Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология»





Скачать 194.12 Kb.
НазваниеРабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология»
Дата публикации17.12.2014
Размер194.12 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Нейрофизиология

направление подготовки 030300 «Психология»

Квалификации выпускника — бакалавр

Санкт-Петербург

2012

Нейрофизиология: рабочая программа / авт. - сост. Н. С. Арутюнова,

Ю. В. Шатковский. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 14 с.

Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии,

протокол № 2 от 24 сентября 2012 г.

Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.


Автор-составитель

кандидат медицинских наук, доцент кафедры

Н. С. Арутюнова

кандидат психологических наук, доцент кафедры

Ю. В. Шатковский


Рецензент

кандидат психологических наук, кандидат медицинских наук, доцент

И. В. Берно-Беллекур


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель — расширить и углубить знания об основных закономерностях развития и функционирования нервной системы как базы для формирования психических механизмов и механизмов организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза.

Задачи:

  • дать необходимые знания закономерностей, функционирования организма как единого целого, регулирующую роль в котором выполняет нервная система;

  • ознакомить с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания нормально-развивающихся детей, подростков и умственно-отсталых детей;

  • дать представления о нейрофизиологических механизмах сложных психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, мотивации и основы речи, которые позволят понять формирование и сущность тех или иных аномалий ребенка;

  • развивать у будущих специалистов умения использовать знания морфофункциональных особенностей нейрофизиологических механизмов, нервных процессов и ВНД при организации учебно-воспитательной работы и для решения практических задач.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Нейрофизиология» является дисциплиной базовой части математического и естественнонаучного цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология».

Студент, обучающийся по дисциплине «Нейрофизиология», должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, полученные при изучении дисциплины «Анатомия центральной нервной системы». Курс предваряет изучение «Основ патопсихологии», «Основ нейропсихологии», а также «Психофизиологии».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) — способностью и готовностью к:

  • пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

А также следующими профессиональными компетенциями (ПК) — способностью и готовностью к:

  • психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

  • прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

  • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • онтогенез и филогенез нервной системы;

  • строение и принцип работы нейрона и синапса;

  • строение и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы;

  • регулирующие системы организма и их взаимодействие;

  • возрастные особенности функционирования мозга ребенка;

  • нейрофизиологические механизмы высших психических функций;

  • нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций;

  • терминологию основных понятий нейрофизиологии.

Уметь применять полученные теоретические знания как базовые при освоении последующих медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин.

Владеть навыками применения полученных знаний в диагностической и коррекционной работе.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

2-й семестр

Аудиторные занятия (всего)

54

В том числе:

-

Лекции

18

Практические занятия (ПЗ)

-

Семинары (С)

36

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа (всего)

72

В том числе:

-

Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

-

Другие виды самостоятельной работы

72







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

126

3,5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Тема

Содержание

1.

Введение. Регулирующие системы организма и их взаимодействие.

Общие проблемы нейрофизиологии. Характеристика современного этапа развития нейрофизиологии.

Баланс тормозных и возбудительных процессов. Саморегуляция. Гомеостаз. Законы раздражения. Прямые и обратные связи.

2.

Общая нейрофизиология.

Нервная ткань. Виды нервных клеток. Физиология возбудимых мембран. Законы раздражения и возбуждения клеток. Распространение потенциала действия.

3.

Межклеточная передача возбуждения.

Виды синапсов. Взаимодействие синапсов. Физиология клеток нейроглии.

4.

Структура и функции отделов мозга.

Иерархия функций отделов мозга.


5.

Системы мозга

Лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы). Ретикуло-стволовой уровень интеграции. Таламокортикальный уровень интеграции. Нейрофизиология ассоциативных систем мозга. Онтогенез ассоциативных систем мозга.

6.

Латерализация функций.

Интегративные механизмы. Функциональные системы. Гетерохрония. Динамическая локализация функций.

7.

Высшая нервная деятельность.

Принципы ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Правила образования условных рефлексов. Общие признаки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Внутреннее и внешнее торможение. Внешнее (безусловное) торможение. Запредельное (охранительное) торможение. Внутреннее (условное) торможение. Взаимодействие разных видов торможения. Учение о доминанте. Основные положения учения о доминанте. Корковый очаг стационарного возбуждения. Гипоталамический очаг стационарного возбуждения. Динамический стереотип. Первая и вторая сигнальные системы.

8.

Нейрофизиологические механизмы психических процессов.

Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Значение биоритмов.


9.

Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка.

Врожденная рефлекторная деятельность. Высшая нервная деятельность ребенка первого года после рождения. Высшая нервная деятельность в раннем детстве. Высшая нервная деятельность в дошкольном возрасте. Высшая нервная деятельность в младшем школьном возрасте. Высшая нервная деятельность в подростковом возрасте.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Основы патопсихологии

+

-

+

+

-

-

+

+

+

2.

Психофизиология

+

+

-

+

+

+

-

-

-

3.

Основы психогенетики

+

+

-

-

+

-

-

+

-

4.

Основы нейропсихологии

+

-

+

-

+

+

-

+

+


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические занятия


Самостоятельная работа студентов

Всего

1

Введение. Регулирующие системы организма и их взаимодействие.

2

4

8

14

2

Общая нейрофизиология.

2

4

8

14

3

Межклеточная передача возбуждения.

2

4

8

14

4

Структура и функции отделов мозга.

2

4

8

14

5

Системы мозга.

2

4

8

14

6

Латерализация функций.

2

4

8

14

7

Высшая нервная деятельность.

2

4

8

14

8

Нейрофизиологические механизмы психических процессов.

2

4

8

14

9

Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка.

2

4

8

14




Итого

18

36

72

126


6. Семинарские занятия

п/п

Раздел дисциплины

Наименование семинарского занятия

Трудо-емкость

(часы/зачетные единицы)

1.

Введение. Регулирующие системы организма и их взаимодействие.

Физиология ЦНС как наука

4

2.

Общая нейрофизиология.

Принципы деятельности центральной нервной системы. Физиология нервной ткани.

4

3.

Межклеточная передача возбуждения.

Механизмы передачи информации в ЦНС


4

4.

Структура и функции отделов мозга.

Функции отделов мозга и их иерархия.


4

5.

Системы мозга.

Лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы мозга

4

6.

Латерализация функций.

Динамическая локализация функций

4

7.

Высшая нервная деятельность.

Условные и безусловные рефлексы. Правила образования условных рефлексов. Общие признаки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.

4

8.

Нейрофизиологические механизмы психических процессов.

Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций.

4

9.

Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка.

Высшая нервная деятельность ребенка в различные возрастные периоды

4


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

  1. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов / Е.Д. Хомская. – 4-е изд.– СПб.: Питер, 2013. – 496 с.

  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2006.

  3. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А.С. Батуев. – СПб.: Питер, 2006. – 317с.

7.2. Дополнительная литература

  1. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт]/ под ред. А.М. Столяренкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 464 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/164434

    1. Вспомогательная литература

  1. Анатомия и физиология: cловарь-справочник: учебное пособие / сост. С. С. Тверская. – М. : МОДЭК, 2004. – 256 с.

  2. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: учебник / А. С. Батуев. – СПб.: Лань, 2002. – 416 с.

  3. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А. С. Батуев. – СПб.: Питер, 2006. – 317 с.

  4. Богданов А. В. Физиология центральной нервной системы: курс лекций / А. В. Богданов. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 147 с.

  5. Данилова Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.

  6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие / А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2006. – 384 с.

  7. Смирнов В. М. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие для студентов вузов / В. М. Смирнов. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

  8. Холл М. НЛП-мастер: полный сертификационный курс: Высшая магия НЛП / М. Холл, Б. Боденхамер. – СПб.: Прайм-Евро-Знак, 2007. – 554 с.

  9. Хомская Е. Д. Нейропсихология: учебник / Е. Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2006. – 496 с.


7.4. Программное обеспечение

  1. Microsoft Word.

  2. Power Point.


7.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Автоматизарованная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64 (Электронный каталог библиотеки СПб ИВЭСЭП.

  2. Консультант Плюс».

  3. ЭБС «Книгофонд» (электронная библиотека) ООО «Центр цифровой дистрибуции».


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютер, мультимедийный проектор.

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:

1. Изучить литературные источники, выделить основные мысли, термины, особенности строения основных структур центральной и периферической нервной системы в соответствии с контрольными вопросами в форме конспекта.

2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, лекций, практических занятий, ресурсов Интернет.

3. Подготовить реферативную работу по выбранной теме, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений наук, и оформить ее на бумажном или электронном носителях.
9.1. Темы рефератов

  1. Современные методы нейрофизиологических исследований.

  2. Морфология нервной ткани.

  3. Структурно-функциональные характеристики нейроглии.

  4. Физиология нейрона.

  5. Обмен информацией в нервной системе.

  6. Виды синапсов.

  7. Движение, как форма внешнего проявления мозговой деятельности.

  8. Регуляция двигательной активности.

  9. Патологии двигательной функции.

  10. Вегетативная нервная система.

  11. Регуляция вегетативных функций.

  12. Нейрофизиология сердечно-сосудистой системы.

  13. Нейрофизиология дыхательной системы.

  14. Нейрофизиология пищеварительной системы.

  15. Нейрофизиология выделительной системы.

  16. Обмен энергией в организме.

  17. Цветовое зрение, теории и механизмы.

  18. Бинакулярное зрение.

  19. Слуховая сенсорная система. Структурно-функциональная характеристика.

  20. Строение и функции вестибулярного аппарата.

  21. Терморегуляция. Механизмы стимуляции терморецепторов.

  22. Соматическая чувствительность.

  23. Механизмы восприятия вкусовых и обонятельных стимулов.

  24. Роль вкусового и обонятельного анализатора в организации поведения.

  25. Взаимодействие 1 и 2 сигнальных систем у человека.

  26. Функциональная асимметрия мозга.


9.2. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Свойства возбудимых тканей: раздражимость, возбудимость, проводимость, лабильность.

  2. Виды раздражителей: адекватные и неадекватные, пороговые, подпороговые, сверхпороговые.

  3. Законы раздражения. Зависимость между силой и длительностью раздражения.

  4. Строение клеточной мембраны. Транспорт ионов через мембрану. Виды транспорта ионов.

  5. Мембранный потенциал. Механизм его возникновения.

  6. Потенциал действия. Механизм возникновения, фазы потенциала действия.

  7. Нейрон. Строение, функции, классификация нейронов. Нейроглия. Сроки миелинизации нервных волокон.

  8. Механизмы и законы проведения возбуждения по нервному волокну.

  9. Строение химического синапса. Понятие о нейромедиаторах, их виды. Механизм проведения возбуждения и торможения через синапс.

  10. Понятие о рефлексе. Строение рефлекторного кольца. Классификация рефлексов.

  11. Торможение в ЦНС. Его значение и механизмы.

  12. Принципы координационной деятельности ЦНС.

  13. Сегментарный принцип строения спинного мозга. Расположение центров рефлекторной регуляции функций. Возрастные особенности строения спинного мозга.

  14. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга, их развитие в онтогенезе.

  15. Рефлексы спинного мозга новорожденных.

  16. Рефлекторная функция продолговатого и заднего мозга, их развитие в онтогенезе. Значение дыхательного и сосудодвигательного центров.

  17. Рефлекторная функция среднего мозга. Ориентировочные рефлексы, их развитие в онтогенезе.

  18. Промежуточный мозг. Таламус, его функции. Функции гипоталамуса.

  19. Базальные ядра. Их функции, развитие в онтогенезе.

  20. Лимбическая система. Строение и функции.

  21. Ретикулярная формация. Строение и функции.

  22. Строение коры больших полушарий. Значение разных слоев коры.

  23. Проекционные (сенсорные, моторные) и ассоциативные зоны коры, их расположение и значение.

  24. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Общие закономерности созревания мозга.

  25. Условные рефлексы, их общие признаки и правила образования.

  26. Классификация условных рефлексов.

  27. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов.

  28. Динамический стереотип, механизмы его образования, значение, особенности у детей.

  29. Типы ВНД (по И. П. Павлову), их особенности у детей.

  30. 1-я и 2-я сигнальные системы, механизмы их взаимодействия.

  31. Этапы формирования ВНД у детей.

  32. Речь, ее функции. Развитие речи в онтогенезе. Структурно–функциональные основы речи.

  33. Нейрофизиология мотиваций и эмоций. Структурно–функциональные основы мотиваций и эмоций.

  34. Нейрофизиология памяти: виды памяти, процессы памяти, функциональные и структурные основы памяти, нейрохимия памяти, нейроанатомия памяти.

  35. Обучение, формы обучения.

  36. Мышление: структурно–функциональные основы мышления.

  37. Функциональная специализация больших полушарий головного мозга: восприятие времени, пространства, эмоциональное восприятие. Функциональная асимметрия полушарий.

  38. Функциональные состояния. Нейроанатомия ФС. Бодрствование и сон. Типы и стадии сна. Сновидения. Сомнамбулизм. Теории сна.

  39. Нейронные механизмы сна и бодрствования.

  40. Компенсация и восстановление утраченных функций.


Разработчики:

СПб ИВЭСЭП, кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии Н. С. Арутюнова;

СПб ИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии Ю. В. Шатковский.

Рецензент:

кандидат психологических наук, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой социальной и консультативной психологии НОУ ВПО СПб ИВЭСЭП И. В. Берно-Беллекур.


Заведующий кафедрой __________________________/ М. И. Коваленко /
Декан факультета _____________________________/ М. А. Петрова /
Дата составления « 30 »_августа 2012 г.
Утвержден на заседании НМС 24 сентября 2012 г.
Протокол № 2 от 24 октября 2012 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»...
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»...
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология»
Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление...
Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Рабочая программа Нейрофизиология направление подготовки 030300 «Психология» iconПсихология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск