Скачать 2.28 Mb.
|
ФГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Т.Н. Духина, Т.П. Болотова СОЦИОЛОГИЯ Учебное пособие Ставрополь 2011 ББК 60.5 УДК 378.147.ФО1 Рецензенты: Асеев Ю.И., доктор социологических наук, академик РАСН, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ. Ефимов Ю.Г., доктор политических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ. Социология: учебное пособие / сост. Духина Т.Н., доктор социологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ; Болотова Т.П., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социологии СтГАУ. – Ставрополь, 2011. В издании рассматриваются основные положения науки, которые необходимы не только для изучения социологии в учебном процессе, но и для воспитания гражданской позиции обучающихся, формирования социологической культуры, понимания сущности общественных явлений, происходящих в российском обществе. В учебном пособии подробно раскрыты основные темы курса, представлена учебная и научная литература и источники по каждой теме. Представленное издание также содержит эффективные методические советы по организации самостоятельной работы в процессе обучения, успешному освоению материала посредством постановки чтения и скорочтения, конспектирования литературы, реферативной работы. Учебное пособие предназначено для студентов всех факультетов СтГАУ, изучающих курс социологии, и для всех интересующихся вопросами социологии. Сост.: Духина Т.Н., Болотова Т.П. ВВЕДЕНИЕ Вы приступили к знакомству с новой для Вас наукой – социологией. Чем же она занимается? Что эта наука изучает? Начнем с этимологии (происхождения) слова: термин «социология» состоит из двух корней – socius (лат. – компаньон) и logos (греч. – изучение), и поэтому в буквальном переводе означает «изучение процессов общения». Другой вариант толкования этих частей: societas (лат. – общество) и logia – множественное число от logos (греч. – слово), т.е. «много-много слов об обществе». Значит, социология – это учение об обществе. И не об обществе вообще, а об обществе в человеческом измерении, о человеке в обществе. С чего начинается человек в своём социальном обличии? С осознания своей способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать его, исходя из определённых ценностей и на этой основе строить своё поведение, учитывая воздействие как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственного своего окружения). Все мы живём в обществе и потому, если хотим жить и действовать эффективно, с максимальной отдачей, мы должны быть социально компетентными. И именно социология позволяет человеку приобрести это качество. Выполняя мировоззренческую функцию, данный курс обобщает и систематизирует полученные вами знания и раскрывает представления о собственном поведении, уровне культуры, положении внутри социальных институтов, организаций, групп, степени вашей свободы. Актуальность и современность этих знаний обусловлена самой сутью социологии как науки, изучающей человеческий мир в динамике и изменениях, выясняющей социальные трансформации, которые происходят вокруг нас. Систематизация знаний по общественным дисциплинам в данном курсе обусловлена общепризнанной методологической функцией социологии по отношению к другим наукам, изучающим общество. И в то же время эмпирические исследования, проводимые в рамках социологии, дают обществоведческим дисциплинам конкретный фактический материал для обобщения и теоретических выводов. Предлагаемое учебное пособие задумано как сжатое и доступное изложение основных тем курса для студентов несоциологических специальностей. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Самостоятельная работа – это неотъемлемая часть обучения по освоению специальности и получению навыков самообразования. На самостоятельную работу студента в вузе отводится столько же времени, сколько и на аудиторную. Результативность этой деятельности зависит от воли студента, от мотивации его деятельности, от уровня подготовки в средней школе и навыков самостоятельной работы. Формы самостоятельной учебной работы различны; в результате студент получает навыки работы со специальной литературой, знакомится и осваивает новую нормативную и методическую документацию, осваивает информационные технологии. Внеаудиторная работа может выполняться самостоятельно или под руководством преподавателя (это участие в студенческих научных секциях, подготовка курсовых и выпускных работ). Предлагаемый нами механизм организации самостоятельной работы студентов позволит повысить уровень подготовки специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики. Прежде всего, назовем некоторые общие, проверенные практикой, наиболее целесообразные методы и приемы самостоятельной работы, которые могут быть полезны и приемлемы для студентов:
ЧТЕНИЕ Чтение – это сложный вид речевой деятельности, в котором есть чисто техническая сторона – выработка навыков чтения и скорочтения, и творческая – извлечение из текста необходимой информации. По степени проникновения вглубь содержания различают чтение:
Просмотровое чтение обычно предшествует изучающему и ознакомительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомится с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Эта информация помогает решить, насколько необходим тот или иной текст. Ознакомительное (выборочное) чтение используется для выяснения определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выработки своей собственной точки зрения по данному вопросу. Изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Изучающее чтение нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении материала — по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формирует умение критически воспринимать информацию. Как нужно читать: чтение должно быть основательным и вдумчивым. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для читателя вопросы. Важно делать выписки всего, что может пригодиться в учебной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. По прочтении необходимо оценить полученную информацию, подойдя к ней критически, а также с позиции значимости для занятий. Существует несколько алгоритмов чтения:
2) Дифференциальный алгоритм позволяет сократить время на усвоение смысла и значения текста, «свернуть», аккумулировать информацию. Этот алгоритм включает 3 ступени (этапа): Выделение ключевых слов в каждом абзаце 1 Составление из них смысловых рядов - предложений 2 Выделение основного смыслового значения отрезков текста 3 На первом этапе выделяются ключевые слова, которые обозначают объекты, их признаки состояния или действия. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку каждого абзаца текста. Если абзац играет второстепенную роль, поясняющую, например, то в нем может и не быть ключевых слов. На втором этапе осмысления текста, опираясь на ключевые слова, составляются смысловые ряды, в сжатом виде обобщающие содержание материала. Такой процесс можно сравнить с конспектным, только мгновенным и мысленным. На третьем этапе проводится выявление основного значения текста на основе смысловых рядов. Осваивая дифференциальный алгоритм, очень важно, особенно на первых порах, не спеша и последовательно выполнять все три операции. Только в этом случае вы постепенно сможете приобрести навык быстрого, почти подсознательного, одновременного с чтением выделения основного значения текста. При чтении рекомендуются различные способы маркировки того или иного материала для того, чтобы найти или выделить нужное. Можно использовать: закладки с пометками; подчеркивание карандашом; особую знаковую систему, например: сомнение, вопрос — ? (что будет означать: важно, обратить внимание) или NB! (что в буквальном переводе с латинского языка означает «хорошо заметить», выписать) и т.п. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ Конспектирование – это особая организация изучаемого текста, новый жанр его предъявления, получаемый после переработки информации. Говоря простым языком, конспект – это то, во что превращается авторский текст у студента в тетради. Конспект – это основное пособие для учащегося при подготовке к семинарам, зачетам, экзаменам, при работе над реферативной, курсовой, дипломной работой. Конспект нужен для того, чтобы:
Конспект подразумевает объединение плана, выписок и тезисов; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы; отражает отношение составителя к материалу; может использоваться не только составителем, но и другим читателем. В конспекте важно отразить: о чем говорится, что утверждается, как доказывается. При составлении конспекта нужно остерегаться многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб логике. Важным шагом в конспектировании является выделение главных мыслей для конспектирующего. Понятия «главная мысль», «идея», «тезис» определяются задачей конспектирования. Ею может быть любой компонент содержания: понятие или категория и их определение, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами. В процессе конспектирования целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии, выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т.д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых информация отражается не словесным, а условным символическим способом. Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков (например, вместо слова «равенство» использовать знак = ). Информативность конспекта можно увеличить за счет цвета – синего, красного, зеленого и др., за счет введения различных цифр и порядковых номеров: римские и арабские цифры, буквы. В конспект можно вводить данные из других источников: для сравнения, обобщения, доказательства и т.д. Особое место в конспекте занимают «Я-суждения». Это введение в текст своих оценок, отношений, согласий и не согласий. Иногда это выражается словами, иногда знаками. В конспекте следует оставлять поля или свободные строки для примечаний; применять цветовую окраску, красным цветом выделять самые важные места конспекта; располагать сведения не подряд, а столбцом; применять сокращения, но не злоупотреблять ими. В процессе конспектирования идет большая работа со словом. Проводится отбор самых необходимых, опорных терминов-понятий, отражающих сущность и основные характеристики изучаемой темы. Здравый смысл, задачи конспектирования и интуиция читателя помогают сделать этот выбор. Непонятные, малознакомые и новые слова непременно прорабатываются со словарем и справочником, что расширяет словарный запас студента, обогащает его новыми знаниями. К конспекту можно сделать словарик или внести прямо в конспект их определения, пометив источник информации. Критерии хорошего конспекта: самым главным критерием хорошего конспекта является продолжительность его жизни, его многоразовая востребованность. Опыт показывает, что конспекты служат не менее полезную службу, чем сами книги или лекции. Они напомнят, подскажут, научат тому, что еще предстоит. Конспектировать можно ради любопытства к конкретному знанию, для сдачи экзаменов и зачетов, для будущей профессиональной деятельности, для написания реферата или научного отчета, для дипломной работы, диссертации, статьи, книги... Качество конспекта зависит от цели его составления, от назначения. В зависимости от целей конспектирования выделяются следующие критерии:
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Как уже говорилось во введении, социология – это наука об обществе. Но обществом интересуются и другие науки – история, философия, право, политология, социальная психология и многие другие, которые потому и называются обществоведческими дисциплинами. Тогда возникает вопрос: в чём же особенность социологического подхода, что является объектом и что предметом исследования этой науки? Вначале выясним специфику общества как объекта социологии (под объектом понимается то целостное образование, на которое направлено внимание познающего субъекта). В данном случае объектом социологии выступает вся совокупность социальных свойств, связей, отношений, взаимодействий людей, то есть общественная жизнь в целом. Общество трактуется как отделившаяся часть природы. Оно представляет собой такую реальность, которая возникает, формируется и функционирует в результате деятельности людей, обладающих сознанием и волей. Но социология рассматривает общество не во всех его многообразных связях, а избирает в качестве своего объекта особую форму его проявления – гражданское общество. А оно возникает только на определённом этапе развития человечества, только тогда, когда человек стал демонстрировать свою гражданственность, осознанное поведение, требовать уважительного отношения к себе, как к независимой личности. Это было вызвано самим становлением и развитием буржуазного общества, когда человек получил возможность участвовать в общественной жизни как самостоятельный элемент процесса. Именно при капитализме люди стали на качественно новом уровне воздействовать на ход общественной жизни. Резко возросло участие отдельного человека в разрешении различных жизненных проблем и, вместе с тем, сама жизнь заставляла человека объединяться с другими, действовать сообща, не как одиночки, как в древние эпохи или в средние века, а как представители определённого класса, слоя, группы, организации, объединения. Всё это позволяет утверждать, что гражданское общество – это совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, это определённые общечеловеческие ценности, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной. Следовательно, для социологии главным является сопоставление особенностей жизнедеятельности людей различных обществ, для выяснения специфики их поведения и действия. Таким образом, анализ состояния общественного сознания и поведения людей, тенденции изменений их в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений – всё это стало предметом исследования социологии. Она призвана обогатить теоретические представления о нынешнем этапе развития современного общества, помочь практике своими рекомендациями о возможности оптимального воздействия на происходящие общественные процессы. Иначе говоря, при определении объекта исследования именно современное гражданское общество в определённой степени характеризует специфику социологии как науки. При определении предмета социологии необходимо отметить, по крайней мере, четыре момента:
Более детально предметная область социологии раскрывается через следующие базовые понятия (категории): социальное, социальная реальность, социокультурная реальность, общество, социальная структура общества, индивид, личность, социальная группа, социальная общность, социальная организация, социальный институт, социальная норма, социальная ценность, социальный статус, социальная роль, социальная функция, социальная страта, социальная мобильность, социальный процесс, социальный процесс, социальное действие, социальное взаимодействие, социальные отношения, социализация, социальное поведение (девиантное поведение, аномия), социально-исторические типы организации общественной жизни, социальная регуляция, социальная организация, социальное управление, социологическое исследование и пр. Следовательно, социологию интересуют все проблемы бытия человека, социальных групп, слоёв и общностей, институтов, процессов, все без исключения потребности и интересы человека и именно его – человека – ставит в центр своего внимания. При этом человек изучается не столько как индивид, сколько как член определённой общности – группы, слоя, класса, нации, народа. В этом отношении предмет социологии и отличен от предмета других общественных наук. Социология – это наука, которая изучает исторически определённые социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности людей, больших и малых социальных групп. Коллективное поведение людей подчиняется действию определённых социальных законов, которые являются объективными, то есть они не зависят от воли или желания людей. Социальные законы – это устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения между явлениями. Они действуют во всех сферах общества, но отличаются по масштабам своего распространения. Есть законы, которые действуют только в малых группах и не проявляют себя в больших и наоборот. Существуют законы, действие которых распространяется на всё общество, другие – на его отдельные сферы. Все социальные законы обладают некоторыми общими чертами:
Люди постоянно сталкиваются с проявлением социальных законов. Либо подчиняясь им, либо (чаще всего безуспешно) стараясь их избежать. Социологическое знание неоднородно и имеет свою весьма сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Можно, например, исследовать явления и процессы на уровне всего общества в целом, или на уровне широких социальных общностей, групп. Именно поэтому многие исследователи подразделяют социологию на три составные части – общетеоретическую социологию, теории среднего уровня и микросоциологию. Первая занимается изучением общих закономерностей функционирования и развития социума как целого, в том числе и глобальных проблем человечества. Вторая свое внимание сосредотачивает на изучении закономерностях развития, действия и взаимодействия отдельных частей социальной системы. Микросоциология изучает явления и процессы общества через призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В зависимости от уровня получаемой информации социологические исследования делятся на теоретические и эмпирические. Для теории решающее значение имеет глубокое и всестороннее обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находится сам поиск, сбор и накопление фактического материала (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, статистики и т.п.) и его первичная обработка, включая и первичный уровень обобщения. Большинство теоретиков социологии вычленяют две её составные части: фундаментальную и прикладную. Задача первой – получение новых знаний об обществе, углубление понимания происходящих в нём процессов. Для прикладной – практическое применение разработок фундаментальной социологии, использование её достижений для решения конкретных социальных проблем. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед учёными. Одни сосредотачивают своё внимание на построении и совершенствовании теории и методологии, на углублении и развитии самой социологической науки, другие - на изучении практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. Как и всякая другая наука, социология выполняет определённые функции. Но среди учёных по этой проблеме нет единого мнения. Чаще всего называют теоретико-познавательную и практически-политическую (или управленческую) функции. Первая позволяет социологии расширять и конкретизировать знание о сущности общества, её структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теории, так и в результате развития самой социальной действительности (здесь решающая роль принадлежит эмпирической социологии, которая и призвана изучать те изменения, которые происходят в гражданском обществе.) Вместе с тем, некоторые авторы «дробят» функции, выделяя теоретико-познавательную, оценочную, контрольную (социального контроля), коммуникативную, прогностическую, идеологическую, гуманистическую и т.п. Но если внимательно проанализировать названное, то теоретико-познавательная и практически-политическая функции охватывает всю социальную сферу, а другие – уточняют направленность решения тех или иных задач анализа социальной реальности. Какое же место занимает социология среди других наук? Среди учёных по этому вопросу тоже нет единого мнения, однако все они сходятся в одном: все общественные науки действуют в тесном контакте, используют достижения друг друга и делятся своими наблюдениями и выводами между собой, тем самым способствуя общему развитию знания об обществе. Важное значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи во всех новых направлениях развития обществоведения. Для них вклад социологии заключается, во-первых, в том, что она концентрирует своё внимание на социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приёмов исследования, которые дают возможность расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания. ПРИЛОЖЕННИЕ К ГЛАВЕ I СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Специальные социологические теории («теории среднего уровня») Общесоциологи-ческие теории Конкретные социологические исследования Общесоциологи-ческие теории играют мировоззренческую,методологическую роль в объяснении проблем истории, философии, политологии, правоведения, социальной психологии и других наук. Общетеоретическая социология рассматривает проблемы данных наук в социальном контексте, выявляет роль изучаемых ими явлений в обществе и в историческом процессе. раскрывают социальные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей; раскрывают условия их социального (городского, сельского и др.), семейного и личного быта; отражают возможности социального самоутверждения личности и социальных групп в системе общественных отношений; обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, имеют важное значение для различных общественных и гуманитарных наук. Конкретные социологические исследования проводятся в рамках многих наук с целью получения оперативных данных о процессах общественной жизни и выявления отношения людей к этим процессам. Социология разрабатывает технику и методику этих эмпирических исследований, а также обработки их результатов. Конкретные социологические исследования позволяют всесторонне рассматриваются явления общественной жизни, раскрывать их место роль в социальной системе и обществе в целом, а также выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества. |
Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | ||
Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | ||
Программа собеседования по направлению 040100. 68 Социология Программа... Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру Гуманитарного института чгу по магистерской... | Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Примерной программы наименование дисциплины: Современные социологические... «Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи» | Литература Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... |