январь-февраль 2008
№3
ВЕСТНИК
информационно - методическое издание
Отдела образования
и Научно-методического центра
Петроградского района
Санкт-Петербурга
выходит один раз
в месяц
Содержание
Содержание 3
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ 4
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОЛИМП 24
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ 29
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА 36
Методы реализации профильного образования 48
Л.В. Чутченко 48
методист НМЦ, учитель физики ГОУ №51 48
ВЕСТИ ИЗ РАЙОНА 78
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ 83
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
Методическое сопровождение учителя Фиалковская Т.Г.
заместитель директора НМЦ
по организационно-методической работе Программа модернизации российского образования ориентирована на достижение нового качества образования. Современный подход к развитию системы постдипломного образования предполагает, с одной стороны, анализ сложившейся практики повышения квалификации работников образования, выявление проблем, противоречий, с другой стороны, определение целей, принципов, задач развития этой системы на перспективу. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера образования и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.
Новое качество образовательного процесса реализуется в новом по качеству результате – компетентности педагога. Обобщая многочисленные подходы к определению этого понятия, профессиональную компетентность можно охарактеризовать как способность педагога оперативно решать возникающие проблемы и задачи на основе знаний и опыта, приобретаемых в процессе образования. Постдипломное педагогическое образование обеспечивает сегодня не только воспроизводство профессиональной компетентности, но и оперативно повышает их профессиональный уровень, делая способными к решению новых задач.
Парадигма компетенций принимается сейчас во всех странах как основной вектор развития образования. Не является исключением и программа модернизации российской школы, где компетентностный подход заявляется как приоритетное направление.
I. Деятельность Научно-методического центра
Петроградского района как учреждения постдипломного
профессионального образования и повышения квалификации В районной системе образования Научно-методический центр (НМЦ) выполняет социальную роль организатора и куратора процесса постдипломного образования педагогов района, разными путями поддерживая их профессионально-личностное саморазвитие и творческую самореализацию.
Миссия НМЦ Петроградского района - создание, поддержка и развитие среды профессионального роста педагога через рефлексию деятельности, проектирование деятельности, через осуществление деятельности.
Цель методической службы – содействие повышению качества дошкольного, начального и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей) в условиях модернизации образования путем повышения квалификации педагогических и руководящих кадров через рефлексию деятельности, проектирование деятельности, через осуществление деятельности.
Задача НМЦ – организация этих процессов и формирование активной позиции субъекта обучения в системе постдипломного повышения квалификации.
Деятельность НМЦ отражает районную образовательную политику, ключевым принципом которой выступает приоритет образования как ценности.
Основным аспектом деятельности НМЦ является реализация районной программы развития системы образования Санкт-Петербурга, на основе которой разработана программа развития Научно-методического центра Петроградского района. В рамках данной программы предусмотрена реализация комплекса проектов и целевых программ, охватывающих основные направления деятельности НМЦ.
Программа развития НМЦ Петроградского района является организационной основой в работе по формированию мотивов совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Цель программы - создание эффективной модели методической службы в системе непрерывного педагогического образования, способствующей повышению качества дошкольного, начального и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей) в условиях модернизации образования, личностному росту и творческой самореализации педагогов.
Основные задачи:
Разработка и реализация сетевой модели методической службы района (взаимодействие НМЦ и методических служб (объединений) ОУ Петроградского района);
Разработка и реализация структуры НМЦ, построенной с учетом нового содержания деятельности;
Создание вариативной многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации педагогов;
Диссеминация современных педагогических технологий и оказание помощи педагогам и ОУ в их усвоении;
Инициация и поддержка инновационных процессов в образовательной деятельности ОУ и ДОУ;
Проведение мониторинговых и социологических исследований.
Ожидаемые конечные результаты:
Формирование нового образа НМЦ – как научного, организационно-педагогического, психолого-педагогического, информационно-диагностического, ресурсно-методического районного центра.
НМЦ - координационный центр сетевой модели районной методической службы;
НМЦ – посредник в структуре отношений педагогической науки и практики;
Разработана система поддержки районной программы развития образования, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности ОУ и ДОУ;
Создана научно-обоснованная, вариативная система непрерывного повышения квалификации работников образования, способствующая развитию творческих способностей личности педагога и удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей;
Квалификация кадрового потенциала специалистов-педагогов (методистов) в НМЦ соответствует современному уровню требований в образовательной деятельности и обеспечивает их конкурентоспособность;
Создана материальная база для расширения возможностей издательской деятельности.
Промежуточные результаты реализации Программы 1. Разработана и реализована структура НМЦ, построенная с учетом нового содержания деятельности на этапе развития, способствующая созданию условий для роста профессионального мастерства и развитию ключевых компетентностей. приложение)
Реализация данной структуры позволило:
создать научно обоснованную, гибкую и разветвленную систему непрерывного повышения квалификации педагогов района.
создание сети опытно-экспериментальных площадок и ресурсных центров районного уровня;
повышение мотивации педагогов через проектирование профессионально-развивающей среды.
2. Переход к сетевой модели методической службы (см. приложение)
Деятельность НМЦ Петроградского района построена на принципах сетевой организации и маркетинга. В сетевое взаимодействие включены различные звенья уже существующей районной методической службы, а также новые структурные модели, призванные вести методическую работу в районе на качественном уровне. Переход на сетевую организацию означает сотрудничество и коммуникативное взаимодействие через информационную систему.
Создание сетевой организации позволило:
разработать эффективную систему методического сопровождения образовательной деятельности педагогов и районной программы развития образования, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности ОУ и ДОУ;
создание районного проекта «Использование ИТ в методической работе».
II. Профессионально-развивающая среда В основе повышения квалификации педагогов лежит профессиональная компетентность, которая дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования – это тенденция перехода от знаний к навыкам и мастерству, т.к. необходим обмен знаниями, перенос их в жизненные ситуации, их преобразование, внедрение в практику.
В связи с этим возникла необходимость в создании в районном образовательном пространстве открытой, вариативной, профессионально-развивающей среды, которая способствует профессиональному развитию педагога. Средовый подход – это инструмент опосредованного управления развитием личности. С нашей точки зрения профессионально-развивающая среда представляет собой систему взаимодействий субъектов в рамках единого направления, систему мер по модернизации образовательного процесса, систему повышения квалификации и анализ деятельности, подведение промежуточных результатов. Активными элементами, осуществляющими взаимодействие с учителем, выступают: обучение, практика и развитие, а НМЦ – это тот элемент среды (модератор), который координирует и сопровождает деятельность педагога на принципах сотрудничества. Задача НМЦ состоит в создании оптимальных условий для саморазвития, самосовершенствования, самореализации педагогов в трудовой, творческой, исследовательской деятельности.
субъект учитель
среда
методическое НМЦ психолого обучение практика развитие
сопровождение педагогическое
сопровождение
Проектируемая профессионально-развивающая среда представляет собой взаимодействие обучающей среды, деятельностной среды и среды самореализации. Профессионально-развивающая среда
Обучающая среда – активность, мотивированность
субъект учитель
среда НМЦ
обучение курсы повышения модульная накопительная тьютерство дистанцтонное
квалификации система обучение
(традиционная система)
Деятельностная среда – мотивированность, успешность субъект учитель
среда
НМЦ
практика тренинги открытые мероприятия инновационная
семинары деятельность
круглые столы
Среда самореализации - активность, успешность
субъект учитель
среда
НМЦ
развитие
конкурс педагогических проектная и передача пед.опыта творческая
достижений исследовательская инициатива
деятельность
III. Психолого-педагогическое сопровождение Компонентами психологической поддержки для наших педагогов мы выбрали коммуникативную деятельность – стремление к коммуникативной рациональности, а также рефлексию – стремление к анализу и самоанализу. Это является одной из наших задач и нашим кредо в общении с педагогами.
Наша миссия – создание условий для профессионального развития и совершенствования педагога, предупреждение риска имитации процесса модернизации, открытие дополнительных ресурсов, развитие профессиональных контактов, повышение оперативности деятельности, переход от констатации фактов к анализу процессов – их объяснение и прогнозирование.
Осознание своих задач позволяет создать гибкую модель взаимодействия с педагогами района, которая основывается на принципах сотрудничества, диалоговости, актуальности, системности, ответственности, дифференцированности и принципах развития и самореализации.
Развитие коммуникативной деятельности и рефлексии осуществляется в различных направлениях работы НМЦ с помощью методов и технологий, хорошо зарекомендовавших себя на практике.
НМЦ предлагает педагогам района: циклы-модули, лекции, семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги, мастер-классы, конференции, конкурсы, возможность публиковать опыт своей работы.
Кроме обучающего характера взаимодействия с педагогами, присутствуют операционные, проектные, проблемные, моделирующие, аналитические мастерские.
Работая в поисковых, проблемных или в проектных группах педагоги не только повышают свою квалификацию, растут личностно и профессионально, но и помогают себе избавиться позитивным способом от эмоционального выгорания, т.к. именно в горизонтальных коммуникациях присутствует заинтересованная творческая атмосфера единомышленников. IV. Научно-методическое сопровождение
Методическое
сопровождение
|
системное
|
| групповое
|
| личностное
|
|
|
|
|
| Районная
образовательная система
|
| Группы педагогов
ГОУ и ДОУ
|
| Учитель
| создание единой
профессиональной среды
|
| создание сетевого
взаимодействия
|
| создание условий для
самореализации педагога
|
Системное сопровождение осуществляется через механизмы реализации программы развития районной образовательной системы, которая состоит из 9 целевых программ и 5 проектов.
Групповое сопровождение осуществляется через научно-методическое и информационное сопровождение педагогической деятельности групп педагогов ОУ: методические объединения, кафедры, лаборатории; методические советы; ресурсные центры и опытно-экспериментальные площадки; проектные группы; клуб молодых специалистов; команды от ОУ - участники ПНП «Образование»; участники районного конкурса педагогических достижений по номинациям.
Личностное сопровождение осуществляется по трем направлениям: методическое сопровождение, психолого-педагогическое и информационное. V. Конкурентные преимущества НМЦ и противоречия Анализ современного состояния деятельности НМЦ позволил определить его основные конкурентные преимущества:
НМЦ располагает необходимыми учебными кабинетами, компьютерным классом, лекционным залом;
библиотека в своем фонде имеет необходимую методическую литературу, организована работа по созданию медиатеки;
обеспеченность компьютерной и множительной техникой;
квалифицированный педагогический коллектив;
предоставление определенных видов организационной, консультационной, научно-методической, информационной, социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки, которую могут получить разные категории педагогических работников, учащиеся и их родители;
наличие учебных программ для разных категорий педагогических работников (6 модульных образовательных программ, 41 модуль);
НМЦ является инициатором инновационных процессов в образовательной деятельности школ Петроградского района;
оказание помощи в налаживании социального партнерства;
методическое обеспечение РОС;
разработка сетевой модели районной методической службы.
Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на решение которых должна быть направлена программа развития НМЦ:
между возрастающими требованиями к уровню профессиональной подготовки педагогов и фактическим его состоянием;
между практикой традиционного повышения квалификации на различных курсах и необходимостью разработки различных форм обучения педагогов с учетом их способностей к саморазвитию и самосовершенствованию;
между организацией научно-методического центра как структуры с преимущественно организационно-управленческими функциями и необходимостью выстраивать методическую работу с ОУ района на основе интеграции функций, содержания и форм деятельности методической службы;
между дефицитом собственных методических ресурсов и возможностями использования такого ресурса как сетевая организация, основанная на интеграции стратегических целей и ресурсов;
между фактическим материально-техническим обеспечением и потребностями его улучшения для работы в режиме развития.
Развитие коммуникативной педагогической культуры С.В. Комлева, руководитель КПППН НМЦ
А.А. Циберкина, методист по воспитательной работе В условиях современного мира, где молниеносно меняются события, взгляды, концепции, в мире огромного потока информации, педагогу зачастую не хватает времени остановиться, проанализировать ситуацию, наметить тактические действия по разрешению профессиональных и жизненных проблем. Учитель массовой школы редко обсуждает педагогические проблемы, идеи, результаты осмысления опыта со своими собственными коллегами, не говоря уже о более высоком уровне.
Можно выделить следующие наиболее существенные признаки коммуникативной изоляции педагога:
- высокая степень автономности учителя при реализации его непосредственной деятельности – обучение детей;
- преобладание вертикальных видов коммуникаций (учитель-ученик, учитель-управленец) над горизонтальными (взаимодействия с коллегами) в профессиональном общении;
- господство генерализующих языков описания педагогической реальности (педсоветы, конференции, научные советы и т.д.);
- сложность педагогической деятельности как «культуры над культурой», учителю трудно описать собственные идеи, проблемы и средства их решения, получается нерефлексивное буквальное описание последовательности действий учителя и его учеников;
- восприятие критики как социального акта негативной оценки, господство некритической установки приводит к неразвитости рефлексии педагогов и неумению аргументировать собственную профессиональную позицию;
- индустриальный характер организации педагогического труда, учителя одного предмета, как правило преподают в различных параллелях и обсуждения зачастую ограничиваются социальными проблемами соответствия административно-нормативными требованиями к процессу и результату педагогической деятельности.
Таким образом, становится очевидным, что для обеспечения развития образования необходимо дополнить иерархически-нормативную коммуникацию в управленческой властной вертикали горизонтальной коммуникацией на уровне непосредственной образовательной практики и не возможно не отметить, что достижение этого результата не возможно без квалифицированной психологической поддержки всех участников педагогического процесса.
Компонентами психологической поддержки для наших педагогов мы выбрали коммуникативную деятельность – стремление к коммуникативной рациональности, а также рефлексию – стремление к анализу и самоанализу. Это является одной из наших задач и нашим кредо в общении с педагогами.
Коммуникативная рациональность направляет инструментальный разум к объединению ценностных установок, культурных смыслов и замыслов и прагматических устремлений потребностей субъектов. Основными способами социального взаимодействия в современных условиях являются стратегические действия и коммуникативные действия, они позволяют реализовать ценностные установки субъектов в этически приемлемом прагматическом результате, обсуждать и согласовывать, координировать планы действия, основываясь на признании общезначимости и этической допустимости ценностей.
Коммуникативная рациональность возможна при наличии определенных личностных и профессиональных способностей субъектов: это профессиональная рефлексия, критически рациональное отношение к собственной деятельности, умение ее вербализовать и конкретизировать, осознание ценностей и смыслов образовательной деятельности, понимание и интерпретация культуры.
Акт рефлексии требует серьезной работы сознания: осмысления самого себя, свою собственную деятельность, постоянного переосмысления всех изменений в образовательном пространстве и в педагогическом сообществе. Вне осознания ценностно-смысловых ориентиров своей профессиональной деятельности освоение учителями нового содержания, обучение теряет основу, становится формальным.
Наша миссия – создание условий для профессионального развития и совершенствования педагога, предупреждение риска имитации процесса модернизации, открытие дополнительных ресурсов, развитие профессиональных контактов, повышение оперативности деятельности, переход от констатации фактов к анализу процессов – их объяснение и прогнозирование.
Осознание своих задач позволяет создать гибкую модель взаимодействия с педагогами района, которая основывается на принципах: сотрудничества, диалоговости, актуальности, системности, ответственности, дифференцированости и принципах развития и самореализации.
Развитие коммуникативной деятельности и рефлексии осуществляется в различных направлениях работы НМЦ, с помощью методов и технологий, хорошо зарекомендовавших себя на практике.
Научно-методический центр
предлагает педагогам района:
| Циклы-модули
| Лекции
| Семинары, круглые столы
| Практикумы
| Деловые игры
| Тренинги
| Мастер-классы
| Участие в конференциях
| Публикацию материалов
| Конкурсы и школы
|
Мероприятия дифференцируются по направлению решаемых проблем и варьируются по поставленным задачам.
Кроме обучающего характера взаимодействия с педагогами, присутствуют операционные, проектные, проблемные, дискурсные, моделирующие, аналитические мастерские.
Работая в поисковых, проблемных или в проектных группах педагоги не только повышают свою квалификацию, растут личностно и профессионально, но и помогают себе избавиться позитивным способом от эмоционального выгорания, т.к. именно в горизонтальных коммуникациях присутствует заинтересованная творческая атмосфера единомышленников. Уже сейчас можно говорить о развитии некоего педагогического сообщества, не только в отдельно взятой школе, но и в районе вообще. Его социальные формы могут быть различны, а содержание всегда направленно на развитие коммуникативного действия и рефлексию профессионального опыта.
Мониторинг здоровьесозидающей деятельности
образовательных учреждений Петроградского района
Санкт-Петербурга Н.Д. Остапчук
методист по здоровьесберегающим технологиям «Консолидация усилий межведомственных и междисциплинарных структур по созданию здоровьесозидающей образовательной среды – важная задача обновления образования» Мониторинг является одним из значимых элементов в Программе системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга.
Как следует из «Концепции модернизации российского образовании на период до 2010 г.», достижение нового качества образования включает понятие « цены» - потери здоровья; впервые обновление образования проводится в интересах здоровья участников образовательного процесса. Одним из критериев отбора инновационных образовательных учреждений Санкт-Петербурга в рамках приоритетного Национального проекта «Образование» определен критерий динамики здоровья учащихся и обеспечения условий безопасности.
30 ноября 2007 года в СПб АППО проходила вторая городская научно-практическая конференция «Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». Главная тема конференции - подведение итогов и перспективы городского эксперимента по апробации технологии создания организационно-функциональной модели Службы здоровья в ОУ СПб, организация сетевого взаимодействия ОУ по обеспечению деятельности службы здоровья.
Эксперимент показал высокую результативность созданной технологии для всех экспериментальных ОУ. Предъявление промежуточных результатов эксперимента получило позитивный резонанс в образовательной системе СПб, что привело к расширению числа образовательных учреждений, создающих Службы здоровья и участвующих в едином мониторинге здоровьесозидающей среды ОУ.
В результате получены Санкт-Петербургские нормы по всем показателям мониторинга, который дает информацию о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса. Мониторинг позволяет обеспечивать непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды ОУ и прогнозирование ее развитие на основе единой базы данных. Таким образом, участие в мониторинге дает уникальную возможность сопоставить данные конкретного ОУ с региональной базой данных и выявить «цену» для здоровья учащихся образовательного процесса школы; определить подготовленность школы к инновациям; выявить «болевые точки», нуждающиеся в коррекции.
Мониторинг здоровья, образа жизни учащихся и педагогов, качества здоровьесозидающей среды ОУ – одно из направлений деятельности Службы здоровья.
В 2006-2007 учебном году к мониторингу подключились 14 школ Петроградского района. В апреле 2008 года НМЦ планирует проведение второго (контрольного) среза мониторинга. Для того, чтобы мониторинг стал основой для эффективных организационных мер в построении здоровьесозидающей среды и в создании Службы здоровья в ОУ, школам района предлагается ряд мероприятий научно-методического сопровождения.
На базе НМЦ планируется проведение семинаров для заместителей директоров и специалистов школ по определению и повышению здоровьесозидающего потенциала школы. На занятиях будет рассмотрен алгоритм анализа данных мониторинга и алгоритм проектирования целевой программы здоровьесозидающей образовательной среды, представлена форма аналитического отчета школы.
Важным и нерешенным вопросом остается проблема здоровья педагога. Этот аспект должен быть отдельным направлением деятельности Службы здоровья. В рамках проблемно-целевых курсов СПб АППО «Здоровьесозидающая деятельность педагога» проводятся занятия по подготовке педагогов к здоровьесозидающей деятельности. Подготовка направлена на увеличение осведомленности и формировании мотивации педагогов школы в деятельности, связанной как с сохранением и укреплением его собственного здоровья, так и с реализацией модели поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
В СПб АППО создан городской координационный и научно-методический центр сетевого взаимодействия ОУ по построению здоровьесозидающей образователшьной среды и созданию Службы здоровья, который обеспечивает сопровождение здоровьесозидающей деятельности ОУ, осуществляет подготовку кадров, поддерживает и совершенствует автоматизированную систему мониторинга и веб-сайта. С 2006 года научно-исследовательский коллектив центра приступил к реализации образовательной программы повышения квалификации « Служба здоровья образовательного учреждения: Подготовка кадровой, функциональной и организационной структуры». Категория слушателей: работники образовательных учреждений – потенциальные специалисты Службы здоровья.
Петербургская школа – школа толерантности А.А. Циберкина
методист по воспитательной работе НМЦ «…Мы едины в своём желании видеть Петербург городом
доброжелательным ко всем своим жителям.
Нам всем предстоит напряжённый труд,
чтобы приблизиться к этой цели.
Напряжённый, но благородный…»
В.И. Матвиенко В ноябре 2007 года наша планета в одиннадцатый раз отмечала Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов.
«Толерантность» - один из терминов, совсем недавно ставший «своим» для современного русского языка и культуры. В силу неоднозначности перевода, термин «толерантность» по-разному трактуется в различных контекстах. Важнейшим источником информации по проблеме толерантности является «Декларация принципов толерантности», утверждённая резолюцией 5.61 Генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» В Преамбуле Устава ООН даётся следующая характеристика понятия: «… проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом как добрые соседи». Такой же смысл несёт определение толерантности, предлагаемое американским словарём «American Heritage Dictionary»: «Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей». В отечественной «Политической энциклопедии» есть интересное пояснение: «Толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей стороны качество». Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, а активная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды.
Санкт-Петербург исторически складывался как многонациональный многоконфессионный город, и в последние годы палитра национального состава горожан становится всё более разнообразной. Проблемы согласия, терпимости, примирения актуальны для сегодняшнего Петербурга как никогда. Не случайно правительством Санкт-Петербурга разработана и активно реализуется всеми структурами города программа «Толерантность». Особая роль в воспитании толерантного поведения подрастающего поколения отводится школе. Это одна из важнейших воспитательных задач, стоящих перед школой сегодня. Образовательные учреждения Петроградского Района активно творчески и планомерно подходят к реализации правительственной программы, охватывая просветительскими и воспитательными мероприятиями все субъекты образовательного процесса – ребёнка, родителя, педагога. Хотя очень трудно вместить в формат казённого слова «мероприятие» работу, пронизывающую всё взаимодействие учитель – ученик – родитель.
Наша школа всегда воспитывала и будет воспитывать всегда человека с активной позицией гражданина, патриота способного дружелюбно, с интересом и уважением воспринимать и принимать многообразие мира, «инаковость другого» как его естественное право и источник познания, предмет для общения и обмена ценностями.
|