Скачать 427.75 Kb.
|
На правах рукописи ПЛЕХАНОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА ДИНАМИКА НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19.00.13 – психология развития, акмеология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Казань – 2012 Работа выполнена на кафедре психологии личности факультета психологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Шафикова Гульназ Радмиловна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Антилогова Лариса Николаевна кандидат психологических наук Каримова Алсу Рустэмовна Ведущее учреждение: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Защита состоится «29» февраля 2012 года в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.081.22 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата психологических наук при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул.Межлаук, д. 1, аудитория 28. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.Н.И.Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 35. Электронная версия автореферата размещена на сайте ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» www. ksu. ru. «___» января 2012 года. Автореферат разослан «___» ____ 2012 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук, доцент Габдреева Г.Ш. Введение Актуальность темы исследования. Решение проблемы сохранения страны как сильного и самостоятельного государства невозможно без осуществления нравственного развития подрастающего поколения. Новые образовательные стандарты ставят перед школой эту задачу как приоритетную. Так проект федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения содержит «Программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности» и наряду с целями, задачами и направлениями деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предполагает разработку методики и критериев оценки духовно-нравственного развития школьников. А требования к результатам освоения данной программы содержат личностные требования, включающие в себя формирование у школьников «системы значимых социальных и межличностных отношений». В современной психологии нравственность изучается через категории нравственного сознания (Л.Н.Антилогова) и моральных качеств (В.Е.Абрамова, В.Д.Щадриков). Б.С.Братусь, А.Б.Купрейченко, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн считают необходимым акцентировать внимание на нравственных отношениях личности. Согласно Б.М.Ломову понятие «отношение личности» является родовым к понятиям «установка», «смысл», «убеждения», «ценности», «личностная норма», «диспозиция», «черта», с помощью которых описывают различные стороны нравственности человека. Отношение лежит в основе их формирования. Но, по словам Б.С.Братуся, однажды образовавшись, эти феномены начинают жить самостоятельной жизнью. В ходе развития личности взаимодействие отношения и личностных структур, указанных Б.Ф.Ломовым, меняется: личностные структуры начинают участвовать в выборе способа отношения и в его развитии. Нравственное отношение – это отношение к другому как равному (Б.С.Братусь), это система связей человека с миром на основе «золотого правила» этики. Подростковый период является сензитивным для формирования нравственных отношений (Б.С.Братусь, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). У подростков происходят важные изменения в системе убеждений, взглядах на жизнь, мировоззрении, направленности личности, что обеспечивает в дальнейшем этический способ взаимоотношений субъекта с миром. Этому процессу способствуют чувства, качества личности, усвоенные нормы, правила. Исследованием проблемы нравственного развития личности, факторов этого процесса занимались отечественные и западные ученые (Л.И.Божович, Л.Кольберг, Ж.Пиаже, Д.Уотсон, Д.И.Фельдштейн, З.Фрейд, К.Халл, Д.Б.Эльконин, и др.). В науке уже изучены психологические отношения личности к нравственности (А.Б.Купрейченко), социально-средовые, деятельностные и субъектные факторы, механизмы и закономерности развития таковых отношений у младших школьников (К.В.Макарова), у подростков (В.Е.Абрамова, Р.Х.Шакуров, Г.Р.Шафикова, Д.Б.Эльконин), в юношеском возрасте и студенчестве (Л.Н.Антилогова, Н.А.Коваль, Л.М.Попов). Однако остаются не изученными вопросы взаимосвязи различных личностных факторов, обуславливающих развитие нравственных отношений в подростковый период. Также нет данных о критериях оценки развития нравственных отношений в подростковом возрасте и не подобран диагностический инструментарий для исследования данного феномена у подростков. Это определяет теоретическую актуальность диссертационного исследования и определяет содержание его научной проблемы: выяснение динамики нравственных отношений в подростковом возрасте, обусловленность этого процесса личностными факторами. Объект исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте. Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте. Цель исследования: выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков. Гипотеза исследования основана на предположении, что динамика нравственных отношений у подростков определяется как тенденция к децентрации, принятию, дифференциации групповых норм и обуславливается взаимосвязью личностных факторов. В соответствие с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
Методологической и теоретической основой исследования являются основные положения психологической антропологии (Е.И.Исаев, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков), изучающие специфику психологии человека, его сущностных психологических характеристик; положения психологического учения о нравственном и духовном становлении личности, феноменологии развития (Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, Л.М.Попов, Д.И.Фельдштейн, Р.Х.Шакуров и др.); концепция духовных способностей как высшего уровня функциональной индивидуальности (В.Д.Шадриков); теория личности В.Н.Мясищева, рассматривающая отношение как системообразующий элемент личности, концепция С.Л.Рубинштейна о переживании как базовой психологической категории в формировании личности. Методы исследования. 1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: а) исследование личностных качеств подростков с использованием теста Кеттела, методики «Ценностные ориентации» В.А.Ядова, теста Розенцвейга, методики исследования типов общей эмоциональной направленности личности Б.И.Додонова; б) исследование нравственных отношений (применялись: методика «Незаконченные предложения», методика интерперсональной диагностики межличностных отношений Т.Лири, тест К.Томаса, методика Ю.В.Александровой «Отношение к другому»); 3. Лонгитюдное исследование динамики нравственных отношений у подростков, начиная с младшего подросткового возраста до старшего подросткового возраста. 4. Методы математической статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, коэффициент корреляции Пирсона, различия в распределении признаков с оценкой их достоверности по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, φ٭-критерию Фишера, факторные величины. При обработке эмпирических данных использовался пакет Statistica Module Swicher. Надежность валидность и достоверность результатов обеспечивается применением методологического аппарата психологической науки; комплексностью в подборе и применении методик, позволяющих охватить различные аспекты изучаемого явления; лонгитюдным исследованием; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом эмпирического материала с применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки испытуемых. Научная новизна исследования состоит в том, что:
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и расширении знаний о развитии нравственных отношений личности в подростковом возрасте: выделены критерии оценки развития нравственных отношений, которые позволяют выявить их психологические особенности и траекторию динамики в подростковом возрасте, что вносит вклад в складывающуюся отрасль психологии личности – нравственно-этическую психологию; подтверждена взаимосвязь личностных факторов в динамике нравственных отношений у подростков; получены данные о системообразующих личностных элементах развития нравственных отношений, что детализирует теоретические положения системного подхода о соотношении отдельных элементов системы, их взаимосвязи и развитии. В таких научных направлениях, как «Психология личности», «Психология развития» и др. результаты настоящего исследования могут послужить посылом для систематизации и обобщения личностных факторов развития нравственных отношений в подростковом возрасте, а также для описания процессов их изменения. Практическая значимость исследования. Достоверный эмпирический материал, полученный в лонгитюдном исследовании, полезен при разработке, использовании развивающих и коррекционных программ в деятельности практических психологов, социальных педагогов в контексте оказания комплексной психолого-педагогической помощи подросткам, а также в разработке и уточнении программ обучения и воспитания подростков в условиях современного образовательного процесса. Выявленные психологические особенности развития нравственных отношений у подростков с различными личностными типами развития нравственных отношений обогащают психологическую практику индикаторами диагностики происходящих изменений в рамках данного возраста; Материалы диссертации и спецкурса «Психология нравственности», который был прочитан на социально-гуманитарном факультете Башкирского государственного педагогического университета им М.Акмуллы, может быть использован при подготовке в вузах молодых специалистов по работе с подростками, а также в качестве дополнения к содержанию курсов «Психология личности», «Психология развития». Апробация результатов исследования проводилась в ходе обсуждений на заседаниях кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета, заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета в г.Екатеринбург; на семинарах кафедры психологии личности Казанского государственного университета. Основные положения по проблеме исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на Всероссийских конференциях и конференциях с международным участием (Барнаул, 2006; Казань, 2006; Калуга, 2006; Москва, 2007; Уфа, 1997; 2005; 2007; 2008, 2009, 2010). Содержание диссертации отражено в 16 публикациях, в том числе в журналах, утвержденных ВАК РФ. Эмпирическая база исследования. Лонгитюдное исследование проводилось в течение 2003-2008 годов в общеобразовательных школах №№ 37, 97, 130 г.Уфы с одними и теми же подростками с 5 по 9 класс. Выборка подростковой группы составила 128 человек. Положения, выносимые на защиту:
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы. Работа изложена на 188 страницах, содержит 14 таблиц, 7 рисунков. Список литературы насчитывает 204 наименования, из них 6 – на иностранном языке. |
Программа дисциплины утверждаю Курс «Психология подросткового возраста» предназначен для формирования у обучающихся системы представлений об особенностях психического... | Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте Цель: на основе смежных дисциплин изучить теоретические вопросы нарушений психического развития в детском возрасте для углубления... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине акмеология Данная программа представляет изучение курса «Акмеология» для студентов, обучающихся по специальности «Психология» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем... | ||
Реферат На тему: Семейное право Актуальность этой темы определяется тем, что именно в подростковом возрасте необходимо сформировать у учащихся четкое осознание необходимости... | Психология человека в современном мире том 3 Психология развития и акмеология Список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этом возрасте у детей появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Основным... | Тема: «Профилактика плоскостопия» ... | ||
Подростки – курильщики чаще страдают от кашля Во–первых, те, кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь | «Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте» Современные социальные условия и ритм жизни оказывают неблагоприятные воздействия на физическое и психическое здоровье подрастающего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детское художественное творчество как средство самовыражения в подростковом возрасте | 5. историография человеческого развития 32 Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... | ||
Классный час В подростковом возрасте огромное значе-ние приобретает влияние сверстников; потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает... | Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | «Применение гормональных контрацептивов в подростковом возрасте» (2002-2012 гг.) Антиандрогенные эффекты комбинированного перорального контрацептива при яичниковой гиперандрогении у девочек-подростков / А. В. Телунц... |