение ориентируется на внешний заказ, родительский или социальный, то от учителя требуется сформировать у учеников определенные учебные действия. Если же обучение ориентируется на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, то следует создать такую среду, которая разовьет его личностный потенциал.

Противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней. В начальной обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям, манере поведения. В средней – многопредметное обучение. Разные уроки ведут разные учителя, мнения которых об одном учащемся могут сильно различаться. Поэтому могут возникнуть конфликты с педагогами.

Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами. Реально это противоречие проявляется в том, что каждый школьник должен усвоить государственную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области. А ведь из склонности формируются способности, однако об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на конкретного ученика. Например, один читает запоем, очень хорошо излагает свои мысли, свободно оперирует литературными источниками, другой – часами решает шахматные задачи, а третий с удовольствием разбирается с компьютерными программами. Естественно, большой разброс интересов этих детей приведет к разным результатам в какой–то одной деятельности.

Противоречие между старым и новым. Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности подростка и их отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности подростка – чувство взрослости, при котором подросток может изменить взгляды на жизнь и перейти от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.

Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда человека в предметах материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить. Скажем, подросток хочет иметь музыкальный центр, но материальных средств недостаточно. Не умея заработать деньги, он просит их у родителей. Если они отказывают ему, он ищет способы раздобыть денег. И если с нравственными принципами не все в порядке, возможно, деньги для покупки будут добыты нечестным путем. Только получит ли подросток удовольствие от этого? Начинает мучать совесть, появляется страх разоблачения, подросток страдает.

У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Дети не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности ненасыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба. В итоге возникает ситуация, про которую русский педагог и врач А. Ф. Лесгафт писал: «Сначала ребенок потребует конфету, потом конфету с ромом, затем ром с конфетой, а в конце концов – один ром».

Потребности проявить себя в среде сверстников, желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе «создает» не ту внешность, о которой подросток мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом уродстве, он просит деньги на пластическую операцию носа, ушей, удлинения (укорочения) ног и т. п., а иногда заявляет матери: «Почему ты родила меня таким уродом?» Это противоречие не дает подростку заниматься «прилюдными» видами деятельности. Желание спрятаться от людей приводит некоторых подростков к нейротизму, одиночеству, своеобразным видам защиты.

Желание реализовать себя и неумение это сделать – еще одно противоречие подростка. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения (А. В. Мудрик). Но последнее иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать. Поэтому родители заявляют: «Перестань дурачиться, ты не маленький» или «Что ты глупости говоришь? Не мешай и не болтайся под ногами, иди, займись делом».

Таким образом, развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит подростка на более высокий уровень. (Казанская В.Г., «Подросток. Трудности взросления», 31-34с., 2006г.)

В Интернете любой пользователь может представляться кем угодно и где угодно. И это свойство сети одинаково как для людей взрослых, так и детей. Если возможностью скрыть свою личность в сети пользуемся мы, взрослые, то для детей подобная возможность – просто воплощение сказки про шапку-невидимку.

Что же получается? Все могут делать что хотят и никто ни за что не отвечает? Конечно, проще всего призвать к ответу владельца сайта и провайдера. И большинство обязанностей возложено именно на них, как на распространителей информации. Но не может владелец сайта (либо провайдер) отвечать за то, как пользователь в дальнейшем распорядится полученной на сайте информацией (изначально разрешенной к распространению), какие предпримет действия и т.д. Это аналогично ситуации, когда не может завод-изготовитель дрелей нести ответственность за соседское сверление этой дрелью в шесть часов утра.

Тогда возникает вопрос, стоит ли рассказывать ребенку о том, что в интернете существуют действия, за которые может наступить уголовная ответственность? Например, если ребенок в возрасте 12 лет, нажмет кнопку «да, мне исполнилось 18 лет» и войдет на сайт с содержимым категории «18+», то никакой ответственности ни он сам, ни сайт нести не будут. (Павел Иванов, 14.08.2013 12:38, http://letidor.ru/article/detskaya_anonimnost_v_seti_66935/ - Дата обращения 06.10.2013)
Список литературы


  1. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. – Спб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).

  2. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 207с.

  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е издание / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). Перевод с английского под научной редакцией профессора Е. И. Николаевой. - Не все выходные данные книги




  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с. -12 глава.

Приложения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с...
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат Психологические проблемы в общении современных подростков
Можно разделить проблемы общения современных подростков на три типа по коммуникативным сферам: проблемы в общении с родителями, с...
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconПсихологические особенности подростков с коммуникативными трудностями в общении
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат по психологии
Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 24
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат по психологии
Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 26
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза»
Воронцова Оксана Юрьевна «Психологические проблемы дизонтогенза». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 28 с
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconОбсуждения Проблемы адаптации учащихся 5-х классов Анкетирование...
Формирование банка данных «трудных» подростков, подростков, «группы риска», подростков из неблагополучных семей
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков
Теоретический анализ психологических подходов к изучению конфликтов у подростков. 6
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconТема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРеферат по теме «Социальная адаптация подростков, выросших в детских домах»
В результате безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10%...
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные...
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconПроект "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка Актуальность проблемы
Актуальность проблемы: дефицит информации для подростков о вреде курения, правильном питании и двигательной активности
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconСоциально-психологические и ресурсно-экономические проблемы в системе непрерывного образования

Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconI. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава...
Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconРождение диалога (книга о педагогическом общении)
О педагогическом общении. Как начать диалог. Ретроспектива
Реферат Психологические проблемы в общении современных подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положение подростков в возрастной периодизации «детство – отрочество – взрослость». Возрастные физиологические, физические, социально-психологические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск