«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными»





Скачать 94.19 Kb.
Название«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными»
Дата публикации09.09.2014
Размер94.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
Тема: «Отличие СПП с придаточными места от СПП с придаточными определительными и изъяснительными».
Цели:

  1. Способствовать формированию умения учащихся отличать СПП с придаточными места от СПП с придаточными определительными и изъяснительными, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

  2. Прививать любовь к родному краю, его природе.

  3. Способствовать развитию связной устной речи: умение строить монологический ответ на данную тему, составлять СПП по данным схемам, правильно использовать их в речи.

Оборудование:

  1. Доска.

  2. Таблица «Отличие СПП с придаточными места от СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

  3. Кодоскоп, транспарант.

  4. Наборы карточек (вариант «а», вариант «б»).

  5. Репродукция картины И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж».

  6. Музыкальное оформление.



Ход урока.


  1. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Отличие СПП с придаточными места от СПП с придаточными определительными и изъяснительными». Мне бы хотелось, чтобы сегодня, пользуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках, вы легко определяли значения придаточных предложений, научились различать СПП с придаточными места и СПП с придаточными определительными и изъяснительными, придаточные части которых присоединяются к главным при помощи одинаковых союзных слов; Совершенствовали орфографические и пунктуационные навыки и умело пользовались СПП различных видов в своей устной и письменной речи. Это поможет вам сделать вашу речь глубокой по содержанию и точной, образной, выразительной по форме.

И ещё я хочу обратить ваше внимание на тот дидактический материал, с которым вы будете работать на уроке. Он объединён темой «Настоящий человек немыслим без всего того, что включает в себя слово родина».

Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные берёзки. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия. Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это Россия. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия. Руки матери. Душистый хлеб за праздничным столом. И это тоже Россия.

Прислушайтесь к словам В. Распутина: «Родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и красоте мы выносим из неё…»

Итак, начинаем нашу работу.


  1. Повторение изученного ранее материала.



  1. Трое учащихся выполняют у доски индивидуальные задания.

Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, объясните. Сделайте синтаксический разбор предложений.

А) Войдём и сядем над корнями

Дерев, поимых родником,

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом (Ф.И. Тютчев).

Б) И в нише из древнего камня,

Где ласточек плакала стая,

Звучала струя родника мне,

Дугою в бассейн упадая (Н. Заболоцкий).

В) Мне очень хочется узнать, где берёзки стоят, уже расцвеченные серебристыми прядками инея.

  1. Устный монологический ответ «СПП с придаточными места».

Класс приводит примеры СПП с придаточными места.

  1. Проверка индивидуальных заданий. Рецензия на ответы товарищей. Класс записывает предложения с доски в тетрадь, выделяет ГО, составляет схемы.


3. Углубление знаний учащихся по теме урока.

  1. В записанных вами предложениях придаточные части присоединялись к главным при помощи союзного слова ГДЕ. Можно ли, зная это, сделать вывод о значении придаточной части?

  2. Вспомните алгоритм, который поможет вам безошибочно определить значение придаточной части.

Алгоритм.

  1. Выясни, из скольких частей состоит предложение. Выдели ГО.

  2. Определи, что поясняет придаточная часть.

  3. Поставь вопрос от главной части к придаточной.

  4. Выясни, чем присоединяется придаточная часть к главной.

  5. Сделай вывод о значении придаточной части.

  1. Пользуясь таблицей, сравните СПП с придаточными места и СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Назовите их отличительные признаки.




  1. Творческое списывание (транспарант для кодоскопа).

Задание: спишите, вставляя пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных.
Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство.

Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка.

Я знаю, где берёт начало говорливый ручеёк в овраге, где ожерельями рассыпана брусника по моховым кочкам, где прячутся белые грибы.

У меня есть любимые места, куда хочется возвращаться вновь и вновь.

Я люблю отдыхать там, где плывут в хороводе берёзки, где звенят на ветру лиловые колокольчики.

Проверка по вариантам.

1 вариант. Назовите СПП с придаточным изъяснительным.

2 вариант. Назовите СПП с придаточным определительным.

3 вариант. Назовите СПП с придаточным места.

Докажите.


  1. Графический диктант.


Вариант «а».
Я люблю тот край,

Где самый воздух, острый и блестящий,

Даёт нам счастье жизни настоящей (Н. Заболоцкий).
Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод (А.К. Толстой).
Её хотелось рассказать, где она прочитала о красоте родного края, его величии и богатстве.
Вариант «б».
Работа по карточкам.

Какой схеме соответствует предложение.
Карточка.
Там, где кончался лесок, ярко-зелёной оградой стояли бойкие, задорные кусты крушины.

Полёт вершат свой листья по спирали и покрывают мокрые мостки, где женщины весь день бельё стирали.

Я ещё не знаю, где буду отдыхать летом.

[ - = ],(где = …).

[ … там, (где = - ), … = -].

[ О – и О … сущ. ], (где - = ).
Карточка-ответ.



№ предложения

№ схемы

1

2

2

3

3

1


6. Конструирование предложений.

Вариант «а».
Составьте предложения, пользуясь схемами:

[ … сущ.], ( где …).

[… глаг.], (куда…).

[… глаг. + туда], ( откуда…).

Вариант «б».

Работа по карточкам.

Карточка.
Задание: дополните предложения, чтобы они соответствовали схемам:

[…глаг. + ук.сл.], (где…).

[…глаг.], (где…).

[…ук.сл. + сущ. ], (где…).

Первые цветы появляются там, где …

Ей хотелось написать, где …

Я люблю тот уголок земли, где …
7. Проверочная работа по карточкам.
Вариант «а».
Задание: опередите значения придаточных.

Куда ни обращаю мрачный взор,

Везде синеет мрачный бор (А. Фет).
Придаточная часть
Поясняет

Отвечает на вопрос

Присоединяется

Значение

Схема
В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод (Н. Заболоцкий).
Придаточная часть

Поясняет

Отвечает на вопрос

Присоединяется

Значение

Схема
Где находится озеро, никто не знал.
Придаточная часть

Поясняет

Отвечает на вопрос

Присоединяется

Значение

Схема
Вариант «б».

Задание: определите значение придаточных, пользуясь схемами предложений.

Там, где горы, убегая,

В светлой тянутся дали,

Пресловутого Дуная

Льются вечные струи (Ф.И. Тютчев).

[ук.сл. там, (где…), глаг…].
Придаточная часть.

Поясняет

Отвечает на вопрос

Присоединяется

Значение
В том краю, где жёлтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень (С.Есенин).
[ук.сл. том + сущ., (где…), …].
Придаточная часть.

Поясняет

Отвечает на вопрос

Присоединяется

Значение
Я знаю, где растут васильки и ромашки, где цветут скромные незабудки и фиалки.

[…глаг. ],(где…), (где…).
Придаточная часть.

Поясняет

Отвечает на вопрос

Присоединяется

Значение
8.Устная творческая работа.

Задание: составьте СПП, которые вы бы использовали для описания репродукции картины И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж».

Наверное, именно о таком дне А.С. Пушкин сказал: «Мороз и солнце. День чудесный!» И то верно – что может быть чудеснее русской зимы, когда и небо чисто и воздух прозрачен. Как рассказать о ней?



9. Подведение итогов урока.

Мне очень хочется верить, что искорка любви и доброго отношения к родному краю, его природе, однажды вспыхнув в ваших душах, уже никогда не погаснет. И вас, как и каждого человека, любящего свою родину, будет трогать и волновать наша простая природа, полная поэзии и прелести. Родное, даже небогатое, скромное, для нас прекрасно.

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли –

И навек останется святым –

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердце защитим (М. Пляцковский).

Домашнее задание: п.8, упражнение 78 или выписать из произведений художественной литературы три предложения с придаточными места, изъяснительными, определительными и сделать синтаксический разбор.


СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, МЕСТА.

Вид придаточной части

Примеры предложений

Подчинительные союзы

Союзные слова

Указательные слова при поясняемом слове

Место придаточной части

Придаточная часть

Отвечает на вопрос

Поясняет

Выражает значение

Определи-тельная

Люблю тот край, где самый воздух, острый и блестящий, даёт нам счастье жизни настоящей.



Кто, что, какой, который, когда, где, куда, откуда.

 тот, такой

Всегда после определя-емого слова.

Какой?

Существи-тельное или слово, употребля-емое в значении существи-тельного.

Определения

Изъяснительная

Ей хотелось написать, где цветут яблони.

Что, как, будто, чтобы, ли

Что, чей, как, какой, когда, где, откуда, почему, куда

 то

любое

Падежные вопросы

Глаголы речи, мысли, чувства; прилагательные, наречия, существи-тельные с такими же значениями.

Дополнения

Места

Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё.




Где, куда, откуда.

Там, туда, оттуда.

Любое

Где? Куда? Откуда?

Сказуемое + указательное слово

Места действия, названного в гл. части.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» icon«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места»
Повторить опознавательные признаки спп, сведения об спп с придаточными определительными и изъяснительными
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconУрока, № урока по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Показать особенности спп с придаточными изъяснительными; формировать умения находить спп с придаточными изъяснительными в тексте,...
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Спп с придаточными обстоятельственными места среди других спп, синтаксическому анализу спп с придаточными места
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconУрок русского языка Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Зачитывание выписанных в тетради примеров спп с придаточными определительными и изъяснительными. Работа учащегося у доски по карточке....
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconУрок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения...
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения...
Цели: продолжить углубление понятия о сложносочинённых предложениях с придаточными определительными
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconТема: Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени
Спп с придаточной места и времени, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях, отличать придаточные места от придаточной...
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconУрок тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с спп. Сядьте прямо, поднимите головки, улыбнитесь солнцу, сегодняшнему дню и настройтесь...
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: продолжить знакомство с видами спп; выявить особенности спп с придаточными времени; научить отличать придаточные времени от...
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconПрактическая работа По характеру познавательной деятельности учащихся...
Тема «спп с придаточными места» одна из составных частей обстоятельственных придаточных
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconУрок русского языка
Приобретение учащимися знания особенностей спп с придаточными образа действия и степени
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Спп с несколькими придаточными, бессоюзное сложное предложение, сложносочиненное предл
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию сложноподчинённого предложения (спп) с несколькими придаточными, привести в систему знания по...
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconТест итогового контроля (1 курс, 2 семестр)
Спп с несколькими придаточными, знаки препинания в сложных предложениях, грамматическую основу в сложных предложениях
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconУрок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными»
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
«Отличие спп с придаточными места от спп с придаточными определительными и изъяснительными» iconУрок Цели урока
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск