Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста





НазваниеМетодические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста
страница1/14
Дата публикации20.08.2013
Размер1.84 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

С. А. Черняева

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ


Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002. —168 с. ISBN 5-9268-0108-7

Книга содержит психотерапевтические сказки, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста.

Книга адресована психологам, психотерапевтам, педагогам, родителям.

ПРЕДИСЛОВИЕ

К рукописи сказкотерапевта невозможно написать обычное предис­ловие. Поэтому начну небольшой сказкой.

...Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, а может быть, и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро и Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступив­ший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным бо­гам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказан­ности, он превращал небеса над головой в медь, а землю в железо, разру­шал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до сердец лю­дей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней.

И заметили Волшебники, что в светлых снах открываются сердца лю­дей и желают они радости и света. Летая во сне, они беззаботно смеются, а чудесные мечты ощущают достижимыми.

Задумались Волшебники, как и наяву помочь людям ощущать Радость, Творить и Созидать? Как укрепить их Веру в Лучшее? Долго размышляли Волшебники об этом, и сердца их все больше и больше наполнялись любо­вью к людям. И вот Волшебники все, что знали о Жизни, Радости, Твор­честве, Чистоте, об испытаниях и искушениях, поведали Миру. Слова их запечатлелись и в солнечных лучах, и в трепете листьев, и в журчании ру­чья, во всех образах, звуках, запахах, вкусах и прикосновениях Окружаю­щего мира. И понеслись Слова Волшебников к людям, сплетаясь в удиви­тельные истории.

Истории эти маленькие люди впитывали каждой клеточкой своего те­ла и каждой чудесной струной своей души. А те, кто постарше, открывали для них свое сердце. Вскоре эти истории стали называть сказками и притчами. В них душа человека могла черпать силы для созидания, от­крывать и познавать заново мудрость духа человеческого. И люди научи­лись сочинять сказки сами и так стали Волшебниками...

Это небольшое вступление посвящено скрытой миссии сказкотера­пии. Ибо метод этот в большей степени связан с воздействием на ценно­стную структуру личности и с актуализацией созидательных возможно­стей человека.

Книга, которую Вы, дорогой читатель, держите в руках, станет Ва­шим добрым помощником. Здесь Вы не найдете «заумных» оборотов и интерпретаций. Но многое из того, что раньше было проблемой, ста­нет простым, легко понимаемым и осознаваемым как часть жизни. Вну­треннее напряжение уступит место покою, появится желание творить, играть, мечтать и реализовывать задуманное.

С помощью этой книги родители окажут себе и своим подрастаю­щим детям психологическую помощь, а специалисты получат прекрас­ный подарок для проведения цикла психокоррекционных и психотера­певтических занятий.

Добрый Вам путь в страну сказок, игр и исполняемых желаний!

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологических наук, директор Института сказкотерапии

ОТ АВТОРА

Мне очень нравятся сказки и разные истории. Поэтому, когда я начала заниматься различными видами групповых тренингов и коррекционных занятий и индивидуальным консультировани­ем (а было это в далеком 1987 году), возникла идея использовать в работе различные истории. За идею писать сказки я выражаю благодарность своему соученику В. Д. Цветкову, который, закон­чив в 1972 году факультет психологии ЛГУ, стал православным священником, не расставаясь с психологией окончательно. Впервые мои сказки были опубликованы в 1995 году при содей­ствии фонда Сороса — сказок тогда было десять. По мере написа­ния все сказки использовались и совершенствовались в группо­вых тренингах и индивидуальных консультациях, проводимых мной и моими коллегами по Высшему педагогическому училищу имени Н. А. Некрасова, где я в то время работала. Просущест­вовавший, к сожалению, очень недолго журнал «Без проблем» также опубликовал две мои сказки и рекомендации по работе с ними, а затем была предпринята попытка использовать сказки (к тому времени их стало семнадцать) для программы нравствен­но-правового образования «Правоведение в школе». Школьный курс для 5—8 классов, в котором использовались сказки, называл­ся «Социальная практика». Апробация программы, а с нею и ска­зок, проходила в школах Санкт-Петербурга, Казани и Казахста­на, в связи с чем сказки и небольшой сборник психологических игр издавались небольшим тиражом в 1997, 1998 и 1999 годах. За эту возможность я хотела бы выразить искреннюю благодар­ность доктору педагогических наук Н. И. Элиасберг — главному вдохновителю программы «Правоведение в школе». Несмотря на то что мне, как и каждому автору, приятна активная жизнь моих текстов, я не раз сожалела о том, что психотерапевтический потен­циал сказок практически не используется. Поэтому я крайне бла­годарна издательству «Речь» за возможность издать сказки в том виде, как они были задуманы — для сказкотерапии. Выражаю бла­годарность глубокоуважаемым коллегам — кандидату психологи­ческих наук М. В. Осориной и Е. Ю. Петровой, в чьих тренингах, связанных с использованием сказок, мне повезло участвовать. Еще одна, совершенно особая благодарность единомышленнику и по­стоянному иллюстратору моих сказок — художнику, кандидату ис­кусствоведения В. И. Черняеву (моему супругу).

ВВЕДЕНИЕ

Классики психологии неоднократно обращались к анализу ска­зок. Еще К. Г. Юнг заметил, что персонажи сказок (как и мифов) выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и по­ведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.

Задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он за­водит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности — к жизни осмыс­ленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы.

Книга содержит семнадцать сочиненных мною сказок, мето­дические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии, а также несколько сказок, сочиненных детьми.

ПОЧЕМУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ?

У меня есть два ответа на этот вопрос: общий и специально для психологов.

1. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою про­блему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так боль­но). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки все­гда хорошо кончаются.

2. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безбо­лезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помо­щью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого не­удачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, лю­бой психотерапевтический подход сам по себе не идеален, поэто­му я попытаюсь предложить и некоторые, на мой взгляд, не психо-травмирующие способы работы со сказками. Описываются также некоторые игры, органично включающиеся в работу со сказками. Возможно, эту книгу будут читать и те, кто не является професси­ональным психологом, но просто интересуется проблемами чело­веческого развития, обретения психологической и нравственной свободы, поиска выхода из жизненных кризисов. Приветствую и этих читателей и надеюсь, что чтение этой книги принесет им ес­ли и не пользу, то некоторое развлечение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

В психологической практике можно использовать как народ­ные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. При использовании народных сказок в целях психо­терапии к преимуществам можно отнести:

• метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,

• знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,

• сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,

• динамичность,

• разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику,

• соответствие национальному характеру.

Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):

• недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»,

• отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки,

• в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:

Психотерапевтические сказки и игры

• известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытает­ся побудить к раскрытию смысла сказки,

• метафоричность, ведущая к большому количеству проек­ций, личностным включениям,

• разнообразие сюжетов,

• различные национальные варианты, возможность выбора между ними.

К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:

• возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, ко­нец которой уже известен,

• зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий,

• авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, си­стема ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж зада­ют обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.),

• авторская сказка, как каждое произведение искусства, требу­ет к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо из­менение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода ра­боты. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиня­ются по проблемам, характерным для того контингента, с кото­рым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если пред­лагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как

Методические особенности психологической работы со сказками его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической ра­боты, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиен­та (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в мета­форической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.

Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапев­тические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. Я надеюсь, что мне удалось сделать сказки свободными от явного морализаторства, но в тех случаях, где психологическая про­блема соприкасается с этической, там, где возникают вопросы цен­ностей или, тем более, смысла жизни, в сказке начинает присутст­вовать этическая составляющая. Например, сказка начинает под­сказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо. Не слишком хо­рошо и проводить жизнь в грезах, суете и капризах.

Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе данных сказок. Почти любой текст (если не брать в расчет теле­фонные книги и расписания поездов) в неявном виде несет в се­бе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, при­роды зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, от­ношения к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, поворо­ты сюжета. На мой взгляд, в предлагаемых сказках проявляется христианский тип духовности, более органичный для большин­ства россиян, чем, например, буддистский. Я считаю своим дол­гом честно предупредить о типе духовности этих сказок, так как допускаю, что некоторым из моих коллег сказки именно по этой причине для работы не подойдут. Однако в большинстве случаев гуманистическая парадигма психологической работы не проти­воречит христианской духовности, так как европейский гума­низм вырос на основе христианства. (В качестве доказательства

Психотерапевтические сказки и игры напомню, что в Оксфордском словаре определение самореализа­ции — центрального понятия гуманистической психологии — включает в себя указание на то, что это не только реализация воз­можностей человеческого «Я», но Божий дар.)

Сказки, составляющие данную книгу, специально написаны по проблемам детей, приближающихся к подростковому возрасту, и подростков. Они содержат различные «зацепки», которые делают эти проблемы узнаваемыми. Этим «зацепкам» я обязана много­численным «принцам» и «принцессам», которых мне приходилось консультировать за годы практической работы. При использова­нии сказок в режиме тренинга или консультирования выяснилось, что эти сказки успешно «работают» и на взрослых людей, имею­щих нерешенные или решенные неконструктивным образом* под­ростковые проблемы, такие как:

• неприятие себя,

• неконтролируемые вспышки агрессии,

• чувство одиночества,

• неумение разобраться в собственных чувствах,

• неспособность осмыслить свою жизнь, выстроить иерархию ценностей,

• конфликты с «родителями» (для взрослого, не решившего эти проблемы, «родители» — это те люди, которым он вроде бы должен подчиняться или хотя бы уважать) — вечный «подростковый бунт»,

• безответственность, инфантилизм, слабоволие.

Предлагаемые сказки можно использовать:

/. Для диагностики проблемы.

Весь сборник сказок или конкретная сказка могут быть пред­ложены клиенту, который, как это часто бывает, не понимает, в чем состоит его проблема. Данный способ диагностики пробле­мы является практически не травмирующим, так как если сказка не касается проблемы клиента, то она его и не «зацепляет». В мо-

* Конструктивным называется такой подход к проблеме или внутреннему конфликту, который не только приводит к решению проблемы, но и способству­ет личностному росту. Естественно, неконструктивный подход не способствует развитию личности, а иногда и проблему не решает.

Методические особенности психологической работы со сказками ей практике диагностика с помощью сказок обычно происходила как «узнавание» своей проблемы: «Я понял, почему Вы дали мне эту сказку» или «Ну, я не совсем такая, как эта принцесса». Жела­тельно предлагать сказку вместе с рисунком к ней (об использо­вании рисунков будет сказано ниже), а также с обращением «До­рогой сказочный герой».

2. Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика.

Для поиска решений с клиентом или группой вы можете останав­ливаться при чтении сказки, иногда места предлагаемых остановок обозначены «***». Вопросы для анализа предложены к каждой сказ­ке, что не ограничивает и вашего творчества в этом направлении.

3. Для подсказки определенного решения.

Авторская позиция в сказках основана на идеалах гуманисти­ческой психотерапии, где помощь клиенту оказывается как рав­ному. При этом проблема клиента — это то, что он сам считает проблемой, что его мучает. Выбор пути при таком подходе оста­ется за клиентом, а психолог может помочь в поиске вариантов. Авторский вариант решения проблемы, заданный в сказке, пред­лагает, (но не навязывает!) один из вариантов решения, обычно более или менее конструктивный. Часто этот вариант не прихо­дит в голову юному клиенту, как иногда не приходит в юную го­лову сама мысль о возможности различных выходов из ситуации, которая кажется абсолютно неразрешимой. При обсуждении сказок важно, чтобы и юные и взрослые слушатели не осуждали героев сказки, а постарались их понять. Для этого желательно, чтобы психолог в своих репликах говорил о чувствах сказочных персонажей, об их трудностях, а не о «недостатках».

* Слово «клиент» используется психологами гуманистического направления Для указания на человека, который «заключил психотерапевтический контракт» — определил совместно с психотерапевтом ту проблему, в решении которой ему тре­буется помощь, методы, которые будут использоваться в решении этой проблемы, режим взаимодействия с психотерапевтом и тем самым вступил в психотерапевти­ческие отношения. (Психологи и психотерапевты, не относящие себя к гуманисти­ческому направлению, например психоаналитики, используют слово «пациент»).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации Кемеровский район 2010 Автор З. М. Волкова,...
Методические рекомендации предназначены для учителей математики, которые могут быть применены на уроках и групповых занятиях. В рекомендациях...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconПримеры библиографического описания
Предлагаемые примеры библиографического описания на различные виды документов в соответствии с действующим гост 1 – 84 «Библиографическое...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconПриложение 23. Новой школе – новый учитель: учебная и рабочая программы...
Примеры библиографического описания и составления списка литературы к научно-исследовательской работе
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы: Курсовая...
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации по работе с волонтерами в рамках проекта Эстафета олимпийского огня
Эстафета) крупномасштабное мероприятие, проводимое в период подготовки и проведения XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconПособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина
В пособии даются практические рекомендации, как писать сочинение, описывается структура сочинений и основные принципы работы над...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по микробиологии
Самостоятельное изучение материала должно сопровождаться составлением конспектов, которые могут быть использованы во время текущего...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconКурса
В программе приводятся «Формы и особенности работы с командой на тренинге», «Содержание социально-психологического тренинга «Пойми...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconТематическое планирование проектной деятельности в 1 «А» классе
Примеры библиографического описания и составления списка литературы к научно-исследовательской работе
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconКонституция Российской Федерации. М. Юридическая литература
Примеры библиографического описания и составления списка литературы к научно-исследовательской работе
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconА. Есентугелов Доктор экономических наук
Говоря об антикризисных мерах, которые могут быть применены теперь уже в борьбе с будущими кризисами, мы должны учитывать ряд важных...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика»
...
Методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск