Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика»





Скачать 183.22 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика»
Дата публикации27.01.2015
Размер183.22 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

И ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ (ЦП МЭИ-ФЕСТО)

___________________________________________________________________________________________________________

Направление подготовки: 220400 Управление в технических системах

Профиль подготовки: №1 - Управление и информатика в технических системах

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»


Цикл:

Гуманитарный, социальный и экономический




Часть цикла:

вариативный




дисциплины по учебному плану:

ЦП МЭИ-Фесто; Б. 1.6




Часов (всего) по учебному плану:

72 часа




Трудоемкость в зачетных единицах:

2

3 семестр

Лекции

36 часов

3 семестр

Практические занятия

не предусмотрены

3 семестр

Лабораторные работы

не предусмотрено

3 семестр

Расчетные задания, рефераты


20 часов


3 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

36 часов




Экзамены

не предусмотрен




Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены






МОСКВА 2010
1.Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов представления о предмете, методах и задачах психологии, о взаимосвязи психологии и педагогики как необходимого компонента в процессе формирования личности современного инженера.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

-использовать полученные знания для психологического анализа индивидуальных особенностей, психологических качеств и состояний личности;

- использовать достижения психологии для эффективной организации своей профессиональной деятельности, научной организации труда;

-применять полученные знания для принятия организацонно-управленческих решений (ПК -6)

-использовать полученную информацию для развития способности к самоанализу и личностному самоусовершенствованию.

-применять методы педагогического воздействия на личность в трудовом коллективе.

-критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК -11)

-быть готовым к кооперации с коллегам, к работе в коллективе (ОК– 7).
Задачами дисциплины являются:

- знакомство студентов с базовыми категориями и понятиями психологической науки, с разнообразной проблематикой общей психологии личности;

-научить студентов осознавать закономерности межличностных отношений с учетом индивидуальных особенностей человека (его способностей, темперамента, характера)

-ознакомить студентов с узловыми темами педагогики, с проблемами поиска новой модели образования и воспитания.
2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части социально-гуманитарного цикла Б. 1.6, входит в образовательную программу подготовки бакалавров направления 220400 «Управление в технических системах».

Дисциплина базируется на ранее изучаемых студентами истории, философии.

Знания, полученные в ходе освоения дисциплины, необходимы для изучения последующих дисциплин цикла Г.С.Э. – маркетинга, правоведения и др. Психологические знания будут необходимы везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики.

3.Результаты освоения дисциплины



В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты обучения:
Знать:

-основные категории и понятия психологической науки;

-структуру психики человека;

-индивидуально-психологические особенности личности;

-психологические особенности поведения человека в социальной среде;

-основные категории педагогики;

-средства и методы педагогического воздействия на личность.
Уметь:

-дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, волевых регуляторов, способностей, характера;

- применять знания для организации делового и личностного общения в различных сферах деятельности (ОК-3);

-разбираться в постановке и решении проблем, связанных с формированием и развитием личности;

. -применять знания по педагогике в процессе организаторской и управленческой деятельности на производстве и в быту.
Владеть:

- терминологией по психологии и педагогике ;

- навыками поиска информации по проблемам психологического анализа;

- основными приемами саморегуляции и использования ресурсов человеческой психики, методами личностного и профессионального саморазвития (ОК -8), (ОК -11).

-средствами и методами педагогического воздействия на личность;

-навыками применения полученных знаний при формировании и проявлении активной гражданской позиции (ОК-3, ОК-16).

4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость л дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Понятие о психологии и педагогике, их взаимосвязь. Человек в системе современного производства. Психология в системе знаний человека.

3

3

2







1




2

Основные концепции в психологии ХХ в.


2

3

2







2

Тест на знание терминологии.

3

Психика и особенности работы мозга. Гендерные отличия в восприятии реальности. Чувственные и рациональные формы освоения действительности.

5

3

2







3




4

Психологическая структура личности. Ядро психики человека и механизмы психологической защиты.

6

3

4







2




5

Темперамент как индивидуальная особенность личности. Необходимость учета типа темперамента в стиле деятельности.

4

3

2







2

Тест на знание терминологии

6

Характер и его основные черты. Критерии, определяющие характер. Теории характеров. Социальная типология характеров


6

3

2







4




7

Мотивы и их роль в деятельности и поведении людей. Воля и волевая регуляция поведения личности.

4

3

2







2




8

Эмоции и чувства личности. Виды эмоциональных состояний: аффект, агрессия , эмпатия, стресс ,депрессия, обида и т.д. Шкала стресс-факторов. Чувства и их виды.


6

3

4







2




9

Социализация как процесс формирования личности и включения ее в систему социальных связей. Социальный статус, социальные роли, социальный контроль. «Я»- концепция как результат социализации.


6

3

2







4

Тест на знание терминологии

10

Типы и структура малых групп. Групповые ожидания, нормы и ценности. Феномен группового давления. Коллектив, команда. Руководство и лидерство.

3

3

2







1




11

Психология общения и межличностных отношений. Функции и структура общения. Вербальные и невербальные средства общения.

5

3

2







3

Подготовка реферата, выбор темы и литературы.

12

Конфликты: типология, причины, следствия. Разрешение конфликтов.

4

3

2







2




13

Цели и идеалы образования и воспитания.

4

3

2







2



14

Средства и методы педагогического воздействия на личность.

4

3

2







2

Подготовка докладов и рефератов.

15

Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблемы взаимоотношений поколений.

4

3

2

2




2



16

Поиски новой модели образования и воспитания.

4

3

2







2






Зачет

2

3










2

Устная презентация реферата.




Экзамен

--

--

--

--

--

--

--




Итого:

72

3

36







36





4.2. Содержание лекционно-практических форм обучения
4.2.1. Лекции

1.Предмет, задачи, принципы и методы психологии. Историческое развитие психологии. Основные психологические школы и направления

Предмет психологии Категории психологии. Основные методы психологии. Психология в системе знания человека. Основные направления в психологии : психология познания ; психология личности ; психология общения ,гендерная психология ;возрастная психология. Специальные отрасли психологии. Античные и древневосточные психологические воззрения. Учения о душе в эпоху средневековья. Формирование психологических концепций в XVII –XVIII веках.
2.Основные концепции в психологии ХХ века

Бихевиоризм- поведенческая психология ( Дж.Уотсон) , глубинная психология и психоанализ ( З.Фрейд) ,аналитическая психология (К.Юнг),

Гештальт – психология ,гуманистическая психология ( К. Роджерс и А. Маслоу) ,когнитивная психология (Дж,Роттер) .Теория личностных конструктов ( К.Герген).

3.Психика и восприятие действительности

Человеческая психика как отражательно- регуляционная деятельность. Классификация психических явлений . Психические свойства личности. Особенности работы мозга. Гендерные отличия в восприятии действительности. Эволюция психики.

Чувственные и рациональные формы освоения действительности.Мышление, классификация и закономерности мышления. Внимание произвольное и непроизвольное

Память . Механизм действия памяти.Виды памяти ( двигательная , образная, эмоциональная,семантическая ) Произвольная и непроизвольная память. Закономерности запоминания и факторы забывания. Нарушения памяти.

Навыки работы с информацией. Мышление , интеллект. Виды мышления (абстрактный, образный , наглядно-действенный, наглядно- образный.)

Наследственная и адапционная обусловленность интеллекта. Оценка интеллекта. Нарушения интеллекта.

4.Проблема личности в психологии.

Личность как объект психологического изучения. Соотношение понятий : человек-индивид- индивидуальность- личность. Психологическая структура личности , соотношение биологического и социального компонента в человеке. Роль потребности в процессе формирования личности. Понятие о задатках и способностях личности. Классификация способностей. Развитие творческих способностей и способности к менеджерской деятельности.

.

5.Общее и индивидуальное в психике человека.

Темперамент как индивидуальная особенность личности.

Понятие темперамента.Гуморальная теория (Гиппократ, Гален). Конституциональная типология (Э.Кречмер, У.Шелдон). Теория темперамента И.П.Павлова. Психологическая характеристика типов темперамента. Необходимость учета типа темперамента в индивидуальном стиле деятельности

6.Понятие характера.

Физиологическая основа характера. Структура характера Акцентуации характера. Типология характеров. Полоролевые различия характера. Социальная типология характеров (Юнг,Фромм) Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека.

7.Мотивационно –волевая характеристика личности

Мотивы и их роль в деятельности и поведении личности.

Понятие «локус контроля» (Дж. Роттер) и его разновидности. Воля и волевая регуляция поведения. Первичные и вторичные волевые качества. Свобода воли и ответственность . Провоцирующее поведение и его негативные последствия.

8. Эмоциональные состояния и чувства.

Эмоции , эмоциональные состояния и чувства личности. Виды эмоциональных состояний ( аффект, агрессия, депрессия, эмпатия, стресс и др.). Шкала стресс- факторов. Преодоление стрессовых ситуаций, психотехники релаксаций, восстановления и мобилизации. Теории эмоций (эволюционная теория Дарвина, теория когнитивного диссонанса Фестингера). Чувства и их виды.

9. Социализация как процесс включения личности в социум.

Основные этапы социализации и их содержание .Агенты и институты социализации. Десоциализация и ресоциализация ( негативная и позитивная ). Социальный статус , социальные роли , социальный контроль как форма социальной селекции. Роль социальных санкций. Девиантное и конформное поведение. « Я- концепция « как результат социализации.

10.Типы и структура малых групп.

Понятие о больших и малых группах и их роли в регуляции социального поведения человека. Групповые ожидания , нормы и ценности. Феномен группового давления.

Коллектив , его основные характеристики. Создание эффективной команды. Руководство и лидерство. Стили руководства и типы лидерства. Психологические требования к современному менеджеру.

11. Психология общения и межличностных отношений.

Значение, структура и функции общения. Коммуникативная , интерактивная , перцептивная стороны общения. Территориальные зоны общения.

Вербальные средства общения. Формы психологического влияния ( скрытое управление , маоонипулирование , убеждение , внушение , заражение , принуждение и т. д. ) Техника трансактного анализа Э. Берна.

Невербальные средства общения , умение их читать и использовать.

12. Конфликты как составная часть общения.

Конфликт и конфликтоген – причина и следствие.

Типы конфликтогенов: стремление к превосходству; агрессивность ; проявление эгоизма. Способы избежать конфликтов. Эмпатия как регулятор общения. Технология разрешения конфликтов. Типология конфликтных личностей. Конструктивные и деструктивные конфликты. Типичные ошибки руководителей в конфликтах.

13. Цели и идеалы образования и воспитания.

Понятие «воспитание личности «. Основные исторические подходы к образованию и воспитанию. Основные задачи воспитания. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Принципы гуманизма в воспитании. Общечеловеческие ценности как базовая основа воспитания. Значение общественного идеала в воспитании. Гармоническое соединение физического и духовного в человеке.

14.Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная , воспитательная и развивающая функции обучения. Разнообразие методов учебно-воспитательного процесса. Основные методы воздействия на личность : убеждение , упражнение , обучение ,стимулирование , контроль и оценка. Методы стимулирования. Структура непрерывного образования , взаимосвязь образования и самообразования.

15.Семейное воспитание и семейная педагогика.

Проблемы взаимоотношения поколений.

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Отношения родителей и детей как психологическая проблема. Причины внутренних конфликтов и их профилактика. Условия создания гармоничных отношений родителей и детей. Специфика возрастных стадий во взаимоотношениях. Методы коррекции девиантных взаимоотношений в семье.

16.Поиски новой модели образования и воспитания.

Роль современных общественных потребностей в новых моделях образования и воспитания. Педагогика общения- сотрудничество ученика и учителя. Основные принципы новой модели педагогики : активный ,творческий , деятельностный подход. Культурно- историческое призвание человека. Болонский процесс: «за» и «против»

4.2.2. Практические занятия
Не предусмотрены
Темы рефератов:
1.История развития психологии как науки.

2.Основные направления в психологии ХХ века.

3. Фрейдизм и неофрейдизм о человеческой психике.

4. Психология « глубинная « и «вершинная»- различные проекции личности.

5. Гуманистическая психология личности : теории К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Фромма.

6. «Эго-концепция» Э. Эриксона..

7.Общее и индивидуальное в психике человека..

8. Чувственные и рациональные формы освоения человеком действительности.

9. Теории и психологическая характеристика типов темперамента.

10.Теории и типология характеров.

11.Возрастные особенности характера человека ;стратегия жизненного пути.

12. Роль способностей и мотивов в процессе формирования личности.

13. Эмоционально-волевая регуляция поведения человека.

14.Гендерные отличия в восприятии действительности.

15. «Я» - концепция как результат социализации.

16. Типы и структура малых групп .

17. Коллектив и команда : пути развития.

18. Теории руководства и лидерства. Стили лидерства.

19. Психология общения и межличностных отношений. Функции и структура общения.

20.Вербальные средства общения.

21. Невербальное общение – особенности и разновидности.

22.»Теория игр» и техника трансактного анализа общения Э.Берна. .

23.Конфликты: типология, причины , следствия .

24.Цели и идеалы образования и воспитания .

25.Средства и методы педагогического воздействия на личность .

26.Семейное воспитание и семейная педагогика : проблемы и перспективы .

5. Образовательные технологии

Лекционные занятия проводятся как в форме традиционных лекций, так и в форме проблемных лекций – с постановкой конкретной психологической проблемы с дальнейшим изложением различных путей ее решения.

Самостоятельная работа включает знакомство с психологическими публикациями, подготовку к тестам на знание терминологии , знакомство с темами рефератов и литературой к ним, подготовку к зачету.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, , подготовка реферата по предложенным темам.

Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет

Оценка за освоения дисциплины определяется в результате устного опроса на зачете и оценки за подготовленный реферат.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Литература:
а) основная литература

1. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов. изд. – М.: Юрайт, 2010.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

3. Радугин А.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: 2006.
б) дополнительная литература

1. Замедлина Е.А. Этика и психология делового общения. – М., 2009.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Учебник для вузов. – М., 2010.

3. Пастернак Н.А. Психология воспитания. – М.: Изд. Академия, 2008.

4. Психология и этика делового общения. Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 5-е изд. – М., 2008.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. – М., 2010.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.
Программу составил:

Старший преподаватель

кафедры ФПиС Филимонова В.В.

«Согласовано»:

Директор ЦП «МЭИ-ФЕСТО» Елисеев А.С.

д.т.н. профессор

«Утверждаю»:

зав. Кафедрой ФПиС

д.ф.н., профессор Андреев А.Л.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,...
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности...
Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах....
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconРабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика»
Направление подготовки: Теплоэнергетика и Теплотехника (итаэ-тэф), Экономика (ипээф)
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология
Рабочая программа учебной дисциплины «психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск