Словарь основных понятий





Скачать 137.92 Kb.
НазваниеСловарь основных понятий
Дата публикации25.12.2014
Размер137.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

Методическая помощь в подготовке к семинару № 1.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Агностицизм — философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.


Акт — действие; психический процесс. Различают психические акты, или функции, и психические явления, или состояния. В первых проявляется психическая деятельность субъекта, вторые составляют содержание или материал этой деятельности.

Анимизм — мировоззрение, в котором неживые (с точки зрения современной науки) объекты рассматриваются как живые.

Антропогенез — происхождение и развитие вида Homo sapiens в органическом, психическом и социокультурном аспектах.

Антропоморфизм — вид мировосприятия, при котором окружающий мир (силы природы, растения, животные, боги) наделяется свойствами и качествами человеческой психики. Представляет собой форму анимизма.

Ассоцианизм (ассоциативная психология) — психологическое направление, сторонники и представители которого рассматривали ассоциацию в качестве основного (и даже единственного) механизма функционирования психики и сознания, стремясь к строго детерминистическому объяснению психических феноменов.

Ассоциация — возникающая в опыте индивида связь между отдельными нервно—психическими переживаниями, их следами и т.п. Два нервно–психических процесса, протекающие одновременно, образуют связь, так что впоследствии один из процессов имеет тенденцию вызвать другой. Физиологической основой ассоциаций является механизм условного рефлекса. Различают ассоциации по сходству, по смежности в пространстве, по смежности во времени, по контрасту.

Атомизм (в психологии) — методический подход к изучению высших психологических функций у человека по аналогии с элементарными процессами (например, различного рода ощущений).

Бессознательное — понятие, которым обычно обозначают совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сон, гипноз, болезненные состояния, автоматические поступки и т.п. В психоанализе бессознательное — это вытесненные из сознания влечения, представления и т.п.

Бихевиоризм — психологическое направление, представители которого трактуют психику как поведение, формируемое в ходе индивидуального развития по определенным законам:

закон проб и ошибок — выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху;

закон упражнения — в результате многократного повторения одних и тех же реакций на одни и те же стимулы реакции автоматизируются;

закон эффекта — удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению.

Блоки мозга — структурно–функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека, разработанная в современной нейропсихологии А.Р.Лурия.

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

Дуализм — учение, допускающее существование двух основных независимых начал. В психологии — учение о самостоятельном существовании души и тела, психического и физического, как двух самостоятельных начал.

Индивидуально–психологические различия — особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга.


Интроспекция — особый способ познания человеком собственного сознания, который заключается в т.н. «непосредственном» восприятии его феноменов и законов.

Либидо (психоаналит.) — энергия полового влечения.

Онтогенез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного.

Панпсихизм — учение о всеобщей одушевленности, о наличии в неорганической природе и у растений психики или ее зачатков.

Поведение — извне наблюдаемая двигательная активность (в т.ч. в виде вербальных и эмоциональных реакций) живых существ, включающая моменты неподвижности.

Психика — форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ и внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регуляторную функцию.

Психический процесс — психическое событие или реакция, взятые в движении; протекание всех последовательных стадий этого явления.

Раздражимость — способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ, сохранения целостности организма.

Рефлекс — ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней сред на соответствующие рецепторы, опосредствованный нервной системой и проявляющийся в сокращении мышц, выделении секреции и т.п.

Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Сублимация — преобразование энергии аффективных влечений в формы социально одобряемой деятельности.

Филогенез — история развития рода или вида (противоположность онтогенезу).

Эгоцентризм — стадия в развитии самосознания, характеризующаяся центрацией личности на собственных переживаниях как познавательной позиции.

Этология — наука об общих биологических основах и закономерностях поведения животных.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТАЗАДАНИЕ

Вопросы
Требования к подготовке
1.1.1
История развития представлений о психике

Дать содержательную характеристику каждого этапа «донаучной» психологии (душа, человек–машина) и «научной» психологии (сознание, бессознательное, поведение, деятельность).
1.1.2
Характеристические признаки объективной и субъективной реальности

1) Уметь объяснить логику происхождения материалистических и идеалистических представлений о происхождении психического.

2). Перечислить признаки, по которым образ предметов окружающего мира отличается от самих предметов. Требуется уметь объяснить функцию опосредования психического образа.
3). А.Н.Леонтьев вводит понятие «высшая форма психического отражения». Приведите примеры разных форм психического отражения (включая аналогичные тем, о которых пишет автор).

1.1.3

Живой организм как носитель психической реальности

1) Уметь дать определение и сформулировать содержательные характеристики следующих понятий:

— активность;

— раздражимость;

— чувствительность;

— поведение.

2). Изложить классическую (трехэтапную) схему развития мозга: древний или рептильный мозг; старый мозг; передний мозг (неокортекс).
3). Изложить нейропсихологическую схему структурного анализа головного мозга человека — энергетический блок; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля.

1.1.4

Характеристика синкретического антропоморфизма в историческом и онтогенетическом аспектах

1) Уметь дать определение и сформулировать содержательные характеристики следующих понятий:

— архаичный антропоморфизм;

— антропоморфные суждения ребенка;

— эгоцентризм;

— артификализм;

— магическая причинность;

— сопричастность.

2). Привести примеры:

— реального, возможного и невозможного;

— фактического (интерсубъективно подтвержденного), вымышленного (намеренно придуманного) и воображаемого (неосознанно желаемого или отвергаемого);

— рационально осмысленного (понятного) и иррационального (таинственного);

— контролируемого человеком (управляемого, намеренно воспроизводимого) и вероятного;

— доказанного и недоказанного.

1.1.5

Внешние границы предметной области психологии

1). Сравните предмет психологии с предметами естественных и гуманитарных наук. Перечислите общие признаки и различия, которые Вы способны обнаружить.
2). Составьте список смежных с психологией дисциплин – естественных и гуманитарных. Укажите (хотя бы ориентировочно) проблемные области, в которых обнаруживается их смежность.

Гинецинский В.И. Предмет психологии

Леонтьев А.Н. Психические явления и жизненные процессы.

Леонтьев А.Н. История развития взглядов на психические явления

Леонтьев А.Н. Формы психического отражения у человека.
РЕФЕРАТЫ И ДОКЛАДЫ

Вопрос семинара

Тема доклада или реферата

Рекомендуемая для подготовки литература

1.1.1

Развитие взглядов на происхождение психического
Кому и как разрабатывать психологию (взгляд физиолога)
История развития взглядов на соотношение мозга и души.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – С.7 – 63.

Сеченов И.М. Психология поведения. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – С.131 – 214.

Каннабих Ю. История психиатрии. – М.: ЦТР МГП ВОС, 1994.

1.1.2

Психологическая проблема возникновения сознания человека

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики / Избранные психологические произведения. В 2-х тт. Т.I – М.: Педагогика, 1983. – С.222 – 256.

1.1.3

Биологические основания сравнительной психологии
Развитие психического отражения в филогенезе
Интеллектуальное поведение человекообразных обезьян


Вагнер В.А. Сравнительная психология. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – С.25 – 90.

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики / Избранные психологические произведения. В 2-х тт. Т.I – М.: Педагогика, 1983. – С.184 – 222.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.: «Педагогика-Пресс», 1993. – С.23 – 64.

1.1.4

Коллективные представления в сознании первобытных людей

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1994. – Глава I, II.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

I. Заполните пробелы:

1. Исследования мышления в детском возрасте позволили Ж.Пиаже квалифицировать детские объяснения, как __________________.

2. Способность живых организмов избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранение целостности организма называется ________________.

3. Целенаправленная активность организма, опосредованная психическим отражением среды, называется __________________.

4. Психические явления и процессы представляют собой особое _____________ реальности.

5. Наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни называется ______________.

6. Представление о психике как о ____________ было выработано в Древней Греции.

7.Понятие ____________ или пятой сущности возникло в античной космологии.

8. Линия Демокрита в античной философии может быть представлена тезисом: материя_______________   психика _________________.

9. Рассмотрение материального мира как порождение духовного начала в античной философии называют линией ______________.

10. Знаменитый тезис «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, я существую) принадлежит _______________.

11. В концепции ________________ идеализма ощущение приобретает самостоятельное, обособленное от действительности бытие.

12. Представители ______________ материализма выводили психические явления непосредственно из работы мозга.

13. Зигмунд Фрейд полагал, что ______________ представляет собой лишь один из ингредиентов психической реальности.

14. Родоначальниками бихевиоризма считаются американские психологи __________ и ______________.

15. Согласно бихевиористической концепции, любые формы поведения могут быть описаны как _______________, которые формируются по определенным законам.

16. На основе метода _______________ устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность, рефлексивность, интенциональность, субъектность.

17. Психический образ предметов окружающего мира складывается в процессе _____________ предметов и организма.

18. Этология сформировалась как наука об общих биологических основах поведения ________________.

19. Основными условиями и главными признаками этнической общности людей выступают единство ____________ и _________________.

II. Верно или не верно:

1. Психические явления имеют природу отражения.

2. Предметы окружающего мира обнаруживают себя во взаимодействии с другими предметами.

3. Явления отражения наблюдаются и в органической, и в неорганической природе.

4. Необходимым условием существования психики является наличие телесного субъекта со свойственной ему морфофизиологической организацией.

5. Отличительным признаком синкретического антропоморфизма является осознание индивидом четкой границы между ним и окружающим миром.

6. Антропоморфизм выражается в наделении животных человеческой психикой, в приписывании любым предметам способности действовать, умирать, испытывать переживания.

7. Уровень психической организации организма связан со строением его нервной системы.

8. Субъективный образ мира не меняется с течением времени.

9. Психические явления качественно изменяются в ходе человеческой истории.

10. Человек лишь постепенно формирует представление о самом себе.

11. Психическое отражение является продуктом эволюции живых существ.

12. Психическое отражение — всеобщее свойство материи.

13. Понятие анимизма было введено при исследовании конструкций детских объяснений.

14. Результатом психического отражения является психический образ.

15. Интроспекция представляет собой разновидность объективного научного метода.

16. Законы логики порождены мозгом.

III. Выберите правильный ответ:

1. Феномен «сопричастности» детского мышления проявляется как:

а) одушевление природы;

б) приписывание природным объектам неравнодушного отношения к людям;

в) рассмотрение окружающего мира сквозь призму его «сделанности» для человека;

г) способность ребенка воздействовать на мир своими желаниями и мыслями.

2. Ситуации абсурда соответствует субъективное состояние:

а) когнитивного консонанса;

б) когнитивного диссонанса;

в) утраты личностного смысла;

г) очевидности происходящего.

3. Психический образ предмета (явления) окружающего мира:

а) может воздействовать на сам предмет, находящийся в объективном пространстве;

б) может регулировать активность организма – носителя той психической реальности, к которой принадлежит данный образ;

в) автономен по отношению к носителю этого образа;

г) здесь нет верного ответа.

4. Психические образы локализуются:

а) в объективном пространстве;

б) в физическом мире;

в) в социальном мире;

г) в субъективном пространстве.

5. Существенной характеристикой первобытного сознания было противопоставление:

а) телесного и бестелесного;

б) одушевленного и неодушевленного;

в) видимого и невидимого;

г) все ответы верны.

6. Отличительной чертой психического отражения является:

а) субъективность;

б) чувствительность;

в) константность;

г) активность.

7. Согласно материалистическим представлениям, психика - это:

а) продукт самосознания;

б) неотъемлемое свойство материи;

в) свойство мозга отражать объективную реальность;

г) автономный внутренний мир человека.

8. Свойство, которое обозначает способность отражать отражаемое — размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями — называется:

а) внимание;

б) рефлексия;

в) интуиция;

г) мышление.

9. Как называется в бихевиоризме закон, объясняющий наличие психических автоматизмов:

а) закон упражнения;

б) закон проб и ошибок;

в) закон эффекта;

г) закон гештальта.

10. Релизеры — это:

а) последовательность стереотипных действий;

б) особая форма научения;

в) вид инстинкта;

г) раздражители, опознаваемые без индивидуального опыта.

11. Автором понятия «ассоциация» считается:

а) Вильгельм Вундт;

б) Аристотель;

в) Рене Декарт;

г) Платон.

12. Основой декартовского разграничения мира мышления и внешнего мира выступил:

а) критерий объективности;

б) принцип доступности рефлексии;

в) критерий протяжения;

г) критерий доступности самонаблюдению.

13. Высшей формой психического отражения представители деятельностного подхода называют:

а) сознание;

б) мышление;

в) субъекта познания;

г) индивидуальный опыт.
КОНТРОЛЬ СОВЕРШЕНСТВА ЗНАНИЙ

1. Как Вы думаете, почему существовали (и по-прежнему существуют) непреодолимые трудности с определением предмета психологии? Как Вы понимаете тезис В.И.Гинецинского об ортогональности субъективного и объективного пространств?

2. Как Вы уже поняли, психику («факты психической жизни» или «субъективные явления») изучают в рамках разных наук. Попытайтесь сформулировать специфику психологического изучения (в сравнении с медицинским подходом).

3. Что общего и различного в соотношении психических явлений и жизненных процессов у человека и животных?

4. Приведите примеры автоматизированных форм поведения («ушедших из поля сознания») из собственной жизни и профессиональной деятельности врача.

5. Как может быть решена проблема истинности и ложности высказываний на уровне психологического анализа?
ЭТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Представления о психической реальности имеют не только научную природу, немалую часть знаний по психологии мы приобретаем на основе собственного житейского опыта («житейская психология»). Основными дифференциальными признаками различения двух психологий являются — источник знаний, формы получения и сохранения, способы передачи другим людям.

  • Для житейской психологии основным источником знания является индивидуальный, конкретно—ситуативный жизненный опыт, не отличающийся систематичностью. Аккумуляция жизненного опыта в форме обычаев, традиций, народной мудрости принципиально не решает проблему его трансляции, поскольку «на чужих ошибках не учатся».

  • С начала своего становления в качестве самостоятельной научной дисциплины психология стремилась сделать научный метод (наблюдение и эксперимент) основным источником знания. Сохранение полученных экспериментальных данных в форме научных теорий, концепций и гипотез обеспечивало адекватную трансляцию психологического знания последующим поколениям.

  • Выделение субъективного (внутреннего) мира и его противопоставление объективному (внешнему) неизбежно приводит к постановке вопроса о первичности миров. Так, уже в античности зарождаются два противоположных подхода к пониманию природы психического. Противостояние идеалистической и материалистической тенденции в психологии приводит к формированию дуализма — жесткого разграничения законов функционирования организма и психики.

  • Согласно современным (позитивистски ориентированным) представлениям, психическая реальность трактуется как целостность, интегрирующая внутренние и внешние формы активности, протекающие на разных уровнях осознания и отличающиеся бесконечными взаимопереходами. Подчеркивается многообразие форм психического отражения — от полностью неосознаваемых до реализации возможностей саморегуляции.

  • Специфика предмета психологии заключается в его не очевидности. Данный факт имеет две ипостаси своего существования — в непосредственной данности психической реальности ее носителю и доступности внешнему наблюдению только в форме опосредованных проявлений.

  • Многообразие направлений в исследовании психики и ее определений отражает различие в экспериментально—методологических установках исследователей. Можно выделить четыре наиболее общие функции психического, так или иначе, представленные в разных концепциях, — отражение; аккумулирование опыта; опосредствование жизненной активности; прогнозирование.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Словарь основных понятий iconКраткий словарь основных понятий в проектной деятельности. «Звездочка обдумывания»
Из литературы и интернет источников в своей работе я определила некоторые технологические карты, которые структурируют работу учеников...
Словарь основных понятий iconТема урока: Масштаб
Образовательные – повторение основных понятий и введение новых понятий, формирование необходимых знаний и навыков
Словарь основных понятий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационный менеджмент»
Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой...
Словарь основных понятий icon1. Информация. Свойства информации. Единицы измерения информации
«простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более...
Словарь основных понятий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Студенты должны овладеть системой основных понятий фонетики; освоить терминологию; научиться, используя систему научных понятий и...
Словарь основных понятий iconВопросы опроса: Что такое Божья благодать?
Словарь русского языка С. И. Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского...
Словарь основных понятий iconУстойчивое развитие человечества
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и понятий о становлении основных предпосылок и идей устойчивого...
Словарь основных понятий icon1. Теоретическая часть. Дать характеристику следующим словарям
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь...
Словарь основных понятий iconВысшего профессионального образования университет российской академии образования
Цели: усвоение студентами, обучающимися по специальности «Юриспруденция», основных юридических понятий, форм, получение представления...
Словарь основных понятий iconАзимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория...
...
Словарь основных понятий icon1. Предмет. Задачи, методы нейропсихологии
Знание основных понятий нейропсихологии, основных принципов структурной и функциональной организации головного мозга, нейропсихологических...
Словарь основных понятий iconТесты и словарь важнейших терминов и понятий
Учреждение Рос акад наук Гос публич науч техн б-ка Сиб отд-ния ран; Новосиб гос пед ун-т; отв сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова....
Словарь основных понятий iconСловарь терминов за курс 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения»
Алигьери Д. Божественная комедия Англ русс. Словарь Английский в картинках кн. 1 и 2
Словарь основных понятий iconРабочая программа учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами основ правового регулирования международных отношений, основных концепций...
Словарь основных понятий iconПриложение словарь нравственных понятий и терминов
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Словарь основных понятий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами : основ правового регулирования международных отношений, основных концепций...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск