Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте





Скачать 314.46 Kb.
НазваниеНарушения психического развития в детском и подростковом возрасте
страница1/2
Дата публикации25.01.2015
Размер314.46 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2
Приложение 1





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой Декан факультета

психиатриии клинической психологии

и клинической психологии и социальной работы

профессор, академик РАМН к.б.н., доцент

___________ _П.И.Сидоров ___ ____________С.В.Маруняк

« 22» апреля 2012 г. «23» апреля 2012 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

По направлению подготовки 030401 «Клиническая психология»

Профиль подготовки, специализация 030401 «Клиническая психология»

Курс __2________________________________________________________

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)экзамен

Кафедра психиатрии и клинической психологии

Трудоемкость дисциплины _144__(час.)/__4_(зач. ед.)

Архангельск, 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель: на основе смежных дисциплин изучить теоретические вопросы нарушений психического развития в детском возрасте для углубления знаний студентов в области психологии, а также совершенствования ими практических навыков и умений.
Задачи:

  • Теоретическая подготовка студентов по вопросам нарушений психического развития с изучением закономерностей и особенностей психи­ческой деятельности детей с разными от­клонениями в психофизическом развитии.

  • Изучение вопросов диагностики отклонений в развитии.

  • Ознакомление студентов с системой специализированной помощи и реабилитации.

  • Изучение вопросов профилактики отклонений в развитии.

  • Проведение научно-исследовательской деятельности в области психологической помощи детям с отклонениями в развитии.

  • Изучение нормативно-правовой документации в области помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.


2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 «Клиническая психология»


  • Данная дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части.

  • Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: психология и педагогика.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

(ОК-1)

способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

(ОК-3)

способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;


(ОК-7)

способностью и готовностью к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности

(ОК-9)

способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

(ОК-12)

способностью и готовностью к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений

(ОК-15)

способностью и готовностью к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности

ПК -№

Профессиональные компетенции

(ПК-4)

владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов

(ПК-6)

владением навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения

(ПК-7)

умением самостоятельно проводить исследование психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования

(ПК-8)

умением формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, владением навыками обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации

(ПК- 14)

владением знаниями об основных видах экспертной деятельности, роли психолога в различных видах экспертизы, содержанием основных нормативных документов и этических принципов, регламентирующих деятельность психолога в экспертной практике; владением психодиагностическими методами, используемыми в экспертной практике

(ПК- 23)

владением навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать (в соответствии с задачами дисциплины в области теории):

  • отечественный и зарубежный опыт психологии нарушений психического развития и методов специального психологического воздействия;

  • психологические особенности детей с отклонениями в психофизическом развитии;

  • особенности реабилитационных и коррекционных мероприятий в отношении лиц с проблемами в развитии;

  • этиологию и патогенез нарушений в развитии;

  • компенсаторные возможности сохранных функций;

  • соотношение нормы и патологии в развитии;

  • психологические особенности детей с нарушениями в развитии;

  • особенности нарушения развития при разных нозологических формах;


уметь (в соответствии с задачами дисциплины в области применения теоретических знаний):

  • формировать у детей с отклонениями в развитии социально-значимые потребности, ценностные ориентации;

  • проводить профилактику социально-негативных отклонений в поведении лиц с проблемами в развитии;

  • формировать здоровый образ жизни;

  • способствовать развитию психофизических качеств в зависимости от этиопатогенеза нарушения;

  • применять теоретические знания при методах диагностики и психологической коррекции, связанных с отклонениями в развитии;

  • подбирать средства и методы коррекции и реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;

  • проводить научные исследования, обработку и анализ данных;

  • работать с нормативно-правовой документацией;


владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков)

  • способами работы в междисциплинарной команде;

  • методами оценки психического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • определять общее направление и содержание реабилитационной работы с учетом выявленных отклонений;

  • разрабатывать индивидуальные программы реабилитации и коррекции.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет __4_ зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

62

3

В том числе:







Лекции (Л)

20




Практические занятия (ПЗ)

42




Семинары (С)

-




Лабораторные практикумы (ЛП)

-




Клинические практические занятия (КПЗ)

-




Самостоятельная работа (всего)

46




Экзамен

36




Общая трудоемкость (час.)


144





5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Закономерности нарушений в психическом развитии


Возрастные закономерности психического развития ребенка. Общий и психический дизонтогенез. Ретардация и асинхрония развития. Негативные и продуктивные дизонтогенетические симптомы.

Понятие «аномальный» ребенок. Понятие о первичном и вторичном дефекте. Сложный дефект. Ведущий дефект. Категории аномальных детей.

Закономерности психических отклонений у детей. Систематика психических заболеваний у детей и подростков.

Основные понятия темы: периодизация развития ребенка; психический дизонтогенез; аномальный ребенок; симптомы дизонтогенеза; дефект развития; систематика психических отклонений


2

Причины нарушений в развитии у детей


Этапы внутриутробного развития головного мозга. Критические периоды развития систем и органов. Природа повреждающего фактора, время действия повреждающего фактора. Систематизация факторов риска.

Медико-биологические факторы риска нарушений психического здоровья. Гипоксия плода – основа перинатальной энцефалопатии. Прогноз нарушений в развитии. Внутриутробные инфекции. Болезни матери, детские болезни в генезе отклонений в развитии ребенка.

Факторы риска, связанные с условиями жизни. Неблагоприятные средовые и экологические условия.

Роль социально-средовых факторов в формировании отклонений в развитии. Систематизация факторов социального риска. Микросоциальная и педагогическая запущенность. Эмоциональная депривация.

Психологические проблемы семей, имеющих детей с нарушениями в развитии.

Основные понятия темы: нейроонтогенез; повреждающий фактор; фактор риска; перинатальное поражение ЦНС; гипоксия плода; социально-неблагополучная семья; депривация.


3

Психологическое обследование аномального ребенка

Сравнительный анализ развития ребенка в норме и патологии.

Методы клинико-психологического и психолого-педагогического обследования. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Изучение продуктов деятельности. Тестирование. Методы изучения взаимоотношений.

Диагностика уровня психического развития по методике Стребелевой. Детский вариант методики Векслера. Описание методик, критерии диагностики, процедура обследования, нормативы. Исследование памяти, внимания у детей. Методы психофизиологической диагностики. Электроэнцефалография. Общемозговые и локальные нарушения корковых функций.

Интерпретация психологических показателей. Качественные и количественные характеристики в определении уровня психического развития ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка; психологическое заключение. Критерии отбора в специализированные учреждения.

Основные составляющие комплексного психологического диагноза.

Основные понятия темы: психометрия; скрининг; высшие психические функции; произвольность; сенсомоторное развитие.


4

Психическое недоразвитие

Понятие психического недоразвития. Систематика олигофрении по этиологическому признаку. Степени олигофрении. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Возрастные особенности детей с олигофренией.

Г.Е. Сухарева об основных особенностях олигофрении как специфической формы дизонтогении. Слабость ориентировочной деятельности, не­посредственно вытекающая из неполноценности коры, — ядер­ный симптом олигофрении.

Три степени олигофрении (дебильность, имбецильность и идиотия) и их психолого-педагогическая характеристика. Возможности обучения лиц с разными степенями умственной отсталости. Направления коррекции и реабилитации.

Основные понятия темы: олигофрения; умственная отсталость

5

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности

Пограничная интеллектуальная недостаточность. Задержка психического развития

(ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза.

Классифи­кация М.С. Певзнер детей с ЗПР на основании сочетания ин­фантилизма с другими проблемами в развитии. Дисгармони­ческий инфантилизм. Классификация ЗПР по этиологическо­му признаку, предложенная К.С. Лебединской.

Возраст максимальной выраженности симптомов.

Отличие ЗПР от умственной отсталости. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР. Коррекционно-развивающее обучение.

Основные понятия темы: задержка психического развития; коррекционно-развивающее обучение.


6

Искаженное психическое развитие: ранний детский аутизм

Синдром раннего детского аутизма (РДА). Полиэтиология синдрома РДА. Формы аутизма. Синдромы Каннера и Аспергера.

Психологические особенности аутичного ребенка. Нарушение общения. Нарушения речи. Аффективные нарушения. Особенности познавательной деятельности. Особенности моторики. Особенности игровой деятельности. Особенности восприятия. Особенности пищевого поведения и сна. Нарушение влечений.

Диагностика РДА. Ранняя диагностика РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от умствен­ной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.

Основные задачи психолого-педагогической коррекции.

Основные понятия темы: аутизм; аутистический дизонтогенез; асинхрония развития; искажение развития.


7

Дисгармоничное психическое развитие: характерологические, патохарактерологические реакции в детском возрасте, психопатии

Понятие нарушенного поведения как расстройств, проявля­ющихся в нарушениях социально-психологической адаптации, способствующих формированию асоциального поведения.

Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Характерологические и патохарактерологические реакции, свойственные детям. Реакции протеста, отказа, имитации, компенсации, гиперкомпенсации. Характерологические и патохарактерологические реакции, свойственные подросткам. Реакции оппозиции, группирования, эмансипации, хобби, компенсации, гиперкомпенсации.

Дифференциация пато- и характерологических реакций.

Аномальное личностное развитие. Акцентуации характера. Психопатии. Критерии психопатии. Классификации психопатий.

Невротическое развитие личности. Варианты невротического развития.

Психолого-педагогическая стратегия в работе с детьми, име­ющими нарушения поведения, и их семьями.

Основные понятия темы: характерологические реакции; акцентуации; психопатии.

8

Поврежденное психическое развитие: дети с приобретенным слабоумием

Дети с приобретенным слабоумием. Классификация деменций. Основные проявления негативных расстройств.

Ограническая деменция. Этиопатогенез. Структура клинических проявлений. Особенности посттравматической деменции. Особенности постинфекционных деменций. Деменции раннего и позднего возраста. Слабоумие при токсикоманиях.

Эпилептическая деменция.

Шизофреническая деменция.

Отличия органического, шизофренического, эпилептического слабоумия.

Психокоррекция и реабилитация больных с деменцией.

Основные понятия темы: деменция; слабоумие; токсическая энцефалопатия.


9

Психические аномалии раннего возраста: ранняя диагностика, коррекция и профилактика отклонений в развитии

Детско-материнская привязанность. Теория привязанности Боулби. Типы привязанности. Факторы, влияющие на формирование привязанности.

Роль психосоциального стрессора в происхождении психопатологических расстройств в раннем возрасте. Виды депривации. Психическая и материнская депривация.

МКБ – 10 – первая классификация, отражающая психические аномалии раннего возраста. Психические расстройства у младенцев.

Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста.

Ранняя диагностика и коррекция – приоритетное направление в оказании помощи детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия темы: ранний возраст; привязанность; депривация; раннее вмешательство; абилитация младенцев.


10

Закономерности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии


Коррекционная педагогика в педагогической науке. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.

Основные понятия коррекционной педагогики. Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. Основные задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Содержание и направления коррекционно-педагогической деятельности.

Принципы отбора детей в специализированные учреждения. Типы образовательных учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с отклонениями в развитии.

Задачи психолога в работе с аномальными детьми.

Основные понятия темы: коррекционно-педагогическая деятельность; специальная педагогика; специализированные учреждения; интеграция.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Закономерности нарушений в психическом развитии


2

6










4

12

2

Причины нарушений в развитии у детей


2


4










4

10

3

Психологическое обследование аномального ребенка

2


4










4

10

4

Психическое недоразвитие

2


4










6

12

5

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности

2

4










6

12

6

Искаженное психическое развитие: ранний детский аутизм

2

4










6

12

7

Дисгармоничное психическое развитие: характерологические, патохарактерологические реакции в детском возрасте, психопатии

2

4










4

10

8

Поврежденное психическое развитие: дети с приобретенным слабоумием

2

4










4

10

9

Психические аномалии раннего возраста: ранняя диагностика, коррекция и профилактика отклонений в развитии

2

4










4

10

10

Закономерности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии


2

4










4

10



6. Интерактивные формы проведения занятий
Интерактивные подходы:

  • Творческие задания

  • Работа в малых группах

  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

  • Кейсы

  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

  • Разминки

  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов)

  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

  • Разрешение проблем (мозговой штурм)



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

2

Причины нарушений в развитии


Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.

Работа в малых группах.

Творческие задания

2

4

Психическое недоразвитие

Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии).

Работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами

Внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли)

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

2

5

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности

Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами)

Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

2

6

Искаженное психическое развитие: ранний детский аутизм


Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами).
Внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, радио и газеты, фильмы, спектакли)

2

7

Дисгармоничное психическое развитие: характерологические, патохарактерологические реакции в детском возрасте, психопатии

Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами)

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

2

8

Поврежденное психическое развитие: дети с приобретенным слабоумием

Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями).

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

2

9

Психические аномалии раннего возраста: ранняя диагностика, коррекция и профилактика отклонений в развитии

Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями).
Внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, СМИ)

2

10

Закономерности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии


Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями).
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

2













Итого (час.)

16

Итого (% от аудиторных занятий)

26%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Закономерности отклонений в психическом развитии
Что входит в понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья»?


поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору


Обсуждение в группе

2

Причины нарушений в развитии
Предрасполагающие условия к возникновению отклонений в развитии


моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций


Дискуссия в малых группах

3

Психологическое обследование аномального ребенка

подбор методик

Подготовка презентации

4

Психическое недоразвитие

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору


Подготовка презентации

5

Пограничная интеллектуальная недостаточность
Какие проблемы школьного обучения являются актуальными для детей с задержкой психического развития?

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору


Подготовка презентации

6

Искаженное психическое развитие: ранний детский аутизм

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору


Устный доклад в группе

7

Дисгармоничное психическое развитие: характерологические, патохарактерологические реакции в детском возрасте, психопатии

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору


Проверка реферата

8

Поврежденное психическое развитие: дети с приобретенным слабоумием

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору


Устный доклад в группе

9

Психические аномалии раннего возраста: ранняя диагностика, коррекция и профилактика отклонений в развитии

поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору


Устный доклад в группе

10

Закономерности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии


поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору


Устный доклад в группе


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, курсовых работ, эссе, рефератов, конспектов, решение задач).
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Этапы проведения экзамена (зачета)
1. Этап - тестирование

(название этапа)

2. Этап - индивидуальное собеседование

(название этапа)

3. Этап- _____________________________

(название этапа)
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

  2. Бочарова Е.А. Специальная психология / Е.А.Бочарова; под ред. П.И. Сидорова – Архангельск, СГМУ, 2010. – 119 с.

  3. Детская патопсихология: Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост. Н.Л. Белопольская. - 3-е изд., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. - 349 с.

  4. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.


9.2. Дополнительная литература

  1. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М.Безруких. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – 144 с.

  2. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. – 208 с.

  3. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

  4. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М.: ACADEMIA, 2001. – 192 с.

  5. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2005. - 320 с.

  6. Сидоров П.И. Проблемный ребенок: психосоциальная адаптация и качество жизни / П.И. Сидоров, Е.А. Бочарова, А.Г. Соловьев. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2005. – 219с.

  7. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии / В.М. Сорокин, В.Л.Кокоренко; под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 122 с.

  8. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А. Екжанова и др; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

http.// www.pedlib.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проводятся в главном корпусе СГМУ на кафедре психиатрии и клинической психологии.

При проведении лекций и практических занятий используются мультимедийные средства обучения.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

доцент

Е.А. Бочарова






Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ

профессор

А.Г. Соловьев





Приложение 1
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconПрограмма дисциплины утверждаю
Курс «Психология подросткового возраста» предназначен для формирования у обучающихся системы представлений об особенностях психического...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconОрганизация коррекционно-педагогического процесса в детском саду...
В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Превратить выполнение этой работы в приятное занятие, отвечающее потребностям подросткового возраста – наша с вами задача, потому...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconДинамика нравственных отношений в подростковом возрасте 19. 00. 13...
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconНарушение осанки в детском возрасте
Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом возрасте у детей появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Основным...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconТема: «Профилактика плоскостопия»
...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconПодростки – курильщики чаще страдают от кашля
Во–первых, те, кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте icon«Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте»
Современные социальные условия и ритм жизни оказывают неблагоприятные воздействия на физическое и психическое здоровье подрастающего...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детское художественное творчество как средство самовыражения в подростковом возрасте
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconСурдопсихология как раздел специальной психологии
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушения­ми изучает сурдопсихология...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconС задержкой психического развития на уроках
Родителей и педагогов, конечно же, всегда вол­нует вопрос, как обеспечить полноценное разви­тие ребенка в дошкольном и школьном возрасте,...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconКонтрольная работа по дисциплине «Специальная психология» на тему...
Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических)...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconКлассный час
В подростковом возрасте огромное значе-ние приобретает влияние сверстников; потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает...
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте iconРеферат На тему: Семейное право
Актуальность этой темы определяется тем, что именно в подростковом возрасте необходимо сформировать у учащихся четкое осознание необходимости...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск