Обучающие





Скачать 318.58 Kb.
НазваниеОбучающие
страница1/4
Дата публикации23.06.2013
Размер318.58 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3   4
Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Кирилловского муниципального района

«Детско-юношеская спортивная школа»

г. Кириллов, Вологодской области

Срок реализации: 5 лет

Утверждена

приказ № 6 от 21 февраля 2009 года

___________Т.Б.Васильева

г.Кириллов

Пояснительная записка.

Образовательная программа по баскетболу разработана на основе Примерной  программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (авторы-составители: Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова - заслуженный тренер России; В.Г.Луничкин-заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А.Б.Мацак – канд. пед. наук; А.Б.Саблин - канд. пед. наук).  Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. №  233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.

Основная цель программы – реализация учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

обучающие:

- ознакомить с историей развития баскетбола;

- освоить технику и тактику игры в баскетбол;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- подготовить инструкторов и судей по баскетболу.

воспитывающие:

- воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.

развивающие:

- способствовать развитию  специальных физических качеств: быстроты, выносливости,  скоростно-силовых качеств.

Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства обучающихся.

Для более эффективной подготовки юных баскетболистов необходимо построить  учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям:

- повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;

- усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;

- повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;

- осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;

- повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности обучающихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.

Обучающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу, возможны смешанные группы. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы. В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста обучающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса.

Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.


Нормативная часть учебной программы.
Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются все учащихся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющее письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.

Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнившие приёмные нормативы по общей физической специальной подготовке.


Численный состав занимающихся, максимальный объём учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.


Год подготовки

Минимальный

возраст для зачисления

Минимальное число занимающихся в группе

Максимальное

количество

учебных часов в неделю

Требования

По тенико-

Тактической, физической и

спортивнойподготовке

На конец учебногог года

Эпапы начальной подготовки

1 год

9

15

6

Выполнение нормативов по физической и технической подготовке

2 год

9

14

9




Учебно-тренировочный этап

Первый




12

12

Выполнение

Нормативов по ОФП, МФП,ТТП, интегральной

подготовке

Второй




12

12

Третий



12

12







МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

-   постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

-   планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

-   переход от общих подготовительных средств к наиболее специализированным для   баскетболиста;

-   увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

-   увеличение объема тренировочных нагрузок;

-  повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа

  1. Укрепление здоровья;

  2. Воспитание личностных качеств;

  3. Освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков;

  4. Знакомство с основами спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних учебно-тренировочных занятий;

  5. Привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

  6. Приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности.

Задачи этапа начальной подготовки

  1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей;

  2. Формирование стойкого интереса к занятиям;

  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

  4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры;

  5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;

  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Общие задачи учебно-тренировочного этапа

  1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей);

  2. Совершенствование специальной физической подготовленности;

  3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков;

  4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями;

  5. Индивидуализация подготовки;

  6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа;

  7. Овладение основами тактики командных действий;

  8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу;

Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.

Задачи начальной специализации

Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.

  1. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.

  2. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты   выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.

  3. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.

Задачи углубленной специализации

Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.

  1. Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.

  2. Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.

  3. Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.

  4. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Физическая культура и спорт в России

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.

Состояние и развитие баскетбола в России

История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.

Гигиенические требования к занимающимся спортом

Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного   массажа.

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте

Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучающие iconУрока: Обучающие
Обучающие – ввести понятие иррациональных уравнений, рассмотреть методы их решения
Обучающие iconУрока. Обучающие
Обучающие вспомнить вместе с учащимися об имени сущ., систематизировать сведения об этой части речи
Обучающие iconУрока: Обучающие
Обучающие: систематизировать лексические, грамматические знания и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся по теме «Защита...
Обучающие iconУрок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город" Тип...
Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и...
Обучающие iconУрока: Обучающие
По типу познавательной деятельности ученика – проблемный (побуждающий, частично-поисковый)
Обучающие iconКонспект сенсорного занятия
Обучающие – закрепить умения и навыки необходимые для изготовления данной композиции
Обучающие iconМ. В. Ломоносов Цели урока: 1 Обучающие
Охватывается опросом, составляло суточный цикл жизнедеятельности человека в данное время
Обучающие iconУрока: Обучающие
Коллективная работа над содержанием текста письма. (Составление примерной вступительной части и концовки )
Обучающие iconУрок биологии в 9 классе
Обучающие усвоение знаний о строение и функциях черепа, мозгового и лицевого отделов, образующих его
Обучающие icon«Изменения, происходящие с веществами»
Обучающие: систематизировать знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчеты по химическим уравнениям
Обучающие iconУрока: Обучающие
Сформировать умение сжимать материал, строить собственный текст (изложение) в соответствии с требованиями логичности, последовательности,...
Обучающие iconКвн: «Всё о птицах» ведущий
Обучающие: продолжить формирование знаний по систематике, внешнему и внутреннему строению, образу жизни птиц
Обучающие iconУрок по теме. Цели и задачи: обучающие
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Обучающие iconМатематический квн
...
Обучающие iconУрок с элементами спектакля
Обучающие – повторение и закрепление умения решать задачи на проценты и с помощью уравнений; проверка знаний и коррекция
Обучающие iconУрок природоведения в 5 классе
Обучающие – изучить -свойства горючих полезных ископаемых, использование их в народном хозяйстве, познакомить с правилами пользования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск