Скачать 94.19 Kb.
|
Тема: «Отличие СПП с придаточными места от СПП с придаточными определительными и изъяснительными». Цели:
Оборудование:
Ход урока.
Тема нашего урока «Отличие СПП с придаточными места от СПП с придаточными определительными и изъяснительными». Мне бы хотелось, чтобы сегодня, пользуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках, вы легко определяли значения придаточных предложений, научились различать СПП с придаточными места и СПП с придаточными определительными и изъяснительными, придаточные части которых присоединяются к главным при помощи одинаковых союзных слов; Совершенствовали орфографические и пунктуационные навыки и умело пользовались СПП различных видов в своей устной и письменной речи. Это поможет вам сделать вашу речь глубокой по содержанию и точной, образной, выразительной по форме. И ещё я хочу обратить ваше внимание на тот дидактический материал, с которым вы будете работать на уроке. Он объединён темой «Настоящий человек немыслим без всего того, что включает в себя слово родина». Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные берёзки. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия. Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это Россия. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия. Руки матери. Душистый хлеб за праздничным столом. И это тоже Россия. Прислушайтесь к словам В. Распутина: «Родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и красоте мы выносим из неё…» Итак, начинаем нашу работу.
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, объясните. Сделайте синтаксический разбор предложений. А) Войдём и сядем над корнями Дерев, поимых родником, Там, где, обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом (Ф.И. Тютчев). Б) И в нише из древнего камня, Где ласточек плакала стая, Звучала струя родника мне, Дугою в бассейн упадая (Н. Заболоцкий). В) Мне очень хочется узнать, где берёзки стоят, уже расцвеченные серебристыми прядками инея.
Класс приводит примеры СПП с придаточными места.
3. Углубление знаний учащихся по теме урока.
Алгоритм.
Задание: спишите, вставляя пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных. Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство. Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка. Я знаю, где берёт начало говорливый ручеёк в овраге, где ожерельями рассыпана брусника по моховым кочкам, где прячутся белые грибы. У меня есть любимые места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Я люблю отдыхать там, где плывут в хороводе берёзки, где звенят на ветру лиловые колокольчики. Проверка по вариантам. 1 вариант. Назовите СПП с придаточным изъяснительным. 2 вариант. Назовите СПП с придаточным определительным. 3 вариант. Назовите СПП с придаточным места. Докажите.
Вариант «а». Я люблю тот край, Где самый воздух, острый и блестящий, Даёт нам счастье жизни настоящей (Н. Заболоцкий). Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт, Летают и пляшут стрекозы, Весёлый ведут хоровод (А.К. Толстой). Её хотелось рассказать, где она прочитала о красоте родного края, его величии и богатстве. Вариант «б». Работа по карточкам. Какой схеме соответствует предложение. Карточка. Там, где кончался лесок, ярко-зелёной оградой стояли бойкие, задорные кусты крушины. Полёт вершат свой листья по спирали и покрывают мокрые мостки, где женщины весь день бельё стирали. Я ещё не знаю, где буду отдыхать летом. [ - = ],(где = …). [ … там, (где = - ), … = -]. [ О – и О … сущ. ], (где - = ). Карточка-ответ.
6. Конструирование предложений. Вариант «а». Составьте предложения, пользуясь схемами: [ … сущ.], ( где …). [… глаг.], (куда…). [… глаг. + туда], ( откуда…). Вариант «б». Работа по карточкам. Карточка. Задание: дополните предложения, чтобы они соответствовали схемам: […глаг. + ук.сл.], (где…). […глаг.], (где…). […ук.сл. + сущ. ], (где…). Первые цветы появляются там, где … Ей хотелось написать, где … Я люблю тот уголок земли, где … 7. Проверочная работа по карточкам. Вариант «а». Задание: опередите значения придаточных. Куда ни обращаю мрачный взор, Везде синеет мрачный бор (А. Фет). Придаточная часть Поясняет Отвечает на вопрос Присоединяется Значение Схема В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поёт, Пролежал бы всю ночь до утра я, Запрокинув лицо в небосвод (Н. Заболоцкий). Придаточная часть Поясняет Отвечает на вопрос Присоединяется Значение Схема Где находится озеро, никто не знал. Придаточная часть Поясняет Отвечает на вопрос Присоединяется Значение Схема Вариант «б». Задание: определите значение придаточных, пользуясь схемами предложений. Там, где горы, убегая, В светлой тянутся дали, Пресловутого Дуная Льются вечные струи (Ф.И. Тютчев). [ук.сл. там, (где…), глаг…]. Придаточная часть. Поясняет Отвечает на вопрос Присоединяется Значение В том краю, где жёлтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень (С.Есенин). [ук.сл. том + сущ., (где…), …]. Придаточная часть. Поясняет Отвечает на вопрос Присоединяется Значение Я знаю, где растут васильки и ромашки, где цветут скромные незабудки и фиалки. […глаг. ],(где…), (где…). Придаточная часть. Поясняет Отвечает на вопрос Присоединяется Значение 8.Устная творческая работа. Задание: составьте СПП, которые вы бы использовали для описания репродукции картины И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Наверное, именно о таком дне А.С. Пушкин сказал: «Мороз и солнце. День чудесный!» И то верно – что может быть чудеснее русской зимы, когда и небо чисто и воздух прозрачен. Как рассказать о ней?9. Подведение итогов урока. Мне очень хочется верить, что искорка любви и доброго отношения к родному краю, его природе, однажды вспыхнув в ваших душах, уже никогда не погаснет. И вас, как и каждого человека, любящего свою родину, будет трогать и волновать наша простая природа, полная поэзии и прелести. Родное, даже небогатое, скромное, для нас прекрасно. Родина! Земля отцов и дедов! Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра. Это позабудется едва ли – И навек останется святым – Землю ту, что Родиной назвали, Коль придётся, сердце защитим (М. Пляцковский). Домашнее задание: п.8, упражнение 78 или выписать из произведений художественной литературы три предложения с придаточными места, изъяснительными, определительными и сделать синтаксический разбор. СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, МЕСТА.
|
«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места» Повторить опознавательные признаки спп, сведения об спп с придаточными определительными и изъяснительными | Урока, № урока по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными Показать особенности спп с придаточными изъяснительными; формировать умения находить спп с придаточными изъяснительными в тексте,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Спп с придаточными обстоятельственными места среди других спп, синтаксическому анализу спп с придаточными места | Урок русского языка Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» Зачитывание выписанных в тетради примеров спп с придаточными определительными и изъяснительными. Работа учащегося у доски по карточке.... | ||
Урок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения... Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление | Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения... Цели: продолжить углубление понятия о сложносочинённых предложениях с придаточными определительными | ||
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени Спп с придаточной места и времени, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях, отличать придаточные места от придаточной... | Урок тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными места Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с спп. Сядьте прямо, поднимите головки, улыбнитесь солнцу, сегодняшнему дню и настройтесь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: продолжить знакомство с видами спп; выявить особенности спп с придаточными времени; научить отличать придаточные времени от... | Практическая работа По характеру познавательной деятельности учащихся... Тема «спп с придаточными места» одна из составных частей обстоятельственных придаточных | ||
Урок русского языка Приобретение учащимися знания особенностей спп с придаточными образа действия и степени | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Спп с несколькими придаточными, бессоюзное сложное предложение, сложносочиненное предл | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию сложноподчинённого предложения (спп) с несколькими придаточными, привести в систему знания по... | Тест итогового контроля (1 курс, 2 семестр) Спп с несколькими придаточными, знаки препинания в сложных предложениях, грамматическую основу в сложных предложениях | ||
Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный... | Урок Цели урока Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.... |