Скачать 196.86 Kb.
|
бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» развитие познавательных способностей (название модуля обучения) Возраст обучающихся – 6-7 лет Категория детей – дети с ограниченными возможностями здоровья: Срок реализации программы – 1 год Автор-составитель: Кнутова Тамара Владимировна, педагог-психолог Череповец 2011 г Пояснительная записка Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому. Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться. Ребенок, приходя в школу, этих качеств не имеет. В благоприятных условиях он приобретает их в самом ходе школьного обучения. Шестилетним детям характерно:
Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами: неблагоприятные формы семейного воспитания, последствия социальной и эмоциональной депривации и т.п. В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка. Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее. Особое внимание при обучении детей с ОВЗ уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов. Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний. Отличительной особенностью программы является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей с ОВЗ, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия. Анализ - это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций. Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций. Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки. Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. В предлагаемой программе основной целью является формирование такой предпосылки развития психологического качества будущего школьника, как овладение умениями учиться. Для обеспечения комплексного подхода задания подобраны так, чтобы решалось сразу несколько задач. В тоже время, зная проблемы конкретного ребенка, можно подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. Методическая основа программы: программа С.И. Карповой, В.В. Мамедовой «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет». В предлагаемой программе основной целью является развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Данная цель реализуется через задачи:
Категория и возраст обучающихся. Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет испытывающих различные трудности в обучении, обусловленные снижением интеллектуального развития, речевыми нарушениями, нарушениями зрения. Организационные условия проведения занятий. Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 25 минут. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет укомплектован всеми необходимыми методическими материалами. Направления реализации рабочей программы. Целенаправленная работа по развитию внимания, памяти, мышления положительно сказывается на коррекции недостатков речи у детей с ОВЗ, что свидетельствует о необходимости проведения комплексных занятий направленных на развитие познавательных процессов. Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач. Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и на реализацию поставленных задач планируется осуществлять по следующим направлениям:
Основные приемы обучения. • Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение; • Одушевление того, о чем сообщается на занятии; • Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий; • Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек); • Пальчиковая гимнастика. • Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам). • Анализ литературных произведений. • Элементы сказкотерапии. • Элементы музыкотерапии. • Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация. • Упражнения для установления причинно-следственных связей. Структура занятия. Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя 3 части: вводная часть, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, закрепление математических понятий. В целях повышения умственных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления.
Форма участия других лиц в реализации программы. Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным выполнением домашних заданий. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы. Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет оснащен большой библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Для работы с детьми приобретено новое методическое пособие «Прозрачный мольберт». Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с детьми используется компьютер, современные здоровьесберегающие технологии. Ожидаемые результаты реализации рабочей программы. К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности. При этом у детей формируются следующие основные умения:
Способы определения результативности программы. С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года, в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений. Формы и методы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа). В ходе реализации программы используется 3 вида диагностики: входящая, текущая и итоговая. Входящая диагностика проводится при комплектовании групп в виде различных заданий по основным разделам программы (количество и счет, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, логические задачи). Текущая диагностика осуществляется при освоении разделов программы. Итоговая диагностика проводится по результатам освоения программы с использование тестовых заданий. По результатам тестовых заданий выявляется степень усвоения данной программы. Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом детей и уровнем интеллектуального развития. Форма подведения итогов реализации программы. Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение итогового занятия в нетрадиционном варианте математического спектакля с последующим вручением дипломов и грамот каждому ребенку. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению, об уменьшении проблем в усвоении программы детского сада (если ребенок организованный). Для оценки эффективности рекомендуется использовать следующие показатели:
Учебно-тематический план.
Содержание программы. Содержание программы по развитию познавательных способностей направлено на развитие у детей различных видов мыслительной деятельности. Изучение той или иной темы определяется темпом обучаемости дошкольников, их индивидуальных особенностей и спецификой используемых учебных средств. Задания даются только доступные и интересные для детей в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов. Основные требования к заданиям содержательно-логического характера: - задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память. -задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности. - задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале. Целенаправленная работа по развитию внимания, памяти, мышления положительно сказывается на коррекции недостатков речи у детей с ОВЗ, что свидетельствует о необходимости проведения комплексных занятий направленных на развитие познавательных процессов. Для обеспечения комплексного подхода используются задания в соответствии с направлениями работы. Таким образом, на одном занятии решается несколько задач. В таблице представлены задания в соответствии с направлениями работы.
Содержание занятий направлено на развитие логического мышления – интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, - а также более сложных мыслительных операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному и найденному признаку. Для развития мыслительных процессов в программе используются задания на развитие умения работать по наглядному образцу, умения соотносить размеры и формы предметов, умения выполнять задание по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка, умения решать логические задачи, головоломки. Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства. Методическое обеспечение программы. В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются: - мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала); - ниткопись, изонить, шнуровки для развития тактильной чувствительности; - сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки); - предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время; - пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления; - настольно-печатные игры. Список литературы.
|
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности Задачи: Формировать понятие о таблице умножения числа Повторить таблицу умножения чисел 2, 3, 4 | Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,... | ||
Рабочая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической... | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр... | ||
Образовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баяндаевская детская школа искусств» (далее... | Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений... Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе модифицированной... Рабочая программа составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей научно-технической направленности... | Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования Ельного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся... | ||
Роль учреждений дополнительного образования детей в профилактике... Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей обеспечивает информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050148 Педагогика дополнительного образования (специализация Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической... | ||
Пояснительная записка направленность программы Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической... | Пояснительная записка направленность программы Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической... | ||
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической... Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для... | Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных... | ||
Образовательное пространство Муниципального бюджетного образовательного... Образования детей художественно-эстетической направленности и дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в... | Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями Исходя из этих проблем, а также по запросу социума в мбоу дод «цдт» с. Александров – Гай была разработана дополнительная образовательная... |