бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Вологодской области
«Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»
ПРИНЯТО Протокол заседания
Педагогического совета
от31.08.2011№1
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
БОУ ВО«Череповецкий центр ПМСС»
___________________Е.А. Юрина
___________________
| Рабочая программа
дополнительного образования детей
социально-педагогической направленности
«Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» по формированию элементарных математических представлений
(название модуля обучения)
Возрастобучающихся – 5-7 лет
Категория детей – дети с ограниченными возможностями здоровья:
Срок реализации программы – 1 год
Авторы-составители:
Шалкина Анна Николаевна,
Царенко Ирина Викторовна,
учителя-дефектологи Череповец 2011 г.
Пояснительная записка.
Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей, которую определяют как «дети с ограниченными возможностями здоровья». Это дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием (задержкой психического развития), различными речевыми нарушения, особенностями в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения). Число таких детей среди дошкольников составляет более 30% от общего количества воспитанников. «Дети с ограниченными возможностями здоровья» не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:
знания и представления об окружающем мире;
умственные операции, действия, навыки;
речевое развитие;
познавательная активность;
регуляция поведения.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Приобретаемые в дошкольном возрасте знания, умения, навыки имеют большое значение для его дальнейшего развития, в том числе и для дальнейшего обучения в школе.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей полготовки к школе. К моменту поступления в школу дети должны прочно усвоить знания о числе и множестве, величине и форме, научиться ориентироваться в пространстве и времени. У дошкольников должен быть развит интерес к математическим знаниям, самостоятельности. Дети должны уметь делать простейшие обобщения, кратко и точно отвечать на вопросы, проявлять волевые усилия, действовать целенаправленно, преодолевать трудности.
Центральной задачей работы с детьми пяти, шести лет является формирование представлений о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира. Внимание дошкольников будет концентрироваться на тех явлениях, в которых количество точно определено. Знакомство с каждым числом будет проходить на нескольких занятиях и включать в себя праздник-знакомство с новым числом и появление его в качестве сказочного персонажа, рассказ о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире, рисование цифры, обведение по точкам, лепку, рассматривание цифры в разном графическом исполнении.
Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает учет общих принципов воспитания и обучения, принятых в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала. Учитывая психические особенности обозначенной категории детей, многократное повторение изучаемого материала, используемое на занятиях, в процессе выполнения домашних заданий обеспечивает более прочное его усвоение. В конспектах большинства занятий при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. Для повышения эффективности обучения используется интерес к художественному слову. Отдельные занятия проводятся с использованием средств мультимедиа.
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое). Целенаправленная, продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начнут осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные задания, способствующие их развитию.
При разработке программы учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Истоки», «Радуга», «Детство» и методических пособиях Касицыной М.А., Колесниковой Е.В., Морозовой И.А., Пушкаревой М.А, Стребелевой Е.А, Шевченко С.Г., Петерсон Л.Г., Холиной Н.П. в том числе ориентированных на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наглядный материал, предлагаемый авторами пособий, активно используется на занятиях.
В предлагаемой программе основной целью является формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет.
Данная цель реализуется через задачи:
для детей 5-6 лет
Учить детей выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства предметов;
Учить детей считать в пределах 10, пользуясь правильными приемами счета;
Познакомить детей с цифрами от 0 до 9;
Учить детей соотносить цифры с количеством предметов;
Учить детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»;
Учить детей сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счет, обозначая словами больше, меньше, поровну;
Учить детей раскладывать предметы разной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду;
Учить детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), геометрические тела (шар, куб. цилиндр);
Учить детей ориентироваться во временных понятиях (частях суток, временах года);
Учить детей находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
Учить детей различать правую, левую руки;
Учить детей определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
Учить детей решать задачи на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, формирование соотношения между словом и образом, формирование умения выполнять классификацию, систематизацию.
для детей 6-7 лет:
Закрепить умение писать цифры от 1 до 10, представления о цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств;
Познакомить с цифрами второго десятка и их записью;
Учить определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;
Продолжать учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;
Продолжать учить сравнивать группы о разнородных предметов;
Учить считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
Продолжать учить отгадывать математические загадки;
Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 20, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, который?
Учить правильно пользоваться и писать математические знаки +, -, =,>,<;
Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших;
Учить записывать решение задачи с помощью математических знаков, цифр, чисел;
Учить сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
Продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
Учить решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
Продолжать учить решать логические задачи;
Продолжать знакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др);
Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция);
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник;
Продолжать учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы);
Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте;
Учить измерять линейкой;
Закреплять и расширять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах;
Познакомить с часами;
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку;
Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ, синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
Категория и возраст обучающихся.
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет, 6-7 лет испытывающих различные трудности в обучении, обусловленные снижением интеллектуального развития, речевыми нарушениями, нарушениями зрения. Содержание программы может быть также полезно нормально развивающимся детям.
Организационные условия проведения занятий.
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 68 учебных часов.
Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 25 минут. Занятия проводятся в кабинете учителя-дефектолога. Кабинет укомплектован всеми необходимыми методическими материалами. Направления реализации рабочей программы.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:
Количество и счет;
Признаки и свойства объектов и явлений;
Ориентировка во времени;
Ориентировка в пространстве;
Диагностика.
Основные приемы обучения.
Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;
Одушевление того, о чем сообщается на занятии;
Эстетическая подача знака;
Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;
Графические работы и работы по образцу (в том числе с использованием математического планшета);
Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек);
Упражнения, улучшающие кровоснабжение глаз, укрепление глазодвигательных мышц;
Упражнения, способствующие формированию и закреплению фундаментальных навыков пространственной ориентировки с использованием методики «Стрелоплан», «Прозрачный мольберт».
Структура занятия.
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, закрепление математических понятий. В целях повышения умственных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления. Форма участия других лиц в реализации программы.
Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным выполнением домашних заданий. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.
Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете учителя-дефектолога. Кабинет оснащен большой библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Для работы с детьми приобретено новое методическое пособие «Прозрачный мольберт». Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с детьми используется компьютер, современные здоровьесберегающие технологии («гимнастика мозга», методическое пособие «Стрелоплан», «Прозрачный мольберт»).
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на формирование элементарных математических представлений детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать усвоению детьми конкретных знаний, умений, навыков, подготовке к обучению в школе.
Предполагается, что к концу обучения дети5-6 лет могут:
Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства предметов;
Считать (отсчитывать) в пределах 10;
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»;
Сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счет, обозначая словами больше, меньше, поровну;
Раскладывать предметы разной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду;
Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), геометрические тела (шар, куб. цилиндр);
Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
Различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
Ориентироваться во временах года, знать их отличительные особенности;
Различать правую, левую руки;
Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
Решать логические задачи на анализ, синтез, классификацию, обобщение.
Предполагается, что к концу обучения дети 6-7 лет могут:
Считать, отсчитывать в пределах 20, овладеют навыками обратного счета в пределах 10;
Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция, пятиугольник);
Различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
Ориентироваться во временах года, знать их отличительные особенности;
Решать логические задачи на анализ, синтез, классификацию, обобщение;
Определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;
Правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, который?
Записывать решение задачи с помощью математических знаков, цифр, чисел;
Учить сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
Решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
Называть и показывать элементы геометрических фигур;
Измерять линейкой;
Ориентироваться на листе бумаги.
|