Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации09.11.2013
Размер1.72 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Спорт > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Н.П. ГРАЧЕВ, И.Н. МАСЛОВА


Спортивный менеджмент:

теория и практика

Учебно-методическое пособие

2012
УДК 796: 658

ББК 75.4 (2)

Г 78


Рецензенты:

Санников В.А. – профессор кафедры теории и методики единоборств Воронежского государственного института физической культуры, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации

Шевелев А.С. - Заслуженный мастер спорта России, Заслуженный тренер Российской Федерации

Грачев, Н.П. Спортивный менеджмент: теория и практика: Учебно-методическое пособие / Н.П. Грачев, И.Н. Маслова.- Воронеж: ФГБОУ ВПО «ВГИФК», 2012.- 127 с.

Материалы учебно-методического пособия могут быть использованы в образовательном процессе по дисциплинам «Менеджмент физической культуры и спорта», «Менеджмент» по направлениям подготовки 034300 Физическая культура и 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) квалификации «бакалавр».

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения высших и средних учебных заведений.


© Н.П. Грачев, И.Н. Маслова, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

5

Тема 1.

Введение в менеджмент

7

1.1.

Основы теории управления

8

1.2.

Определение понятия менеджмент

10

1.3.

История возникновения менеджмента

12

1.4.

Качество менеджмента высшей школы

13

Тема 2.

Спортивный менеджмент

18

2.1.

Функции и принципы спортивного менеджмента

18

2.2.

Менеджер и искусство менеджмента

20

2.3.

Органы управления фирмой

23

Тема 3.

Руководство как функция менеджмента в спорте

27

3.1.

Основные положения

27

3.2.

Методы экономического управления

30

3.3.

Социально-экономическая защищённость спортсменов

33

Тема 4.

Основы планирования в сфере физической культуры и спорта

38

4.1.

Значение и задачи планирования работы по физической культуре и спорту

38

4.1.1.

Принципы и методы планирования

40

4.1.2.

Организация плановой работы

41

4.2.

Законодательные основы планирования физической культуры и спорта

47

4.2.1.

Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях

47

4.2.2.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с детьми и молодежью

48

4.2.3.

Физическое воспитание в организациях по месту жительства

49

4.2.4.

Физическая подготовка и спорт в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах

50

4.2.5.

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами

51

4.2.6.

Государственная система здравоохранения в развитии физической культуры и спорта


51

Тема 5.

Бизнес-план физкультурно-спортивной организации

53

5.1.

Общая характеристика бизнес-плана физкультурно-спортивной организации

53

5.2.

Содержание и порядок разработки бизнес-плана

58

5.3.

Бизнес-план и его функции

63

5.4.

Цели спортивного спонсорства

64

5.5.

Взаимодействие между спонсором и спортивной организацией

71

Тема 6.

Финансовые ресурсы в спортивных организациях

79

6.1.

Понятие о государственном бюджете

79

6.1.1.

Составление бюджета

82

6.1.2.

Контроль финансов

84

6.1.3.

Государственное финансирование физической культуры и спорта

86

6.2.

Самофинансирование в физической культуре и спорте

90

6.3.

Анализ финансовой деятельности организации

92

Методические рекомендации по проведению деловых игр и решению ситуационных задач

97

Тестовые задания

100

Вопросы для контроля знаний студентов

109

Словарь терминов

111

Рекомендуемая литература

125


ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения по направлениям подготовки 034300 Физическая культура и 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) квалификации «бакалавр» и предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения в качестве источника дополнительной информации по курсу «Менеджмент» в пределах времени, отведенного на самостоятельную работу.

Целью учебно-методического пособия является формирование у студентов научно-методической базы, необходимой для овладения научными основами теории социального управления физкультурно-спортивными организациями России в условиях рыночной экономики, совершенствование хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятие экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли - финансовых, материальных, трудовых.

Главным вопросом подготовки бакалавров для сферы физической культуры и спорта является вопрос о том, какими качествами должен обладать выпускник учебного заведения, готовящий себя к трудовой деятельности. Исходя из этого сегодня необходимо применять такие формы и методы подготовки студентов, которые могли бы развивать интуицию, самостоятельность, творчество и логику мышления.

Учебно-методическое пособие имеет ряд конкретных задач:

- обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физическая культура и спорт в современных рыночных условиях;

- формирование первичных управленческих понятий, необходимых для эффективного изучения других гуманитарных и социально-экономических дисциплин, собственного управленческого мировоззрения и управленческой культуры, способности принимать правильные, эффективные управленческие решения в своей профессиональной деятельности, навыков и умений обобщения и использования информации о достижениях в области отраслевого управления, способности ориентироваться в современной системе органов управления физической культурой и спортом в России;

- овладение знаниями о современных методах управления и технологии управленческого труда в организациях физкультурно-спортивной направленности, технологией подготовки и принятия управленческих решений, а также организации их выполнения;

- изучение управленческих и экономических отношений и законов, складывающихся в отрасли физическая культура и спорт;

- изучение современного опыта управленческой деятельности физкультурно-спортивных организаций, функционирующих в условиях рыночной экономики;

- освоение более полного спектра управленческих проблем физической культуры и спорта с использованием современной организационно-управленческой информации различного уровня и т.д.

Студент, освоивший материал учебно-методического пособия, сможет владеть:

- приемами «менеджмента» и «самоменеджмента»;

- принятием управленческих решений в области физической культуры и спорта;

- управлением поведением подчиненных;

- навыками в организации и проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в области управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития;

- основами планирования и прогнозирования развития физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях.

Материалы учебно-методического пособия могут быть использованы в образовательном процессе по дисциплинам «Менеджмент физической культуры и спорта», «Менеджмент» для студентов высших и средних учебных заведений, а также с целью популяризации научных основ менеджмента.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
В последние годы в нашем лексиконе появилось новое слово «менеджмент» («menedg» - управлять). В вузах России начали изучать новый курс «Основы менеджмента и маркетинга». Обратиться к опыту Западных стран нас заставляет сама жизнь, показавшая несостоятельность форм управления экономикой в странах бывшего социалистического лагеря.

Критерием эффективности руководства экономикой является уровень благосостояния населения страны. Развитие экономики бывшего Советского Союза и России в его составе как бы замерло на самой низкой отметке, а рост уровня жизни населения осуществлялся настолько медленно, что к середине 90-х годов его можно сравнить с уровнем жизни Италии, достигнутым уже в 1948 году.

При всём несходстве причин, породивших феномен застоя в американской экономике тридцатых годов и российской народнохозяйственной системе, многие движущие силы застоя в какой-то мере можно считать общими: бюрократизация политической и экономической жизни, самоуспокоенность, желание создать некие преимущественные условия для тех или иных хозяйственных организаций, монополизм и ограничение конкуренции. Конечно, «советский застойный синдром» имеет и свои специфические черты и причины, освобождение от него будет достаточно длительным и сложным.

Опыт первых лет перестройки управления в народном хозяйстве однозначно показал, что сложившаяся в экономике России монопольная система руководства хозяйственной жизнью, базирующаяся на полном огосударствлении средств производства, не может обеспечить решения накопившихся проблем. Более того, эта система постоянно создаёт угрозу возникновения различного рода кризисных ситуаций, сдерживает хозяйственную инициативу предприятий, создает условия для лавинообразного нарастания различного рода убытков и потерь.

В последние годы в Российской экономике создаются новые типы производственно-хозяйственных организаций - Концерны, Ассоциации и др., предпринимаются шаги по организации арендных и акционерных предприятий, постепенно формируются условия для того, чтобы предприятия резко повысили эффективность и прибыльность своей работы, начали действовать с ориентацией на реального потребителя. Однако не существует «патентованных» рецептов того, каким образом в кратчайшие сроки и с минимально возможными издержками обеспечить решение стоящих перед предпринимателями проблем, каким образом изменять конкретные формы и методы управления в условиях нового хозяйственного механизма.

Для того чтобы найти правильные ответы на многочисленные вопросы, неизбежно возникающие при выработке новой стратегии развития и переориентации систем управления на рыночные условия, необходимо присмотреться к тому, что собираются делать и делают передовые компании ведущих стран Запада.

В последние годы в развитых Западных странах, как на уровне всей экономической системы, так и в отдельных компаниях, происходят крупномасштабные структурные, технологические, организационные и управленческие преобразования, ориентированные на резкое повышение эффективности и прибыльности в условиях постоянного обострения конкурентной борьбы. Проводящиеся преобразования ориентированы на дебюрократизацию организационных структур, отказ от использования административных рычагов координации и контроля, предоставления руководству компаний самых широких полномочий в решении возникающих проблем.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что наша экономика стоит перед необходимостью по новому организовать и осуществлять внешнеэкономические связи. Опыт промышленно-развитых капиталистических стран учит тому, что в современных условиях бесперспективными являются ограничения в использовании международного разделения труда, искусственное сдерживание современных форм внешнеэкономических связей.

Эффективный рост экономики, успешная реализация достижений научно-технического прогресса уже на деле стали невозможными без состязательности и конкуренции на мировом рынке.

Выражаем надежду, что созидательный потенциал России, заложенный в наиболее полном и последовательном переходе к эффективным методам управления, позволит повысить производительность общественного труда, обеспечить пропорциональное и сбалансированное развитие экономики.
1.1. Основы теории управления.
Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, считается Фредерик Уинслоу Тейлор.

До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» - сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу XIX - началу XX века исчерпал себя. Кроме того, стоит отметить, что постулат промышленности XIX века о том, что если производительность одного работающего еще может меняться в определённых рамках, то производительность группы работающих мало зависит от индивидуальной выработки, перестал удовлетворять управленцев.

В I960 году Дуглас Макгрегор (американский теоретик менеджмента, специалист в области управления), проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя: задания, которые получает подчинённый; качество выполнения задания; время получения задания; ожидаемое время выполнения задания; средства, имеющиеся для выполнения задания; окружение, в котором работает подчинённый; убеждение подчинённого в посильности задания; убеждение подчинённого в вознаграждении за успешную работу; размер вознаграждения.

Дуглас Макгрегор сформулировал, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «X» и теорией «У».

Теория «X» предполагает:

1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

2. Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием.

3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили.

Теория «X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше параметрам.

Теория «У» констатирует:

1. Работа для человека так же естественна, как игра.

2. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен.

3. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху.

Теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.

У Макгрегора обе теории имеют равное право на существование, хотя в чистом виде в практике не встречаются. На практике, как правило, имеет место комбинация стилей управления, однако, именно они оказали сильное влияние на развитие теории управления в целом.

Теория «X» и теория «У» на более высоком уровне развития повторяют теорию «кнута» и «пряника», которую вполне можно считать старейшей в управлении. Жесткий стиль руководства наиболее эффективен в очень неблагоприятной ситуации (некоторые экономические системы, функционируют только в таких условиях), в благоприятной же обстановке необходим мягкий стиль. В настоящее время в теорию «кнута» и «пряника» внесены соответствующие коррективы. Каждая фирма адаптирует их под специфические особенности своего функционирования.

Залогом конкурентности в сфере промышленного производства стало умелое использование 3-х факторов:

1. Процесс инновации, разработка новинок.

2. Постоянное переобучение рабочего персонала. (Любой набор знаний устаревает за 5 лет).

3. Поворот к автоматизированному производству на основе ЭВМ. При этом очевидно, что эволюция теории управления базируется на человеческом факторе. Американские ученые Том Питере и Ненси Остин доказали, что фирмы, уделяющие внимание своему персоналу, становятся не только более конкурентоспособными, но и быстрее развиваются. Однако современные зарубежные модели управления вряд ли чего-то стоят без учета Российской внутренней специфики.
1.2. Определение понятия менеджмент.
В условиях административно-хозяйственной системы практически до 90-х годов управление в нашей стране было подчинено плану, часто в ущерб не только удовлетворению потребностей людей, но и эффективности производства, что, в конечном счёте, обусловливало увеличение любой ценой выпуска продукции (вала), ограничение инициативы производителей, низкую заинтересованность в результатах реализации и другие негативные последствия.

В директивно-плановой экономике управление ориентировалось не на потребителя и, в конечном результате, не на эффективность и прибыль, что в идеальном случае одно и тоже, а на вышестоящее руководство и предопределялось самой сущностью командно-бюрократической системы. В силу этого, то действительно ценное, что достигла отечественная управленческая мысль, во многом осталось лишь теорией, или, в лучшем случае, предметом изучения, но не практического применения.

Переход к рыночной экономике выявил неприемлемость действовавшей системы управления для новых условий хозяйствования, фактически застав отечественных руководителей врасплох. Возникла необходимость принципиально нового подхода к управлению, что и заставило обратиться к богатому зарубежному опыту в этой области, иными словами - к менеджменту.

Таким образом, менеджмент и управление в нашем понимании имеют существенное различие.

Менеджмент - это управление с целью достижения наивысшей эффективности и получения максимальной прибыли. Управление «по- советски» - это выполнение заданных показателей, определенных рамками плана при строгой системе контроля (в искусстве использования такого рода управления отечественные руководители достигли больших высот).

Экономисты не отрицают необходимость планирования, однако оно должно быть прежде всего инструментом адаптации производства к непрерывно меняющимся условиям.

Теория и практика менеджмента позволяют по-новому переосмыслить многие проблемы, которые уже стояли перед нашими руководителями. И это переосмысление происходит с иных позиций - с позиций рынка.

Развитие менеджмента связано с двумя подходами:

- первый из них акцентировал внимание на управлении операциями (технической стороной производственного процесса);

- второй ориентирован на управление трудовыми ресурсами, отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности.

Эволюция теории и практики управления тесно связана с развитием промышленности и науки. Трудно выделить, что первично, а что вторично. Ясно, что эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом.

При правильном использовании, теория управления и результаты научных исследований дают возможность руководителям предсказать, что по всей вероятности может случиться в результате тех или иных действий, а тем самым способствовать принятию более целесообразных решений, помогая избежать возможных ошибок.

Однако «менеджмент» не ограничивается лишь управлением людьми и управлением технологическим процессом. «Менеджмент» несет в себе куда более сложные функции.

Управление людьми, управление производственным процессом, изучение возможных взаимодействий, возникающих в процессе производства, и ряд других, внешне не столь явно выраженных функций, ни одну из которых попросту невозможно вычленить из ряда подобных, входят в понятие «менеджмент», образуя своего рода эффект взаимодействия.

Слово «менеджмент» прочно вошло в наш быт. Это не случайно. Менеджмент является неотделимым атрибутом современного рынка. Всего за несколько лет у нас появилось огромное множество школ и академий, книг и пособий по менеджменту. Менеджером стали называть чуть ли не каждого предпринимателя и коммерсанта. Естественно встал вопрос: что такое «менеджмент» - это что-то новое или давно забытое старое?

Термин «менеджмент» происходит от английского слова и буквально переводится как управление, заведование, организация. Но тогда в этом магическом слове нет ничего таинственного. Ведь мы с детства состоим в тех или иных организациях (семья, детский сад, школьный класс и т.д.), и хорошо знакомы с управлением. Более того, в нашем обществе не было такого процесса, который бы не управлялся на принципах «научного социализма»: В чем же тогда отличие менеджмента?

Русское слово «управление» и английское «менеджмент» не являются однозначными. Ибо русское «управление» в недалеком прошлом понималось как администрирование, распоряжение. Например, директор школы, командир войскового подразделения. Английское «менеджмент» употребляется в применении к деловым организациям (фирмам, предприятиям), которые осуществляют деятельность в условиях рынка. Они ориентированы на достижение своих целей на рынке: удовлетворение потребностей покупателей и получение прибыли.

Главная цель менеджмента - получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, менеджмент - это прежде всего коммерческая деятельность (бизнес) группы людей или трудового коллектива, «управление бизнесом через филигранную работу с людьми», которые осуществляют экономическую деятельность в условиях рынка. Однако, это слово может иметь и более широкое понятие. Например, в одном из американских словарей менеджмент трактуется как административная единица (орган управления), власть и искусство управления, способ обращения с людьми, особого рода способности и навыки специалистов.
1.3. История возникновения менеджмента.
Менеджмент, как наука, возник на Западе около 100 лет назад. Его отцами являются американец Ф. Тэйлор, француз А. Файоль. Например, Ф Тэйлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом. Для того, чтобы достичь этого, по мнению Ф. Тэйлора. необходимо осуществить четыре управленческие функции:

- выбор цели;

- выбор средств;

- подготовка средств;

- контроль результатов.

А. Файоль, на основе обобщения богатого практического опыта, пришел к выводу: «Управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы...». По А. Файолю, менеджмент заключается в том, чтобы:

- предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий);

- организовывать (создавать материальную базу и трудовой коллектив предприятия, фирмы);

- распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия);

- согласовывать (соединять действия и усилия):

- контролировать (наблюдать, чтобы всё происходило в соответствии с отданными распоряжениями).

Рационалистический менеджмент исходил из того, что фирма является «закрытой системой» и её успех на рынке зависит, прежде всего, от внутренних резервов (рационализации производства эффективности труда). Решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей за всеми видами деятельности персонала и четкое выполнение указаний сверху. Современный менеджмент существенно изменился, особенно за последние два десятилетия. Это связано с информационным взрывом и человеческим фактором. Фактически произошла смена старой системы рационалистического менеджмента на новую - маркетинговую, ситуационную.

Маркетинговый (ситуационный) менеджмент строится на новых подходах. В частности, фирма считается «открытой системой». Ее успех связывается не столько с внутренними ресурсами (материальными, людскими, финансовыми) сколько со способностью вписаться во внешнюю среду и приспособиться к ней.

Ситуационный подход для фирмы означает, что все построенные системы управления основываются на ответной реакции на различные воздействия внешней среды. Фирма приспосабливается к выявлению новых проблем и выработке новых решений.

Маркетинговый менеджмент в качестве исходных предпосылок берёт следующее:

- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из индивидуальностей, объединённых совместными ценностными установками, как например, «семья»;

- фирма должна быть нацелена на постоянное обновление, чтобы приспособиться к внешним факторам, главным из которых является покупатель; - ставка делается на человека самореализующегося, а не на «человека - исполнителя».

Менеджмент сегодня - постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Специалисты считают, что не существует идеальной и единой модели менеджмента. Для каждой фирмы менеджмент является уникальным. Есть лишь общие закономерности и элементы, которые используются, как правило, всеми.

В современных условиях система управления фирмой должна быть простой и гибкой, чтобы быть конкурентоспособной. По мнению специалистов, она должна иметь:

- небольшое число уровней управления;

- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированными специалистами;

- производство товара и организацию работы, ориентированные на потребителя.
1.4. Качество менеджмента высшей школы.
Повышение качества подготовки специалистов рассматривается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года как важнейшая задача на ближайшую перспективу. Одним из направлений решения этой задачи является совершенствование критериев и процедур комплексной оценки деятельности высших учебных заведений - лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, а также создание независимой системы аттестации и контроля качества образования.

Повысить качество высшего образования и подготовки специалистов лишь за счёт совершенствования системы внешнего контроля и методов оценки деятельности вузов не представляется возможным. Качество формируется самой деятельностью высшего учебного заведения и во многом зависит от наличия в вузе системы обеспечения и внутривузовских гарантий качества основных продуктов научной и учебной деятельности.

Актуальность формирования в вузах современных и эффективно действующих систем обеспечения качества научных исследований, образовательных услуг и подготовки специалистов возрастает в связи с интеграцией российской высшей школы с мировым образовательным сообществом, особенно после присоединения России в 2003 году к болонской декларации и вхождения в единое образовательное пространство Европы.

Таким образом, учитывая особую важность решения задачи повышения качества подготовки специалистов в российских вузах, Минобразование России в январе 2004 года приняло решение о координации работ, проводимых в высших учебных заведениях по управлению качеством высшего профессионального образования. Целью координации являются определение направлений и механизмов управления качеством, содействие вузам в использовании современных принципов менеджмента качества, нормативного обеспечения создания, внедрения и эффективного использования систем качества вузов, рационального использования ресурсов, достижение требуемого уровня предоставляемых услуг и подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в России и за рубежом.

Развитие менеджмента, маркетинга и экономики любой страны, в том числе России, невозможно без совершенствования системы образования. Особое значение имеет высшая школа, задачей которой является не только образование в широком смысле слова, но и подготовка специалистов к профессиональной деятельности во всех сферах - в науке, на производстве, в социальной сфере и государственном управлении.

Если спросить у ректора вуза, декана факультета или заведующего кафедрой о том, какие проблемы сейчас наиболее актуальны для высшей школы России, ответ, вероятнее всего, будет такой: «Проблем много - старение кадров, износ зданий, отсутствие современного оборудования, недостаток компьютеров и т.д. Но главная проблема - недофинансирование вузов со стороны государства.

Государственные вузы всё более становятся субъектами рыночных отношений и вынуждены сами заботиться о себе. Это происходит не только в России. Таковы мировые тенденции в сфере высшего образования. Университеты во всех странах в настоящее время обеспокоены изменениями во внешней среде, потерей былой стабильности, сокращением финансирования со стороны государства и в то же время стремительным повышением требований со стороны потребителей продуктов их основной деятельности - научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг. В России социально-экономические реформы усиливают эти факторы, воздействующие на всю систему высшего образования и каждый вуз в отдельности.

Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой в Париже в 1998 году, отмечается, что вторая половина XX в. войдёт в историю человеческой цивилизации как период бурного развития высшего образования. Количество студентов во всех станах мира за этот период возросло более чем в шесть раз. По статистике ЮНЕСКО, в 1995 году их было уже более 80 млн., в том числе 1,5 млн. студентов обучались за рубежами своих стран, то есть были иностранными студентами. В 2000 году иностранных студентов во всём мире стало около 2 млн. По прогнозам, к 2010 году их будет до 5 млн., в том числе 3 млн. иностранных студентов из стран Азии.

В условиях глобальной рыночной экономики образование - тоже товар. Однако выходу российских вузов на мировой рынок образовательных услуг препятствует много факторов, среди которых главными являются неузнаваемость и непризнаваемость профессиональных образовательных программ, нераспространённость и непопулярность русского языка, системный кризис в стране и общее недоверие к России как международному партнёру. Наши государственные образовательные стандарты и программы высшего профессионального образования по номенклатуре и структуре далеки от того, что является привычным в ведущих странах мира. Задачей российской высшей школы является усовершенствование перечня и структуры профессиональных образовательных программ с учётом мировых тенденций.

Качество высшего профессионального образования зависит от многих факторов - образовательных программ, организации учебного процесса, преподавателей вуза. Важно, чему, как учат, кто учит в высшем учебном заведении. В настоящее время в условиях стремительного развития информационных технологий, педагогических новаций и интернационализации образования требования к преподавателям вузов, их академической мобильности существенно возрастают. Российской высшей школе предстоит приложить немалые усилия для интеграции с мировым образовательным обществом, в том числе изменить систему государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ввести новый перечень программ, модифицировать их структуру и содержание, ввести кредитную систему оценки содержания программ, повысить квалификацию преподавателей, обеспечить соответствующее мировое качество высшего образования., подготовить элитных специалистов мирового класса для экономики страны.

Преподавательский состав должен быть представлен специалистами во всех областях знаний, охватываемых образовательной программой. Преподаватели должны иметь достаточный уровень квалификации, который может быть подтверждён следующими компонентами: базовым образованием, широтой дополнительного образования, управленческим и экономическим опытом, опытом работы в соответствующей организации, способностью к коммуникации, стремлением к повышению качественному обучению.

Современное производство, основанное на знании, и развитие общества формирует новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда.

От вузов требуются постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, обновление оборудования, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Вузы должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев сами его формировать.

При общей мировой тенденции к ослаблению роли государства в части финансирования вузов в том, что касается контроля за деятельностью вузов и качеством подготовки специалистов, в Европе и США тенденции различны. В США наблюдается некоторое усиление государственного регулирования в сфере высшего образования, а в Европе, наоборот, преобладают процессы автономизации вузов и либерализация их деятельности.
Вопросы для самостоятельной работы

1. Кто является инициатором создания первого руководства по спортивному управлению? С какой целью оно было создано?

2. Основная суть теории управления Дугласа Макгрегора (теории «Х» и теории «У»)?

3. Дайте определение понятия «менеджмент» и «маркетинг»?

4. В чём отличаются отличия понятий «управление» и «менеджмент»?

5. Как экономисты Запада относятся к планированию?

6. Что такое управленческое решение?

7. Какие роли менеджера входят в содержание профессиональной деятельности работников физической культуры образовательных учреждений?

8. Из каких основных подсистем состоит система менеджмента в физической культуре и спорте?

9. Каковы основные и конкретные функции менеджмента в физической культуре и спорте?

10. Каковы основные этапы разработки управленческих решений?

11. Что такое управленческое решение, какие требования предъявляются к его разработке?

12. Что такое информационные ресурсы и каковы их основные виды в сфере физической культуры и спорта?

13. Что такое методы управления физической культурой и спортом и каковы основания их классификации?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск