МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Сыктывкарский государственный университет» Институт педагогического образования
Кафедра педагогики и педагогической психологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии
Института педагогического образования
«___» _________ 2012г.
Протокол № ______
Зав. кафедрой _________
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ Б1., ДВ3) «Практическая педагогика» (Дисциплина по выбору) Направление подготовки
020400 Биология
Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
Очная Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления)
Семестр 7
Всего учебных занятий - 72 часов, 2 зачетных единицы
В том числе:
Аудиторные –24 час., из них:
Лекции - 12 часов, 0,3 зачетных единиц
Практические занятия - 12 часов, 0,3 зачетных единиц
Самостоятельная работа - 44 часов, 1,2 зачетная единица
Интерактивные и активные - 20 часов
КСР - 4 часов
Форма текущего контроля – конспекты занятий с использованием современных педагогических технологий.
Промежуточный контроль – зачет
Сыктывкар 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программ составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями и задачами ООП ВПО и учебного плана направления “Биология”
Автор рабочей программы:
Старший преподаватель – Светопольская В.О.
Сведения о рецензентах:
Краева Л.И. , к.п.н., доцент.
Старцева О.А. , к.п.н., доцент кафедры педагогики Коми госпединститута.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
На заседании кафедры педагогики и педагогической психологии
Протокол № 10 от “18 ” июня 2012 г.
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уваровская О.В. Согласовано:
Председатель учебно – методической комиссии факультета
СОДЕРЖАНИЕ
Цели освоения учебной дисциплины
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Структура и содержание дисциплины
Образовательные технологии
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1.Самостоятельная работа
6.2.Темы практических занятий
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Приложение.
Цель дисциплины:
Цель дисциплины: данного курса заключается в освоении взаимосвязи теоретических и практических сведений по педагогике; в овладении методологией практической деятельности; в формировании педагогической направленности будущего специалиста, образа собственного «Я» в педагогической профессии, идеала современного учителя; в ценностно-смысловом самоопределении педагога в профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
усвоение взаимосвязи теоретического и практического аспекта педагогики;
усвоение методологии практической педагогической деятельности;
ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности;
изучение педагогического проектирования;
овладение технологией решения и оценкой выбора решения педагогических задач;
научение творческой деятельности педагога;
определение позиции педагога в инновационных процессах; изучение форм взаимодействия субъектов в педагогическом процессе и технологии профессионального развития педагога
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение). Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания таких дисциплин как педагогика, философия, психология. 3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные педагогические технологии»:
ОК 7 использование в познавательной и профессиональной деятельности базовых знаний в области гуманитарных и экономических наук
ПК 1 4 умение вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
четкие представления о сущности взаимосвязи педагогической теоретической и практической мысли, ее особенностях и назначении в обществе;
сущность педагогической деятельности, ее гуманистической природы;
особенности педагогического процесса как основной категории педагогики;
современны концепций образования личности;
особенности общей и профессиональной культуры педагога;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Проектировать свою педагогическую деятельность;
профессионально решать педагогические задачи разного класса и уровня сложности, основываясь на учете возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
строить многообразные отношения с людьми ближнего окружения, профессиональными сообществами.
В результате освоения дисциплины студенты должны владеть:
навыками анализа своей педагогической деятельности при проектировании и проведении занятий и воспитательных дел.
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы -72 часа
Тема
дисциплины
| Количество часов по учебному плану
| Формы
теуущего контроля по разделу
| Формированиекомпетенций
| Максимальная
нагрузка
| Аудиторнаянагрузка
| Самостоятельная
работа
| КСР
| Всего
| В том числе
| Лекции
| Практические работы
| Взаимосвязь теории и практики в педагогике.
| 6
| 2
| 2
|
| 4
|
| Задание на СР
| ПК 14
| Методология практической педагогической деятельности.
| 6
| 2
|
| 2
| 4
|
|
Задание на СР
| ПК 14
| Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
| 10
| 2
| 2
|
| 8
|
| Задание на СР
| ОК 7, ПК 14
| Педагогическое проектирование.
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
|
| Проект
| ОК 7, ПК 14
| . Технология решения педагогических задач и оценка их выбора.
| 10
| 2
|
| 2
| 8
|
| Проекты ,уроков. Кейс.
| ОК 7, ПК 14
| Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.
| 12
| 4
| 2
| 2
| 6
| 2
| тест
| ОК 7, ПК 14
| Позиция педагога в инновационных процессах.
| 10
| 4
| 2
| 2
| 4
| 2
| Портфолио
| ОК 7, ПК 14
| Взаимодействие субъектов педагогического процесса.
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
|
| Деловая игра «Педагогический рейтинг».
| ОК 7, ПК 14
| Итого:
| 72
| 24
| 12
| 12
| 44
| 4
|
|
|
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Студент должен знать основной категориальный аппарат педагогической науки.
Студент должен уметь характеризовать педагогику как теоретико-практическую науку.
Содержание темы: Педагогика - теоретико-практическая наука. Предмет и объект педагогики. Различные аспекты взаимосвязи педагогики как науки и практики. Истоки и этапы развития педагогики как науки. Педагогическая практика. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Понятия «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация». Виды педагогической деятельности. Важнейшие предметные и теоретические концепции, их внедрение в практику. Рекомендуемая литература по теме:
Основная:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург. 1996
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.
3. Введение в педагогическую деятельность. М., 2000.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 2000.
5. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие – М., 2008. Дополнительная:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.
2. Даринский А.В. Взаимосвязи курсов педагогики и предметных методик в педвузах // Педагогика. 2001. № 8.
3. Краевский В.В., Бордовская Н.В. Фундаментальные и прикладные аспекты научной работы в области образования // Педагогика. 2005. № 4. Самостоятельная работа:
В чем состоит основное противоречие педагогики?
В чем сложность предмета педагогической науки?
Проведите сравнительный анализ категориального аппарата по данной теме с использованием литературных источников.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург. 1996.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.
3. Введение в педагогическую деятельность. М., 2000.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 2000.
5. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие – М., 2008.
6. Филонов Г.Н., Черенкова С.В. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. 1993. № 1.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.
Тема 2. Методология практической педагогической деятельности.
Студент должен знать уровни методологии педагогической деятельности.
Студент должен уметь применять методы педагогических исследований в собственной педагогической деятельности.
Содержание темы: Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Уровни методологии. Философский уровень методологии. Общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Общенаучный уровень методологии. Теоретические концепции. Конкретно-научный уровень методологии. Совокупность принципов исследования. Технологический уровень методологии – набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала. Философские основания педагогики. Методологическая культура педагога-практика. Методология и методы педагогических исследований. Рекомендуемая литература по теме:
Основная:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург. 1996.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.
3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: учеб пособие. М., 2001.
4. Исаев И.Ф. Профессиональная педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
5. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. № 1.
6. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие – М., 2008. Дополнительная:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.
2. Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики // Педагогика. 2000. № 4.
3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2007
4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.
5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. 3-е изд. М., 2000.
6. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 1999. Практическое занятие. Методология педагогики и методы педагогических исследований.
Вопросы для обсуждения:
Философские основания педагогики.
Методологические принципы педагогического исследования.
Методы педагогического исследования.
Задания:
Что изучает методология?
Какова сущность содержания философского уровня методологии?
Какие методы исследования относятся к эмпирическим, а какие к теоретическим?
В чем сущность педагогического наблюдения?
Какова логика педагогического исследования, его основные этапы?
Самостоятельная работа:
Охарактеризуйте методологию учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Раскройте содержание общенаучной, конкретно-научной, технологической методологии.
Составьте таблицу уровней методологии, отметьте содержание и функции каждого из них.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
1 Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург. 1996.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.
4. Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики // Педагогика. 2000. № 4.
5. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2007
6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.
7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. 3-е изд. М., 2000.
8. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.
|