Скачать 180.08 Kb.
|
Проектирование в системе работы классного руководителя Классный руководитель 6а класса Комова И.П. В работе с классом очень важно найти те методы и формы, которые объединят ребят, родителей учащихся и учителей, работающих в классе в сообщество единомышленников. В пятом классе, в самом начале учебного года, присматриваясь к новым для меня воспитанникам, я заметила, что большая часть из них обладает достаточно высоким уровнем интеллекта, но мотивация к учебной деятельности у них не сформирована. У многих ребят увлечения были вне школы. Мальчики, а их большинство в классе, массово занимались в спортивных секциях, а девочки посещали школу искусств и кружки в ЦВР «Лад». Уроки по значимости располагались где-то после занятий в кружках и секциях и гуляния. Передо мной встала Задача: пробудить интерес у учащихся к учебной деятельности через включенность их в активные формы работы, зажечь ребят коллективной творческой деятельностью. Как нельзя лучше этой цели соответствуют проекты — социальные, учебные, творческие. В течение 5 и 6 классов нами были реализованы несколько проектов, различных по времени выполнения и объему работы:
Методика работы над проектами зависит от их видов и направленности. 1 . Творческие проекты (постановка спектаклей). Этапы работы:
Моя задача как классного руководителя и режиссера спектакля заключалась в том, чтобы помочь распределить роли в соответствии с особенностями характеров ребят. В каждом из наших спектаклей принимали участие до 20 участников. Все таланты ребят могли раскрыться: мы вставляли сольные номера и танцевальные номера в сценарий спектакля, сооружали простейшие декорации. На роли у нас пробовались разные артисты, у кого лучше получалось, тот и утверждался на роль. Фотографии спектакля «Новогодняя сказка»
В пятом классе был реализован проект «Окружность как элемент дизайна», который я провела как учитель математики в сотрудничестве с учителем ИЗО Игнатьевой А.Б. Перед ребятами была поставлена задача придумать и нарисовать сюжеты по теме проекта. Обработкой рисунков, выполненных учащимися, мне пришлось заниматься самой, ведь ребята еще не владели ИКТ на нужном уровне. Примеры работ, выполненных ребятами: Рисунки для обоев в детскую комнату
«История семьи: связь времен и поколений» – коллективная работа учащихся 5а класса, их родителей и других членов семей и педагогов – классного руководителя Комовой И.П., учителя русского языка и литературы Амоскиной Т.В. и учителя истории Дешевых Т.А. Героями проекта являются представители четырех поколений: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно, учащиеся 5а класса. Руководство проектом осуществляли:
Мы поставили перед собой цели: - узнать историю своей семьи;
Выполняя эту работу, мы столкнулись со следующими трудностями: - во многих семьях осталось очень мало документов и вещей того времени; - из всех прадедушек и прабабушек нет никого в живых, и они не могут рассказать о себе, лишь бабушки и дедушки или другие родственники могут поведать нам об их судьбе. Этапы работы:
Методы исследования: изучение семейных архивов, интервью, беседы с родственниками, анкетирование. Объекты исследования: фотоальбомы, воспоминания дедушек и бабушек, пап и мам. Итогом всей работы стал огромный архив материалов о четырех поколениях наших семей. Ребята пришли к выводу, что пройдут годы, и их дети и внуки смогут изучать историю своих семей по документам, созданным в ходе работы над проектом. По завершении работы в классе прошел классный час «Лучший путь к истине – это изучать вещи». Проводила его учитель истории Дешевых Т.А. На этом классном часе дети анализировали один из созданных ими исторических источников (работу Лукиных Даши «Мой героический прадедушка»). Результаты анализа в группах документа «Мой героический прадед», (автор Лукиных Даша)
1 группа. Уважительный, добрый, любящий, вежливый. 2 группа. Уважительный. 3 группа. Уважительный тон у автора. 4 группа. Формальный.
1 группа. Этот документ обращен к детям, учителям и другим людям. 2 группа. Учитель. 3 группа. Все интересующиеся лица. 4 группа. Одноклассники.
1 группа. Цель документа в том, что нужно доказать, что этот человек героически прошел войну от начала до конца и умер с честью. В этом документе не рассказывается о том, как жилось во время войны, не описывается сама война. 2 группа. Получить «5». 3 группа. Цель документа – рассказать читателю о героическом человеке Иване Александровиче. 4 группа. Рассказать о прадедушке.
1 группа. Противоречащих мест нет. 2 группа. Нет. 3 группа. Нет. 4 группа. Нет.
1 группа. Да, он помогает нам узнать, как жилось в то время. 2 группа. Да. 3 группа. Да, документ помогает лучше узнать тот исторический период. 4 группа. Да.
1 группа. Этот человек прошел войну, в этом и есть его прошлое. 2 группа. Родился 16 августа 1921 года. Жили трудно. 3 группа. Большая гать Орловской области. Иван Александрович прошел Великую Отечественную войну от начала до конца. 4 группа.
Все группы. Этот документ вторичный.
1 группа. В этом документе нет дополнительной информации, потому, что всем известно, как проходила война, и как жилось в это время. 2 группа. Да. 3 группа. Есть. 4 группа. Да, про бабушку.
1 группа. Да, есть необходимость в обращении к другим источникам. 2 группа. Нет. 3 группа. Есть, больше узнать про героического прадедушку. 4 группа. Нет, все рассказано. Примеры работ ребят: Защитник Отечества. Сочинение Филимонова Дмитрия ученика 5а класса СОШ№1 г. Радужный Я расскажу о моём героическом прадедушке, который защищал Родину в Великой Отечественной войне. Звали его Кумошенский Дмитрий Павлович. О его подвигах мне рассказала моя мама. Мой прадедушка родился 29 апреля 1911 года, в селе Горицы Нижегородской области. Когда прадеду было 11 лет, он остался сиротой: родителей не стало рано, его воспитанием занималась сестра Глафира. Прадедушка окончил полный курс Учительского Института при Горьковском Государственном Педагогическом Институте, по специальности физика и математика. Великая Отечественная война началась, когда он служил в рядах Красной Армии в городе Киеве. Он был связистом при лётчиках. Аэродром часто бомбили немцы, и Дмитрий подвергался смертельной опасности. И так он прошёл всю войну. В начале был сержантом, а потом лейтенантом. Он был награждён медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года». Когда закончилась война, их часть стояла в Австрии. Во время войны прадедушке оторвало палец на руке. После войны прадедушка познакомился с моей прабабушкой Верой Фёдоровной. Они поженились и переехали жить в село Ковардицы Муромского района. Там они вместе работали в сельской школе, прадедушка был директором этой школы. После войны жилось им трудно, в течение семи лет они стоили своими силами дом. У них родились два сына – Владимир и Юрий (мой дедушка). Прадедушка был очень уважаемым человеком, он прекрасно играл на гитаре и исполнял старинные романсы. Ещё он замечательно вышивал, своими руками он вышил портреты Ленина и К. Маркса. У прадедушки было много друзей. Их радушный дом всегда был полон гостей. В 1971 году он ушёл на заслуженный дых, а в 1976 году скончался от болезни. Похоронили его в Ковардицах. Каждый год мы бываем на его могиле, кладём ему цветы. Девятого мая мы всегда ходим к бабушке в гости, рассматриваем прадедушкины семейные и фронтовые фотографии, а дедушка Юра рассказывает интересные истории про своего отца. Несколько раз мы со своей семьёй ездили во Владимир на парад, посвящённый Дню Победы. О моем прадедушке Нагайченко Максим, ученик 5а класса СОШ №1 г. Радужный Я расскажу о моем героическом прадедушке, который защищал Родину в Великой Отечественной войне. Звали его Сарычев Иван Романович. Мне рассказали о нем мама и бабушка. Родился прадедушка в 1910 году в селе Карагуж Алтайского края в большой крестьянской семье. Учился в школе, закончил шесть классов. Работал шафером, служил в армии, в 1937 году женился на моей прабабушке, и у них родилось двое детей. На фронт прадедушка ушел в начале войны. Он часто писал письма домой и посылал фотографии. А из дома получал письма о том, что его ждет домой с победой семья. Мой прадедушка воевал с фашистами, прошел от Москвы до Берлина в звании капитана, был дважды ранен. Он награжден медалями: «За оборону Москвы », «За штурм Кенигсберга», а также медалями «За победу над Германией», «За освобождение Польши». Мамино детство Моя мама в школе училась очень хорошо. Дедушка был военным, и семья часто меняла место жительства. Однажды, когда они в очередной раз переехали, маму оставили до конца учебного года в Севастополе. Мама тогда училась в пятом классе. И вот она осталась с бабушкой и дедушкой, а родители улетели во Владивосток. Мама всегда была активисткой. В новой школе все по-новому, но она смело вошла в новый класс, показала себя с хорошей стороны. Класс выбрал ее председателем совета отряда. Тогда существовала пионерская организация. Пионер был всему пример. Мама рассказывала, как у них в школе велась работа с пионерскими отрядами. Севастополь – город герой, и, конечно же, там живет много ветеранов войны. Класс взял шефство над группой ветеранов. В их обязанности входило многое: приходили девочки, мальчики, и каждый находил себе дело в семье ветеранов. Ходили в магазин, в аптеку, кололи и носили дрова, помогали в уборке. Обязательно приходили на 9 Мая с поздравлениями и подарками, сделанными своими руками. Конечно же, пожилые, заслуженные люди, особенно если жили одни, были благодарны такому вниманию со стороны детей. Ветераны посещали школу, классы, рассказывали о войне. МОЙ ПАПА САМЫЙ ЛУЧШИЙ Моего папу зовут Микульшин Сергей Михайлович. Ему 37 лет. В город Радужный папа приехал в 1972 году. На его глазах рос и строился наш город. Появились друзья, с которыми папа дружит до сих пор, у них настоящая мужская дружба. Он учился в первой школе. В начальных классах папина фотография висела на доске Почета, он был отличником. Папа занимался футболом, у него был первый взрослый разряд и второе место по области. После школы папа поступил в Авиамеханический техникум, закончил его, и сразу после защиты диплома папу забрали в армию. Служил он в городе Чите в Военно-Воздушных силах. Там он был водителем машины «Урал», которая перевозила военные самолеты. Отслужив в армии, папа вернулся в родной город и устроился работать водителем и работает до сих пор. Мой папа самый обычный человек, но лучше его никого на свете нет. Мы вместе с ним смотрим спортивные передачи и очень любим футбол. У нас много общих интересов. Для нас с сестрой, наш папа самый лучший! Мои друзья в моем классе В нашем классе у меня есть подруга – Рита. С ней приятно общаться, она не огрызается, всегда разговаривает спокойно. С Ритой можно обсудить трудное задание. Мы часто звоним друг другу, ходим на дни рождения. У нас есть общее увлечение – рисование. Рита умеет вести себя хорошо: никогда не обижает, не дерется. Я считаю, что она лучше всех в нашем классе. Моего друга в классе зовут Рита. С Ритой легко общаться, она умная, веселая, уравновешенная и дружелюбная. На переменах мы с Ритой бегаем играть с первоклашками. Моего друга зовут Соколов Данил. Он любит шутить. Мы с ним играем в компьютерные игры, гуляем, общаемся. У нас есть общие интересы, например, просмотр фильмов или рисование на одну тему, игра в одинаковые игры. На уроке технологии мы делаем одну поделк у на двоих, вдвоем получается лучше. Из игр на улице нам нравятся футбол, хоккей, прятки. Мы любим ходить в лес и вместе с родителями устраивать пикники. Мы любим животных – кошек и собак. У меня дома пес, а у Данила собака и кошка. Мы часто играем с нашими питомцами и вдвоем выгуливаем их, они вместе играют. Мне нравится собака Данила, а ему моя. Еще нам нравится музыка одни направлений. Я считаю Данила хорошим другом, надеюсь, он думает обо мне также!
Проект «В мире профессий» В этом учебном году мы с ребятами решили всерьез задуматься над выбором профессии, а для этого создать сайт, рассказывающий о профессиях наших родителей или о наших будущих профессиях. Большинство ребят приготовили презентации, выступили на классном часе. Кроме того в классе прошло анкетирование, связанное с выбором профессии. Ассоциации со словом профессия у учащихся класса:
В будущем я хотел бы стать...
Профессии, благодаря которым Вы можете учиться в школе:
Проект «Минута славы» Накануне 8 марта нашим девочкам было дано задание подготовить про себя презентацию. А все для того, чтобы наш проект состоялся. Начало сценария «ПРАЗДНИЧНАЯ ТЕЛЕПРОГРАММА «Минута славы»” приводится ниже. Ведущий: Добрый день, уважаемые телезрители. Мы рады приветствовать вас на канале "6а-Тиви". Ведущий: Сегодня, когда вся страна готовится встретить светлый праздник весны, когда все поздравляют матерей, бабушек, сестер и подруг, наш канал дарит вам, дорогие телезрители, большую праздничную программу «Минута славы». Ведущий: У нас в гостях много известных людей, они представят нам сегодня свои таланты. Ведущий: В студии присутствуют корреспонденты различных СМИ, они смогут задать нашим гостям вопросы. Ведущий: А сейчас, слово нашим дорогим гостьям — нашим звездам, нашим однокласницам. Просим их выйти на эту сцену. Каждая девочка, представлявшая свои таланты и увлечения, была награждена аплодисментами восторженных зрителей. А мальчики, изображавшие корреспондентов СМИ, засыпали их вопросами. И Мое первое путешествие было на Крайний север, мне тогда был 1 год и 8 месяцев. Я сейчас конечно же многого не помню, но могу сказать точно, что там очень холодно. Но вот одно я очень хорошо помню, когда я видела северное сияние. Несколько оттенков сиреневого цвета цвета обволакивали друг друга, было как в сказке. з презентации Лукиных Даши Мое первое путешествие. Второе путешествие Мое второе путешествие было в 7 лет. Я поехала с родителями в Анапу. Нам пришлось целые сутки ехать в автобусе, оно того стоило. Окина Рита -будуший художник, она показала свои работы. Князева Настя: Больше всего я люблю рисовать природу. Я хожу в школу искусств уже 4-ый год. Я туда хожу не просто так: во-первых для профессии: «Ландшафтный дизайнер» и во- вторых для удовольствия. Николаева Оксана любит ухаживать за животными и много о них знает. Минипроект «Молодежная субкультура» Идея этого проекта родилась во время выступления Трусковой Даши на программе «Минута славы», тема Даши была «Молодежная субкультура». Даша, как будущий журналист, рассказывала о вопросах, волнующих молодежь, о неформальных обединениях молодежи. Оказалось, что это очень интересно всем ребятам и было решено продолжить эту работу. Ребята нашли много интересного материала по теме, подготовили презентации, в будущем это скорее всего будет сайт, ведь у нас уже есть свои сайтостроители — Баринов Дима и Залетов Денис. Это первый проект, который был реализован по инициативе самих учащихся. Молодежная субкультура: неформальные объединения Неформалы- это официально незарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людей с одинаковыми потребностями Выводы: Проекты как средство для развития у учащихся творческих способностей, повышения мотивации к работе с различными источниками информации должны занимать достойное место в системе работы классного руководителя. Ребята не только на уроках, но и во внеурочной деятельности применяют ИКТ, у многих учащихся появилась возможность показать способности, о которых ранее не подозревали ни одноклассники, ни классный руководитель. Не все охотно занимаются проектами, некоторые участвуют только в творческих проектах, другие, наоборот, только в информационных и исследовательских. Да это и не так важно. Главное — каждый ребенок получает возможность для самореализации, для формирования активной жизненной позиции. |
Урок русского языка в 5классе с использованием икт на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос» Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности | Несколько лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей... В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации учащихся как граждан России и вместе с тем... | ||
Тема урока: «производство цемента» Цель: 1 Через активные формы работы на уроке познакомить учащихся с производством цемента | «Здоровье сберегающая педагогика» Являясь учителем биологии – науки о жизни, главная моя задача научить ребят азам здоровья. Ведь это главная прерогатива для полноценной... | ||
Учебное пособие Краеведение. За рамками урока (Внеклассные мероприятия) Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: повышение мотивации учебной деятельности и интеллектуальной активности учащихся через игровые формы работы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Под коллективной познавательной деятельностью подразумевается такая форма учебной работы, при которой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель занятия: заинтересовать, пробудить интерес у детей и желание заниматься изобразительной деятельностью | ||
«Путешествие в страну Знаний»» Воспитательная: заинтересовать детей учебной деятельностью; пробудить желание учиться и получать знания | Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта «Формирование мыслительной и познавательной деятельности школьников, повышение мотивации учения через активные формы и методы с использованием... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А это предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения... | «Приготовление полуфабрикатов местного компонента из птицы: котлета... Важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях являются активные методы обучения, применение... | ||
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка через... «Роща», взятый из книги В. Ю. Романовой и Л. В. Петленко «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения»... | Программа дополнительного образования Главной задачей историко-краеведческого курса является стремление пробудить у ребят интерес и любовь к своему Отечеству, «малой Родине»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе; дать понятие о предложении как единице речи;... | Отчет. Месячник школьной библиотеки. Тема: «Экология. Спорт. Здоровый и безопасный образ жизни» Цели: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней, в театрализованной форме обобщить знания,... |