Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования





НазваниеУтверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования
страница1/4
Дата публикации19.10.2013
Размер0.52 Mb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Психология > Самостоятельная работа
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Сыктывкарский государственный университет»


Институт педагогического образования

Кафедра педагогики и педагогической психологии


УТВЕРЖДЕНО


на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии

Института педагогического образования

«___» _________ 2012г.

Протокол № ______

Зав. кафедрой _________




УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ Б1., ДВ3)
«Практическая педагогика»

(Дисциплина по выбору)
Направление подготовки

020400 Биология

Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная
Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления)

Семестр 7

Всего учебных занятий - 72 часов, 2 зачетных единицы

В том числе:

Аудиторные –24 час., из них:

Лекции - 12 часов, 0,3 зачетных единиц

Практические занятия - 12 часов, 0,3 зачетных единиц

Самостоятельная работа - 44 часов, 1,2 зачетная единица

Интерактивные и активные - 20 часов

КСР - 4 часов

Форма текущего контроля – конспекты занятий с использованием современных педагогических технологий.

Промежуточный контроль – зачет


Сыктывкар 2012

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программ составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями и задачами ООП ВПО и учебного плана направления “Биология”

Автор рабочей программы:

Старший преподаватель – Светопольская В.О.

Сведения о рецензентах:

  1. Краева Л.И. , к.п.н., доцент.

  2. Старцева О.А. , к.п.н., доцент кафедры педагогики Коми госпединститута.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры педагогики и педагогической психологии

Протокол № 10 от “18 ” июня 2012 г.

Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уваровская О.В.
Согласовано:

Председатель учебно – методической комиссии факультета

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели освоения учебной дисциплины

  2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

  4. Структура и содержание дисциплины

  5. Образовательные технологии

  6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1.Самостоятельная работа

6.2.Темы практических занятий

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  3. Приложение.



        1. Цель дисциплины:

Цель дисциплины: данного курса заключается в освоении взаимосвязи теоретических и практических сведений по педагогике; в овладении методологией практической деятельности; в формировании педагогической направленности будущего специалиста, образа собственного «Я» в педагогической профессии, идеала современного учителя; в ценностно-смысловом самоопределении педагога в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • усвоение взаимосвязи теоретического и практического аспекта педагогики;

  • усвоение методологии практической педагогической деятельности;

  • ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности;

  • изучение педагогического проектирования;

  • овладение технологией решения и оценкой выбора решения педагогических задач;

  • научение творческой деятельности педагога;

  • определение позиции педагога в инновационных процессах; изучение форм взаимодействия субъектов в педагогическом процессе и технологии профессионального развития педагога



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение). Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания таких дисциплин как педагогика, философия, психология.
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные педагогические технологии»:


  • ОК 7 использование в познавательной и профессиональной деятельности базовых знаний в области гуманитарных и экономических наук

  • ПК 1 4 умение вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • четкие представления о сущности взаимосвязи педагогической теоретической и практической мысли, ее особенностях и назначении в обществе;

  • сущность педагогической деятельности, ее гуманистической природы;

  • особенности педагогического процесса как основной категории педагогики;

  • современны концепций образования личности;

  • особенности общей и профессиональной культуры педагога;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Проектировать свою педагогическую деятельность;

  • профессионально решать педагогические задачи разного класса и уровня сложности, основываясь на учете возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

  • строить многообразные отношения с людьми ближнего окружения, профессиональными сообществами.

В результате освоения дисциплины студенты должны владеть:

  • навыками анализа своей педагогической деятельности при проектировании и проведении занятий и воспитательных дел.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы -72 часа




Тема

дисциплины

Количество часов по учебному плану

Формы

теуущего контроля по разделу

Формированиекомпетенций

Максимальная

нагрузка

Аудиторнаянагрузка

Самостоятельная

работа

КСР

Всего

В том числе

Лекции

Практические работы

Взаимосвязь теории и практики в педагогике.

6

2

2




4




Задание на СР

ПК 14


Методология практической педагогической деятельности.

6

2




2

4





Задание на СР

ПК 14

Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

10

2

2




8




Задание на СР

ОК 7, ПК 14

Педагогическое проектирование.

10

4

2

2

6




Проект

ОК 7, ПК 14

. Технология решения педагогических задач и оценка их выбора.

10

2




2

8




Проекты ,уроков. Кейс.

ОК 7, ПК 14

Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.

12

4

2

2

6

2

тест

ОК 7, ПК 14

Позиция педагога в инновационных процессах.


10

4

2

2

4

2

Портфолио

ОК 7, ПК 14

Взаимодействие субъектов педагогического процесса.

8

4

2

2

4




Деловая игра «Педагогический рейтинг».

ОК 7, ПК 14

Итого:

72

24

12

12

44

4








Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике.
Студент должен знать основной категориальный аппарат педагогической науки.

Студент должен уметь характеризовать педагогику как теоретико-практическую науку.

Содержание темы: Педагогика - теоретико-практическая наука. Предмет и объект педагогики. Различные аспекты взаимосвязи педагогики как науки и практики. Истоки и этапы развития педагогики как науки. Педагогическая практика. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Понятия «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация». Виды педагогической деятельности. Важнейшие предметные и теоретические концепции, их внедрение в практику.
Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург. 1996

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.

3. Введение в педагогическую деятельность. М., 2000.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 2000.

5. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие – М., 2008.
Дополнительная:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.

2. Даринский А.В. Взаимосвязи курсов педагогики и предметных методик в педвузах // Педагогика. 2001. № 8.

3. Краевский В.В., Бордовская Н.В. Фундаментальные и прикладные аспекты научной работы в области образования // Педагогика. 2005. № 4.
Самостоятельная работа:


  1. В чем состоит основное противоречие педагогики?

  2. В чем сложность предмета педагогической науки?

  3. Проведите сравнительный анализ категориального аппарата по данной теме с использованием литературных источников.


Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург. 1996.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.

3. Введение в педагогическую деятельность. М., 2000.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 2000.

5. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие – М., 2008.

6. Филонов Г.Н., Черенкова С.В. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. 1993. № 1.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

Тема 2. Методология практической педагогической деятельности.

Студент должен знать уровни методологии педагогической деятельности.

Студент должен уметь применять методы педагогических исследований в собственной педагогической деятельности.

Содержание темы: Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Уровни методологии. Философский уровень методологии. Общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Общенаучный уровень методологии. Теоретические концепции. Конкретно-научный уровень методологии. Совокупность принципов исследования. Технологический уровень методологии – набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала. Философские основания педагогики. Методологическая культура педагога-практика. Методология и методы педагогических исследований.
Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург. 1996.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.

3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: учеб пособие. М., 2001.

4. Исаев И.Ф. Профессиональная педагогическая культура преподавателя. М., 2002.

5. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. № 1.

6. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие – М., 2008.
Дополнительная:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.

2. Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики // Педагогика. 2000. № 4.

3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2007

4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.

5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. 3-е изд. М., 2000.

6. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.
Практическое занятие. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

Вопросы для обсуждения:

  1. Философские основания педагогики.

  2. Методологические принципы педагогического исследования.

  3. Методы педагогического исследования.


Задания:

  1. Что изучает методология?

  2. Какова сущность содержания философского уровня методологии?

  3. Какие методы исследования относятся к эмпирическим, а какие к теоретическим?

  4. В чем сущность педагогического наблюдения?

  5. Какова логика педагогического исследования, его основные этапы?


Самостоятельная работа:


  1. Охарактеризуйте методологию учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

  2. Раскройте содержание общенаучной, конкретно-научной, технологической методологии.

  3. Составьте таблицу уровней методологии, отметьте содержание и функции каждого из них.


Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1 Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург. 1996.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.

4. Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики // Педагогика. 2000. № 4.

5. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2007

6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.

7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. 3-е изд. М., 2000.

8. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики протокол №06, от 24 января 2013...
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утверждено на заседании кафедры технологий дошкольного и начального образования института психолого-педагогического образования
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры эстетического воспитания протокол №1 от 28 августа 2012 г...
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconАнализ воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconПрограмма педагогической практики для магистров 2 курса 050700. 68...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол...
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconКафедра социальной психологии и коррекционной педагогики
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала...
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconМинистерство образования и науки
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconМинистерство образования и науки
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconПрограмма для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования icon«академия социального образования» факультет педагогики и психологии...
Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Директор Института педагогики и психологии образования гбоу впо мгпу, заведующий общеинститутской кафедрой психологии образования,...
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconУрок 18. Добро и зло
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconОпеки и попечительства
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогического образования iconКонспект урока. Организационная информация
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск