Скачать 44.73 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (на примере дисциплины «Гимнастика») Айзятуллова Гульнара Рафаильевна (top-gulia@rambler.ru) НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Аннотация Статья посвящена вопросам дистанционного обучения с использованием информационных технологий в высшей школе. Показана модель дистанционного обучения практической дисциплине «Гимнастика», что является сложным, в силу технической стороны рассматриваемого предмета. Термин "дистанционное образование" был впервые использован Университетом штата Висконсин в каталоге заочных (корреспондентных) курсов 1892 года и имеет американское происхождение. Именно поэтому, этот год по праву считается годом рождения дистанционного обучения (ДО), что послужило поводом для появления в 1992/93 году юбилейных публикаций в США (Тихомиров В.П., 1997). Будучи сугубо дополнительным и частным образованием, ДО первого поколения не было официально признано, что не мешало ему, именно в качестве дополнительного платного образования, быть вполне востребованным и рентабельным, заложив начало репутации "обучения на расстоянии" как перспективного коммерческого предприятия с обширным потребительским рынком. В настоящее время, ДО прочно вошло в образовательный процесс многих учебных заведение. Особенно, такое образование имеет успех среди технических и гуманитарных вузов. Направленность физкультурного образования показала необходимость разработки обучения студентов «на расстоянии». Однако, возникли определенные трудности с практическими дисциплинами, такими как, спортивные игры, лыжный спорт, плавание, гимнастика и т.д. Возник вопрос: как научить выполнять какое-либо физическое упражнение, находясь не в спортивном зале, а затем – с использованием компьютера, получить и выполнить задание преподавателя? Наблюдается противоречие между необходимостью разработки новых моделей обучения и отсутствием понятий об этих процессах. Первые попытки использования ДО в обучении студентов физкультурных вузов оказались успешными. Так, Н.Ю. Иванова в своей работе доказала эффективность использования ДО в обучении студентов физкультурников (на примере лыжного спорта). Нами же в данной работе предпринята попытка довести до круга заинтересованных лиц разработанную модель ДО по дисциплине «Гимнастика». Разработка ДО осуществлялась на базе системы «Moodle», которая относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Moodle — это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Moodle — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность и успешно конкурирует с коммерческими LMS. Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский. Более подробную информацию о Moodle можно узнать на официальном сайте проекта (http://www.moodle.org/). Исходя из целей обучения, содержания и структурирования учебной информации, были предусмотрены следующие виды деятельности обучающихся по освоению дистанционного курса: изучение теоретического материала; тестирование в режиме самоконтроля с обратной связью; оn-line тестирование; практическая подготовка; выполнение контрольных и кейсовых заданий, творческих проектов; оформление результатов, отсылка по e-mail преподавателю и/или товарищу по группе; защита кейсовых заданий и проектов (on-line или off-line). Учебный материал курса по содержанию, целям и задачам освоения был разбит на три компонента: теоретический, практический и методический, для изучения которых соответственно использовались определенные организационные формы, методы и средства обучения. Так, в результате теоретической подготовки, обучающиеся должны знать историю гимнастики, технику гимнастических упражнений. При изучении применялись методы сообщающего обучения (информационно-рецептивного и репродуктивного); в качестве контрольных заданий использовались тесты следующих типов: выбор одного варианта из многих, выбор многих из многих, с открытым вопросом, на соответствие. Практическая подготовка предполагает освоение обучающимися техники выполнения упражнений, специфических для данного вида физкультурно-спортивной деятельности. Для формирования у обучающегося двигательных умений и навыков предусмотрены самостоятельные занятия, время и место проведения которых определяются индивидуально. С целью управления и организации занятий по спортивно-педагогическому совершенствованию в дистанционной фазе к печатным рекомендациям прилагается учебный видеофильм с демонстрацией техники изучаемого вида, сочетающий вербальное объяснение и показ упражнений. При наличии технических и организационных условий рекомендовалось осуществить видеосъемку выполнения упражнений самим обучающимся и провести самоанализ, а также организовать обмен видеороликами между обучающимися и проанализировать технику выполнения упражнений товарищами по группе (взаимоконтроль). Использованные источники:
|
Положение о дистанционном обучении в мбоу «Лицей №89» Общие положения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных... | Социальная психология конспект лекций Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного... | ||
Методика проведения лекционных занятий по разделу "Наноматериалы... Теоретические аспекты формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов | Методические указания по выполнению письменных работ (для студентов дневного отделения) В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом к профессиональной подготовленности... | ||
Программа учебной дисциплины теория перевода для студентов профессиональной... Приказом №1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О присвоении дополнительной... | Статья отнесена к разделу Сохранение здоровья при обучении на примере применения музыкотерапии на уроке физики | ||
Практикум по работе в вики-среде на примере Русской Википедии (для... Учебник предназначен для студентов технических вузов по специальности 010100 математика. Работа студентов по этому учебнику позволит... | Учебная программа 4 1 Цели и задачи дисциплины 4 1 Содержание дисциплины... Курс ритмической гимнастики изучает один из видов нетрадиционной физической культуры | ||
В. Л. Кочетков лекарственные растения в традионной китайской медицине. Содержание. Глава 1 Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических... | Методические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся,... Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... | ||
В профессиональном училище Реализация принципа профессиональной направленности при обучении иностранному языку | Реферат Отчет 20 с., 3 раздела, рисунков, таблиц, 4 источника, 4 приложения Содержание деятельности и результаты Мероприятия «Реализация программ исследовательского обучения для обучающихся и педагогов на... | ||
Дисциплины Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | Дисциплины Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами... Цель самостоятельной работы студентов состоит в обучении студентов навыкам работы с научно-теоретической литературой, практическими... | Цели учебной программы подготовки гигиениста профилактического Виды... Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием... |