Москва 2005





НазваниеМосква 2005
страница1/39
Дата публикации08.08.2013
Размер6.14 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПСИХОЛОГИИ

АНТОЛОГИЯ

Москва 2005
































Научные консультанты: докт. психол. наук, профессор,

академик РАО ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич;

докт. филос. наук, профессор,

академик РАО АБУЛЬХАНОВА Ксения Александровна
Редактор – составитель: докт. психол. наук, профессор

СТАРОВОЙТЕНКО Елена Борисовна.
Составители: докт. филос. наук, профессор,

академик РАО АБУЛЬХАНОВА

Ксения Александровна;

докт. психол. наук, профессор,

чл.- корр. АПН Украины

ТАТЕНКО Виталий Александрович





























ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ: ВОСХОЖДЕНИЕ МЫСЛИ В ТЕКСТАХ О

ПСИХИЧЕСКОМ
Психологическая наука исключительна не только в силу уникальности своего предмета – самого тонкого, сложного, возвышенного и противоречивого, чем является душа, мысль, сознание человека, но и в силу высочайшей степени свободы, которую она предоставляет посвятившему ей себя ученому. Эта свобода – в исследовательских перспективах будущего психологии, которая являет собой гигантское, еще не освоенное пространство научных проблем. Она – в настоящем психологии, поскольку ее выход на практическое поле предполагает творческий поиск разнообразнейших способов оптимизации жизненных, социальных, экономических и др. отношений людей, опираясь на раскрытие возможностей их сознания, деятельности, личности.. Эта свобода видна и при обращении к истории психологии. При всем стремлении историков этой науки представить прошлое в виде разных сменяющих друг друга, или противоборствующих, или мирно сосуществующих глобальных направлений, бесконечно разнообразна индивидуальность мысли каждого автора, ее истоки, способ репрезентации, доказательства ее истинности.

Конечно, современной психологии необходима обобщающая рефлексия ее прошлого: достигнутого уровня познания своего объекта, этапов психологического познания на всем протяжении его движения, развивающейся логики познания. Однако проблема исторического видения психологии, как оно складывалось в отечественной науке, заключалась в том, что она во многом носила философско-идеологический характер, причем часто – догматический. Именно поэтому сегодняшнее обращение к массиву накопленных на протяжении становления психологии знаний должно изменить свой характер. Необходима более объективная реконструкция прошлого на основе возобновляющегося обращения к исторической действительности, воплощенной в ее авторских источниках – научных текстах.

Для достижения объективности требуется раскрыть основное противоречие современного историко - психологического познания. Сегодня мы имеем две образующие это противоречие точки зрения. Одна – идеальная модель – состоит в понимании истории как постепенного и непрерывного накопления все более глубоких знаний. Другая модель представляет познание как цепь несовершенных, неадекватных, поверхностных способов познания. Как может быть разрешено это противоречие? Полагаем, что психологии, особенно в силу ее современного состояния, характеризующегося плюрализмом направлений, теорий, точек зрения на ее объект и предмет, не говоря о разветвленности и комплексности способов ее практического применения, необходимо оформление и репрезентация накопленных знаний как системы, предполагающей преемственность, взаимное дополнение и обогащение всех лучших идей, принадлежащих ученым – психологам.

С позиций сложившихся в науковедении канонов, требующих однозначности и жесткости в оценке знаний, теорий, их объяснительных возможностей, эмпирической обоснованности и т.д., даже наиболее зрелые современные теории психологии редко или в незначительной степени могут им соответствовать, не говоря о теориях, сложившихся в истории. Однако нельзя не учитывать, что большинство науковедческих критериев оформилось в области точных, естественных наук. И чем больше психология обнаруживает уникальность своего предмета и объекта, тем более очевидным становится то, что ей необходимы собственные способы познания, собственные методы и обобщения, специфику которых и пытались с достигнутого в их эпоху уровня познания, выявить и Джемс, и Гуссерль, и Дильтей, и др.

По мнению составителей данного собрания текстов, новое представление и систематизация психологического знания могут быть осуществлены с тех самых позиций свободы и творчества, о которых выше шла речь. Психология открыта для новых идей, для разнообразия точек зрения, толерантна к их противоречиям в силу своей проблемности. Именно способность психологического познания выявлять проблемы, удерживать их на протяжении длительного времени в нерешенном состоянии, выдерживать противоречия, составляющие их ядро, и дает возможность посредством их многократного переформулирования, конструктивного преобразования приблизиться к познанию сущности психического. Только с этих позиций становится понятной иллюзорность идеальной модели познания, которая представляет поступательно-накопительную непрерывность исторической связи знаний. Как доказано в сравнительно новой области, отличной от строгого науковедения, опирающегося на естественно-научную парадигму – в методологии науки – в рамках старого знания новое может быть не понимаемо и не объяснимо. И с этих позиций историзм науки предстает и не как непрерывность, но и не как дискретность – отрицание новым знанием предшествующего, а как непрерывность познания в сохранении и решении проблем данной науки.

Поэтому для каждого будущего психолога, вступающего в храм науки, она должна быть представлена не только как система уже сложившихся знаний, в которых воплощены закономерности изучаемых явлений, а также инструментария – методов исследования и практик, как сегодня говорят «технологий» изучения и практической работы, но как совокупность имплицитных, еще только намечающихся или уже оформившихся, но еще нерешенных, задач.

В эпоху постмодернизма, российского плюрализма, неопределенности и скептицизма мышления, у молодого поколения есть законная потребность в полезности, операциональности и практической применимости знаний. Эту потребность необходимо учитывать. Однако сегодня «полезное» знание не лежит в готовом виде на полках учебников и монографий, в подборках хорошо валидизированных надежных методик. Сегодня и от профессионалов, и от будущих психологов требуется стать не только авторами новых подходов, теорий, суждений. Предполагается достижение ими максимально возможного уровня развития своих творческих способностей, позволяющих видеть, формулировать и решать проблемы науки на базе уже сложившихся, известных подходов. Эти проблемы составляют сущность и освоения, и применения на практике, и приращения знаний.

Данное издание адресовано новому поколению психологов, обращено к их самостоятельности, креативности и способности в аутентичных текстах психологического прошлого найти своего собеседника, вступить с ним в творческий диалог, длиною в профессиональную жизнь.

В данном собрании работ представлено сходное и различное понимание авторами предмета психологии и ее основного метода, происхождения и функций «души» или «психики», моментов зависимости и свободы психики в мире, конкретных форм детерминации психического, потенций и достигаемых уровней развития психики, самодостаточности психики и ее принадлежности человеку - носителю, соотношения индивидуального, субъектного, личностного и надличного начал психической жизни, а также даны многие классификации психических явлений, построенные по существенным основаниям, начиная с классической триады – ум, чувство, воля. Проступающие в текстах разнородность и общность авторских взглядов бесконечно важны для понимания сущности, многообразия способов существования и организации психического.

Здесь мы находим абстрактно -логические и субъективно-умозрительные, исторически фундированные и жизненные, созданные по аналогии и оригинальные построения. Это – аутентичная архитектоника восходящей во времени психологической мысли. Знакомство с ней важно уже потому, что на определенном этапе в отечественной психологии определения и подходы к психическому превратились в сухую абстракцию. Данные тексты включают прекрасные феноменологические описания классов, тонкого строения, закономерностей и связей психических явлений, предлагают задачу - проблему продолжения научного поиска в этом направлении.

В первом разделе объединены тексты западно –европейских и американских психологов, относящиеся в основном к первой половине и середине 20-го века. Второй и третий разделы содержат концепции отечественных психологов, созданные главным образом в середине и второй половине 20-го века, а также на современном этапе развития психологии. В целом тексты репрезентируют историю и актуальное состояние психологии.

Обобщая идеи авторов текстов первого раздела, можно выделить следующие «сквозные» темы западной психологии:

  1. Философская и собственно научная методология психологии: предмет и

методы, принципы и законы психологии в сравнении с другими науками.

  1. Синтетическая характеристика психического, выделение его структурно-функциональных элементов и их связей: представления и мышления (познавательная способность), переживаний (эмоции, аффекты, чувства), влечений, интуиции, воображения, воли. Различение функциональных модальностей психического, соотнесенных как с целостной психикой, так и с ее отдельными составляющими.

  2. Соотнесение сознательного и бессознательного в контексте проблем психики и тела, индивидуального и коллективного, личности и надличного.

В русле первой темы осуществляется интроспективное, феноменологическое, экзистенциалистское, гуманистическое и т. д. определения психического в аспекте методологии: через синтетический метод интеграции элементов сознания и психики (Вундт, Коффка, Бен, Дильтей и др.), через функциональный подход к психическому как способности, отвечающей потребности в эффективном жизненном функционировании и росте личности (Маслоу), через созерцательно – рефлексивный метод понимания психики как феномена, не имеющего временно-пространственных характеристик и открывающегося в самопостижении и самораскрытии (Гуссерль), через метод изучения поведения, оставляющий психику за рамками научного объяснения (Уотсон).

Здесь проступает противоречие классической психологии сознания и бихевиоризма, составившее кризис психологии начала века, глубоко отрефлексированный на методологическом уровне в трудах С.Л.Рубинштейна. Обнаруживаются противоречия описательных и объяснительных установок в познании, а также оппозиции сциентистских и гуманистических, отвлеченных и прагматических подходов к психике. Содержательно и конкретно поставлены науковедческие проблемы психологии: определения парадигмы, характера научных обобщений, категориального строя, законов и принципов исследования психики (Бен, Пфендер); доказательства инструментальности истины как упорядочивающей части опыта и рассмотрения соотношения старых знаний и новых фактов, то есть развития науки (Джемс); обоснования конкретных методов изучения психического, в частности, метода описания психического (Дильтей) феноменологической редукции (Гуссерль), аналитического метода (К. Юнг).

В русле темы структурных определений психика рассматривается как целое, образованное наблюдаемыми актами сознания (Вундт), как целое, замкнутое в скрытом внутреннем опыте (Гуссерль), как целое, интегрирующее психические функции и способы (сознательные и бессознательные, объективные и субъективные) их реализации (Юнг), как внутреннее целое, соотнесенное с внешним миром посредством личностного функционирования (Маслоу). Синтетический метод представлен в единстве с аналитическим, предполагающим тонкую дифференциацию когнитивных, эмоциональных и регулятивных компонентов психики. Оригинальный способ интеграции психических «элементов» осуществляется через выделение их общих модальностей: напряжения - расслабления, возбуждения – успокоения, стремления – избегания, активности – реактивности, удовольствия – неудовольствия, различения - отождествления, направленности на объект – направленности на субъекта, репродукции – творчества, адаптации – регуляции. ( Вундт ) Таким образом, психика характеризуется как многомодальная, многокачественная, полифункциональная.

При раскрытии тематики сознательного – бессознательного уровней психического исследуется сознание как чистый внутренний опыт и способность к интенции (направленности на объект), принадлежащая «Я» как центру, идеально тождественному в своих многообразных переживаниях (Гуссерль), акцентируется противоречие сознательных и бессознательных влечений (Фрейд), изучается соотношение сознания, структурированного из сенсорных, интуитивных, мыслительных, эмоциональных процессов и содержаний, с коллективным и личным бессознательным, а также обосновывается, что функционирование бессознательного и его продуктивное взаимодействие с сознанием, состоящее в преобразовании его энергии через символ в сознательную позицию, ведет к восстановлению сбалансированного паттерна личности (Юнг).

Обобщая, можно проследить две основные методологические линии западной психологии: с одной стороны, рассмотрение психического «в себе» и попытка найти в нем же его собственные основания и причины активности, с другой стороны, взгляд на психику как функциональную способность и качество личности, действующие через связь внутреннего и внешнего, включая жизнедеятельность, зкзистенцию, жизнь, самопознание.

Второй и третий разделы представляют классику отечественной психологии, а также результаты поиска новых психологических парадигм и теоретических моделей, ведущегося в русле отечественных традиций. Важно было подчеркнуть преемственность авторских психологических воззрений, сложившихся и нарождающихся в пространстве нашей культуры, ценность психологических инноваций, присущие психологическому познанию проблемность и гипотетичность, а также характерную для большинства авторов тенденцию к масштабным методологическим обобщениям.

В ряду знаковых фигур отечественной психологии достойное место принадлежит Г. И. Челпанову. В его понимании, предметом психологии является «мир внутренний», «мир психический», составляющий субъективную сторону человеческой жизни. Основным методом изучения внутреннего мира определяется метод самонаблюдения, состоящий в обращении к индивидуальному внутреннему опыту. Предлагая развивать субъективную психологию, ученый не отрицает привлечения к общепсихологическим исследованиям методов «вспомогательных» наук, в частности, сравнительной, клинической и экспериментальной психологии.

С.Л. Рубинштейн - основоположник крупного психологического направления – в качестве предмета психологии рассматривает «внутреннее, психическое содержание жизни» личности-субъекта, способного знать и переживать события своей психической жизни. Подчеркиваются и рассматриваются во взаимосвязи такие характеристики психики, как ее субъективность, реальность существования и функционирования, идеальность ее высших форм, единство сознательного и бессознательного планов психической активности, принадлежность психического личности как регулятивному и качественному началу индивидуальной жизни, «событийность» или оценка личностью психических явлений как значимых для себя, единство мотивационного, когнитивного, эмоционального аспектов психической жизни. Обосновывается, что интегральным психическим образованием, заключающим все существенные формы и свойства психики, является «отношение к жизни», субъективно связывающее личность с общественными отношениями. Эта связь приобретает реальность, продуктивность, неповторимость на основе индивидуальной деятельности, осуществляющейся в познавательной, этической, практической, эстетической сферах жизнедеятельности общества. Фактор «отношения» обусловливает существенную роль в индивидуальной жизни самосознания и самопознания, придающих этой жизни рефлексивный и поступковый характер. Ведущим способом психологического познания выступает у Рубинштейна метод «опосредованного изучения психической жизни» через раскрытие всех ее существенных объективных связей и ее активных влияний на объективный мир, то есть метод диалектического исследования «внутреннего через внешнее» и «внешнего через внутреннее».

Другой классик отечественной психологии – А. Н. Леонтьев – обозначает проблемное поле психологии как поиск сущности, природы психических явлений. Глубоко обосновывается гипотеза, что сущностью психического являются построение и содержание «образа мира», воплощающего единство отражения и преобразования внешней и внутренней реальности. Акцентируется активная природа психического, потенциал которой раскрывается при онтогенетическом включении индивида в поэтапно развивающуюся деятельность. Активность психических явлений состоит в их способности к опосредованию жизненных процессов, то есть психика выступает средством эффективного функционирования субъекта жизни. Формы психического опосредования совершенствуются в жизненной динамике, начиная от сенсорных явлений и до сознательных, мыслительных, смысловых. Ведущим методом познания психического становится в данной концепции объективный метод изучения психики в реальном жизненном развитии, прежде всего, в соотношении с внешней и внутренней деятельностью. Объективный метод берется во взаимосвязи с методом интроспекции, самонаблюдения как имеющим большую ценность при изучении внутрисмыслового плана деятельности.

Текст Б. Г. Ананьева посвящен традиционному для отечественной классики 20-го века методу исследования детерминации психических явлений. В качестве ведущей рассматривается общественная, или социальная, детерминация, превращающая существование «биологического индивида» в существование «индивида общественного». Согласно автору, социальная детерминация приобретает развивающий характер в процессах индивидуальной сознательной деятельности, позволяющей активно осваивать общественный опыт и переводить его в план внутреннего опыта личности. Способом формирования внутреннего социального содержания личности является «интериоризация», осуществимая в условиях совместной деятельности и общения личности с другими людьми. Эффективная организация процесса интериоризации может осуществляться в русле воспитательной деятельности, нацеленной на формирование способности личности к самовоспитанию и саморазвитию. Благодаря этой способности, индивид становится субъектом общественной детерминации, может активно опосредовать множественные социальные воздействия, оказываемые на него. Внутренняя динамика социальной детерминации соотносится Ананьевым с единым процессом индивидуальной жизни и сменой ведущих форм деятельности в онтогенезе. В его понимании, раскрытие внутрипсихических превращений социальных детерминант в соотношении с циклами жизнедеятельности означает изучение развития личности и ее структуры; личностная сущность психического составляет основной предмет психологической науки.

Заслугой Б. Ф Ломова является органичное соединение предмета и метода психологии на основе понятия «система». Предмет психологического познания составляют для данного автора «системные качества» психики, а основной способ их познания – системный метод. Обосновывается, что системные качества формируются на основе реализации психических функций во множестве объективных связей человека: с природой, с другим человеком, с познанием, с трудовой деятельностью и соответственно, с биологической, социальной, предметной системами, в которые включен субъект жизни. Существенным аспектом применения системного подхода определяется исследование полидетерминации психических явлений, исходящей от внешних объектов, от поведения, деятельности и свойств субъекта. Подчеркивается, что детерминированность психики не исчерпывается ее жесткой прямой причинной зависимостью; для психологической сферы наиболее характерна опосредованная, вероятностная, обладающая множеством источников, изменчивая, субъективированная и индивидуализированная детерминация.

В. А. Роменец, известный украинский психолог, предложил оригинальное решение актуальной проблемы поиска парадигм психологического познания или тех «ячеек» психики, в которых можно обнаружить потенциал и развитые формы всех психических явлений в их взаимосвязях. Такой «ячейкой» автор считает «поступок», интегрирующий проблемную жизненную ситуацию, мотивацию и поступковый акт личности. В поступке заключен основной потенциал личностного развития, и прежде всего, в конфликтах (коллизиях) поступка, в его внутренне очищающем (катарктическом) эффекте и в осмыслении поступка в координатах его общественной ценности. Поступок рассматривается как предмет психологии, познаваемый методом анализа и синтеза его объективных и субъективных моментов.

Последний раздел объединяет концептуальные модели предмета и метода психологии, созданные учеными, относящими себя к рубинштейновскому направлению психологической науки. Предлагается новая исследовательская и практическая перспектива психологии, ставящая в фокус теоретического и эмпирического рассмотрения «индивидуальную личность» или «индивидуального субъекта» как основной объект этой науки. С изяществом классической мысли обосновываются креативные варианты парадигм психологии, которые при ближайшем рассмотрении оказываются моментами единого и целостного понимания предмета психологии.

Авторские акценты при построении предметного поля психологии можно представить следующим образом. Психика берется в контексте индивидуального бытия и определяется как «внутренняя жизнь» или «психический план индивидуальной жизни», структурированные из отдельных «форм психической жизни», порождающих полифункциональный и полимодальный «внутренний мир» личности. (В. Д. Шадриков, Е. Б. Старовойтенко). Внутренняя жизнь и внутренний мир исследуются в генетическом и сущностном единстве с внешней деятельной жизнью, благодаря которому психическое становится способом активного влияния личности на собственные жизненные процессы и отношения, на их пространственно – временные характеристики и способы разрешения их противоречий, то есть «субъектным качеством», «субъектным началом» ее жизнедеятельности. ( К. А. Абульханова). «Субъектная сущность» психического выступает основным психологическим результатом индивидуального развития личности. (В. А. Татенко) В общей системе детерминант психической жизни субъектные детерминанты в единстве с социальными задают линию активной индивидуализации личности, предполагающей приоритетную роль ее самопознания, самодеятельности и самовыражения. (К. А. Абульханова, Е. Б. Старовойтенко)

Осуществляя замысел данного издания, составители придерживались принципа усиления прозрачности авторской мысли в каждой публикуемой работе и потому рискнули на незначительные купюры и снятие отдельных цитат и ссылок. При адресации издания новому поколению психологов с целью их обучения и профессионального развития, такая презентация текстов кажется оправданной. Важно было показать, как симфония психологической мысли, набирая мощь, обретает новое звучание, оставаясь великим и никогда не завершенным произведением.

ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ
А. БЭН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ДУХА

1. Все, что человек знает, испытывает или сознает, распада­ется на два отдела, которые в обычном языке носят названия «материи» и «духа»; на языке философии они называются также «внешним миром» и «внутренним», «не я» и «я», «объектом» и «субъектом». Последние два названия суть наиболее подходящие.

Совокупность наших познаний о дереве, реке, созвездии может служить примером того, что мы разумеем под «объектом». Испытывание удовольствия или страдания, желание, мышление относятся к «субъекту».

Все, что мы можем знать или о чем мы можем мыслить, входит в тот или другой из этих обширных отделов, которые об­нимают собою всю Вселенную в том виде, в каком она нам пред­ставляется.

Различие между объектом и субъектом, т. е. между миром протяженным и миром, где протяжение не играет никакой роли, еще яснее выступает в способе их познавания: к протяженному или внешнему миру мы прилагаем чувственное наблюдение, для мира же духовного мы пользуемся присущей нам способностью самосознания или внутреннего наблюдения.

Далее, при наблюдении с помощью чувств мы можем рабо­тать совместно с другими людьми: мир, открытый для одного, открыт и для всех, и производимое им впечатление в существенных чертах своих у всех одинаково. При самонаблюдении же каж­дый из нас действует отдельно и сам по себе; отсюда изучение субъекта носит чисто индивидуальный характер, и этот признак индивидуальности иногда вводят в его описание.

Значение этого различия проявляется в том, как знание пе­реходит от одного человека к другому: знание об объекте сообща­ется легче благодаря тому, что здесь все имеют в виду одно и то же; знание о субъекте передается непрямым, окольным путем, причем достижение общего взаимного понимания не обеспече­но.

2. Область объекта, т. е. внешний мир, характеризуется одним специфическим для него свойством — протяженностью. Область субъекта — сознание — не имеет этого свойства.

Дерево или река обладают пространственной величиной. Напротив, удовольствие, например, не имеет ни длины, ни ширины, ни толщины; его ни в каком отношении нельзя назвать протяженным предметом. Мысль или идея могут относиться к протяженным величинам, но нельзя сказать, что они сами про­тяженны. Никто не скажет, чтобы акт воли, желание или уверен­ность можно было измерить посредством мер протяжения. Поэто­му обо всем, что входит в область субъекта, говорят как о непространственном.

3. Таким образом, если под «духом», как это всеми принято, мы будем разуметь всю совокупность субъективных состояний, то мы будем иметь возможность определить его отрицательно как «то, что не обладает протяженностью». Но так как и внешний мир мы познаем также через посредство наших духовных состоя­ний, то у научной психологии для того, чтобы дать понятие о духе, остается только один способ, а именно — перечислить те три свойства или функции духа (чувство, волю или хотение и мышление или ум), из которых строится весь наш опыт, как объек­тивный, так и субъективный. Этот перечень должен нам заменить определение духа.

Чувство обнимает собою все наши удовольствия и страда­ния, а равно и некоторые виды простого возбуждения, т. е. созна­ние того, что безразлично по отношению к удовольствию и стра­данию. Удовольствия, доставляемые теплом, питанием, музыкой; страдания от утомления, нищеты, угрызений совести; возбуждения, сопровождающие удивление, поддерживание небольшой тяжес­ти или прикосновение к столу; восприятие далекого лая собаки,— все это будут явления чувства. Область чувства делится обычно на два главных отдела: на ощущения и эмоции (чувствования).

К воле или хотению относятся все действия человека, кото­рые вызываются или руководятся чувствами. Еда, прогулка, воз­ведение построек, разговор — все эти действия произво­дятся с известной целью, и эта цель состоит в том, чтобы полу­чить удовольствие или избежать страдания. Напротив, все действия, не возбуждаемые чувствами, непроизвольны. Таковы действия сил природы: ветра, тяжести, электричества и проч., а также органические отправления: дыхание, кровообращение, движения внутренностей и т. п.

Мышление, ум, интеллект или познание обнимает собою все те деятельности, которые известны под названиями «восприятия», «памяти», «обобщения», «отвлечения», «разума», «суждения» и «воображения». Все эти деятельности могут быть, как мы увидим дальше, сведены к трем основным отправлениям духа: различению, или сознанию различий, отождествлению, или сознанию сходств, и удержанию, или памяти.

Наш дух почти никогда не может отдаваться исключительно какому-либо одному из этих трех видов его деятельности. Чувство, например, сопровождается, в большей или меньшей cтeпени, волею и мышлением. Испытывая какое-либо удовольствие, мы хотим, чтобы оно продолжалось или усиливалось (воля); в то же время мы «различаем» это удовольствие от других состояний сознания, «отождествляем» его с некоторыми из них, а в нашей памяти оно остается в виде представления (ум).

Таким образом, определение духа есть, вместе с тем, и разделение, т. е. классификация его главных и основных свойств. Приводим здесь некоторые из прежних определений и делений духа. Рид говорит: «под духом человека мы разумеем то, что в нем мыслит, вспоминает, рассуждает, желает». Это определение осуществлено посредством деления, которое в одно и то же время и неполно, и имеет лишние члены; неполнота его состоит в том, что пропущено чувство; напротив, приведены «воспоминание» и «рассуждение», которые уже содержатся в «мышлении» Таким образом, Рид в своей классификации различает в духе только умственные и активные (деятельные) элементы. Недостающий в его классификации отдел «чувств» отчасти отнесен им к умственным способностям (эстетические ощущения и эмоции), а отчасти рассматривается в активных способностях, в числе которых у Рида описываются все доброжелательные и зложелательные эмоции.

Т. Броун, недовольный употреблением термина «активный» в указанном делении, ударился в противоположную крайность и предложил классификацию, в которой чувство совершенно покрывало собой область воли. А именно, он делил духовные состояния на возникающие под влиянием внешних воздействий (external affections) и возникающие помимо внешних воздействий (internal affections). К первым он относил ощущение, т. е. духовные состояния, получаемые посредством органов внешних чувств; вторые подразделял на «умственные состояния духа» (intellectical states of mind) и эмоции (emotions). Таким образом, классификация Броуна равносильна делению на ощущения, эмоции и ум; все явления активного или волевого характера он относит к эмоциям.

Сэр Вильям Гамильтон, критикуя построение проф. Д. Стюарта, говорит, что если исключить материальные явления и взять область духа, т. е. явления, обнаруживающиеся в самосознании или рефлексии, то они сами собою распадутся на три категории, или основных рода: явления познания, явления чувства, или удовольствия и страдания, и, конец, явления воли и желания. Таким образом он раздельно рассматривает ум, чувство и волю.

4. Исследовать духовные явления в указанном нами сейчас порядке этих трех основных способностей не совсем удобно.

Как чувство, так и воля заключают в себе, с одной стороны, первичные элементы, а с другой — вторичные и сложные явления, происходящие от работы ума над этими первичными. Так, например, ощущение есть первичный элемент в области чувства и всегда предшествует умственным операциям; напротив, эмоции, как явления вторичные и производные, должны следовать за изучением умственных способностей. Воля в значительной степени есть продукт памяти и в то же время зависит от чувств; поэтому в порядке исследования она выступает последней.

Итак, порядок рассмотрения может быть следующим:

  1. чувство и хотение (воля) в их зачатках, в связи с подробным анализом ощущений, которые представляют собой один из видов класса чувств; но сверх того, учение об ощущениях дает нам и примеры развития одной из деятельностей ума, а именно - различения.

2) ум;

3) эмоции;

4) воля;

5. Хотя субъект и объект (или дух и материя) представляют собой наиболее обширные подразделения всего нашего опыта, однако в действительности в каждом индивидууме существует местный параллелизм или связь между духом и телом.

Физические органы, относящиеся к духовным про­цессам, суть следующие: 1) мозг и нервы; 2) органы движения (т. е. мускулы); 3) органы чувств; 4) внутренности: пищевари­тельный канал, легкие, сердце и проч. Более же всего духовные процессы связаны, конечно, с мозгом и нервами.

Определение природы этого параллелизма всегда представ­ляло большие затруднения, и потому факт связи духа с телом считался каким-то чудом. Затруднение здесь происходит оттого, что мы легко начинаем думать в данном случае о некоторого рода пространственном соотношении между протяженным и не протя­женным. Думая о соединении, о связи чего-нибудь с чем-нибудь, мы почти всегда имеем в виду существование в пространстве, как, например, когда мы говорим, что одна вещь находится внутри другой. Это выражение часто прилагалось (в переносном смысле) и к данному вопросу: говорили, что дух находится внутри тела. Декарт, например, думал, что дух помещается в шишковидной железе (в мозгу); схоластики спорили о том, находится ли дух весь во всем теле, или же весь в каждой его части. Но эти выраже­ния совсем не подходят в данном случае: связь духа с телом со­стоит в их взаимной зависимости друг от друга, а не в простран­ственном их сосуществовании.

Взаимная связь основных свойств души формулируется ав­торами различно. Некоторые представляют ее в виде безусловно­го и неразрывного сосуществования подобно тому, как в мате­риальном теле сосуществуют длина, ширина и толщина. Так, по Гамильтону, мышление и хотение так же не могут проявляться в отдельности, как не могут существовать друг без друга стороны и углы одного и того же квадрата.

Другой вопрос касается того, какой из различных душевных способностей принадлежит первенство в порядке зависимости или причинной связи. В этом вопросе Гамильтон, как и немецкие ав­торы, решительно становился на сторону познания, или мыш­ления, из которого и производит остальные способности.

Выше мы имели дело с основными понятиями психологии, представлявшими собой высшие обобщения, какие были в ней до сих пор достигнуты. Нам остается вкратце указать конечные, или основные законы, аксиомы или истины этой науки, если только здесь можно получить что-либо подобное. В механике впе­реди вывода законов движения идут определения; точно гак же и химия начинается с анатомической теории и руководится ей во всем последующем изложении.

Что касается психологии, то вот наиболее основные и об­щие истины:

I. Связь между духом и гелом.

Положение, что физические процессы неизменно сопутству­ют психическим есть закон всего духа.

II. Существуют более или менее общие законы, связанные с деятельностью каждой из трех душевных способностей:

1) Закон относительности, т. е. факт зависимости каждого психического состояния от предшествующего ему состояния или состояний.

2) Закон запоминания, наиболее тесно связанный с дея­тельностью ума, но имеющий существенное значение также и для чувствования и волн, которые по своей природе способны к приобретениям и развитию.

3) Закон стимула. Существует общий принцип, по которому психические впечатления, происходящие от внешнего раздраже­ния органов чувств, зависят от силы действующего стимула. Этот прин­цип находит себе ограничение в другом, гласящем, что впечатление, продолжающееся без перерыва, ослабляется.

4) Законы взаимодействия трех способностей. Они получа­ются при помощи подробного рассмотрения того, каким обра­зом действуют друг на друга чувствование, воля и мышление.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Москва 2005 iconИнформационный бюллетень №10 «Дела студенческие» Москва, октябрь...
Студенческого координационного совета Профсоюза и Федерального агентства по образованию на 2005 год на базе спортивно-оздоровительного...
Москва 2005 iconУчебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005 Цель и задачи урока
Базовый учебник: Семакин И. Г информатика: учебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005
Москва 2005 iconСборник задач по теории вероятностей и математической статистике. Москва, «Наука», 1970 656с
Баврин И. И.: Теория вероятностей и математическая статистика, Москва, Высшая школа, 2005 -160с
Москва 2005 iconМетодическое пособие для воспитателей и педагогов. М. М-синтез, 2005...
Программа воспитания и обучения в детском саду. /под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой./ Москва. Мозаика-Синтез,...
Москва 2005 iconУрок математики в 6 классе
Шаг за шагом к пятёрке. Математика 6 класс. Г. Кукарцева, Москва, «Просвещение», 2005
Москва 2005 iconД. П. Антонов Международный центр телемедицины, Москва
Статья опубликована в журнале «Проблемы стандартизации в здравоохранении», выпуск №6, 2005
Москва 2005 iconГрупповые помещения
Программа воспитания и обучения в детском саду. /под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой./ Москва. Мозаика-Синтез,...
Москва 2005 iconИнформационно образовательные ресурсы
Программа воспитания и обучения в детском саду. /под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой./ Москва. Мозаика-Синтез,...
Москва 2005 iconЗао «Евроменеджмент» Москва, ноябрь 2005 года Оглавление Введение 5
Обзор подходов и лучших практик при построении внутренних коммуникаций в зарубежных и отечественных компаниях
Москва 2005 iconУчебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. Семакин...
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Москва 2005 iconТема: Оператор выбора (45 минут)
Базовый учебник: Семакин И. Г информатика: учебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005
Москва 2005 iconКонспект занятия по книге В. А. Осеевой "Волшебное слово"
Программа воспитания и обучения в детском саду. /под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой./ Москва. Мозаика-Синтез,...
Москва 2005 iconУрок по математике в 5 классе Тема: Умножение десятичных дробей на
Учебник «Математика – 5 класс» под редакцией Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. Издательство «Мнемозина»,...
Москва 2005 iconИ. И. Юдина Учебник: геометрия 7-9 класс Год издания: 2001-2005 Москва...
Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов)
Москва 2005 iconУчебно-методическое пособие москва 2005 Одинцова В. П., Федоров И....
Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»:...
Москва 2005 iconПояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту...
«Литература» для 5–9 кл., авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и др. (заключения рао (от 06. 08. 2007) и ран (от 23. 10. 2007), заключения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск