Социология





НазваниеСоциология
страница1/15
Дата публикации20.06.2013
Размер2.28 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ФГОУ ВПО

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Т.Н. Духина, Т.П. Болотова
СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Ставрополь

2011

ББК 60.5

УДК 378.147.ФО1


Рецензенты:

Асеев Ю.И., доктор социологических наук, академик РАСН, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ.

Ефимов Ю.Г., доктор политических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ.

Социология: учебное пособие / сост. Духина Т.Н., доктор социологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ; Болотова Т.П., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ. – Ставрополь, 2011.

В издании рассматриваются основные положения науки, которые необходимы не только для изучения социологии в учебном процессе, но и для воспитания гражданской позиции обучающихся, формирования социологической культуры, понимания сущности общественных явлений, происходящих в российском обществе. В учебном пособии подробно раскрыты основные темы курса, представлена учебная и научная литература и источники по каждой теме.

Представленное издание также содержит эффективные методические советы по организации самостоятельной работы в процессе обучения, успешному освоению материала посредством постановки чтения и скорочтения, конспектирования литературы, реферативной работы.

Учебное пособие предназначено для студентов всех факультетов СтГАУ, изучающих курс социологии, и для всех интересующихся вопросами социологии.

Сост.: Духина Т.Н.,

Болотова Т.П.

ВВЕДЕНИЕ
Вы приступили к знакомству с новой для Вас наукой – социологией. Чем же она занимается? Что эта наука изучает? Начнем с этимологии (происхождения) слова: термин «социология» состоит из двух корней – socius (лат. – компаньон) и logos (греч. – изучение), и поэтому в буквальном переводе означает «изучение процессов общения». Другой вариант толкования этих частей: societas (лат. – общество) и logia – множественное число от logos (греч. – слово), т.е. «много-много слов об обществе». Значит, социология – это учение об обществе. И не об обществе вообще, а об обществе в человеческом измерении, о человеке в обществе.

С чего начинается человек в своём социальном обличии? С осознания своей способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать его, исходя из определённых ценностей и на этой основе строить своё поведение, учитывая воздействие как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственного своего окружения).

Все мы живём в обществе и потому, если хотим жить и действовать эффективно, с максимальной отдачей, мы должны быть социально компетентными. И именно социология позволяет человеку приобрести это качество. Выполняя мировоззренческую функцию, данный курс обобщает и систематизирует полученные вами знания и раскрывает представления о собственном поведении, уровне культуры, положении внутри социальных институтов, организаций, групп, степени вашей свободы. Актуальность и современность этих знаний обусловлена самой сутью социологии как науки, изучающей человеческий мир в динамике и изменениях, выясняющей социальные трансформации, которые происходят вокруг нас.

Систематизация знаний по общественным дисциплинам в данном курсе обусловлена общепризнанной методологической функцией социологии по отношению к другим наукам, изучающим общество. И в то же время эмпирические исследования, проводимые в рамках социологии, дают обществоведческим дисциплинам конкретный фактический материал для обобщения и теоретических выводов.

Предлагаемое учебное пособие задумано как сжатое и доступное изложение основных тем курса для студентов несоциологических специальностей.


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Самостоятельная работа – это неотъемлемая часть обучения по освоению специальности и получению навыков самообразования. На самостоятельную работу студента в вузе отводится столько же времени, сколько и на аудиторную. Результативность этой дея­тельности зависит от воли студента, от мотивации его деятельно­сти, от уровня подготовки в средней школе и навыков самостоя­тельной работы.

Формы самостоятельной учебной работы различны; в результате студент получает навыки работы со специальной литературой, знакомится и осваивает новую нормативную и методическую документацию, осваивает информационные технологии. Внеаудиторная работа может выполняться самостоятельно или под руководством преподавателя (это участие в студенческих научных секциях, подготовка курсовых и выпускных работ). Предлагаемый нами механизм организации самостоятельной работы студентов позволит повысить уровень подготовки специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Прежде всего, назовем некоторые общие, проверенные прак­тикой, наиболее целесообразные методы и приемы самостоятельной работы, которые могут быть полезны и прием­лемы для студентов:

  • проводить самостоятельные занятия следует запланировано и система­тически;

  • важно правильно оборудовать свое рабочее место: необходимо позаботиться о том, чтобы во время работы все было под рукой; следить за чистотой воздуха, комфортной температурой, правильным освещением и тишиной в рабочей комнате;

  • для работы предпочтительнее периоды с 8 до 12 часов и
    с 18 до 21 часа;

  • не нужно переутомляться, после 1-1,5 ч. занятий полезно уделить время на отдых, но слишком частые перерывы также не желательны, как и многочасовая работа без отдыха;

  • важно приучить себя работать, не обращая внимания на внешние помехи, концентрировать свое внимание, выделять главное и сосредотачиваться на нем;

  • приступая к самостоятельному изучению (темы, проблемы), установите реальные и четкие сроки выполнения работы;

  • ознакомьтесь с содержанием программы и составьте план своих заня­тий, т.е. разделите материал на последовательно изучаемые вопросы;

  • после ознакомления с содержанием самостоятельно изучаемой проблемы, выделите основные вопросы, чтобы затем, в процессе работы над материалом, найти на них ответы, Также нужно выделить наи­более важные факты, примеры, понятия, которые нужно запомнить.

ЧТЕНИЕ

Чтение – это сложный вид речевой деятельности, в котором есть чисто техническая сторона – выработка навыков чтения и скороч­тения, и творческая – извлечение из текста необходимой инфор­мации.

По степени проникновения вглубь содержания различают чтение:

  • для общего впечатления (просмотр текста);

  • для понимания общего содержания (знакомство с текстом);

  • для извлечения максимума заложенного смысла (изучение
    текста).

Просмотровое чтение обычно предшествует изучающему и ознакомительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомится с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титуль­ный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложе­ния. Эта информация помогает решить, насколько необходим тот или иной текст.

Ознакомительное (выборочное) чтение используется для выясне­ния определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выра­ботки своей собственной точки зрения по данному вопросу.

Изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Изучающее чтение нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении материала — по параграфам, гла­вам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тек­сте; формирует умение критически воспринимать информацию.

Как нужно читать: чтение должно быть основательным и вдумчивым. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение
неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значи­мые для читателя вопросы. Важно делать выписки всего, что может пригодиться в
учебной работе: интересные мысли, факты, цифры, различ­ные точки зрения. По прочтении необходимо оценить полученную информа­цию, подойдя к ней критически, а также с позиции значи­мости для занятий.

Существует несколько алгоритмов чтения:

  1. Интегральный алгоритм чтения включает 7 блоков. Такой состав блоков дает возможность выделить полезную информацию в любом по содержанию тексте, независимо от того, к какой отрасли знания он относится. Подчеркнем еще раз особенно важную его специфику: он «отфильтровывает» избыточную информацию, ко­торая в популярных, а иногда и учебных текстах может достигать 75%. Перечислим блоки интегрального алгоритма, на которые следует обращать особое внимание и запоминать:

    • Наименование источника – название книги, журнала,
      газеты, учебника и т.д.

    • Фамилия автора.

    • Выходные данные – место и год издания, название издатель­ства, номер и год выпуска журнала, дата выхода газеты и т.п.

    • Основное содержание – главные идеи и положения.

    • Фактографические данные – факты, цифры, даты, лич­ности, события.

    • Спорное, критическое – материал, не совпадающий с
      вашими знаниями и убеждениями, оценки неверных взгля­дов и воззрений.

    • Новизна материала и возможность практического использо­вания – все новое, оригинальное, то, что можно применить в учебе и на практике.

2) Дифференциальный алгоритм позволяет сократить время на усвоение смысла и значения текста, «свернуть», аккумулировать информацию. Этот алгоритм включает 3 ступени (этапа):


Выделение ключевых слов в каждом абзаце

1

Составление из них смысловых рядов - предложений

2

Выделение основного смыслового значения отрезков текста

3






На первом этапе выделяются ключевые слова, которые обознача­ют объекты, их признаки состояния или действия. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку каждого абзаца текста. Если абзац играет второстепенную роль, поясняющую, например, то в нем может и не быть ключевых слов.

На втором этапе осмысления текста, опираясь на ключевые сло­ва, составляются смысловые ряды, в сжатом виде обобщающие со­держание материала. Такой процесс можно сравнить с конспектным, только мгновенным и мысленным.

На третьем этапе проводится выявление основного значения тек­ста на основе смысловых рядов.

Осваивая дифференциальный алгоритм, очень важно, особенно на первых порах, не спеша и последовательно выполнять все три операции. Только в этом случае вы постепенно сможете приобре­сти навык быстрого, почти подсознательного, одновременного с чтением выделения основного значения текста.

При чтении рекомендуются различные способы маркировки того или иного материала для того, чтобы найти или выделить нужное. Можно использовать: закладки с пометками; подчеркивание карандашом; особую знаковую систему, например: сомнение, вопрос — ? (что будет означать: важно, обратить внимание) или NB! (что в буквальном переводе с латинского языка означает «хорошо заметить», выписать) и т.п.
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
Конспектирование – это особая организация изучаемого текста, новый жанр его предъявления, получаемый после переработки информации. Говоря простым языком, конспект – это то, во что превращается авторский текст у студента в тетради. Конспект – это основное пособие для учащегося при подготов­ке к семинарам, зачетам, экзаменам, при работе над реферативной, курсовой, дипломной работой.

Конспект нужен для того, чтобы:

  • научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей
    иной вид, тип, форму;

  • выделить в письменном или устном тексте самое необходи­мое и нужное для решения учебной или научной задачи;

  • создать модель проблемы (понятийную или структурную);

  • упростить запоминание текста, облегчить овладение специ­альными терминами;

  • накопить информацию для написания более сложной работы
    в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации,
    статьи, книги.

Конспект подразумевает объединение плана, выписок и тезисов; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы и положения, факты, доказа­тельства, приемы; отражает отношение составителя к материалу; может использоваться не только составителем, но и другим читателем.

В конспекте важно отразить: о чем говорится, что утверждается, как доказывается. При составлении конспекта нужно остерегаться многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб логике.

Важным шагом в конспектировании является выделение глав­ных мыслей для конспектирующего. Понятия «главная мысль», «идея», «тезис» определяются задачей конспектирования. Ею может быть любой компонент содержания: понятие или категория и их определение, закон и его формулировка, факты и события и дока­зательства их истинности. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в тех­нике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами.

В процессе конспектирования целесообразно использовать раз­личные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжа­того конспекта: стрелки, подчеркивания, линии, выделение в рам­ку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означа­ющий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т.д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых информация отражается не словесным, а условным символичес­ким способом.

Сокращению конспекта, свертыванию информации способству­ют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков (например, вмес­то слова «равенство» использовать знак = ).

Информативность конспекта можно увеличить за счет цвета – синего, красного, зеленого и др., за счет введения различных цифр и порядковых номеров: римские и арабские цифры, буквы.

В конспект можно вводить данные из других источников: для сравнения, обобщения, доказательства и т.д. Особое место в конс­пекте занимают «Я-суждения». Это введение в текст своих оценок, отношений, согласий и не согласий. Иногда это выражается слова­ми, иногда знаками.

В конспекте следует оставлять поля или свободные строки для примечаний; применять цветовую окраску, красным цветом выделять са­мые важные места конспекта; располагать сведения не подряд, а столбцом; применять сокращения, но не злоупотреблять ими.

В процессе конспектирования идет большая работа со словом. Проводится отбор самых необходимых, опорных тер­минов-понятий, отражающих сущность и основные характерис­тики изучаемой темы. Здравый смысл, задачи конспектирования и интуиция читателя помогают сделать этот выбор. Непонятные, малознакомые и новые слова непре­менно прорабатываются со словарем и справочником, что расширяет словарный запас студента, обогащает его новыми знаниями. К конспекту можно сделать словарик или внести прямо в конспект их определе­ния, пометив источник информации.

Критерии хорошего конспекта: самым главным критерием хорошего конспекта является про­должительность его жизни, его многоразовая востребованность. Опыт показывает, что конспекты служат не менее полезную служ­бу, чем сами книги или лекции. Они напомнят, подскажут, научат тому, что еще предстоит.

Конспектировать можно ради любопытства к конкретному зна­нию, для сдачи экзаменов и зачетов, для будущей профессиональ­ной деятельности, для написания реферата или научного отчета, для дипломной работы, диссертации, статьи, книги... Качество конс­пекта зависит от цели его составления, от назначения. В зависимости от целей конспектирования выделяются следующие критерии:

  • краткость (конспект ориентировочно не должен превышать
    1/8 от первичного текста);

  • ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его
    быстрое считывание, схватывание общей логики и т.д.;

  • научная корректность;

  • оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, Я-суждений, своих символов и знаков и т.д.);

  • адресность (четкое фиксирование выход­ных данных, указание страниц цитирования и отдельных по­ложений).



ГЛАВА I.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Как уже говорилось во введении, социология – это наука об обществе. Но обществом интересуются и другие науки – история, философия, право, политология, социальная психология и многие другие, которые потому и называются обществоведческими дисциплинами. Тогда возникает вопрос: в чём же особенность социологического подхода, что является объектом и что предметом исследования этой науки?

Вначале выясним специфику общества как объекта социологии (под объектом понимается то целостное образование, на которое направлено внимание познающего субъекта). В данном случае объектом социологии выступает вся совокупность социальных свойств, связей, отношений, взаимодействий людей, то есть общественная жизнь в целом. Общество трактуется как отделившаяся часть природы. Оно представляет собой такую реальность, которая возникает, формируется и функционирует в результате деятельности людей, обладающих сознанием и волей. Но социология рассматривает общество не во всех его многообразных связях, а избирает в качестве своего объекта особую форму его проявления – гражданское общество. А оно возникает только на определённом этапе развития человечества, только тогда, когда человек стал демонстрировать свою гражданственность, осознанное поведение, требовать уважительного отношения к себе, как к независимой личности. Это было вызвано самим становлением и развитием буржуазного общества, когда человек получил возможность участвовать в общественной жизни как самостоятельный элемент процесса. Именно при капитализме люди стали на качественно новом уровне воздействовать на ход общественной жизни. Резко возросло участие отдельного человека в разрешении различных жизненных проблем и, вместе с тем, сама жизнь заставляла человека объединяться с другими, действовать сообща, не как одиночки, как в древние эпохи или в средние века, а как представители определённого класса, слоя, группы, организации, объединения.

Всё это позволяет утверждать, что гражданское общество – это совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, это определённые общечеловеческие ценности, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной. Следовательно, для социологии главным является сопоставление особенностей жизнедеятельности людей различных обществ, для выяснения специфики их поведения и действия.

Таким образом, анализ состояния общественного сознания и поведения людей, тенденции изменений их в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений – всё это стало предметом исследования социологии. Она призвана обогатить теоретические представления о нынешнем этапе развития современного общества, помочь практике своими рекомендациями о возможности оптимального воздействия на происходящие общественные процессы. Иначе говоря, при определении объекта исследования именно современное гражданское общество в определённой степени характеризует специфику социологии как науки.

При определении предмета социологии необходимо отметить, по крайней мере, четыре момента:

  1. социология изучает конкретные социальные процессы – структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимоотношения с другими людьми, группами, его образ жизни;

  2. она занимается исследованием процессов не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, регионов, экологическую и демографическую ситуацию;

  3. исследует сущность политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, проблемы власти, участие избирателей в управлении, деятельности общественных организаций;

  4. изучает духовную жизнь общества: предметом социологических исследований становятся проблемы образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии, морали, права и т.д.

Более детально предметная область социологии раскрывается через следующие базовые понятия (категории): социальное, социальная реальность, социокультурная реальность, общество, социальная структура общества, индивид, личность, социальная группа, социальная общность, социальная организация, социальный институт, социальная норма, социальная ценность, социальный статус, социальная роль, социальная функция, социальная страта, социальная мобильность, социальный процесс, социальный процесс, социальное действие, социальное взаимодействие, социальные отношения, социализация, социальное поведение (девиантное поведение, аномия), социально-исторические типы организации общественной жизни, социальная регуляция, социальная организация, социальное управление, социологическое исследование и пр.

Следовательно, социологию интересуют все проблемы бытия человека, социальных групп, слоёв и общностей, институтов, процессов, все без исключения потребности и интересы человека и именно его – человека – ставит в центр своего внимания. При этом человек изучается не столько как индивид, сколько как член определённой общности – группы, слоя, класса, нации, народа. В этом отношении предмет социологии и отличен от предмета других общественных наук.

Социология – это наука, которая изучает исторически определённые социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности людей, больших и малых социальных групп.

Коллективное поведение людей подчиняется действию определённых социальных законов, которые являются объективными, то есть они не зависят от воли или желания людей. Социальные законы – это устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения между явлениями. Они действуют во всех сферах общества, но отличаются по масштабам своего распространения. Есть законы, которые действуют только в малых группах и не проявляют себя в больших и наоборот. Существуют законы, действие которых распространяется на всё общество, другие – на его отдельные сферы.

Все социальные законы обладают некоторыми общими чертами:

  1. закон вступает в действие только при определённых условиях;

  2. при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

  3. условия, при каких действует закон, реализуется не полностью, а частично и приблизительно. И само главное – здесь многое зависит от людей, от их мотивации и действий.

Люди постоянно сталкиваются с проявлением социальных законов. Либо подчиняясь им, либо (чаще всего безуспешно) стараясь их избежать.

Социологическое знание неоднородно и имеет свою весьма сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Можно, например, исследовать явления и процессы на уровне всего общества в целом, или на уровне широких социальных общностей, групп. Именно поэтому многие исследователи подразделяют социологию на три составные части – общетеоретическую социологию, теории среднего уровня и микросоциологию. Первая занимается изучением общих закономерностей функционирования и развития социума как целого, в том числе и глобальных проблем человечества. Вторая свое внимание сосредотачивает на изучении закономерностях развития, действия и взаимодействия отдельных частей социальной системы. Микросоциология изучает явления и процессы общества через призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемой информации социологические исследования делятся на теоретические и эмпирические. Для теории решающее значение имеет глубокое и всестороннее обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находится сам поиск, сбор и накопление фактического материала (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, статистики и т.п.) и его первичная обработка, включая и первичный уровень обобщения.

Большинство теоретиков социологии вычленяют две её составные части: фундаментальную и прикладную. Задача первой – получение новых знаний об обществе, углубление понимания происходящих в нём процессов. Для прикладной – практическое применение разработок фундаментальной социологии, использование её достижений для решения конкретных социальных проблем. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед учёными. Одни сосредотачивают своё внимание на построении и совершенствовании теории и методологии, на углублении и развитии самой социологической науки, другие - на изучении практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций.

Как и всякая другая наука, социология выполняет определённые функции. Но среди учёных по этой проблеме нет единого мнения. Чаще всего называют теоретико-познавательную и практически-политическую (или управленческую) функции. Первая позволяет социологии расширять и конкретизировать знание о сущности общества, её структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теории, так и в результате развития самой социальной действительности (здесь решающая роль принадлежит эмпирической социологии, которая и призвана изучать те изменения, которые происходят в гражданском обществе.)

Вместе с тем, некоторые авторы «дробят» функции, выделяя теоретико-познавательную, оценочную, контрольную (социального контроля), коммуникативную, прогностическую, идеологическую, гуманистическую и т.п. Но если внимательно проанализировать названное, то теоретико-познавательная и практически-политическая функции охватывает всю социальную сферу, а другие – уточняют направленность решения тех или иных задач анализа социальной реальности.

Какое же место занимает социология среди других наук? Среди учёных по этому вопросу тоже нет единого мнения, однако все они сходятся в одном: все общественные науки действуют в тесном контакте, используют достижения друг друга и делятся своими наблюдениями и выводами между собой, тем самым способствуя общему развитию знания об обществе.

Важное значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи во всех новых направлениях развития обществоведения. Для них вклад социологии заключается, во-первых, в том, что она концентрирует своё внимание на социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приёмов исследования, которые дают возможность расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания.

ПРИЛОЖЕННИЕ К ГЛАВЕ I

СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Специальные

социологические

теории («теории среднего уровня»)



Общесоциологи-ческие теории

Конкретные

социологические

исследования







Общесоциологи-ческие теории играют мировоззренческую,методологическую

роль в объяснении проблем истории,

философии, политологии, правоведения, социальной психологии и других наук.

Общетеоретическая

социология рассматривает

проблемы данных наук в социальном

контексте, выявляет роль изучаемых ими явлений в обществе

и в историческом

процессе.

раскрывают социальные аспекты трудовой,

политической и иной деятельности людей;

раскрывают условия их социального (городского, сельского и др.), семейного и личного быта;

отражают возможности социального самоутверждения личности и социальных групп в

системе общественных отношений;

обоснованные

выводы, сделанные

на уровне специальных социологических

теорий, имеют важное значение для различных общественных и

гуманитарных наук.

Конкретные социологические

исследования проводятся в рамках многих наук с целью получения оперативных данных о процессах

общественной жизни и выявления

отношения людей

к этим процессам.


Социология разрабатывает технику и методику

этих эмпирических исследований, а

также обработки

их результатов.

Конкретные социологические исследования позволяют всесторонне рассматриваются явления общественной жизни, раскрывать их место роль в социальной системе и обществе

в целом, а также выявлять взаимодействие

макро- и микропроцессов в жизни общества.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Социология iconПрограмма собеседования по направлению 040100. 68 Социология Программа...
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру Гуманитарного института чгу по магистерской...
Социология iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Социология iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Социология iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Социология iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Социология iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Социология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Социология iconЛитература
Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,...
Социология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Социология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Социология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Социология iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск