Скачать 1.77 Mb.
|
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Эверест» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 175 Предупреждение и коррекция дисграфии у младших школьников на материале слов-паронимов Авторская коррекционно-развивающая образовательная программа Авторы: Буйко В.И., учитель – логопед, высшая квалификационная категория, СКОШИ «Эверест» Сыропятова Г.А., учитель – логопед высшая квалификационная категория, МБОУ СОШ № 175 Екатеринбург 2013 Пояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем, что последние годы в школу поступает все большее количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку и литературному чтению. Часто это обусловлено недоразвитием фонематического слуха и восприятия, что вызывает затруднения в тонкой дифференциации слов, близких по звучанию, в усвоении способов словообразования и словоизменения, а это приводит у некоторых детей к торможению развития лексико-грамматической стороны речи. В результате формируется дисграфия, которая нередко переходит в дизорфографию. Данная проблема вытекает из выявленного противоречия между низким уровнем развития фонематического слуха, и недостаточным количеством конкретных образовательных программ и методических разработок по предупреждению и коррекции дисграфии младших школьников. Недоразвитие фонематического слуха наблюдается в среднем у 30 - 50% первоклассников массовых школ и у 90 - 100% детей, поступающих в первые классы специальных коррекционных образовательных учреждений. Это обстоятельство побудило продумать систему работы по предупреждению и коррекции дисграфии на материале слов-паронимов, слов, которые сходны по звукобуквенному составу, что способствует более продуктивному усвоению звуко-буквенного анализа слов. Слова-паронимы помогают ребенку получить представление о смысло-различительной функции звука. Для осуществления этой работы появился учебно-методический комплект «Речевые игралочки», в котором предлагается системная работа по совершенствованию фонематического слуха и восприятия с акцентом на развитие четкой слуховой дифференциации звуков. Обучающиеся начинают улавливать ранее недоступные для них признаки звуков, что помогает более качественно провести дифференциацию смешиваемых звуков, сходных по артикуляционно-акустическим признакам, и научиться делать правильный выбор букв, их обозначающих. Специфические ошибки при письме, указывающие на недостаточность фонематического слуха и восприятия, встречаются при фонематическом, фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи III - IV уровня. Каждый тип нарушения проявляется своеобразными ошибками:
При таких нарушениях необходима системная работа по совершенствованию фонематического слуха и восприятия с акцентом на поэтапное развитие четкой слуховой дифференциации звуков. Данная программа предусматривает оказание комплексной логопедической помощи детям младшего школьного возраста. Как показывает практика её использования, она дает возможность своевременного выявления детей с речевыми нарушениями (фонетический дефект, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи III и VI уровня), проведение поэтапной коррекционно-развивающей работы, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Предлагаемая система работы по развитию фонематических процессов на материале слов-паронимов является основой для предупреждения и коррекции дисграфических ошибок и профилактики дизорфографии. Актуальность программы заключается в том, что она способствует формированию коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только общеучебных знаний, умений и навыков, а также способствует их социальной адаптации. У детей развиваются не только речевые, но и неречевые навыки: мелкая моторика, пространственные и временные представления, процессы анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей, совершенствуется внимание, восприятие, память, что в совокупности составляет необходимую основу речевого развития. Цель курса: Создать систему комплексной помощи младшим школьникам по предупреждению и коррекции дисграфии (на материале слов-паронимов). В процессе создания программы решались поэтапно задачи:
В результате проделанной работы были определены следующие задачи курса:
В программе используются следующие педагогические методы: 1.По способу подачи речевого материала:
2.По источнику знаний:
В программе предполагается использование следующих видов контроля: тестирование после изучения каждой темы; проведение различных видов диктантов (проверочный, объяснительный, предупредительный, и т.д.) Программа опирается на следующие принципы:
Характеристика содержания Программа составлена на дидактическом материале, представленном в серии авторских тетрадей «Речевые игралочки» В.И. Буйко, Г.А.Сыропятовой:
Предлагаемый учебный материал в тетрадях «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие действие предмета» и «Слова, обозначающие признаки предмета» составлен на материале слов-паронимов, что дает возможность системно проводить работу по развитию фонематических процессов и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, а также является пропедевтикой к изучению темы «Части речи». Выполняя задания в тетради «Слова, обозначающие предметы», дети узнают, какими существенными признаками обладают имена существительные: одушевлённые - неодушевлённые, род, число. Работая с тетрадью «Слова, обозначающие действие предмета», ученики знакомятся с такими признаками глагола, как род, число, время. Работая со словами-паронимами в тетради «Слова, обозначающие признаки предмета», школьники учатся определять род и число имен прилагательных. Дифференциация гласных звуков [А]-[О], [О]-[У], [Э]-[И], [У]-[И] и букв, их обозначающих является необходимым разделом в логопедической работе с учащимися, т.к. дети чаще всего допускают ошибки при их написании в словах. Представленный материал помогает видеть «ошибкоопасное» место, а, значит, формировать навыки орфографической зоркости. Различение парных согласных звуков по твердости и мягкости требует особенного внимания, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита. Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву. Твердость или мягкость согласного выражается не в букве согласного, но в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака. Поэтому, различая на слух твердые и мягкие согласные звуки, на письме нужно научить детей различать буквы а - я, о - ё, у – ю, ы – и, э – е и понимать роль мягкого знака, как показателя мягкости впереди стоящего согласного звука. Часто сложным для восприятия учащихся является орфограмма разделительный мягкий знак. Предлагаемая нами паронимическая лексика способствует выработке у учащихся навыка нахождения парных согласных звуков по мягкости и твердости и букв, их обозначающих. Кроме парных по твердости-мягкости согласных звуков в русском языке есть непарные твердые согласные звуки [Ш], [Ж], [Ц] , а также непарные мягкие согласные звуки [Ч’], [Щ’], [Й’]. Работая по этим темам, важно показать самостоятельность этих букв, не нуждающихся в помощи гласных для обозначения твердости – мягкости соответствующих звуков. Различение парных согласных звуков по глухости и звонкости. Важно научить учащихся сравнивать и различать слова-паронимы по звуковому составу, понимать их значение, что помогает предупредить ошибки при написании и обогатить словарный запас. Работа со словами паронимами развивает фонематический слух, т.к. слова очень похожи по звучанию и нужно быть очень внимательным, чтобы их различать. Учащиеся работают с парами звонких и глухих согласных звуков: [Б] – [П], [Д] – [Т], [Г] – [К], [В] – [Ф], [З] – [С], [Ж] – [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. При работе над дифференциацией глухих и звонких согласных звуков акцентируется внимание детей на одинаковость артикуляционного уклада произносимых звуков и разницу в работе голосовых связок с опорой на кинестетеческие ощущения и слуховое восприятие. Важным разделом логопедической работы является дифференциация свистящих и шипящих звуков [С] - [Ш], [З] - [Ж], соноров [Л] - [Р], имеющих акустико-артикуляционное сходство. При работе над дифференциацией названных звуков необходимо опираться на разницу в артикуляционном укладе при произнесении каждого из смешиваемых звуков и на слуховое восприятие этих звуков. Планируемые результаты:
Итоговый контроль: проверочные работы, слуховые диктанты, тесты по темам, письмо по памяти. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния устной речи и навыка письма на заключительном этапе работы. Программа составлена на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по курсу «Русский язык» и «Литературное чтение». Программа по развитию речи предназначена для работы с младшими школьниками, обучающимися в массовой школе, и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на один год обучения (66 часов). В начале обучения проводится диагностическое обследование. Количество часов на изучение каждой темы варьируется с учетом индивидуальных особенностей речевого развития детей. Учебно-тематический план состоит из 6 разделов:
Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета. Цель: познакомить детей с существенными признаками, которыми обладает каждая из перечисленных частей речи.
Цель: Научить безошибочно различать данные звуки на слух и правильно обозначать их на письме. Учебно-тематический план Групповые занятия по развитию устной и письменной речи. ___1__ класс /2 раза в неделю по 40 минут / 66 часов
|
Пояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе,... Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее... | Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе... Работа выполнена на кафедре логопедии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский... | ||
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор... | Курсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников... России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,... | ||
Пояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой... Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы... | Патоморфологическая характеристика тимуса у детей по материалам аутопсий актуальность В последние годы появился ряд отдельных научных публикаций, характеризующих экспрессию некоторых иммуногистохимических маркеров в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В последние годы всё большее число школ оснащают спортивные залы нестандартным оборудованием | Урок основная форма физической деятельности в школе. «Школа тот социальный... В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой... | ||
Пояснительная записка Актуальность темы: в последние годы слово «экология» Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце 19 века определивший экологию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество детей в течение года составляет 75 человек. В связи с тем, что в результате повышения рождаемости увеличилось количество... | ||
Реферат по экологии «Трансгенные продукты питания и их влияние на здоровье человека» В последние годы все большее влияние на здоровье населения планеты оказывает качество и структура питания. Опубликованы данные, что... | Почему дети плохо говорят? Но мало кто знает, что это зависит от них самих. В последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В республике Дагестан насчитывается более 1600 населённых пунктов [1; 2]. Актуальность сбора и систематизации топонимического материала... | Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной... Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование... | ||
Программа математического кружка Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка... | Программа дополнительного образования Шарыповой Т. В. Предмет: математике... Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка... |