Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности





Скачать 196.86 Kb.
НазваниеРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности
Дата публикации15.09.2013
Размер196.86 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа

бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Вологодской области

«Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»


ПРИНЯТО
Протокол заседания

Педагогического совета

от 31.08.2011 №1

УТВЕРЖДАЮ

Директор

БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»

___________________Е.А. Юрина

___________________

Рабочая программа

дополнительного образования детей

социально-педагогической направленности

«Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья»
развитие познавательных способностей

(название модуля обучения)


Возраст обучающихся – 6-7 лет

Категория детей – дети с ограниченными возможностями здоровья:

Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:

Кнутова Тамара Владимировна,

педагог-психолог

Череповец
2011 г

Пояснительная записка
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.

Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.

Ребенок, приходя в школу, этих качеств не имеет. В благоприятных условиях он приобретает их в самом ходе школьного обучения.

Шестилетним детям характерно:

  • преобладание игры как основного, ведущего вида деятельности;

  • образный характер познавательных процессов;

  • практическое отношение ребенка к поставленным задачам (старается достичь конечного результата, а не понять его суть, для чего делается);

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами: неблагоприятные формы семейного воспитания, последствия социальной и эмоциональной депривации и т.п.

В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее. Особое внимание при обучении детей с ОВЗ уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.

Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.

Отличительной особенностью программы является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей с ОВЗ, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Анализ - это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.

В предлагаемой программе основной целью является формирование такой предпосылки развития психологического качества будущего школьника, как овладение умениями учиться. Для обеспечения комплексного подхода задания подобраны так, чтобы решалось сразу несколько задач. В тоже время, зная проблемы конкретного ребенка, можно подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.

Методическая основа программы: программа С.И. Карповой, В.В. Мамедовой «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет».

В предлагаемой программе основной целью является развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Данная цель реализуется через задачи:

  • Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

  • Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.

  • Увеличение объёма внимания и памяти.

  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).

  • Развития речи, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.

Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет испытывающих различные трудности в обучении, обусловленные снижением интеллектуального развития, речевыми нарушениями, нарушениями зрения.
Организационные условия проведения занятий.

Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 25 минут. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет укомплектован всеми необходимыми методическими материалами.
Направления реализации рабочей программы.

Целенаправленная работа по развитию внимания, памяти, мышления положительно сказывается на коррекции недостатков речи у детей с ОВЗ, что свидетельствует о необходимости проведения комплексных занятий направленных на развитие познавательных процессов. Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач.

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и на реализацию поставленных задач планируется осуществлять по следующим направлениям:

  • Восприятие.

  • Мышление.

  • Внимание.

  • Память.

  • Зрительно-моторная координация.

  • Речь.


Основные приемы обучения.

• Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;

• Одушевление того, о чем сообщается на занятии;

• Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;

• Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек);

• Пальчиковая гимнастика.

• Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам).

• Анализ литературных произведений.

• Элементы сказкотерапии.

• Элементы музыкотерапии.

• Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация.

• Упражнения для установления причинно-следственных связей.
Структура занятия.

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя 3 части: вводная часть, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, закрепление математических понятий. В целях повышения умственных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления.


п/п

Основные части занятия

Комментарий


1


Вводная часть состоит из ритуала приветствия и разминки.

Ритуал приветствия

Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (музыкотерапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.)

Деятельность направлена на актуализацию индивидуального опыта детей, важно почувствовать группу, диагностировать состояние детей, чтобы скорректировать план работы занятия.

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой
Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями, Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие упражнения, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

2

Основная часть

Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие эмоциональной сферы, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности. Смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному упражнению, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому упражнению (с учетом утомления детей).

3

Завершающая часть
Рефлексия занятия — оценка занятия.

Ритуал прощания

Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.

Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)

По аналогии с ритуалом приветствия.



Форма участия других лиц в реализации программы.

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным выполнением домашних заданий.
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.

Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет оснащен большой библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Для работы с детьми приобретено новое методическое пособие «Прозрачный мольберт». Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с детьми используется компьютер, современные здоровьесберегающие технологии.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детей формируются следующие основные умения:

  • Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

  • Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

  • Овладение детьми приемами логической обработки информации, формирование и развитие навыка самоконтроля.


Способы определения результативности программы.

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года, в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений.
Формы и методы текущего контроля, промежуточной

и итоговой аттестации обучающихся.

В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).

В ходе реализации программы используется 3 вида диагностики: входящая, текущая и итоговая. Входящая диагностика проводится при комплектовании групп в виде различных заданий по основным разделам программы (количество и счет, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, логические задачи).

Текущая диагностика осуществляется при освоении разделов программы.

Итоговая диагностика проводится по результатам освоения программы с использование тестовых заданий.

По результатам тестовых заданий выявляется степень усвоения данной программы. Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом детей и уровнем интеллектуального развития.
Форма подведения итогов реализации программы.

Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение итогового занятия в нетрадиционном варианте математического спектакля с последующим вручением дипломов и грамот каждому ребенку.

Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению, об уменьшении проблем в усвоении программы детского сада (если ребенок организованный).

Для оценки эффективности рекомендуется использовать следующие показатели:

  1. Степень помощи, которую оказывает психолог детям при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше развивающий эффект занятий.

  2. Особенности поведения детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительный результат занятий.

  3. По результатам диагностических процедур (сравнительный анализ начало и конец учебного года).



Учебно-тематический план.




Раздел

Темы занятий

Часы

теоретические

практические

всего

1.

Развитие познавательных способностей

1. Вводное занятие.

0,5

0,5

1

2. Осень.

0,5

0,5

1

3-4. Осенняя ярмарка. Сад огород: фрукты, ягоды.

0,5

1,5

2

5-6. Осенняя ярмарка. Сад огород: овощи.

0,5

1,5

2

7-8. Одежда, обувь, головные уборы.

0,5

1,5

2

9. Лиственные деревья. Грибы.

0,5

0,5

1

10. Деревья и грибы.

0,5

0,5

1

11. Домашние животные и их детеныши.

0,5

0,5

1

12. Дикие животные и их детеныши

0,5

0,5

1

13. Птицы

0,5

0,5

1

14. Рыбы.

0,5

0,5

1

15. Хвойные деревья.

0,5

0,5

1

16.Зима, зимние забавы.

0,5

0,5

1

17. Новогоднее путешествие.

0,5

0,5

1

18. Мебель.

0,5

0,5

1

19. Посуда

0,5

0,5

1

20. Дом, семья.

0,5

0,5

1

21. Наш город, моя улица.

0,5

0,5

1

22. Профессии.

0,5

0,5

1

23. День защитника Отечества. Военные профессии.

0,5

0,5

1

24. Транспорт. Правила дорожного движения

0,5

0,5

1

25. Мамин праздник.

0,5

0,5

1

26. Весна

0,5

0,5

1

27. Насекомые.

0,5

0,5

1

28. Время

0,5

0,5

1

29. Цветы.

0,5

0,5

1

30. Космос. День космонавтики.

0,5

0,5

1

31. Школа.

0,5

0,5

1

32. Скоро в школу

0,5

0,5

1

33. В стране Знаний.

0,5

0,5

1

34. Итоговое занятие «Что мы умеем делать хорошо»

0,5

0,5

1

Всего:

15

19

34


Содержание программы.

Содержание программы по развитию познавательных способностей направлено на развитие у детей различных видов мыслительной деятельности.

Изучение той или иной темы определяется темпом обучаемости дошкольников, их индивидуальных особенностей и спецификой используемых учебных средств. Задания даются только доступные и интересные для детей в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов.

Основные требования к заданиям содержательно-логического характера:

- задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.

-задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.

- задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Целенаправленная работа по развитию внимания, памяти, мышления положительно сказывается на коррекции недостатков речи у детей с ОВЗ, что свидетельствует о необходимости проведения комплексных занятий направленных на развитие познавательных процессов. Для обеспечения комплексного подхода используются задания в соответствии с направлениями работы. Таким образом, на одном занятии решается несколько задач. В таблице представлены задания в соответствии с направлениями работы.


Направления работы

Задания в устной форме

Задания на рабочих листах

Восприятие

- Какое слово отличается от других?

- Какое слово самое короткое/самое длинное?

- Подскажи словечко

- Зашумленные картинки,

-нахождение соотношений/дифференциация по заданному признаку.

- Лабиринты

- Нахождение сходств/ различий

Мышление

- Отгадай загадки

- Подбери парное слово.

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

- Когда так говорят?

- Что не так?

- Что лишнее?

- Скажи наоборот.

- Подбери признак/действие

- Закончи предложение.

- Хитрые вопросы

- Умные задачки

- Запомни слова

- Запомни цепочку слов

- Что лишнее?

-Дифференциация предметных картинок

- Систематизация по признаку

- Последовательные картинки

- Определение пространственных/временных отношений

Внимание

- Хитрые вопросы

- Умные задачки

- Запомни слова

- Запомни цепочку слов

- Отгадай загадки

- Какое слово отличается от других?

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

- Зашумленные картинки,

- Нахождение предмета с предыдущей страницы.

- Лабиринты

- Нахождение сходств/ различий

- Систематизация по признаку

- Копирование по точкам/клеткам.

Память

- Запомни слова

- Запомни цепочку слов

- Выкладывание из палочек по памяти

- Что изменилось?

- Нахождение предмета с предыдущей страницы.

- Копирование по точкам/клеткам.

Зрительно-моторная координация

- Пальчиковая гимнастика

- Обводка.

- Штриховка.

- Каллиграфические упражнения.

- Копирование по точкам /клеткам

- Лабиринты

- Выкладывание из палочек по образцу.

- Рисование силуэтов

Речь

- Тематический словарь

- Продолжи предложение

- Что лишнее?

- Скажи наоборот

- Подбери признак/действие

- Подбери обобщающее слово

- Когда так говорят?

- Что не так?

- Отгадай загадки.

- Узнай по признаку/действию

- Назови части целого

- Назови ласково

- Измени по образцу

- Собери/продолжи/ закончи предложения

- Вставь в предложение пропущенное слово

- Запомни слова

- Запомни цепочку/ пары слов

- Когда так говорят?

- Хитрые вопросы

- Что лишнее?

- Дифференциация предметных картинок по заданным признакам

Содержание занятий направлено на развитие логического мышления – интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, - а также более сложных мыслительных операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному и найденному признаку. Для развития мыслительных процессов в программе используются задания на развитие умения работать по наглядному образцу, умения соотносить размеры и формы предметов, умения выполнять задание по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка, умения решать логические задачи, головоломки. Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства.

Методическое обеспечение программы.

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются:

- мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);

- ниткопись, изонить, шнуровки для развития тактильной чувствительности;

- сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);

- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

- пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления;

- настольно-печатные игры.

Список литературы.


  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. М.: ВО Совэкспорткнига, 1991.

  2. Александрова Т.В. Практические занятия по формированию грамматического строя речи у дошкольников. СПб. Детство-Пресс, 2004.

  3. Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.

  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:АСТ,2006.

  5. БитяноваМ.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.: ООО» Совершенство»,1998.

  6. Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.

  7. С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007

  8. Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.

  9. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.

  10. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.

  11. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку.- М., АСТ: Хранитель, 2008.

  12. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.

  13. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.

  14. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально волевой регуляции у учащихся начальной школы 60 конспектов. М.: Айрис-пресс»,2004.

  15. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.

  16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.

  17. Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.

  18. Череманкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль, 1999.

  19. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности
Задачи: Формировать понятие о таблице умножения числа Повторить таблицу умножения чисел 2, 3, 4
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности
Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconРабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности
Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconОбразовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баяндаевская детская школа искусств» (далее...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе модифицированной...
Рабочая программа составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей научно-технической направленности...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconАктуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
Ельного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconРоль учреждений дополнительного образования детей в профилактике...
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей обеспечивает информационную, обучающую, воспи­тывающую, развивающую,...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 050148 Педагогика дополнительного образования (специализация Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconОбразовательное пространство Муниципального бюджетного образовательного...
Образования детей художественно-эстетической направленности и дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в...
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности iconПрограмма рассчитана на детей с ограниченными возможностями
Исходя из этих проблем, а также по запросу социума в мбоу дод «цдт» с. Александров – Гай была разработана дополнительная образовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск