АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ГБОУ сош №2059 г. Москвы.
2012-2013 уч.год
Научно-методическая работа в ГБОУ сош №2059 сосредоточена в методических объединениях учителей различных циклов и координируется научно-методическим советом школы. Эта работа направлена на реализацию основной проблемы, над которой работает школа: «Профессионально-личностный рост педагога в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и перехода на ФГОС».
В связи с этим были определены приоритетные направления развития школы в 2013-2014 учебном году:
Пути формирования, сохранения и наращивания интеллектуального потенциала;
Направления взаимодействия науки, культуры и образования;
Школа – социум;
Информатизация образования;
Одаренные дети;
ГИА и ЕГЭ;
ФГОС второго поколения.
Цель:
организация условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Задачи:
- совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации педагогических кадров условия школы;
- мотивирование успешности педагогов, что оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности;
- решение вопросов материального стимулирования педагогов, повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, как собственных, так и школьников;
- проведение оценки возможностей коллектива;
- совершенствование аттестационных мероприятий как средства повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников;
- развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления;
- развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей;
- совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов;
- повышение статуса учителя и престижа педагогической профессии.
В соответствии с поставленными целями и задачами, методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности: - работа методического совета;
- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
- научно-исследовательская работа;
- работа с методическими объединениями;
- обеспечение методической работы.
Методическая работа в 2021-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу, программу развития и учебно-воспитательный процесс.
Методическая работа рассматривается как непрерывная деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению обобщению и распространению наиболее ценного опыта, стимулированию творческого поиска учителей, созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса
Методическая служба школы строила свою работу на данных о реальном уровне профессиональной подготовки специалистов, полученных в ходе анкетирования учителей, внутришкольного контроля, оценки и аттестации кадров. Наиболее востребованными формами методической учебы в школе являются:
• самообразование;
• обучение на теоретических семинарах, организованных в школе и районе;
• общение с коллегами в школе и изучение их опыта работы при взаимопосещении уроков;
• проведение открытых уроков по различным методическим проблемам;
• самоанализ, самооценка.
Обучению в коллективе во многом способствует микроклимат – доброжелательный, творческий.
Формы методической работы
При планировании методической работы в школы использовались те формы, которые реально позволяют решать поставленные задачи:
а) тематические педсоветы
– «Анализ работы школы за 2012-2013учебный год»;
– «ФГОС: положение, содержание, результаты»;
– «Интеллектуальная одаренность детей: реалии, проблемы, перспективы»;
– «Культура как фактор успешности социализации школьника».
б) научно-методический совет (проведено 6 заседаний);
в) методические объединения (анализ прилагается);
г) теоретические и практические семинары
д) разработка методических рекомендаций в помощь учителю
е) консультационные занятия
ж) организация и контроль курсовой подготовки;
з) аттестация.
Деятельность методических объединений
В этом учебном году в школе действовали следующие методические объединения учителей:
– МО учителей математического цикла;
– МО учителей естественно-научного цикла;
– МО классных руководителей;
– МО учителей начальных классов;
- МО учителей гуманитарного цикла;
- МО учителей эстетического цикла.
Основные вопросы, обсуждаемые на заседаниях МО:
Концептуальные положения "Стратегия развития образования РФ до 2020 г.", проект «Наша новая школа», ФГОС.
Перечень учебно-методических материалов, рекомендованных и допущенных Министерством Образования Российской Федерации на 2012– 2013 учебный год.
План работы МО на 2012-2013 учебный год, внесение корректив с учетом концептуальных положений работы школы и государственной политики образования в РФ и ЧР.
Нагрузка учителей ШМО на 2012-2013 учебный год. Предварительное распределение нагрузки учителей на 2013-2014 учебный год.
Календарно-тематическое планирование уроков.
Составление графиков проведения плановых контрольных работ, по предметам (согласование с заместителем директора по УВР).
Требования к оформлению письменных работ.
Выполнение единого орфографического режима.
Формы организации самостоятельной работы обучающихся на уроке и вне школы.
Готовность обучающихся 5,10 классов к обучению на новой ступени.
Работа с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Подготовка к проведению школьного, муниципального и республиканского этапов Всероссийской предметной олимпиады школьников.
Организация индивидуальных занятий с наиболее мотивированными и подготовленными школьниками.
Итоги участия обучающихся школы в районном и республиканском этапах олимпиад, конкурсах, турнирах;
Работа с обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации к обучению и низкими показателями качества обученности. Ликвидация пробелов в знаниях, работа с отстающими учащимися.
Организация работы по подготовке к ГИА обучающихся 9 и 11 классов, обсуждение нормативных, правовых документов, регламентирующих итоговую аттестацию обучающихся; подготовка и экспертиза экзаменационных материалов по предметам.
Состояние кабинетов, научно-методическое обеспечение, ведение соответствующей документации.
Анализ работы ШМО по четвертям и за учебный год в целом, а также по вопросу обмена опыта через открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления на заседаниях ШМО, педагогического совета школы.
Участие педагогов ШМО в семинарах по обмену опытом на различных уровнях.
Итоги мониторинга учебного процесса за год; выполнение теоретической и практической частей образовательных программ по предметам и выявление причин отставания за 2012-2013 у.г. (выполнение образовательного минимума содержания образования).
Самоанализ деятельности педагогов за учебный год.
Анализ работы ШМО за учебный год, планирование на новый учебный год.
Курсовая подготовка.
Летняя занятость детей.
Провели открытые уроки практически все учителя (88% от всего педагогического коллектива), уменьшился процент учителей, не принимавших участие в методической работе по проведению открытых уроков. Следует отметить достаточный уровень подготовки и ответственности учителей, давших открытые уроки с последующим обсуждением и анализом.
Кроме открытых уроков администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные цели посещения и контроля уроков:
Работа педагогов по совершенствованию контроля и учета знаний, выявлению уровня требований к знаниям обучающихся.
Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Работа с обучающимися имеющими низкий уровень мотивации к обучению и низкими показателями качества обученности. Ликвидация пробелов в знаниях, работа с отстающими учащимися.
Классно-обобщающий контроль.
Состояние преподавания отдельных предметов.
Подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.
Для совершенствования педагогического мастерства каждый учитель школы определил свою тему самообразования.
По результатам наблюдений за деятельностью учителей и обучающихся можно сделать вывод, что учителя стремятся внедрять в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии, так как видят в этом необходимое условие результативности образовательного процесса и своего педагогического труда, успешности обучающихся к самостоятельному поиску дополнительных источников знаний. При этом мониторинг знаний обучающихся показывает, что достаточно часто обучающиеся могут воспроизвести знания на репродуктивном уровне, не могут ярко и образно иллюстрировать свои ответы, не умеют самостоятельно подобрать примеры, составлять краткие планы прочитанного материала, успешно излагать сущность прочитанного без наводящих вопросов, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, работая в группах объяснять изученный материал и оказывать помощь товарищам в его усвоении. Поэтому уровень самостоятельных работ на уроке чаще всего носит репродуктивный характер, часть работ частично-поисковый, объем заданий творческого уровня крайне ограничен.
Были проведены следующие предметные недели:
Неделя начальных классов (октябрь 2012г.)
Неделя гуманитарного цикла – (ноябрь 2012г.)
Неделя естественно-научного цикла (апрель 2013г)
Неделя эстетического цикла (февраль2013г.)
Неделя физико-математического цикла (март 2013г.)
Наиболее интересными были: неделя гуманитарного цикла и естественно-научного цикла. Эти предметные недели были четко спланированы, план проведения был заранее вывешен для обучающихся и учителей. Все намеченные мероприятия проводились в установленные сроки и были проведены на хорошем уровне. Опыт проведения предметных недель представлен в папках ШМО.
При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады, творческие конкурсы сочинений, игры – КВНы, «Поле чудес», суды, диспуты, викторины, выставки, открытые уроки, спортивные соревнования и т.д. Хочется отметить плодотворную работу учителей-предметников: Шкуриной И.Н., Веремьёвой Н.М., Мигучкиной С.В., Архангельской Н.А., Плужниковой Т.Ю.
Положительные моменты в проведении предметных недель:
Предметные недели проводятся с целью углубления и расширения знаний, полученных на уроках. Игры, праздники, викторины, загадки, соревнования, сказки развивают логическое мышление, внимание, память, выразительность речи. Все это делает школьную жизнь детей более интересной, запоминающейся, расширяет кругозор и словарный запас. Предметные недели позволяют обучающимся раскрыть свой творческий потенциал. Указанные учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творческую атмосферу. Обучающиеся показали хорошие знания предметных ЗУН, умение применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.
Недостатки в организации предметных недель:
Недели английского языка, ИЗО и музыки, математики и информатики не были проведены в установленные сроки. При достаточно насыщенной работе методических объединений следует отметить формальное отношение учителей таких направлений: английского языка, математики, информатики, музыки, технологии к организации и проведению предметных недель.
Педагогический коллектив совершенствует работу по выявлению и поддержке способных и одаренных детей.
В октябре месяце 2012-2013 учебного года были проведены внутришкольные предметные олимпиады по русскому языку, литературе, математике, иностранному языку, биологии, физике, химии, географии, истории, информатике, в которых приняли участие более 150 чел. По результатам школьных олимпиад были выбраны 20 лучших обучающихся для участия в районных олимпиадах.
С целью повышения качества обучения в 2012-2013 учебном году была организована работа с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к учению:
составлен план работы со слабоуспевающими учащимися;
организованы индивидуальные консультации;
на заседаниях МО, совещаниях при директоре обсуждали работу со слабоуспевающими учащимися, результаты успеваемости, результаты проведенных контрольных срезов и контрольных работ, намечали пути по ликвидации возникающих у обучающихся затруднений, рассматривали наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.
Данная работа дала положительный результат. На конец учебного года нет неуспевающих обучающихся.
Важнейшим направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации.
В 2012-2013 учебном году прошли курсы повышения квалификации :
-
№
| Ф.И.О.
| Тематика курсов
| 1
| Веремьёва Н.М.
| Подготовка к ГИА и ФГОС.
| 2
| Марикот И.В.
| ФГОС НОО.
| 3
| Тремзина О.В.
| ФГОС НОО.
| 4
| Ронжина Е.Н.
| ФГОС НОО.
| 5
| Крючкова И.Н.
| ФГОС НОО.
| 6
| Калашникова Н.Н.
| ФГОС НОО.
| 7
| Канашкина Т.А.
| ФГОС НОО.
| 8
| Рябышкина Н.В.
| ФГОС НОО.
| 9
| Максименкова О.М.
| ФГОС НОО.
| 10
| Шкурина И.Н.
| Подготовка к ГИА и ФГОС .
| Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год
Работа МО находится, ещё не на должном уровне. Вопросы, запланированные на учебный год, не совпадают с записями в протоколах, что свидетельствует о слабой эффективности проведении заседаний. Анализ работы некоторых МО за прошедший год носит формальный характер; отсутствуют выводы и предложения по проблемным направлениям; нет оценки качества знаний обучающихся. Остаётся низкой активность участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, особенно муниципального и городского уровней (Учитель года, Конкурс «Лучший ученический коллектив», «Самый классный - классный», Конкурс «Молодых специалистов» и т.д.)
Плохо ведется работа по обобщению передового опыта;
Слабая организация взаимопосещения уроков учителями- предметниками;
Низок уровень навыка самоанализа у учителей и самоконтроля у обучающихся.
Рекомендации:
1. Администрации ОУ создать условия для активизации участия учителей-предметников в профессиональных конкурсах муниципального, городского уровней.
2.Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта (ответственные – председатели М/О).
3. Рекомендовать педагогам школы обобщить свой педагогический опыт на школьном, районном уровне.
4. Руководителям МО, зам. директора способствовать созданию единой системы обучения и воспитания в школе, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
5. Всем методическим объединениям разработать планы по повышению качества обучения, включить работу с одаренными детьми и слабоуспевающими.
6. Повысить уровень подготовки и проведения предметных декад, активизировать работу учителей по подготовке обучающихся к олимпиадам, научно – практическим конференциям.
7. Активизировать работу над темами самообразования.
Исходя из проведённого анализа определены задачи методической работы на 2013/2014 учебный год.
Задачи методической работы на 2013/14 учебный год
Продолжить создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций.
Обеспечить диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического развития, внедрять здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной педагогической деятельности.
Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых образовательных технологий.
Обобщить, распространить положительный педагогический опыт творчески работающих учителей. Внедрить в образовательный процесс современные новые формы, методы обучения, позволяющие повысить познавательную активность и качество знаний обучающихся.
Продолжить работу по систематической профессиональной подготовке кадров.
Развитие методических компетентностей педагогов, а именно владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навыков и умений, как на уроке, так и во внеурочное время.
|